Гипостазирование – опредмечивание понятий

Гипостазирование, оно же опредмечивание или овеществление понятий – один из ключевых механизмов работы нашего интеллекта, сопровождающейся, однако, целым рядом ошибок в мышлении и общении людей. Суть в том, что наше мышление настроено обращаться даже, например, с такими сугубо абстрактными понятиями (диалектическими категориями), как время и пространство, теми же интеллектуальными способами, какими мы взаимодействуем с внешними предметами, используя или преобразуя их для своих целей. Собственно, в результате такого внешне проявленного действия и сформировались механизмы мышления, включая опредмечивание или овеществление всего, что попадает в сферу умственной работы и представлений у людей.

 

Простейший пример. Допустим, вас попросили пойти и взять вилку с кухонного стола. Казалось бы это действие происходит непосредственно во внешнем мире. Но в действительности, вы на какое-то мгновение совершаете упреждающее действие с опредмеченным (гипостазированным) представление вилки в своем уме. Более отчетливо работу механизма гипостазирования или овеществления вы можете проследить при попытках бросить мяч или другой предмет точно в намеченную цель. Для этого вам сначала придется опредмечивать в уме всю проблемную ситуацию, соизмеряя с целью в своих воображении и внутренних ощущениях направление и силу броска.

 

Для абстрактных понятий и представлений привести столь же понятные примеры их опредмечивания сложнее – операции гипостазирования или овеществления как бы скрыты, замаскированы в самом механизме мышления, – но это опредмечивание происходит в каждое мгновение развития мысли и приводит порой, к немалым недоразумениям и искажениям информации в общении людей, в особенности при передачи информации от теоретиков науки в сферу восприятия (тезаурус) обычных людей.

 

Гипостазирование, оно же опредмечивание или овеществление – это болезнь или сама суть, назовите как вам нравится, современной или, точнее сказать, неклассической физики. Я тщился найти материалы по этой проблеме, но, увы, речь может идти о чем угодно, только не о теоретической физике такой, какая она есть на текущий момент. Нет, я совсем даже не против иррациональных подходов, потому как мышление само по себе изрядно иррационально. Но границы разумного желательно все же знать, хотя бы в части интерпретации абстрактных построений. С другой стороны, иррационализм, как бы он ни был плодотворен в части совершения физических открытий, он, как и любой другой прием интеллектуальных построений, не может бесконечно эксплуатироваться, оставаясь продуктивным. Застой в части новых физических идей и открытий, о чем сейчас все чаще говорят сами физики, признак указанной ограниченности возможностей иррационализма и гипостазирования, как наиболее яркой, на мой взгляд, его черты.

 

Но сначала попробуем еще раз разобраться, что же это такое – гипостазирование – обратившись к энциклопедическим и философским словарям.

 

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ

Синонимы: материализация, опредмечивание, овеществление.

 

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ (от греч. hypostasis — сущность, субстанция) — логическая (семантическая) ошибка, заключающаяся в опредмечивании абстрактных сущностей, в приписывании им реального, предметного существования.

Эту ошибку допускает, например, тот, кто считает, что наряду со здоровыми и больными людьми в реальном мире есть еще такие отдельные «существа», как «здоровье» и «болезнь».

Опасность гипостазирования существует не только в обыденном рассуждении, но и в научных теориях.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

 

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ

(от греч. ὑπόστασις – сущность, субстанция) – превращение в процессе познания отдельных. свойств, сторон, отношений предметов в самостоятельную сущность. Гипостазирование (оно же опредмечивание) характерно для идеалистич. философии.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

 

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ (от греч. ύπόστασις — сущность, субстанция) — наделение самостоятельным существованием в пространстве и времени абстрактных сущностей — признаков и классов. Гипостазирование (опредмечивание, овеществление) основано на игнорировании качественной разницы между предметами, способными к самостоятельному существованию в пространстве-времени, и их признаками, существующими лишь в составе предметов. Различают два вида гипостазирования. Первое сводится к утверждению, что абстрактные сущности (универсалии) существуют самостоятельно в реальном или "надмировом" пространстве. (Шуточный пример такого гипостазирования — улыбка Чеширского кота, остающаяся, когда кот исчезает.) Другой вид гипостазирования отождествляет предмет с одним из его признаков.

Г. Д. Левин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

 

Я, сократил, слишком длинные пассажи, но смысл улыбки Чеширского кота, остающейся, когда кот исчезает, думаю, остается вполне ясным. Вот именно такими гипостазированным и опредмеченными "улыбками" современная неклассическая физика, а, точнее, ее словесная интерпретация философирующими физиками, начинена вдоль и поперек.

 

Из-за отсутствия надлежащих исследований по этому вопросу в области физики, я обращаюсь к "смежной области" – в общем, обращаюсь к замечательной работе: С.Г. Кара-Мурзы "Потерянный разум", которую привожу здесь с очень большими сокращениями. При небольшой коррекции этого текста его едва ли не один к одному можно было бы применить и к современным физическим проблемам. Полный текст вы можете найти на сайте

http://philosophy.ru/library/husserl/log_issl/husserl_li2.html

 

Проявлений «порчи сознания» множество, ежедневно мы наблюдаем все новые и новые конкретные случаи, иногда столь красноречивые, что все написанное об этом раньше бледнеет.

 

Прежде всего, существует хорошо нам знакомый вид деформации сознания, который обозначается малоизвестным словом гипостазирование: синонимы опредмечивание и овеществление. В словаре читаем: "Гипостазирование (греч. hypostasis – сущность, субстанция) – присущее идеализму приписывание абстрактным понятиям самостоятельного существования. В другом смысле – возведение в ранг самостоятельно существующего объекта (субстанции) того, что в действительности является лишь свойством, отношением чего-либо".

 

Когда пробегаешь в уме историю перестройки (это во времена Горбачева), поражает эта склонность изобретать абстрактные, туманные термины, а затем создавать в воображении образ некоего явления и уже его считать реальностью и даже порой чем-то жизненно важным. Эти размытые опредмеченные образы образует для человека целый живой мир, в котором он легко и, главное, бездумно ориентируется. Образы эти не опираются на хорошо разработанные понятия, а обозначаются словом, которое приобретает магическую силу. Будучи на деле бессодержательными, такие слова как будто обладают большой объяснительной способностью. Крупный современный экономист Л. фон Мизес предупреждал: "Склонность к гипостазированию, т.е. к приписыванию реального содержания выстроенным в уме концепциям – худший враг логического мышления".

 

Симметричным гипостазированию нарушением рациональности мышления можно считать размывание понятий. Большое место в сознании занимает воображение, особенно создание фантастических образов, способных увлечь людей и приглушить в них чувство ответственности. В этом состоянии они обретают особый тип мышления – аутистического. Именно этого сумела достичь в годы перестройки идеологическая машина.

 

ПН: Здесь я позволю себе прервать это замечательное повествование. Все же оно несколько полемично. Гипостазирование (опредмечивание, овеществление) не является нарушением рациональности мышления по той причине, что оно неизбежно проявляется в любом реальном акте мышления. Другое дело, что населению планеты, включая гениев, крайне не хватает умения, а может быть и желания, отличать субъективные гипостазированные элементы мышления от реальности, объективно существующей вне нас. Однако вернемся к замечательному повествованию, которое я, правда, сократил.

 

Цель реалистического мышления – создать правильные представления о действительности, цель аутистического мышления – создать приятные представления и преградить доступ всякой информации, связанной с неудовольствием (крайний случай – грезы наяву). Аутистическое мышление – не "бредовый хаос", не случайное нагромождение фантазий. Оно тенденциозно, в нем всегда доминирует тот или иной образ – а все, что ему противоречит, подавляется. Два типа мышления не только взаимодействуют (в норме), но и находятся в конфликте. И если каким-то способом удается отключить или подавить реалистическое мышление, то аутистическое мышление доделывает за него работу, тормозя здравый смысл и получая абсолютный перевес.

 

Парадоксальность аутистического мышления в том, что оно делает возможным веру в противоположные, несовместимые и взаимоисключающие фантазии. Массовый сдвиг от реалистического мышления к аутистическому заметить было непросто даже тем, кто этим сдвигом не был затронут. В отличие от шизофрении, которая оперирует явно оторванными от реальности образами и обнаруживает отсутствие логики, аутизм, как отмечает Э.Блейлер, "отнюдь не пренебрегает понятиями и связями, которые даны опытом, но он пользуется ими лишь постольку, поскольку они не противоречат его цели, т.е. изображению неосуществленных желаний как осуществленных; то, что ему не подходит, он игнорирует или отбрасывает".

 

Да, аутистичность мышления и в современной физической науке, пожалуй, проявляется не в меньшей мере, чем гипостазирование, употребляемое без каких-либо разумных ограничений и тормозов. О шизофреничности в мышлении ученых, в особенности физиков-теоретиков, тоже есть исследования, но я не буду отвлекаться здесь на эту тему хотя бы потому, что поисковики не любят подобных отвлечений. Им надо постоянно долдонить какие-то ключевые словосочетания и слова – те же, гипостазирование, опредмечивание, овеществление – иначе и нет шансов, что кто-то эту статью когда-нибудь прочтет. Итак, возвращаемся к гипостазированию.

 

Согласно Л.А. Микешиной "Гипостазирование как проблем лингвистической эпистемологии" http://www.intelros.ru/pdf/eps/2012_2/03.pdf

"Одна из трудностей, с которой встречаются исследователи, состоит в том, что применение гипостазирования не всегда однозначно приводит к отрицательным результатам, прежде всего потому, что этот прием часто оказывается необходимым в сфере теоретического и философского мышления.

 

В целом эпистемологический анализ операции гипостазирования (опредмечивания) позволяет выделить ряд ее базовых компонентов. Прежде всего, гипостазирование не является прямым логическим следованием; его семантика проблематична; нет эмпирического обоснования, так как объект не наблюдаем. Оно, имея утвердительную форму, одновременно неявно может содержать предположение, часто является воображаемым и гипотетическим построением, референт которого не выявлен. Содержание гипостазированного утверждения – приписывание существования не только материальным, но и идеальным объектам в форме представления, понятия и других феноменов в знаковой, в частности языковой, форме. Прием гипостазирования просматривается в различных сферах как обыденного, так и теоретического познания".

 

Тот, кто пожелал понять идею этих извлечений о гипостазировании, т.е. опредмечивании или овещесвлении, я думаю, понял. Другим здесь что-то дополнительно пояснять возможно и бесполезно. Но я попробую все же пояснить это на примере категорий конкретное и абстрактное.

 

Что такое, например, пространство, если говорить об этом без длинных слов? – Это обобщенный (он же абстрактный, гипостазированный, овеществленный) образ локальных пространств: пространства детской кровати, пространство комнаты, квартиры, города и далее вплоть до идеи бесконечного пространства. Обобщенный образ пространства есть только в нашей голове. Как же этот образ в нашей голове и вне нас не существующий может, согласно интерпретации нынешних физиков и популяризаторов, искривляться и даже закручиваться и т.п. Искривляться и вообще как-то изменять свою форму могут только предметы или фрагменты материи, существующие вне нас. Если мы "заставляем" пространство "искривляться", то мы наделяем его признаками, присущими только материи, то есть, овеществляем пространство, а это и есть не достижение высокого разума, а гипостазирование в махровой форме.

 

Время тоже есть некоторый обобщенный образ знакомых нам длительностей и, в частности, хода эталонных часов. Мы можем найти конкретные примеры для иллюстрации понятия времени, но как обобщенный образ, время существует только в нашей голове. Если мы "заставляем" время ускоряться или замедляться, то мы создаем образ овеществленной сущности, способной вести себя подобно реальным, протекающим в материальной среде, процессам. И это есть все то же гипостазирование, реализующееся лишь в нашем воображении.

 

Одно из требований образования абстрактного понятия заключается в возможности обратного перехода от абстрактного к конкретному. Если Эйнштейн и апологеты интерпретации его теории переходят от времени Ньютона к времени Эйнштейна через преобразования Лоренца и "синхронизацию" хода часов, то должна быть возможность и обратного перехода описаний с языка Эйнштейна на язык Ньютона и на наш обычный нормативный язык, в котором ни время, ни пространство не являются веществом или некоторыми гипостазированными, овеществленными сущностями, наделенными свойствами материи.

 

Я уже, право, утомился объяснять простые, хотя и замороченные, вещи. Я всего лишь алгоритмист и, как алгоритмист, пытаюсь привести исходную информацию к однозначно интерпретируемому виду. Эта операция в чем-то противоположна гипостазированию и опредмечиванию понятий. Но я – не профессиональный физик и не профессиональный философ, и в этих областях авторитета не имею. За таковым я, с вашего позволения, обращаюсь к К. Xюбнеру – "Критика научного разума / Пер. с нем. - М., 1994".

 

"Даже сегодня еще многие физики утверждают, что ньютоновская механика является предельным случаем теории относительности... Но пространство и время в ньютоновской физике суть абсолютные величины, в эйнштейновской - относительные, и т.д. Это очевидное логическое различие не позволяет выводить одну теорию из другой, хотя в обеих фигурируют одни и те же термины. При переходе от эйнштейновской теории к классической физике изменятся не только форма законов, но сами понятия, на которых эти законы основаны. Поэтому ньютоновская физика не является ни предельным, ни частным случаем эйнштейновской физики".

 

Да, эйнштейновские, в отличие от ньютоновских, пространство может искривляться, а время – замедляться или, может быть, скакать галопом. Гипостазирование в том и проявляется, что сначала опредмечиваются абстрактные понятия, затем производится наклеивание на них сущностных или предметных свойств. Все что мог я уже пояснил. Если "сумасшедшие", по выражению Н. Бора, идеи продвигают науку, то надо и таким образом ее продвигать – теми, кто мыслит и гипостазирует сумасшедшим образом. Но не надо своих сограждан и прочих землян колотить подобными опредмеченными идеями по голове, наделяя обычные слова абсурдным смыслом.

 

Смежные темы:

Феномен - сознание

Личная философия

Психология чуда

О подсознании

Снова о подсознании

Искренность

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика