Мировосприятие и мировоззрение

Мировосприятие и мировоззрение – это элементы, определяющие наш внутренний мир и взаимодействие с внешним миром. Мировосприятие есть чувственное восприятие мира, преобразуемое и передаваемое в область сознания в виде идентифицированных (определенным образом осмысленных) образов. Мировоззрение - это стержень сознания и самосознания человека.

 

Мировосприятие и мировоззрение – это весьма сложная тема. То есть, тема, сложная для осмысления и понимания. Почему так – объясню позже. Но это так, и чтобы разобраться с заявленным предметом я обратился в интернет. В одном из рефератов

"Сущность мировоззрения. Введение"

http://www.magtu.ru/site-services/file-archive/finish/105-uchebno-metodicheskie-posobiya/523-mirovozzrencheskaya-funkcziya-filosofii.html

я нашел подходящий по теме текст, который далее привожу в моем несколько свободном изложении:

 

Что делает каждый из нас, попадая в незнакомую обстановку? Мы, часто неосознанно, ищем то, на что можно "опереться", создать в привычном плане мировосприятия психологический комфорт. Например, оказываясь в помещении, где много посторонних людей, или необычна ситуация, или непривычна обстановка, мы тут же машинально ищем знакомые лица или привычную предметность, и если находим, то нам легче переносить ситуацию, даже если обстановка только напоминает привычную нам, т.е. мы преодолевали чуждость ситуации, опираясь на прошлый опыт мировосприятия, на воображение и на нашу способность выдавать желаемое за действительное.

 

Видимо, так же начали поступать и первобытные люди. Они стали обустраивать свой внутренний мир, собственное мировоззрение, опираясь на свое мироощущение и внося в него привычность силой своего воображения, преодолевая тем самым чуждость внешнего мира. Они населили мир различными богами и божками, симпатичными и не очень: лешими и русалками, троллями и гномами, домовыми и кикиморами.

 

Глубинным основанием для метафоризации мира является изначальная, незыблемая убежденность в единстве мира. Откуда взялась эта убежденность: генетическая ли это память, привнесено ли это извне, но фактом остается то, что человек желал знать, что мир един. И это побуждало его в своем мировоззрении переносить на природу то, что он наблюдал в среде людей. Возникала совершенно новая условная реальность – мир, в котором пришлось жить человеку, становился Миром Человека, он подгонялся людьми под себя, субъективировался. Язычество стало первым этапом конструирования нового мира..."

 

Этот фрагмент – он приведен с сокращениями – делает более понятными некоторые общие особенности мировосприятия и мировоззрения людей. Но у меня вопрос более конкретный. В очередной раз я задумался над словосочетанием "искривление пространства" в интерпретации теории относительности. Мне не понятно, как вообще такое бессмысленное, на мой взгляд, словосочетание могло возникнуть в мозгах людей.

 

Поскольку сколько-нибудь удовлетворительного для меня ответа я нигде не нашел, остался единственный шанс понять проблему – это задать такой вопрос самому себе. Я сконцентрировался на этом вопросе – процесс, скажу я вам, не быстрый – и постепенно ситуация стала проясняться. В рамках моего мироощущения и мировоззрения, конечно. Да, мне уже приходилось читать о том, что склонность к религиозности или атеизму обусловливается, помимо прочего, генетической предрасположенностью человека. Склонность человека к порядочности или к бандитизму тоже частично заложена в его генах. Вот так пришла мне в голову и мысль о том, что формирование и содержание наших понятий о мире вещей и природы тоже в изрядной мере зависит от структуры генов конкретного человека.

 

Далее ситуация стала проявляться в более конкретном плане. Я задал себе вопрос: как лично у меня, под действием моих генетически обусловленных инстинктов, мировосприятия или мироощущения и прочей предрасположенности, формируется понятие пространства... Вот я сейчас нахожусь в пространстве своей комнаты. Я мысленно убираю отсюда все предметы – пространство остается. То есть, остается то, что я могу назвать пространством. В рамках моего мировоззрения я знаю, что кроме предметов пространство заполняют разного рода энергетические поля или еще какие-то известные и не известные мне и человечеству виды материи. Реально я это убрать не могу, но мысленно я могу это проделать, а то, что я понимаю под пространством, все равно остается. Я могу вместо пространства комнаты взять что-то пообширнее, но сути это не меняет: в моем внутреннем отображении пространство не состоит из чего либо конкретного. А раз это пространство не состоит из чего-либо, то в нем нечему искривляться и т.п. Это "искривление пространства" – абсолютная бессмыслица применительно к тому, что я подразумеваю под понятием пространства. И именно мои инстинкты заставляют меня таким образом строить свое мировоззрение и таким образом понимать природу вещей.

 

Определившись с мировоззрением в этой части и с ментальной предрасположенностью собственной особы, я задался другим и более сложным для меня вопросом: а как может формироваться понятие пространства у других людей – с другой структурой генетической предрасположенности к мироощущению и мировосприятию.

 

Мой внутренний ответчик выдал примерно такое объяснение. Некоторые люди, в отличие от меня, не могут представить себе пространство, как нечто абсолютно не содержащее ничего. В рамках их мировосприятия, пространство – это некоторая часть материального мира. Проще говоря, на интуитивном или рефлекторном уровне они не могут мысленно отделить пространство от материи. Один раз они могут воспользоваться словом "пространство", другой раз – словом "материя", но для них это, по сути или в их внутреннем отображении, есть одно и то же.

 

В рамках моего мировоззрения, как и в своем собственном представлении, я не могу искривить пространство, поскольку в нем нет того, что можно искривлять, и вообразить подобное "искривление" я тоже не могу. Но, сделав некоторое усилие и представив, что пространство есть материя, я уже могу представить, что пространство, скажем моей комнаты, разом искривилось со всем материальным в ней находящимся, как будто бы я посмотрел на это в кривое зеркало.

 

После этих мысленных упражнений я уже смог без моего обычного ментального сопротивления, порожденного устоявшимися мировоззрением и мировосприятием, прочесть пассаж Ли Смолина в книге "Неприятности с физикой: взлет теории струн, упадок науки и что за этим следует":

 

"Альберт Эйнштейн был, определенно, самым значительным физиком двадцатого столетия. Его величайшей работой, возможно, было его открытие общей теории относительности (ОТО), которая является лучшей из имеющихся у нас на сегодняшний день теорий пространства, времени, движения и гравитации. Его глубочайшим прозрением было то, что гравитация и движение тесно связаны друг с другом и с геометрией пространства и времени. Эта идея завершила сотни лет раздумий о природе пространства и времени, которые до нее рассматривались как фиксированные и абсолютные. Будучи вечными и неизменными, они обеспечивали фон, который мы использовали для определения таких понятий как положение и энергия".

 

Тот, кто хотя бы немного знаком с проблемами интерпретации понятий пространства и времени, знает, что "сотни лет раздумий о природе пространства и времени" еще никак не завершены. Но для той части людей, которые предрасположены видеть мир в рамках мировосприятия и мировоззрения Ли Смолина, возможно и в самом деле подобные раздумья уже завершены. Впрочем, Ли Смолин демонстрировал и иные образцы мировоззрений и мировосприятия, о чем была речь в предыдущей статье о постулатах теории относительности.

 

Мы, и я, конечно, не исключение, рефлекторно предрасположены видеть свое отображение в другом человеке – считать, что другой человек воспринимает мир так же, как его воспринимаем мы, что и приводит к недоразумениям. Но на самом деле, это априори подразумеваемое сходство мировосприятия может быть подобно схожести восприятия слепых и глухих. И тот и другой могут как-то судить о цветах и звуках, но содержание их мировоззрений, их внутренних представлений по этим поводам будет различным. Это, конечно, грубый пример, но он позволяет понять, что если вас, как и меня, озадачивает словосочетание "искривление пространства", то это происходит потому, что употребивший это словосочетание имеет в виду под понятием пространства нечто совершенно иное, чем вы или я.

 

Это не только трудно поддающаяся четкому пониманию проблема мировосприятия и мировоззрения. Это, не в меньшей мере, тонкая и весьма трудно осознаваемая проблема корректного употребления языка. Эту проблему, как мне представляется, уже давно пора бы начинать решать. Но, взамен этого, ученые мужья озадачивают нас словосочетаниями, отражающими их специфическое мировоззрение и их внутренний и порой не очень корректно организованный мир.

 

Ну вот, примерно таким образом я ответил себе на вопрос, почему в головах некоторых земножителей возникают столь странные для меня словосочетания как "искривление пространства", "замедление времени" и т.п. Эти словосочетания не происходят из природы реальности – они в особенностях наклонности к словотворчеству и в особенностях мировосприятия и мировоззрений. Хотелось бы, чтобы этот ответ был бы понятным не только мне, но прочитавшим эту статью.

 

Успехов вам в понимании мировосприятия и мировоззрения и, главное, в корректности использования языка!

 

Анонсы других статей

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика