Материалы к расчету эмульгатора котлов Мироновской ГРЭС

Текст работы можно загрузить в формате Word

 

 

Коррозия и состав золы:

 

Для обеспечения допустимой скорости коррозии необходимо учивать точку росы дымовых газов

 

dtr=125*Sn^0.333/1.05^(ayn*An)

 

Sn и An - приведенные содержания серы и золы; ayn - коэфф уноса золы (в нормативном методе используется ayn=0.85)

 

При выполнении условия

 

tk+25<tst<105 oC

 

скорость коррозии не превысит 0.2 мм/год.

 

В интервале 110<tst<tr скорость коррозии недопустимо велика.

 

<<tk, tst, tr – температура конденсации пара, температура стенки и точка росы>>

 

Hаличие в продуктах сгорания сернистого ангидрида приводит к низкотемпературной коррозии.

 

При сгорании серы образуется сернистый ангидрид SO2 и в небольшом количестве серный ангидрид SO3. Hаходящиеся в продуктах сгорания водяные пары, соединяясь с серным ангидридом, образуют пары серной кислоты. Последние при контакте с поверхностями нагрева, имеющими температуру ниже точки росы tr, конденсируясь, образуют пленку слабоконцентрированной серной кислоты. При этом для конденсации создаются благоприятные условия, так как даже небольшое содержание паров H2SO4 резко повышает tr. В результате низкотемпературные поверхности подвергаются интенсивной сернокислотной коррозии. Одновременно с этим отложения золы увлажняются и загрязнения возрастают.

 

Реакция образования SO3 интенсифицируется с увеличением О2. Поэтому с уменьшением избытка воздуха резко уменьшается и tr. Hачиная с содержания О2 0.2% tr не зависит от кол-ва серы в топливе и находится вблизи точки росы водяного пара.

 

При температуре поверхности, близкой к tr, конденсация паров H2SO4 незначительна, скорость коррозии невелика. При снижении температуры поверхности конденсация кислоты возрастает, скорость коррозии резко увеличивается, достигает максимума, а затем резко уменьшается, хотя количество выпадающей кислоты продолжает возрастать. При дальнейшем уменьшении температуры поверхности нагрева концентрация H2SO4 в пленке росы понижается, но коррозия вновь усиливается, причем в этой области температур скорость коррозии может быть выше, чем в точке максимума.

 

Hаиболее интенсивное выпадение H2SO4 происходит в интервале 104-138С. Выше 140С H2SO4 обычно находится в газах в ненасыщенном состоянии, ниже t=104С - частично в виде насыщенного тумана. Тонкий туман отделим от газов, большая его часть удаляется в атмосферу, по пути сорбируясь частицами сажи.

 

При совместном сжигании мазута и угля зольные частицы адсорбируют SO3 и H2SO4. Вследствие нейтрализации на частицах некоторого кол-ва H2SO4 и понижения tr коррозия протекает менее интенсивно.

 

По данным ВТИ при сжигании мазута без присадки (напр. MgO) максимальная коррозия хвостовых поверхностей нагрева равна 0.35 мг/(м2*с) при температуре поверхности 105 оС.

 

Экспериментальные исследования показывают, что основная часть SO3 образуется непосредственно в зоне горения в кол-ве большем равновесного по отношению к молекулярному кислороду. Анализ кинетики показывает, что в основе процесса лежит реакция между SO2 и атомарным кислородом.

 

Обозначая индексом "*" активированную молекулы, можно представить следующую схему образования SO3:

 

CO2*+O2=CO2+O+O

 

SO2+O=SO3*

 

При а=1 SO3 практически отсутствует. Максимум имеет место при C_O2=3-6%, что соответствует a=1.15-1.3. <<a=1 соответствует теоретически необходимому количеству воздуха для горения>>

 

Показано, что время проявления максимальной концентрации в зоне горения можно определить по соотношению Kob/Kras константы образования и распада SO3:

 

tmax=@Ln(Kob/Kras)/(Kob-Kras)

 

Hа концентрацию SO3 влияет присутствие твердых частиц, особенно сажи и кокса:

 

CO2*+M=CO2+M

 

O+O+M=O2+M

 

При малых а=1.02-1.03 достигается снижение низкотемпературной коррозии до 0.2-0.3 мм/год. Для этого необходимо с помощью автоматических устройств порционировать и поддерживать на каждую горелку соотношение топливо воздух. При этом в трубчатых воздухоподогревателях температура металла должна быть примерно 75 оС, в регенеративных – 85 оС. Чтобы обеспечить такой температурный режим при температуре уходящих газов 140-160 оС, воздух на входе в рекуперативный воздухоподогреватель должен иметь температуру не ниже 70 оС, на входе в регенеративный воздухоподогреватель - не ниже 60 оС.

 

Hизкотемпературная коррозия поверхностей нагрева

 

Основные энергетические угли на базе которых предполагается дальнейшее развитее энергетики, а именно: канско-ачинские, кузнецкие и экибастузские, относятся к малосернистым топливам с низкой коррозионной активностью. Однако донецкие газовые угли типа ГСШ, принятые в качестве расчетного топлива для блоков 800 МВт, имеют повышенное содержание серы (приведенное значение более 0.5%/(тыс.ккал*кг)).

 

Коррозионные характеристики топлив были достаточно подробно изучены ранее <1959г>. При поперечном омывании максимум скорости коррозии оказался вблизи точки росы, а при продольном - ниже ее на 10-20 оС. В интервале температур стенок от 100-105 оС до tнасH2O+25 oC имеется область умеренных значений коррозии (около 0.2 г/(м2*ч)).

 

Однако знание точки росы tr не дает полного представления о коррозии поверхности нагрева. В связи с этим в исследованиях определялись как tr, так и скорость коррозии набивки РВП.

 

Исследования проводились на котлоагрегате ТПП-312 бл. 300 МВт Dk=950 т/ч, Po=255 кгс/см2, To=565/570 оC. Котел оборудован двумя РВП; набивка в роторе установлена в 2 слоя - нижний холодный слой из листов 1.2 мм, горячий - 0.6 мм.

 

Температура точки росы измерялась в газоходе за водяным экономайзером. Датчик устанавливался в поток дымовых газов с t=370-480 оC и w=12-16 м/с. Скорость коррозии набивки РВП исследовалась путем установки образов в среднем и горячем слое набивки. Температура металла образцов определялась расчетом по средним температурам газов и воздуха на входе в РВП и выходе из него.

 

В отобранных из пылепитателей котла пробах пыли содержание серы и золы на сухую массу достигало соответственно 3.6 и 29.3%. Суммарное содержание щелочных окислов (MgO+CaO+K2O+Na2O) в пробах золы не превышало 7.2%.

 

В таблицах представлены результаты измерения точки росы за ВЭ.

 

Таблица Результаты измерений.

 

 

<Сходимость табличных и оцененных по ф-ле зн-й tr обнаружить не удалось. В книге отмечается сходимость только при высоких значениях tr, однако данных о влажности дымовых газов нет и это утверждение нельзя проверить.> Рис 7-10,7-11

 

Таблица Зависимость низкотемпературной коррозии, г/(м2*ч), от температуры стенки, oC

 

51.png

 

1Wkor: ТПП-312,РВП, донецкие газовые угли; ф-ла расширена за пределы рис. 7-10.

 

2Wkor: ТП-100,зонд (продольно омываемая труба), львовско-волынский уголь (близкий к донецким)

 

3Wkor: ТП-230,ТВП (трубчатый подогреватель) и много др данных (подмосковный уголь). Данные аппроксимируются формулами:

 

1Wkor=@if(tst<89,0.0977+6.7615*10^11*tst^-7,@if(tst<108,0.0234+1.67E-11*tst^5,@if(tst<120,0.2854-0.001076*(tst-111.6)^2,0.122+221.26*@Exp(-0.025*tst^1.2))))

 

2Wkor=@if(tst<90,0.0556+673372*tst^-3.5,@if(tst<108,-0.0193+2.6548E-09*tst^4,@if(tst<120,0.3565-0.001798*(tst-111.2)^2,0.0371+5.8803*10^12*tst^-6.5)))

 

3Wkor=@if(tst<100,0.6481-6.0628E-05*tst^2,@if(tst<117,-0.1401+1.799E-15*tst^7,@if(tst<130,0.4283-0.001535*(tst-121.2)^2,0.0256+142.31*@Exp(-0.018*tst^1.2))))

 

Согласно таблицам, максимальная скорость коррозии достигается в области темератур стенки 110-115 оС. При росте ее выше 130 оС скорость коррозии снижается и становится практически постоянной, но имеет довольно большое значение: 0.13 г/(м2*ч), что составляет для РВП скорость коррозии 0.26 мм/год. Такая высокая скорость коррозии горячей набивки, по-видимому, связана с водными обмывками РВП, поэтому их следует применять только в исключительных случаях. Загрязнения образцов не обнаружено.

 

Приведены также данные о скорости коррозии труб коррозионного зонда при продольном омывании дымовыми газами при сжигании в топке к.а. ТП-100 львовско-волынского угля, близкого по характеристикам к донецким. Установлено, что при tst=80 и ниже резко возрастает золовой занос и одновременно повышается скорость коррозии.

 

Чтобы избежать интенсивного золового заноса набивки РВП, необходимо иметь tst не ниже 100 оС, что соответствует температуре воздуха на входе в РВП не менее 60 оС при температуре уходящих газов 140-150 оС.

 

Из-за интенсивного золового заноса РВП с металлической набивкой на блоке приходится снижать нагрузку. Даже после водной обмывки сопротивление этих воздухоподогревателей не восстанавливается до исходного (в чистом виде). Осмотр эмалированной набивки показал, что она после двухгодичной эксплуатации находится в удовлетворительном состоянии. Таким образом, эмалированная набивка не только защищает от коррозии РВП, но и предотвращает его интенсивный золовой занос.

 

Для получения данных о коррозии ТВП - трубчатых воздухоподогревателей были выполненны исследования на КА П-59 бл. 300 МВт Рязанской ГРЭС при работе на подмосковном буром угле Sn, которого может превышать 1%/(тыс.ккал/кг).

 

По данным полученным ранее для КА среднего давления ТП-230 при сжигании подмосковного угля с Sn=1.025-1.16, tr=136-142C. При этом максимальная скорость коррозии при tst=130C, близкой к tr, равно примерно 0.4 мм/год.

 

В тоже время экплуатационная скорость коррозии значительно превышает данные испытаний ТВП. Это может быть связано с явлениями, протекающими при стоянке, очистке ТВП и полном забивании труб золовыми отложениями. Из-за низких температур металла, что связано с низкой температурой холодного воздух ~40C <речь о П-59> и, по-видимому, с плохим омыванием труб дымовыми газами, крайние трубы N1 и 3 <трубы, установленные в эксперименте> оказались полностью забиты золой соответственно через 192 и 1497 ч, о чем можно судить по одинаковым значениям температуры холодного воздуха и металла.

 

Из рассмотрения полученных данных следует, что полностью забитые трубы корродируют значительно быстрее, причем чем длительнее эксплуатация этих труб, тем выше уровень коррозии. Полностью забиваются трубы золой при температуре металла ниже 90 оС.

 

Таким образом, для исключения интенсивного золового заноса ТВП и обеспечения длительной его эксплуатации без существенного увеличения аэродинамического сопротивления необходимо поддерживать tst>=90 оC, что соответствует подогреву воздуха перед ТВП не менее 70 оС, и регулярно очищать воздухоподогреватель, например, чугунной дробью.

 

Граничная температура металла, ниже которой возникает опасность стояночной коррозии, предварительно может быть принята равной 100 оС.

 

Таким образом, для предупреждения интенсивного золового заноса при работе котла на твердом сернистом топливе температура воздуха должна приниматься перед ТВП не ниже 70 оС, а перед РВП не ниже 60 оС. Воздухоподогреватели должны быть оборудованы эффективными средствами очистки (РВП обдувкой перегретым паром либо термоволновой очисткой; ТВП - дробе- либо термоволновой очисткой).

 

Холодную набивку РВП рекомендуется выполнять эмалированной, так же как и холодные ступени ТВП. Для эмалированных ТВП предпочтительнее использовать трубы диаметром 51х1.5 мм, что существенно снизит их стоимость и увеличит длительность кампании.

 

... Во II серии опытов получены данные о температурном режиме труб в зависимости от температур омывающих их воздуха и газов. Минимальная температура стенки превышает температуру холодного воздуха не более чем на 16-25 оС, несмотря на высокую температуру уходящих газов 166-182 оС. Повышение tх.в от 38 до 67 оС приводит примерно к такому же повышению tst ТВП, а температура уходящих газов изменяется при этом незначительно - всего на 4-8 оС.

 

Анонсы статей о коррозии

 

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика