Психологическая адаптация к предстоящим действиям

27.03.97. Пройдет время. Исчезнут мое тело и моя память о событиях, которые со мной произошли. Останется закон, по которому я ощущал себя как "я". Этот закон возможно не исчезнет и после исчезновения Вселенной. И вот у меня возникло странное ощущение-мысль: мы не рождаемся и не умираем.

 

Когда перед человеком стоит выбор изменить свои работу, окружение или в целом жизнь, то возникает проблема адаптации к тому, что для него предстоит. Мой метод заключается в простом прокручивании в уме предстоящих ситуаций до тех пор, пока они не станут более или менее привычными. Есть для этого и специальные методы: нужно отключить все посторонние мысли и держать в уме только то, что составляет проблему на данный момент. При этом сразу или постепенно возникает рой мыслей относительно того, как следует себя вести. Но лучше не торопиться с пришедшими в поле сознания решениями, а продолжать отключать лишние и поверхностные мысли.

 

Когда-то я изучал проблему распространителя продуктов Гербалайф. Распространителем я так и не стал, потому что мне это занятие было глубоко не интересно, но процесс адоптации я все же пытался пройти чисто для эксперимента. При этом возникли мысли, иллюстрирующие течение процесса адоптации, которые я и привожу.

 

Продавец уважает себя за то, что он продавец. Нищий может уважать себя за то, что он нищий, вор - за то, что он умелый вор, подлец - за то, что он ловкий подлец. А рекламист может уважать себя за то, что он хороший телерекламист, хотя мне бывает и тошно на таких "людишек" смотреть. Наконец, богач уважает себя за то, что он богач, а философ уважает себя за то, что ему наплевать на те ценности, за которые уважает себя богач. Истинный бродяга уважает себя за то, что он бродяга, а не человек, привязанный к вещам. Все это укладывается в рамки свойств психического человеческого аппарата. Поэтому представление о том, за что можно уважать, - это шаблон.

 

Продолжу мысль. Если я занимаюсь Гербалайф (пока еще не занимась), то люди, считающие это занятие недостойным делом, вправе меня осудить. Если я нацепил значок "Хотите похудеть", то люди вправе осудить меня за несерьезность. Если я ленив и хожу в грязной майке, то люди вправе и за это меня осудить. Чем более я признаю за людьми подобное право - осудить меня, тем комфортнее и свободнее чувствую себя. Во всяком случае так мне кажется в данный момент.

 

Далее из дневника по Гербалайф. Хочу привести одно "страшное" соображение без претензии на то, что оно должно быть обязательным для всех. Раз мы занимаемся Гербалайф, то должны признать перед людьми право нас за это осуждать. Не потому, что мы достойны осуждения, а потому, что люди имеют право думать именно так. Если эти издержки новой профессии принять как норму, то и дела наверное лучше пойдут. Марина Толай, например, нормально относится к тому, что ее могут раньше или позже послать при распространении продукта, а Саша Симененко сказал даже что ему понравилось как их послали...

 

Если мы считаем, что нас нельзя послать и осудить, то мы скорее всего останемся неповоротливыми и тяжелыми в общении с людьми. И будем воспринимать людей с точки зрения страха и обиды, вместо того чтобы пытаться понять их. В общем-то, в этом нет ничего особенного - любое новое дело, если отнестись к нему серьезно, требует какой-то работы над собой.

 

Возможно, кому-то высказанное соображение покажется более чем не приемлемым для него. Может быть оно окажется неприемлемым и для меня. Но все зависит от выбора точки зрения.

 

Через подобные стадии и мысли могут проходить начинающие и бизнесмен, и продавец. Что касается продавца, то примерно в то же время, когда я составил предыдущие замечания, я также сделал для себя краткие и переработанные извлечения из книги Н.В. Кучевской "Советы психолога продавцу". В целом, эти извлечения, как мне говорили, мало похожи на исходный текст, но идеи книги я переварил и привожу их здесь. Итак:

 

Людям, в работе которых общение занимает значительную часть времени, целесообразно ежедневно анализировать эффективность своего делового общения.

 

Более высокому уровню профессионализма соответствует овладение приемами взаимодействия, с помощью которых создается комфортность с душе у партнеров, вступающих в контакт в процессе обслуживания. Без этих приемов профессионалу не обойтись. Они-то и вносят в его работу элементы творческого начала, придающего работе увлекательный момент.

 

Процесс творчества, несомненно, начинается с накопления знаний, живых впечатлений. Затем следует этап бессознательной или неосознанной их переработки. Приспособление (адаптация) к социальной роли распространителя или продавца невозможно в результате простого заучивания соответствующих этой роли правил поведения, норм и ценностей. Здесь необходима и практика. Например, постоянная готовность вступать в межличностные отношения с незнакомыми людьми, что является профессиональной особенностью деятельности распространителя (продавца), рано или поздно приводит к формированию у него такой черты характера, как общительность, легкость и раскованность в налаживании человеческих контактов в любой обстановке.

 

Профессиональное честолюбие и самоуважение - верный показатель освоения профессии или, как скажет психолог, освоения личностью соответствующей социальной роли. Профессионализм всегда сопровождается удовлетворением, получаемым не только от результатов, но прежде всего от содержания и процесса труда.

 

С профессионализмом связано и настроение распространителя или продавца. Один руководитель крупного торгового предприятия сказал: "Если продавец пришел на работу в плохом настроении, то я его к покупателям не допускаю". Вспомните и китайскую пословицу: "Человек, не имеющий улыбки на лице, не должен открывать магазин". Подобное относится и к распространителю услуг. Слишком велики психические затраты, связанные с взаимодействием с хмурым, недовольным, удрученным человеком и вряд ли кого-то воодушевит перспектива принятия его услуг.

 

Общение с преобладанием негативизма пагубно не только для дела, но и для здоровья. Весь организм - нервы, мышцы, железы внутренней секреции - настраиваются на действующий разрушительно негативизм. Так что учитесь не портить кровь не только ближним, но и себе и с этой установкой учитесь входить в общение с людьми.

 

Люди вступают в общение всегда не просто так, а по какому-то поводу (чашка кофе в кафе, предложение руки и сердца и т.д.). И в процессе общения всегда есть предметы общения (чашечка кофе, товар, чувство любви). Содержанием делового общения является дело, по поводу которого оно возникло и развивается. Говоря об общении, психологи пользуются терминами "понимание", "интерес", "совместная цель", "поведение", "анализ ситуации", "сопереживание" и др.

 

Как правило, общение начинается с взаимной ориентировки, т.е. на основе первого впечатления обе стороны оценивают друг друга. В ходе общения первое впечатление уточняется и корректируется: "По одежде встречают, по уму провожают".

 

На первый взгляд общение может показаться слитным процессом. Реально общение состоит из следующих этапов: установление контакта (обмен приветствиями); ориентация в ситуации (обстановка, люди и др.); обсуждение вопроса, проблемы; принятие решения (достижение цели); выход из контакта (прощание).

 

Роль приветствия в создании условия для первого возникновения обратной связи и взаимопонимания. Выйти из контакта или завершить деловое общение не менее трудно. Надо помнить о "последнем впечатлении", ибо образ, который вы оставите у партнера, залог будущих контактов и взаимодействия. Как и во время приветствия необходимо видеть, чувствовать своего собеседника. При прощании следует употреблять речевые обороты, имеющие характер добрых пожеланий и надежд на дальнейшее сотрудничество: "Всего доброго!", "Заходите", "Желаю успеха?", "Всегда рады вас видеть!" и др.

 

Понимание своих потребностей служит в поведении покупателя психологической основой для принятия решения о покупке. Информацию для принятия такого решения он получает от распространителя или продавца либо от других потребителей. Последнее составляет нередко львиную долю информации, которой люди (особенно женщины) обмениваются в процессе общения.

 

Порой убедить человека, заставить его изменить свою точку зрения на то или иное событие, явление нелегко. Мало того, что доводы должны быть обоснованными, они также должны исходить от авторитетного источника информации (лица). Кроме того, необходима связь доводов с переживаниями, затрагивающими потребности личности и его интересы.

 

Анонсы других статей

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика