Цели, решения, стремления, мотивы

Цели, решения, стремления, мотивы – элементы, которые могут изменяться и которые наполняют нашу внутреннюю жизнь.

 

9.10.96. 12-25. Вчера прочел труд Дейла Карнеги "Как перестать беспокоиться и начать жить". Немало здравых мыслей и примеры их практического применения впечатляют. И все же, что-то мне в изложении Карнеги не понравилось. Довольно долго не мог сообразить, что именно. Потом понял, что я проблему беспокойства вижу под иным углом: углом соотношения первичного и вторичного моментов. Первичное это наш выбор, как мы решили для себя относиться к жизни - более положительным или более отрицательным образом. А вторичное это то, как мы оправдываем для себя наш выбор в разных жизненных обстоятельствах, и рецепты, помогающие этот выбор претворить. У поэта, йога и последователя Карнеги выбор будет разным... Если выбор совершен, то можно обойтись и без готовых рецептов.

 

11.04.91. Но ведь случались же у меня моменты, когда подобное мерзкое состояние не возникало, а работа шла чуть ли не сама собой - свободно и высокопродуктивно. Правда, это случалось все же тогда, когда планку цели я не подымал слишком высоко.

 

12.04.91. Если эта цель поставлена искренне и твердо, но не через силу, то психика сама организует и себя и организм в соответствии с "проектом", заданным целью. Причем поиск средств организации этого соответствия идет автоматически, на подсознательном уровне. Но в большей или в меньшей мере к этому подключается и сознание. В зависимости от того, насколько человек понимает суть этих процессов самонастройки и насколько у него развит самоконтроль.

 

15.05.91. Поставленная перед собой цель организует человека и духовно и физиологически. Это связано с тем, что, представляя свой путь к цели, человек представляет и себя на этом пути. Адекватно этому представлению о себе меняется и общее состояние человека по всем его психическим и физиологическим компонентам.

 

9.10.96. Путь действия (ПД) и его возможные результаты для меня сейчас не самоцель, а средство для чего-то еще. Как, скажем, сон это не самоцель, а средство поддержания здоровья. Какое-то время я настолько увлекался ПБ, что он фактически был самоцелью, хотя прямо об этом я не писал. Мною двигал в основном познавательный интерес. Но через некоторое время мне стало казаться, что этот путь и его возможные успехи ведут в никуда, если они предпринимаются без цели достичь чего-то еще, для чего ПБ это не более, чем одно из возможных средств. К чему именно может прилагаться это средство, уточнять не буду - могу по нечаянности наврать.

 

Как относиться к средству, это вопрос выбора и ничего более вразумительного для себя не могу сказать. Я, например, могу понимать полезность зарядки и не делать ее. Кто-то другой может и не задумываться о пользе зарядки, но делает ее...

 

11.10.96. 8-40. Чувствую, что в моем компьютерном дневнике не хватает одной, может быть самой важной, точки. Противоестественно ли пытаться регулировать свои желания и т.п. Возможно - если это делается ни для чего. Нет - если это делается ради других желаний, имеющих больший приоритет. Желание с наибольшим приоритетом воспринимается как цель. Все остальное может подчиняться ему. Цель организует, стимулирует и т.д. и т.п. Цель может быть достигнута или нет. Может быть заменена на более значимую или менее значимую цель. Но жить без цели противоестественно. Во всяком случае для меня.

 

Очевидно, чем уязвимее предмет цели, тем больше стимулов для беспокойства. А как йоги решают эту проблему? - они посвящают свои действия отдаленному от бытовых проблем предмету, например, служению Богу. Деловым людям, которым Д. Карнеги предлагает свои рецепты, наверное труднее. Как бы то ни было, человек выбирает свою цель и это действие первично по отношению к действиям-средствам, к которым могут относиться и действия по совершенствованию себя.

 

24.02.99. Стремление к цели - это мой обычный внутренний экстремизм. Я "завожусь" и тогда забрасываю все текущие дела, ибо не до них.

 

28.10.91г. Третья тетрадь. Видно это закон человеческой психики: можно менять цели и надежды, но без цели и надежды жизнь теряет привлекательность и "смысл".

 

5.03.99. 12-30. В своих давних записях я нашел извлечения (откуда они взяты не указано).

 

"Исчезновение главной цели из-за невозможности или даже в результате ее достижения - означает распад всей системы ценностей. Это воспринимается как хаос, растерянность, утрата смысла и тягостное состояние, порой близкое к невротическому. Но в это же время в душе человека осознанно или неосознанно идет поиск новых ценностей, происходит сотворение нового внутреннего мира".

 

20.03.99. 16-25. Насколько я помню свою взрослую жизнь у меня, за небольшими исключениями, не было того, что можно было бы назвать бескорыстной любовью к текущему моменту. Время я рассматривал лишь как средство что-то накопить. Предмет накопления чаще всего был интеллектуальным, но он мог меняться, а вот цель накопительства жила во мне всегда. Мне трудно было согласиться с тем, чтобы прожить момент просто так и ничего за это время не накопить или хотя бы не попытаться накопить. А если момент еще и требовал таких усилий, которые могли бы повредить установке "накопить", то этот момент уже мог быть и просто нестерпимым для меня. Если я даже "заводился" с какой-то механической работой - например, в деревне, то только потому, чтобы быстрее избавить себя от нее.

 

28.05.05. 13-40. Цель, цель, цель... Отсутствие какой-то радикальной новизны - вот, пожалуй, не меньший фактор пришедшей пустоты. Бессмысленность цели и отсутствие новизны - таков итог моего состояния в текущий момент.

 

12.12.93. 18-00. Наблюдение: простые и очевидные решения не видятся до тех пор, пока сложная проблема не видится простой. О последнем могу сказать только то, что сие происходит не сразу.

 

16.10.96. 15-20. Употребил в своем дневнике почти случайную фразу, а потом понял, что НЕ РАЗРЕШАТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОИМ МЫСЛИТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ, это какое-то более сложное и глубокое действие, чем просто блокировать мысли. Оно, пожалуй, ближе не к спонтанным действиям, а к внутренней дисциплине, когда решаешь что-то и подчиняешься сам себе. И это действие неплохо бы как-то освоить. Может быть это можно назвать не действием, а механизмом самоподчинения. Я знаю, что такой механизм присущ человеку, и если решение бесповоротно и что-то в тебе знает, что это так (доверяет твоей решимости), то проблемы, вроде непрошенных и неотвязчивых тревог, просто не возникают. Тот "другой" знает, что шансов у него нет и он не видит смысла в том, чтобы бесполезно пытаться навязать свою игру, и даже не пытается вступить в борьбу.

 

21.10.96. Потому что ложь в своих намерениях - это тоже своего рода действие, которое идет в зачет. Дело здесь, конечно, не в мистике, а в том, что нарабатывается навык: принимать решение и не выполнять его.

 

21.10.96. 15-00. Прежде, чем решить, насколько ты хорошо будешь следовать ПБ, и если этот решение ты не можешь или не хочешь обеспечить внутренним волевым ударом, то ПРЕЖДЕ, ЧЕМ СЛЕДОВАТЬ ПБ, ДОГОВОРИСЬ С СОБОЙ НА БЕРЕГУ, КАК ТЫ БУДЕШЬ СЛЕДОВАТЬ ПБ. То есть сопоставь свое намерение следовать ПБ с фактическим желанием следовать ПБ. И пусть это следование будет очень не качественным, но пусть оно будет таким по осознанному решению. И не надо пытаться сделать это следование лучше, чем это позволяет желание, присутствующее внутри тебя. Правда, осознав свое истинное желание, его тоже можно подправить на берегу. Однако это получится не всегда. В любом случае, если волевым порядком не решишь вопрос, то нужно пытаться следовать ПБ лишь соразмерно собственному желанию и не ставить ложную цель прыгать выше собственной головы.

 

5.03.99. 12-30. Слова, конечно, не всегда точны, но суть какая-то в этом впечатлении есть. И в этом впечатлении я также "слышу" голос "стаи", к которой я принадлежу. И голос мой о том, что мой оптимизм есть норма, выводит меня из моей стаи, бросая вызов прочим голосам, которые я раньше разделял и уважал:

 

"Принятие решения иногда может выглядеть как гражданская война внутри себя" - Джим Рон "Сокровищница высказываний и цитат"

 

14.03.99. 22-00. Пункт правила. Настоящий ПД это не его успех, а настоящее старание в исполнении ПД. Внутреннее действие не должно делаться ради чего-то другого - только ради него самого.

 

А еще, - лучше не принимать решение, которое не настроен выполнять.

 

15.03.99. 7-45. Еще одно впечатление в духе предыдущего. Важно не то, каково твое решение (является оно хорошим или плохим), а то, что ты принял решение и следуешь ему. Все прочее значения уже не имеет... А ведь это так - только на таких условиях возникает доверие к самому себе.

 

5.05.99. Из многочисленных психотехнических рекомендаций отмечу только элемент доверия к самому себе. Если ты своей практикой действий доказал себе, что принятое решение выполняется неотступно, упорно, без малейших исключений и оговорок, то в последующем выполнение любого внутреннего действия облегчается, а его эффективность повышается в несколько раз.

 

14.12.00. 18-40. Еще раз о тактике "мягкого" вхождения в ПД, в уборку комнаты, в решение технологической задачи и т.д. Работая с собой, не начинайте с тех моментов, которые вызывают внутренний протест.

 

8.01.01. 9-00. Протест возникает тогда, когда ты не уверен, что будешь следовать собственному намерению. Если же принятое решение воспринимается как неизбежная реальность, то внутренний ориентир переключается на подготовку (настройку/адаптацию) к тому, чтобы это решение осуществить.

 

17.03.99. 15-30. Формула Джима Рона – это тоже может в какой-то мере подойти:

 

"Учитесь быть счастливым уже тем, что вы имеете, будучи в стремлении иметь все то, что вам не достает".

 

5.05.00. 8-45. Драматическим тоном дон Хуан заявил, что внутреннее благополучие - это достижение, к которому надо стремиться, которое нужно искать. Он сказал, что я знаю только как сбивать себя с толку в поисках внутреннего неблагополучия, смятения и неразберихи. И "самоотверженный" труд моей жизни не прошел даром.

 

Ты должен с полной ответственностью отнестись к пребыванию в этом чудесном мире. Здесь - в этой чудесной пустыне, сейчас - в это чудесное время. Моя задача - убедить тебя в этом.

 

Хуан Матус говорил, что сделать из себя что-то стоящее не сложнее, чем сделать из себя какую-то дрянь. Потому, как в обоих случаях объем работы одинаков. Вопрос в том, на что эту работу направлять.

 

23.10.00. 8-30. И еще одно наблюдение, на котором настаивать не буду, но так оно представляется мне в данный момент. В состоянии позитива появляется больше желания к чему-то стремиться, легче заставить себя что-то делать и предпринимать, и даже легче воспринимается холод в моей комнате.

 

3.11.96. 21-00. Когда есть логика в сопротивлении, тогда как будто что-то и понятно. Но почему срабатывает такой же механизм, когда не только надо то, что надо, но и когда бессмысленность сопротивления ясна и выбора другого нет? Вот, скажем, надо мне в командировку отправляться и выбора отправляться или оставаться у меня все равно нет, но протест нежелания, протест бессмысленный все равно есть. Вот эту внутреннюю алогичность, ее мотив и довод я не могу понять. Это что: болезнь? или психический дефект? или за этим стоит что-то еще?.. Я вижу здесь две родственные проблемы: мне надо, но я делать не хочу; мне это придется неизбежно делать, но я это делать тоже не хочу. Я буду возражать без смысла и впустую, я буду терять свою энергию на этом, но все же буду возражать...

 

Наверное, такое возражение это инстинктивный/рефлекторный процесс. Подобно тому, как неизбежность боли не устраняет протеста против нее. Если это так, то что из этого может следовать в конструктивном плане?. Убеждения бесполезны, нужна только работа над собой?.. Может быть и так, если не иметь ввиду, что человек лучше или хуже, но всегда умеет настраивать себя.

 

24.02.99. "В психологии существует мнение, что о субъекте как о личности можно говорить тогда, когда он достигает такого уровня развития, на котором способен управлять собственными потребностно-мотивационными состояниями. В этом процессе регулируемые, ранее субъективные, потребности в большей или меньшей мере осознаются как объекты анализа, отдаленные от объекта и даже "чужие"" - давняя запись, откуда взята не помню.

 

11.03.99. Путь самоубеждения или объяснения себе смысла планируемого действия может быть сколь угодно запутанным и громоздким, но структура соглашения или понимания, или восприятия смысла проста: если действие обещает "прибыль" в общем балансе желаний и потребностей, то оно имеет смысл. Если действие обещает много, а вероятность выполнения обещания является большой, то планируемое действие имеет большой смысл и возникает мотивация или эмоциональная поддержка. Если вариантов действий с предпологаемым равным исходом несколько, то смысл имеет действие с наилучшим балансом минусов и плюсов.

 

Часто объяснение самому себе носит характер мысленного оправдания действия с точки зрения "стаи" и требует для этого оправдания какой-то "благородный" мотив или, иначе говоря, аргумент и повод: "Твое здоровье/настроение нужно не только тебе, но и твоим близким" и т.д.

 

11.03.99. Дж. Пирпонт Морган как-то заметил в одной из своих аналитических интерлюдий, что у человека всегда бывает два мотива для всякого поступка: один, который красиво выглядит, и второй, подлинный. Но все мы, будучи в душе идеалистами, любим думать о тех мотивах, которые красиво выглядят. А поэтому взывайте к более благородным мотивам. (Например, это может быть апеллированием к чувству справедливости.)" - Д.Карнеги.

 

"По мнению Л.Н. Толстого, желание нравиться другим, вызывать их любовь - это самое неустранимое из желаний человека. Как расшифровать желание нравиться? Желание нравиться - это участие в конкуренции за внушение, авторитет, власть". - Б.Ф. Поршнев.

 

13.03.99. 9-50. Вчера, в конце дня, и сегодня следовал простейшему способу улучшения настроения - инициировал его. В связи с этим появились несколько иные впечатления. Не один у меня внутренний оппонент, а их целая куча. В психологии это называется борьбой мотивов, а дискуссия с оппонентом может и провоцировать ее.

 

14.03.99. Внутренние помехи как бы помнят прошлый опыт, и если из этого опыта следует, что шансов взять внутреннюю жизнь под свой контроль у них нет, то и слишком сильного желания заявлять о себе они не предъявляют. Иное дело, если они чувствуют слабинку. Эта борьба мотивов и прочих конкурирующих эмоциональных побуждений весьма похожа на подобную борьбу в межличностных отношениях не очень интеллектуальных и чистоплотных людей - на слабого набрасываются, а сильному предпочитают не возражать. Подобное я уже в себе и раньше замечал и об этой аналогии тоже когда-то в тетрадях написал, и кажется немало написал.

 

И еще хочу сказать, что ситуацию "недостаток воли" в своей внутренней жизни наверное можно уподобить группе людей без лидера. Когда нет в ней хорошего лидера, то начинаются по любому поводу паника, склоки и выяснения отношений между собой. Наверное это не является здоровым состоянием и для группы внутренних мотивов, конкурирующих между собой. Нормально они и должны существовать как конкуренты, но должен быть и тот механизм, который может проявлениями конкурентов управлять.

 

17.03.99. 15-30. Познание, самосовершенстовование, матблага, любовь/дружба людей. Вот, кажется, и все мотивы, которые, в принципе, могут сделать задачу притягательной для меня.

 

Анонсы тем

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика