Философия и глобальный выбор взаимодействия с собой и внешним миром

Ключевые моменты. Человек реагирует согласно установкам. "Я" это то, с чем мы себя отождествляем. Быть готовым к поражению. Можно менять цели и надежды, но жизнь без них теряет привлекательность и "смысл". Наш выбор и наше его оправдание. Мудрость - это та мудрость, которая уместна. Ошибка в том, что мир тебе чем-то обязан. Закон смысла. Доверие к себе. Новизна – необходимый атрибут существования. Установка "должен верить". Чтобы чувствовать себя иначе, надо и вести себя иначе. Отождествление с негативом. Опережающее отображение. Претензии и конфликтность. Важно старание, а не успех. Инстикт сильнее философии. "Внутренний голос" не объективен. Соглашение с собой.

 

20.04.91. "Человек реагирует на мир согласно своим психологическим установкам". Человек вольно или неосознанно задает себе правила как следует реагировать на события и окружающий мир. Это определяет его настроение больше, чем сами внешние обстоятельтсва. "Плюй на все..." это бытовой пример психологической установки. (Постпримечание: позже я приведу целую кучу других примеров из Д. Карнеги).

 

12-07. Вопрос о "Я" вопрос сложный и состоит из предрассудков. На самом деле "Я" это то, с чем мы себя отождествляем. Чем меньше отождествлений, тем больше возможностей для самоанализа и самоконтроля.

 

... Снова о "Я". Стоит лишь снизить собственную значимость и сразу же снижается уровень притязаний и конфликтности с внешним миром.

 

3.05.91. 16-40. Снова вспомнил о планах бытия. Телевизор, сутолока, работа, газеты - это один план бытия. Сейчас, когда я смотрю в окно, - это другой план бытия. Что естественно для одного плана, то представляется (или может представляться) неестественным для другого. И мне сейчас совершенно не кажется странным или ненормальным то, что есть люди, которые не любят смотреть телевизор - коробку, начиненную всякой чушью. Забаву для больных и инфантильных. - Этим я передал свое впечатление, а не устоявшееся мнение.

 

5.05.91. 23-25. И наверное последнее открытие на сегодня. Не новое, но в сугубо практическом плане. НАДО БЫТЬ МОРАЛЬНО ГОТОВЫМ К ПОРАЖЕНИЮ. Иначе очередная неудача или непредвиденная помеха на пути действия могут обернуться в катастрофу. Расчет, вернее настрой, на то, что обстоятельства непременно должны быть удачными, мой коренной порок, постоянно выбивающий меня из колеи.

 

28.10.91г. Третья тетрадь, стр. 161. Видно это закон человеческой психики: можно менять цели и надежды, но без цели и надежды жизнь теряет привлекательность и "смысл".

 

12 и 13.11.91. Мы живем в двух мирах: реальном и воображаемом (модели первого). Все наши мысли, переживания это жизнь во втором мире. Воображаемый мир это не только мир иллюзий и т.п. Он имеет и важную функцию - приспособления к внешнему миру. Когда человек непосредственно не сталкивается с внешним миром, он приходит в равновесие со своим внутренним (воображаемым) миром.

 

2.10.96. 11-40. То, что человек считает своим "Я", это субъект. То, на что он обращает внимание и делает предметом анализа, это объект. Поскольку человек может анализировать и самого себя, то соотношение между субъектом и объектом может меняться в широких пределах. Соответственно меняется и отношение к себе.

 

9.10.96. 12-25. Первичное это наш выбор, как мы решили для себя относиться к жизни - более положительным или более отрицательным образом. А вторичное это то, как мы оправдываем для себя наш выбор в разных жизненных обстоятельствах, и рецепты, помогающие этот выбор претворить.

 

А теперь примеры из труда Карнеги.

 

Не заглядывай в туманную даль будущего, а действуй в направлении, видном сейчас.

 

Смиряйся с худшим из того, что может быть.

 

Действуй как песочные часы.

 

13.10.96. 8-25. В попытках следования ПД есть моменты, с которыми следует примиряться. Маг Хуан Матус в книге Карлоса Кастанеды называл это готовностью принимать ответственность за свои действия на себя:

 

- Взгляни на меня. У меня не бывает ни сомнений, ни сожалений. Все, что я делаю, я делаю по собственному решению, и принимаю на себя всю полноту ответственности за это. Самое простое действие, например, прогулка с тобой по пустыне, может означать для меня смерть. И если во время нашей прогулки мне предстоит умереть в пустыне, то я должен там умереть.

 

31.10.96. 12-30. Еще я подумал о том, что мудрость - это та мудрость, которая уместна на данный момент.

 

5.11.96. 8-45. Наверное, я смог бы поднять свое настроение. Но вопрос не в этом временном акте, а и в необходимости понять, чем для меня является моя теперешняя жизнь. Раньше я писал, что образ мыслей зависит от фактора внутреннего расположения. Но когда попадаешь в иные условия игры, то все равно эту игру надо понять не только на уровне хорошего или плохого настроения, а и на уровне осмысления ее. Приходится думать, какой частью бывших представлений и привязанностей тебе придется пожертвовать в ней.

 

13.11.96. 21-00. Ошибка, может быть, начинается с общего представления о том, что мир тебе чем-то обязан, что-то должен, и ты вправе чего-то требовать от него. На самом деле, возможно, следует лишь понимать, что есть только вероятность тех или иных событий, вытекающая из свойства мира делать как зло, так и добро. К такому, так сказать, информативному представлению о мире и моем месте в нем я не готов.

 

25.11.96. Нет, по большому счету ничего не изменилось: "Для истинных ученых не существует революций".

 

5.03.99. (P.S. В своих давних записях я нашел извлечения (откуда они взяты не указано), более-менее близкие к теме. "Из субъективных факторов следует выделить тот главный, который заключается в ощущении человеком смысла собственной жизни. В душе человека существует в основном неосознанная система ценностей. Эта организованность (структура) ценностей и создает у человека ощущение порядка в душе. Потребность установить этот порядок является инстинктивной и составляет "закон смысла" - фундаментальный принцип, которому подчиняется вся жизнь человека.

 

Действительно, никто не сделает добровольно того, что, с его точки зрения, не имеет смысла. Исчезновение главной цели из-за невозможности или даже в результате ее достижения - означает распад всей системы ценностей. Это воспринимается как хаос, растерянность, утрата смысла и тягостное состояние, порой близкое к невротическому. Но в это же время в душе человека осознанно или неосознанно идет поиск новых ценностей, происходит сотворение нового внутреннего мира". Вот именно, СОТВОРЕНИЕ НОВОГО ВНУТРЕННЕГО МИРА. А еще это одновременно может отвечать попытке принять НОВУЮ СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ.)

 

15.03.99. 7-45. Еще одно впечатление в духе предыдущего. Важно не то, каково твое решение (является оно хорошим или плохим), а то, что ты принял решение и следуешь ему. Все прочее значения уже не имеет... А ведь это так - только на таких условиях возникает доверие к самому себе.

 

17.03.99. 15-30. Новизна, похоже, такой же необходимый атрибут моего существования, как и прочие ключевые свойства психики, о которых писал. И в рамках данного понимания важно не то, в чем состоит новизна, а в том, что эта НОВИЗНА ДОЛЖНА БЫТЬ. И у меня нет такого выбора иметь новизну или не иметь, если мой главный внутренний вектор направлен по компоненте выбравшего жить. То есть не по компоненте страха, а по компоненте "иметь к жизни интерес". С этой же точки зрения важно не какая у меня сейчас задача, а смогу ли я в ней найти новизну.

 

Новизна должна остаться со мной. Это не та потребность, которую я могу заменить какой-нибудь другой: "Где гибнет познанье, - да ведает всякий, - Там гибнет дитя человечье во мраке!".

 

Еще один ключевой момент моей психики - стремление к накопительству. С этой точки зрения тоже важно не то, каков предмет накопительства, а то что этот предмет должен быть. Как будто мне не плохо подходит предмет: "подняться на новую ступень". Тогда предыдущий вопрос трансформируется в вопрос: что может меня привлечь с точки зрения новизны причем так, чтобы это позволило мне подняться в чем-то на новую ступень. Можно эти вопросы при осмысливании и разделить: что нового и что это позволит получить.

 

Болтовня? - Может быть. Только люди нередко проделывают подобное же, но безотчетно. А что я, в принципе, могу получить? Познание, самосовершенстовование, матблага, любовь/дружбу людей. Вот, кажется, и все мотивы, в рамках которых может осуществляться, так сказать, локальный положительный настрой. Ну а конкретика этих установок может быть достаточно громоздкой и, наверное, она уже не для дневника.

 

19.03.99. 11-10. Прокрутив мысленно разные элементы жизни, я вижу, что она состоит из каких-то приоритетных моментов и ЖЕРТВ. Тут не надо обманывать себя и жертвы неизбежны.

 

12-20. Вспоминая свой путь. Хочу отметить разницу между "принять" и "применить" (употребить). "Принять" - это значит сделать какое-то средство частью своей "философии", а без этого редко удавалось что-то полноценно "применить".

 

20.03.99. 22-30. Секрет прошлого довольно прост. Я по возможности поддерживал и защищал ту жизнь, которая для меня имела смысл, а именно, - творческую жизнь. Все прочее - лишь частные моменты.

 

14.06.99. 8-00. Я не планировал, подобно юноше, начинать свой новый путь. Но у дона Хуана есть одно странное положение - "должен верить". Я должен верить, что как-то продолжается мой путь, иначе впереди нет ничего, кроме серой тоски и самоличного подавления тех способностей, которые пока еще живут во мне. "Воин не просто верит. Должен верить - нечто совершенно иное. Воин учитывает все возможности, а затем выбирает ту из них, которая соответствует его внутреннему предрасположению. Скажем так, без этой веры ты не имеешь ничего".

 

22.11.00. 12-40. С возрастом мы склонны рассматривать наш негатив как некую сверхценность, которой не допустимо изменять. Однако здесь мы должны принять другую точку зрения: негатив - это не ценность, а лишь одно из состояний человека, в котором он может пребывать, но не обязан пребывать.

 

11-00. Есть проблемы, о которых я писал, что они не решаются интеллектуальным путем. Это проблемы, требующие изменения внутреннего состояния. Сначала надо это понять, а потом определяться - стоит ли решать такую проблему (действием) или оставить ее как она есть.

 

19-50. Первое, что надо понять, это то, что путь действия - не философия, не война с собой и даже не выбор отношения к этой жизни и т.п., а лишь СОСТОЯНИЕ ПД (ПД – путь действия).

 

30.11.00. 8-20. Пожалуй, я не сказал в своем дневнике вот о чем. Чтобы чувствовать себя иначе, надо и вести себя иначе.

 

1.12.00. 18-00. Мое "Я" не в негативе, ни в позитиве. Оно в стремлении к познанию и решению интеллектуальных проблем. Так было всегда, насколько я способен себя вспомнить. Всегда, пока негатив не стал подавлять мое "Я". Кроме того, мои функции ослабевают и это тоже уменьшает мое "Я". Я не уверен, что это должно быть причиной разочарований, так как среднестатистический век россиянина я уже прожил. И еще я не знаю каков мой выбор - жалеть об утраченном или поблагодарить за то, что имел.

 

9.12.00. Сегодня просматривал свои файлы и собрал извлечения из них во временный файл vvv. Пытаюсь как-то по новому проанализировать их.

 

Мой негатив возбуждается представлением об ущемлении или угрозе относительно того, с чем я отождествляю себя. Но здесь есть выбор с чем себя отождествлять.

 

Если я отождествляю себя со своим негативом, то доводов против него с позиции этого состояния почти нет (какие могут быть доводы против самого себя?), за исключением некоторых формальных возражений и желания ослабить неприятное давление, вызванное этим же негативом. Если же я отождествляю себя с чем-то отличным от негатива, тогда доводы в пользу негатива не должны казаться столь же бесспорными как до сих пор. Я часто отождествляю себя с неявными внутренними обязательствами или "правилами игры" относительно того, что считать уместным/неуместным, достойным осуждения или возмущения и т.д. Не менее часто я отождествляю себя с потребностями, следование которым вызывает жадность, зависть и страх. Если же я все эти моменты рассматриваю не как собственную сущность, а только как не единственную и даже не лучшую часть свойств своего психического аппарата, то после такого усилия негативность ситуации должна видеться под несколько иным, чем ранее, углом.

 

10.12.00. "В психологии существует мнение, что о субъекте как о личности можно говорить тогда, когда он достигает такого уровня развития, на котором способен управлять собственными потребностно-мотивационными состояниями. В этом процессе регулируемые, ранее субъективные, потребности в большей или меньшей мере осознаются как объекты анализа, отдаленные от субъекта и даже "чужие"" - давняя запись, первоисточника ее не помню.

 

14.12.00. 10-30. С точки зрения концепции "понимания себя" борьба с собой, если это не попытка противостояния физическому ощущению, скажем, боли, содержит в себе элемент глупости.

 

15.12.00. 4-00. И снова по теме выбора ненасильственного обращения с собой. Во мне живет, так сказать, дежурное опережающее отображение. Это уровень притязаний. Он создает внутреннюю напряженность и недовольство. Снижение этого уровня действует в пользу расслабления и позитива. Без осознанного использования этой стадии при инициировании позитива уровень притязаний приходится преодолевать насильственным или косвенным путем.

 

16.12.00. 14-20. При продвижении к оптимизму я должен принять другую систему взглядов, другие правила игры. Должен не потому, что обязан, а потому, что по условию иного не дано.

 

26.12.00. 8-00. Все оно, конечно, так. Но надо еще раз напомнить, что уровень претензий (к себе, ко всем и в отношении всего с чем сталкиваешься или ожидаешь) - первопричина большинства затронутых проблем (проблем негатива). (Кстати, уровень претензий тоже во многом инициируется программой важности самого себя.)

 

5.01.01.9-30. Опять же. На примере с холодным душем можно понять, что я - это не мои дефектные реакции, а скорее тот, кто смог им противостоять.

 

6.01.01. 9-30. Мой негативный мир негативен не только потому, что я не хочу накачивать себя в части ПО (ПО – путь опримизма), но и потому, что я рисую его способом, некритическим даже с точки зрения самого негатива.

 

15.04.01. 9-20. Мир и его описание... "Мир", который есть в наших эмоциональных суждениях и эмоциональных оценках, это описание мира, не существующее вне нас.

 

4.06.01. 9-30. До сих пор не научился объяснять себе, что переход в позитив, когда это нужно, это просто рациональное действие, а не предмет для оценки его с точки зрения морали и т.п.

 

9.11.01. "Зри в корень!" Многие "не приятно" и "не интересно" происходят из-за зацикливания на самом себе.

 

20.04.91. 15-30. И вот я зримо представил, что каждый из нас живет в нарисованном себе коридоре допустимых перемещений.

 

... Снова о "Я". Стоит лишь снизить собственную значимость и сразу же снижается уровень притязаний и конфликтности с внешним миром.

 

14.07.91. 9-00. Главное на пути действия не героизм, а сохранение желание следовать этому пути.

 

30.09.96. Позавчера начал вести дневник на компьютере.

 

"Если ты уверен, что ты карась, тебе не взбредет в голову взобраться на дерево". "Чтобы увидеть течение, надо выбраться из него". "Если тебе не виден путь, посмотри с другой колокольни". Это три афоризма из тетрадей...

 

10.10.96. 10-00. Путь действия и его возможные результаты для меня сейчас не самоцель, а средство для чего-то еще. Как, скажем, сон это не самоцель, а средство поддержания здоровья.

 

20-50. Теперь выдержки из моих записей по мотивам разных книг.

 

"Йогин не должен отрицать необходимость действия. Отвергнуть нужно не деяние как таковое, а привязанность (заинтересованность) к его результату. Йога не отвергает всех желаний. Бескорыстные желания, по мнению йогов, не вызывают "завихрения мыслей"... "Завихрение мыслей" вызывается (и само ее вызывает) активизацией находящегося в подсознании Желания".

 

22.10.96. 8-45. Забудь о неудачах и действуй так, как будто их и небыло.

 

"Будь бесстрастен даже тогда, когда это не удается".

 

1.11.96. 12-30. Еще я подумал о том, что мудрость - это та мудрость, которая уместна. И наверное это нормально - переосмысливать свою жизнь.

 

5.11.96. 8-45. Если считать, что одни дела в этом мире гораздо важнее других или наоборот, то жизнь может обратиться в трагедию. Это то, что грозит мне сейчас.

 

6.11.96. "Мы то, с чем себя отождествляем".

 

8.11.96. 10-00. То, что мир меняется и это норма, может быть первое из того, что мне предстоит сейчас понять.

 

Найти смысл - это не сочинить очередную философию, это больше похоже на выбрать для себя какой-то смысл.

 

12.11.96. 9-30. Да, если занимаешься собой, то наступают моменты, когда видишь, что твоя психика это то, что тебе принадлежит. Видишь не в мистическом и не философском плане, а в самом что ни есть бытовом.

 

5.04.97. Чтобы адаптироваться к изменившейся текущей жизни надо признать, что она есть НОРМА, а не нонсенс, крушение и т.п.

 

26.10.97. Однако... мир таков, какой он есть. В нем все же что-то было для меня. И я пытаюсь отдать должное тому что было и мысленно прощаюсь с тем что было и ушло.

 

8.07.98. 8-50. Мир не меняется от того, что я выберу для него ту или иную оценку. Но сам я - мои настроение, психика, интеллект, от такого выбора вполне зависят.

 

10.03.99. 7-40. О "молитвах", помогающих без борьбы с собой. Как ни странно, но если признать, что в своих бедах виноват ты сам и ты наказан справедливо, то это не только снижает уровень осознанных и неосознанных обид, но даже чувство собственной значимости и страх.

 

14.03.99. 22-00. Настоящий ПД это не его успех, а настоящее старание в исполнении ПД.

 

20.03.99. 12-45. Жизнь - это игра, и совсем не в абстрактном смысле. Некоторые люди, не обладая способностью философствовать, обладают способностью мгновенно менять ПРАВИЛА ИГРЫ, как чеховский хамелеон.

 

1.05.99. 7-20. Если считать свои проблемы (и проблемы, которые волнуют) очень важными, то оснований радоваться жизни действительно нет. Сегодня я еще раз попытался понять, что мой психический аппарат - это механизм. Этот аппарат способен изменять свою работу под действием принуждения без привлечения адекватных аргументов (они все равно отыщутся впоследствии и будут поддерживать новый режим). Однако если удается предварительно задать известные из опыта подходящие аргументы, то процесс перенастройки аппарата произойдет с меньшим количеством непродуктивных энергетических и временных затрат.

 

23.11.00. 8-00. Мои инстинкты сильнее меня, и философия - это слишком слабое оружие против них.

 

24.11.00. 9-00. На какое-то время возникло впечатление, что мои философские построения не имеют собственного смысла. В них только тот смысл, который я им придаю.

 

13-30. Один из барьеров в следовании ПО+ПБ (путь оптимизма и путь блокирования непродуктивных мыслей) - "внутренний голос", порожденный состоянием, которое еще не ушло. Сложность в том, что какое-то время правота этого "голоса" кажется абсолютной, а попытки действовать вопреки ему - бессмысленными. Это впечатление, похоже, вызывается тем обстоятельством, что "внутренний голос" оперирует только той ограниченной наличностью аргументов, которая имеется в поле внутреннего видения в текущий момент.

 

27.11.00. 14-20. Однако если одними философскими потугами решить проблему выбора не удается, - а такой момент наверняка наступит, - то остается применить средство "действуй и не рассуждай". Здесь "внутренний голос" подаст свой "искренний" протест и прочее, о чем недавно рассказал. И все же при глобальном выборе без философии не обойтись.

 

29.11.00. 16-00. Мы живем не столько по "философиям", хотя нам кажется, что это именно так, и "внутренний голос" в этом убеждает, а по каким-то внутренним рефлексам. Воздействия усилия ПО меняет соотношение активированных рефлексов и это приводит к новому сочетанию впечатлений, восприятий, мыслей и т.п.

 

19-00. Вчера, и год, и час назад я мог пытаться делать выбор по схеме "негатив или позитив". Возможно, я буду пытаться делать подобный выбор через час или через год. Но в данный момент я вижу ситуации под иным углом. Нет в ней ни негатива, ни образа, изображающего его. Реально есть только РЕФЛЕКСЫ, функционирование которых делало невыносимой мою жизнь. Способность противостоять своим рефлексам это нормально и лучше, чем беспомощность перед самим собой. Как раз этой способности мне не хватает, и как раз эта способность не приобретается интеллектуальным путем.

 

16.12.00. 8-20. Ожидание успехов и наград. Эта установка часто опирается на негативный фактор (жадность или нетерпеливость). Ее импульса хватает не надолго, а в силу ее исходной негативности она в конечном счете обусловливает отрицательный результат.

 

14-20. А еще возникло понимание, что как только я вернусь по тем или иным причинам к прежней системе взглядов, так вернется и прежнее состояние, из которого я пытался уходить. Потому что внутреннее состояние отображает жестко мир, который ты для себя нарисовал.

 

Да, но что же получается? Получается, что не столько мой "несовершенный психический аппарат" наказывает меня, как это делает тот мир, который я себе нарисовал.

 

18.12.00. 7-30. Неприятие - это опережающее отображение отрицательного образа того, к чему намереваешься прийти. Поменять опережающее отображение на уровне ожидаемого контакта с соседом на кухне бывает предельно просто. Но в плане более общей установки это не всегда так.

 

9-40. Порой все это выглядит довольно примитивным. Я вижу необходимость "тривиальных" действий под определенным негативным углом лишь потому, что так думать и воспринимать их негативным образом я себя приучил. Когда работаешь в обратном направлении, то постепенно появляется возможность увидеть вещи и с другой стороны.

 

А подводя итог, хотел бы сказать так. Мы живем в своем внутреннем мире гораздо больше, чем во внешнем. Наш мир нам кажется чем-то абсолютным и единственно возможным. Но опыт действия показывает, что это все-таки не так. Мир, который мы имеем в эмоциональном плане и который через наше воображение обрушивается на нас, - это не то, что мы получаем, а то, что мы создаем.

 

19.07.01. Источником моего негатива по-прежнему остаются нетерпение и завышенный уровень претензий к миру и к себе.

 

29.07.01. 20-00. Все более приходит осознание, что борьба с собой это и в самом деле глупость.

 

26.10.01. 9-00. Об этом часто забываешь, это не всегда кажется очевидным, и не всегда есть желание принимать это в расчет. Но, присмотревшись к себе, я в очередной раз замечаю, что если я выбираю думать о предстоящем действии или о чем угодно, как о чем-то неприятном, то оно и будет таковым. И наоборот.

 

11-50. На каком-то этапе "философия" и должна передавать эстафету действиям, которые, в свою очередь, в той или иной мере переходят на автоматизм.

 

16.10.06. 9-00. Соглашение с собой. В отличие от механического следования ПД, соглашение с собой предполагает какое-то обращение к самому себе.

 

11.11.06. 9-25. Могут ли совмещаться усталость после пробежки с волевой/энергетической накачкой? Прежние образы/приемы представляются неуместными. Но вот я воображаю себя бегущим на дистанции и... внутренний критик не возражает. Есть образ, за который можно зацепиться.

 

12-00. Сначала сидя, потом лежа концентрировался на образе пробежки и засыпал. Вскоре перешел на прежние образы накачки. (Подобный прием я уже использовал раньше неоднократно, хотя до конца не осознавал его: сначала ориентируешься не на целевой образ, а лишь на слабое приближение к нему, но вскоре становится доступным и целевой образ.)

 

Анонсы тем

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика