Обратная связь - условие управления самим собой

Обратная связь – элемент управления системой, путем реагирования на признаки, возникающие в процессе управления, и без которого не возможно управление системой.

 

1.12.91. Как я готовил себя к принятию холодного душа? Представлял себе, что я УЖЕ под холодным душем и "ЖДАЛ" пока почувствую, что привыкаю к нему.

 

Как доктор Ханнес готовил себя переплыть в одиночку океан? Видимо он представлял себя УЖЕ в океане, мысленно проходил через все возможные ситуации и "ждал" пока появится ощущение готовности плыть через океан.

 

Я УЖЕ в ожидаемом мире, с воздействиями которого наверное столкнусь. Я удерживаю или прокручиваю эти представления и "жду" ощущения, что в моем воображаемом мире задуманное уже удается.

 

(Элементы обратной связи: "ЖДАЛ" пока почувствую; "ждал" пока появится ощущение; "жду" ощущения.)

 

12.04.91. Ровно шесть часов утра. Самочувствие почти удовлетворительное. Во всяком случае не разбитое. Оно было бы гораздо лучшим, если бы вчера, увлекшись записями (особенно в конце дня), не сбился с настроя на сосредоточение. Сейчас, пытаясь сосредоточиться, вернее отключиться от мыслей, чувствую, что включается какой-то механизм блокировки неприятных ощущений усталости в ногах и в голове. Вчера утром тоже было нечто подобное, но более произвольное, так как я тогда специально сконцентрировался на процессе блокирования или, скорее, устранения усталостных ощущений и какое-то время медитировал на этом процессе, удерживал внимание на восприятии ощущений. Одно из ощущений подобно ощущению человека, готовящего к прыжку. Это ощущение самомобилизации. Оно было спровоцировано состоянием отключенности от всех мыслей и я усиливал его. Сейчас я не собираюсь медитировать на самомобилизации. Но возможно такое желание возникнет непроизвольно или, скорее, как реакция на сосредоточение. Ведь при некотором запасе энергии (который я еще окончательно не угробил) и сосредоточении психика как бы автоматически стремится привести организм и все его функции в состояние, соответствующее реализации того образа состояния, который ты себе задаешь. Так я сейчас чувствую. Что же касается образа, то снова не могу удержаться от болтливости и отметить, что любой создаваемый настрой опирается на какой-то ведущий или ключевой образ, даже если человек этого не осознает. Прыгающий имеет в своем воображении образ прыжка. Штангист - образ состояния концентрации силы, которое обеспечит ему успех. Ведущий образ это внутренний ориентир, удерживаемый в воображении или в подсознании. Это цель. И если эта цель поставлена искренне и твердо, но не через силу, то психика сама организует и себя и организм в соответствии с "проектом", заданным целью. Причем поиск средств организации этого соответствия идет автоматически, на подсознательном уровне. Но в большей или в меньшей мере к этому подключается и сознание. В зависимости от того, насколько человек понимает суть этих процессов самонастройки и насколько у него развита обратная связь – самоконтроль.

 

(Элементы обратной связи: Самочувствие; чувствую, что включается какой-то механизм блокировки неприятных ощущений; сконцентрировался на процессе блокирования или устранения ощущений; удерживал внимание на восприятии ощущений; одно из ощущений подобно ощущению человека, готовящего к прыжку – это ощущение самомобилизации; так я сейчас чувствую; обратная связь - самоконтроль.)

 

16.04.91. 6-35. Желания работать нет. Пробую медитировать на своем нежелании. То есть прислушиваюсь к нему, отключившись от всего остального, и жду, что оно выдаст. Оно выдает ощущение, что я сейчас не в очень хорошей форме.

 

14-30. Наконец я "ухватил" смысл того чувства неудовлетворенности, которое преследует меня: Я НЕ ХОЧУ РЕШАТЬ СВОЮ ПРОБЛЕМУ КАК РУТИННУЮ ЗАДАЧУ. Я хочу увидеть в ней что-то красивое, упрощающее и объединяющее все частные случаи. Но задача предстает передо мной как некая механическая смесь. А именно этого я и не терплю. Тем не менее, задача уже начинает в какой-то мере притягивать к себе. Поскольку я уже примерно знаю, чего я хочу.

 

(Элементы обратной связи: прислушиваюсь к нежеланию; жду, что оно выдаст; оно выдает ощущение; "ухватил" смысл того чувства неудовлетворенности; я уже примерно знаю, чего я хочу.)

 

24.10.96. 18-30. Когда тебе кажется, что ПБ уже получается сам собой, внутренне остановись и присмотрись к себе. И ты заметишь: то, что ты делаешь, это еще далеко не то, что ты можешь сделать сейчас, в данный момент на этом пути.

 

( Элементы обратной связи: присмотрись к себе и ты заметишь.)

 

21.10.96. 9-00. Как быть, если намерение следовать ПБ еще есть, но следование не получается?

 

Присмотрись к себе, и ты увидишь, что твои мгновенные состояния не однородны. Одни моменты твое внимание отключается от ПБ и ты полностью выходишь из ПБ, другие - вспоминаешь о ПБ и возвращаешься к нему. Чем бы ни было обусловлено отвлечение от ПБ - неудачами, помехами или попустительством самому себе, - но в любом случае можно заметить, что среди прочих моментов, есть моменты благоприятные для следования ПБ. Не надо сожалеть и ругать себя за неудачи, не надо беспокоиться о будущем моменте – все это: непродуктивные внутренние действия, отвлекающие от ПБ. Все что нужно - это отслеживать удачные для ПБ моменты и по возможности максимально использовать их для ПБ.

 

P.S. В двух самых удачных их моих психотехнических находок есть один и тот же элемент: ПРИСМОТРИСЬ К СЕБЕ. Действительно, мы склонны действовать внутри себя вслепую, не обращая внимания на самого себя и, даже, не подозревая, что такое обращение внимания может быть полезным.

 

10-00. Я кажется немного ухватил этот ускользающий элемент. Не присматриваясь к себе, мы не отдаем отчета себе о самом себе и не замечаем момент, когда упускаем контроль над собой. Одна из задач - это осознать факт возможности самоотчета и использовать такую возможность, если в ней появится надобность в какой-то момент. Искусственно навязывать себе самоотчетность возможно и не стоит. Для применения рекомендации желательно иметь внутреннюю подсказку о том, что именно данная рекомендация нужна в данный момент, если Вы отвлеклись от следования ПБ.

 

P.S. В попытках следования ПБ можно выделить две возможности устранения помех: БОРОТЬСЯ С МОМЕНТАМИ НЕУДАЧИ и УСИЛИВАТЬ МОМЕНТЫ УДАЧ. Какая тактика лучше, зависит, наверное, от текущего состояния и от соотношения в человеке волевых и прочих начал. Но, в любом случае, об этих двух линиях внутреннего поведения нужно помнить и их нужно осознавать при неудачах в попытках следования ПБ – при удачах просто не стоит морочить себе голову рекомендациями, чтобы не разрушить то, чего уже достиг.

 

Еще скажу о соотношении сложного и простого в ПБ. Сложно ли войти в состояние ПБ? Бывает, что попытки не удаются, но сложность вхождения в ПБ во многом иллюзорна. Тем не менее, такая сложность - надуманная или реальная - есть. Но когда состояние ПБ достигнуто, то в тот момент, пока оно есть, оно является очень простым, так как оно не требует каких-то усилий - его, пока оно есть, поддерживает включенный автоматизм. И малейшее попытка вообразить или ощутить это состояние чем-то сложным, непроизвольно разрушит его. Здесь есть некоторый парадокс, к которому нужно привыкнуть: с одной стороны следование ПБ может потребовать немалых психических и интеллектуальных усилий, а с другой - следование ПБ является очень простым. Противоположности нередко сосуществуют в ПБ.

 

15-00. Снова нарушаю свой запрет на "открытия". Но продолжаю развитие сегодняшней темы, поскольку она сама развивается внутри меня.

 

Попробовал подправить свою внутреннюю тактику и концентрироваться больше на моментах удач. Вскоре обнаружил, что я все равно некачественно следую ПБ. Еще раз, как было рекомендовано сегодня, присмотрелся к себе. И обнаружил, что качество моего следования ПБ вполне отвечает качеству моего желания следовать ПБ. В общем это для меня не ново, но здесь я как бы зримо увидел, что КАЧЕСТВО СЛЕДОВАНИЯ ПБ ЯВЛЯЕТСЯ ОТРАЖЕНИЕМ КАЧЕСТВА ЖЕЛАНИЯ СЛЕДОВАТЬ ПБ. Если конкретнее говорить, то я обнаружил в себе, помимо желания следовать ПБ, еще и желание думать о чем-то другом и т.д. В тетрадях я тоже о подобном писал, но сейчас я вижу выход из ситуации в ином, чем говорилось в тетрадях, ключе.

 

Прежде, чем решить, насколько ты хорошо будешь следовать ПБ, и если этот решение ты не можешь или не хочешь обеспечить внутренним волевым ударом, то ПРЕЖДЕ, ЧЕМ СЛЕДОВАТЬ ПБ, ДОГОВОРИСЬ С СОБОЙ НА БЕРЕГУ, КАК ТЫ БУДЕШЬ СЛЕДОВАТЬ ПБ. То есть сопоставь свое намерение следовать ПБ с фактическим желанием следовать ПБ. И пусть это следование будет очень не качественным, но пусть оно будет таким по осознанному решению. И не надо пытаться сделать это следование лучше, чем это позволяет желание, присутствующее внутри тебя. Правда, осознав свое истинное желание, его тоже можно подправить на берегу. Однако это получится не всегда. В любом случае, если волевым порядком не решишь вопрос, то нужно пытаться следовать ПБ лишь соразмерно собственному желанию и не ставить ложную цель прыгать выше собственной головы.

 

Но здесь я хочу сделать акцент еще на один момент. Я снова сегодня столкнулся с психотехническим элементом "ПРИСМОТРИСЬ К СЕБЕ". Присмотревшись к себе, можно обнаружить, что твое желание может и не являться таким, каким ты его рисуешь себе в намерении следовать ПБ. Внутренний рефлекс вбрасывает в поле сознания целый ворох других смежных или конкурирующих желаний, незавершенных проблем и просто блуждающих в подсознании мыслей, от которых ты не смог или не захотел отказаться, приступая к следованию ПБ, и которые "решили" напомнить о себе. А, присмотревшись к себе и не требуя от себя большего, чем ты сделать готов, ты будешь более искренним в своих намерениях следовать ПБ.

 

1.03.99. 23-00. Когда ПД не получается, то внутренне остановись хоть на мгновение и как можно внимательней прислушайся к себе. И обнаружишь, что вместо действия, ты поощряешь одно из своих желаний или беспокойств. Это не кажется очевидным, но если присмотреться к себе, то возникает впечатление, что это так и есть. В каждый микромомент выбираешь для себя возможность беспокоиться и переживать. Сначала выбираешь, затем раскачиваешь ее и можно не заметить, что вся эта кажущаяся неуправляемость внутренней жизни на самом деле есть лишь ВЫБОР, совершаемый тобой.

 

15.03.99. 8-30. Ничто так не внушает доверия, как факт. Пример тому мой опыт за 20.02-21.02.99 гг. и то, как он подействовал на меня.

 

"Держать уверенность в себе"... Если присмотреться, то мои беспокойства начинаются со слов: "Я не уверен в себе, я не уверен в себе,...", которые я незаметным образом все время повторяю про себя. Может быть "звучат" они несколько иначе, но все равно такой их смысл. Я заговариваю себя этими словами и не догадываюсь попробовать произнести обратные по смыслу слова. Это не упрек себе, а самонаблюдение, которое еще надо понять. Может быть эту беспокойную неуверенность я сам и выбираю для себя. Ведь легче жаловаться или увиливать, чем соглашаться к чему-то себя принуждать. А дальше: "В нас расцветает то, что мы питаем".

 

19.03.99. 9-00. Почему я повторяюсь? Потому что понимать слова - это не то же, что чувствовать и понимать то, что за ними стоит. Теперь по поводу вчерашней записи.

 

Если присмотреться к себе, то в большинстве случаев можно заметить то, что реально неприятные мгновения занимают лишь ничтожную часть общего времени, если эти неприятные мгновения своим воображением не воспроизводить. И между этими реально неприятными, или просто пустыми, мгновениями всегда есть мгновения, для которых можно найти какой-нибудь положительный ход, – в конце концов, хоть петухом покричать. Вот только надо не забывать о существовании мгновений и обращать внимание на них.

 

1.05.99. 7-20. и 12.11.96. 7-30. Решил, что снова пора приподымать свое настроение. Но заметил другое - не новое: если считать свои проблемы (и проблемы, которые волнуют) очень важными и большими, то оснований радоваться жизни действительно нет. Стоит только представить эту важность, и сразу же можно обнаружить в себе как происходит автоматическое зацепление этого представления с набором непроизвольных реакций, при которых психический аппарат переходит в положение "негатив".

 

Наверное это самые типичные мысли - "Со мной обошлись несправедливо" и "Мои проблемы очень важны", порождающие негатив. Эти мысли могут присутствовать явно, но чаще "дежурят" в подсознании, поддерживая негативный фон. Считать или не считать подобные мысли умными - это вопрос выбора. Но знать их механику и последствия не мешает. Почему я говорю о механике? Потому что психический аппарат во многом механистичен и реагирует стандартно на раздражители, которые ты, осознанно или некритично, выбрал в него заложить. Не знать этого так же разумно, как править автомобилем, не зная как работают сцепление и руль.

 

И действительно. Если присмотреться к себе, то масса негативных реакций, например, даже просто на шум в соседней комнате, как сейчас, укладывается в стандартную схему: мои интересы несправеливо ущемили и эти интересы очень важны, как важен и я сам. Логика этого механизма? - Раз мои интересы ущемили, то это прямой повод возмущаться (про себя). И возмущаться сильно, потому что эти интересы очень важны. И еще сильнее нужно возмущаться потому, что ущемляются интересы важного, или заслуженно важного, человека –т.е. меня. Входные данные (представления), возбуждающие эту сомнительной полезности цепочку: "незаслуженно ущемленные интересы", "важность моих интересов", "важность самого меня". Мир дает массу поводов возмущаться подобным образом буквально на каждом шагу. Дон Хуан своего ученика, проявившего такого рода реакции, назвал напыщенным индюком.

 

Я смотрю на этот мир, придуманный не мной, и начинаю наделять его кое-какими свойствами от себя. Я придаю себе и прочим объектам внимания значимость, я придаю всему смысл. Это мое дело сколько, чего и чему придать. Но в какой-то момент внимания, направленного на самого себя, замечаю, что мое занятие напоминает ситуацию: я бросаю палки в собаку, а собака бросается на меня.

 

22.03.99. 19-10. Как я приходил к мыслям последних дней? Посредством погружения в ПБ, которое уже имел случай в этом файле описать. Сначала инициируешь какой-то целевой образ того, что желаешь получить. Порой эта операция протекает долго и упорно - скажем, день или более того. Потом в конце концов появляется специфическое ощущение того, что что-то зреет внутри. Не надо пытаться своими торопливыми словами это ощущение обогнать - получится неточно и установка на внутренний поиск тоже будет искажена. Вот, пожалуй, все. Но можно добавить фрагмент из дневника:

 

"19.04.91. "Ты тот, каким себя сумел представить". Суть действия принципа в том, что психика и организм подстраиваются под собственное представление о том, каков ты есть или станешь. Это представление служит для них внутренним ориентиром."

 

Анонсы тем

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика