Смирение, жертва: психологическая готовность к возможным неудачам

Смирение, жертва – понимание необходимости и готовность идти по пути не только приобретений, но и неизбежных потерь.

 

17.04.91. 7-00. Пытаюсь забыть о своих записях и физически ощущаю, как освобождающееся подсознание охотнее воспринимает настрой на работу. Еще чувствую, когда отключаешься (в ПБ), надо на это время жертвовать любым соблазном, любым посторонним интересом, любой не планируемой на данный момент мыслью, сколь бы важной и интересной она не казалась. Отключение идет трудно тогда, когда не решился на эти жертвы.

 

5.11.96. 8-45. Если считать, что одни дела в этом мире гораздо важнее других или наоборот, то жизнь может обратиться в трагедию. Наверное, я смог бы поднять свое настроение. Но вопрос не в этом временном акте, а и в необходимости понять, чем для меня является моя теперешняя жизнь. Раньше я писал, что образ мыслей зависит от фактора внутреннего расположения. Но когда попадаешь в иные условия игры, то все равно эту игру надо понять не только на уровне хорошего или плохого настроения, а и на уровне осмысления ее. Приходится думать, какой частью бывших представлений и привязанностей тебе придется пожертвовать в ней.

 

Проблема моя в данный момент состоит в том, что я связан. Связан собственными представлениями о мире и о себе. Из-за связанности я не могу прийти в нормальное расположение духа. А из-за этого я подавлен, слабосилен и дела мои не идут. И даже просто толком осмыслить свое положение в его логическом плане не могу. "Связанный, далеко ли ты уйдешь?".

 

7.07.98. 8-00. 10-10. У йога и поэта, ученого и землекопа, у юноши и старика - у каждого может быть своя мудрость и это нормально: "Мудрость - это та мудрость, которая уместна" (из дневника).

 

Кому-то нравится брюзжать на мир - это вопрос выбора. Но есть еще вопрос понимания - разумно такое брюзжание или нет. В своих усилиях я пытался найти мудрость - ту, которая уместна, а проще говоря, комфортна. Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Если не можешь изменить ситуацию, то остается менять взгляды на жизнь.

 

"Чтобы успокоиться, надо либо решить мешающие спокойствию проблемы, либо, по меньшей мере, определить свое отношение к ним" - это все о том же.

 

"Вот я начал освобождать дыхание и во мне нарастает какой-то внутренний протест: я дорог себе такой, какой я есть, со своими страхами и т.д." - и это то же о том (об отсутствии мудрости, которая уместна). Кто-то, кажется Петр Успенский, призывал пожертвовать своими страданиями.

 

20.02.99. 8-15. Сегодня пытался принудить себя к более веселому и радостному внутреннему расположению. Впечатление такое, как будто я пытался сдвинуть с места груженый состав. Подобное занятие воспринималось как нечто противоестественное. То, что я стал жертвой и т.д. – это как бы "родные" мои ощущения и мысли.

 

12.10.96. Исследователь наблюдает, жертва страдает. У Гегеля, наверное, тоже были проблемы, но он заметил, что жизнь - это диалектический процесс, а не повод для обид.

 

7.11.96. 11-40. Ну вот, при всех своих кажущихся приобретениях в ПБ и запредельных философиях приходится все начинать с начала: с готовности жертвовать соблазнами на пути ПБ. Возможно, когда-то, вернувшись к этим строкам, покажется, что я искусственно заострил проблему. Нет, это не так. Может быть я могу поступиться чем-то большим, чем раньше, но сам факт возникновения соблазнов это не меняет.

 

19.03.99. 7-25. 11-10. Да, действительно, такое со мной случается нередко - мог бы "поразвлекать" себя уборкой в комнате, да вот не захотел. Но сейчас имеет место и другой момент. У меня запущены разные бытовые дела, и если я займусь сейчас ими по настоящему, то это нанесет весьма ощутимый урон моим более приоритетным делам. Например, той же работе, по которой я должен что-то сделать и надеюсь за это деньги получить. "Уступка" бытовым делам - это жертва временем в отношении более приоритетных дел. Но это только пример, позволяющий выразить следующую мысль.

 

Прокрутив мысленно разные элементы жизни, я вижу, что она состоит из каких-то приоритетных моментов и ЖЕРТВ. Тут не надо обманывать себя и жертвы неизбежны. О жертвах и необходимости жертвования я уже писал в дневнике применительно к ПБ, поэтому не буду повторяться сейчас. А хочу сказать, что раз эта жизнь имеет свойство содержать в себе жертвы и связанные с ними возможные или неизбежные потери, то надо подумать и о "философии" относительно жертв. Что такое жертва/потеря - трагедия или норма? Я пока более склонен к первой "философии", чем ко второй. Но более интеллектуальным наверное будет обратный первому взгляд. И не надо рассматривать жертвы и потери - реальные и ожидаемые, как нечто неприемлемое и как повод портить себе жизнь. Если присмотреться, то предрасположение к неприятию жертв и потерь делают неинтересной мою жизнь. Хотя бы потому, что не желая жертвовать в чем-то одном я много теряю в остальном. В последние годы это у меня бывает катастрофически часто. Я бываю недовольным тем хорошим, что есть на данный момент, только потому, что это отбирает время, которое мне хочется или кажется более необходимым потратить на что-то еще. Так случалось, когда я бывал в деревне. И по такой же причине у меня сейчас не хватает терпения, чтобы, скажем, читать стихи.

 

9.10.96. 12-25. Вчера прочел труд Дейла Карнеги "Как перестать беспокоиться и начать жить".

 

Смиряйся с худшим из того, что может быть. По Карнеги, если возникла угроза, то надо смириться с возможностью наихудшего последствия ее. Если это удалось, то в результате успокоения открывается возможность действовать более рационально в отношении себя. Паника не рациональна, так как она лишает человека его сил.

 

10.10.96. 8-20. Говоря о психотехниках, пути действия и роли желания в них, может быть стоит кратко остановиться на особенностях наших желаний. Успех на пути действия определяется желанием по нему идти. Желание успеха возбуждает желание к действию, но этот стимул может и погубить желание к действию, если оно предпринимается без готовности смириться с поражениями и с тем, что очередной успех будет меньше, чем хотелось бы. Не случайно в Бхавагадгите сказано: "Итак, не плодов ты желай, а деянья, а ради плодов прекрати ты старанья". Я понимаю это как установку на то, что желание действия должно быть определяющим. Желание успеха и надежда на успех стимулируют нас к действию. Но надо знать и то, что они являются причиной мечтаний и разочарований и могут стать первыми препятствиями, которые собьют нас с пути.

 

11.10.96. 11-50. ... Вместо работы я переключился на такую мысль. С неизбежным надо мириться - есть такой тезис и возможно даже, я хочу следовать ему. Но какой в этой возможности "смириться" хотя бы теоретически мыслимый предел? Допустим, я способен смириться со смертью. Но я все равно боюсь боли, лишений и даже самого страха. Иначе говоря, я боюсь ситуаций, с которыми, как я знаю или как мне кажется, не справлюсь. После этих рассуждений возникла другая мысль: а почему бы не смириться с тем, что у меня будут или могут быть ситуации, с которыми я не справлюсь. Почему бы не смириться с тем, что я такой есть, и с тем, что может меня, такого как я есть, ожидать. Но это только мысль, а не мой героизм.

 

А почему возникла такая мысль? Чтобы успокоиться, надо либо решить мешающие спокойствию проблемы, либо, по меньшей мере, определить свое отношение к ним. Поскольку я пытался успокоиться, то внутренний поиск и подсказал подобную "утешительную" мысль. Внутренний поиск в каком-то смысле работает за нас, а мы лишь осознаем и описываем словами то, что он выдает. Волнение может подгонять этот поиск своим пинком, но и отвлекает его.

 

13.10.96. 8-25. В попытках следования ПБ есть моменты, с которыми следует примиряться.

 

Примиряться с тем, что не зафиксировав полезную мысль, ты можешь безвозвратно потерять ее. Я об этом уже говорил, как о необходимости жертвовать своими соблазнами. Неважно, что фактически ты при этом скорее всего ничего не потеряешь - ценная мысль при следовании ПБ обычно возвращается, если она действительно ценная. Важно то, что надо сознательно примириться с худшей возможностью - с тем, что не зафиксированная мысль действительно может потеряться.

 

Надо примириться с возможностью неудач в попытках следования ПБ и с тем, что могут возникнуть разные внешние помехи, которые помешают ПБ. Об этом тоже говорил.

 

Теперь новый момент. Если я не ставлю себе цель примириться с ситуацией, тревожащей меня, то я должен примириться с тем, что, не разрешая себе постоянно думать о ней, я возможно утеряю лучший выход, который мог бы найти, думая о своей тревоге постоянно.

 

В общем, в попытках следования ПБ надо быть готовым примиряться с упущениями, ошибками и прочими нежелательными последствиями своих решений. И не жалеть о подобных последствиях, когда они произошли. Идеальных преимуществ не бывает и ЗА ВСЕ НАДО ЧЕМ-ТО ПЛАТИТЬ. Маг Хуан Матус в книге Карлоса Кастанеды называл эту готовность готовностью принимать ответственность за свои действия на себя:

 

- Взгляни на меня. У меня не бывает ни сомнений, ни сожалений. Все, что я делаю, я делаю по собственному решению, и принимаю на себя всю полноту ответственности за это. Самое простое действие, например, прогулка с тобой по пустыне, может означать для меня смерть. И если во время нашей прогулки мне предстоит умереть в пустыне, то я должен там умереть.

 

... Подобная установка, наверное, дается тем труднее, чем мелочнее человек. Я, по своей природе, мелочен. Это, конечно, нехорошо, что я не выбрал каким мне быть, когда рождался.

 

18.10.96. 8-20. Пришло осознание того, что я - слабый человек. Сказать это прямо, а не как-то полушутя, не так уж просто. Теперь есть два мыслимых выхода: попытаться что-то улучшить и смириться с тем, какой я есть. В любом случае это лучше, чем не оценивать ситуацию. Возможно, в более лучшем энергетическом состоянии, эта запись могла бы показаться смешной. Но имеем то, что имеем, и мне сегодня 55 лет.

 

29.03.97. 7-50. Я боюсь того, что произойдет со мной. Я боюсь мнения людей о себе, я боюсь того, как они реагируют на мое поведение, мой вид. Вторая проблема - это "не хочу". Нет импульса желаний: мне неприятно делать одно, другое, третье...

 

Да, я боюсь осуждения людей. У меня есть совесть и даже хуже того - щепетильность. Но разве не люди "осудили" меня на жизнь, в которой я очутился сейчас. А логика здравого смысла говорит о том, что надо любить и этот мир и людей.

 

9-30. Есть ли у меня шанс продолжать свое существование настолько честно и красиво, насколько бы я этого хотел? - Нет. Значит самое честное - это признать за другими право осуждать меня. Люди - это существа со свойством осуждать других, но не себя.

 

Наблюдение: когда мне удается сказать о чем-то откровенно, мне становится как-то лучше. Откровенность - это вроде оценки действительности такой, какова она на самом деле есть, и в какой-то мере это принятие действительности, примирение с ней. Во всяком случае, если я внутренне примиряюсь с правом людей осуждать меня, то этим я как бы адаптируюсь к такой ситуации, снижаю значимость и боязнь осуждений со стороны людей.

 

На что опираются описанные сегодня мои внутренние негативы? - на чувство собственной важности и значимости. Чем сильнее это ощущение, тем более оно уязвимее и ранимо. Если я соглашаюсь с правом других людей осуждать меня, то этим я уже снижаю собственную важность.

 

21.03.99. 11-30. 18-30. Рассуждения (шаблоны) в духе СВ. Я пришел в этот мир ни с чем. Поэтому в нем у меня нет и не может быть потерь. Есть только большие или меньшие приобретения, имеющие более или менее временный вид.

 

30.11.00. 8-20. А сейчас по каким-то законам циклов ко мне вновь вернулся адаптационный процесс, который недавно описал. Правда, он не интенсивный и в данный момент это как бы примирение с мыслью о том, что тебе надо будет в дальнейшем пытаться более положительным образом воспринимать телерекламу, холод и т.д., и т.п. "Гоняться" за таким процессом, наверное, вредно - его включает какой-то рефлекторный механизм. Но упускать его, пожалуй, тоже не стоит, раз кто-то там внутри нас начал вдруг делать нашу работу за нас.

 

Наверное, правильнее всего смириться с тем, что я могу в процессе решения задачи растерять сегодняшний внутренний материал. Но это не катастрофично, если не исчезло само желание идти вперед. В конце концов, только это и определяет успех. То есть, успех определяет тенденция продолжения усилий, а не частный положительный или отрицательный результат.

 

Возможно, в данный момент я несколько не точно смогу выразиться, но все же хочу зафиксировать одну мысль. СМИРЕНИЕ - это то, что успокаивает меня в текущий момент. Я осознаю, что, занявшись другими делами, я вполне могу растерять свой сегодняшний внутренний материал. Но что-то во мне (может быть процесс адаптации) говорит, что возможность потери - это норма, которую следует принять. И надо думать не о том, что такая потеря случится, в том числе и конкретно сегодня, а о том, чтобы случившееся не разрушило имеющегося у меня на данный момент настроения продолжить свой путь. Я должен смириться с тем, что ситуация для реализации моих намерений не идеальна. И, думая о намерении, я должен принять ситуацию такой, какая она есть, то есть, наносящей ожидаемые и неожиданные удары по моим планам, желаниям и т.д.

 

17.12.00. 9-30. Я, как и во многих (но все же не во всех) попытках следования позитиву, снова НЕ ХОЧУ СТАНОВИТЬСЯ ДРУГИМ. Но если выбор позитива - дело, в общем-то, вкусовое, то выбора быть более активным, хотя бы на какое-то время, мне все равно не избежать. Правда, у меня есть выбор быть более активным в содружестве с гримасами неудовольствия, с отвращением и т.д. Собственно, так и происходит, когда мною руководят принуждение обстоятельств, а также беспокойство и страх.

 

С чего же тогда начинать? Опыт мне подсказывает, что начинать надо, по крайней мере, со смирения с необходимостью. Иначе говоря, мне так или иначе надо адаптироваться к мысли о том, что мне нужно стать (хотя бы на время) более активным. Кажется, для меня подобного рода открытия уже давно не новы? Пожалуй, это так. Но адаптироваться можно по разному. Просто привыкание - это процесс, по моим наблюдениям, слишком затяжной. Остается волевое принуждение. А волевое принуждение, как дознано в моих психоопытах, может быть и в негативном, и в положительном ключе. А "принуждение" в положительном ключе в общем-то не обязательно должно быть принуждением, о чем свидетельствует мой опыт в ПО.

 

27.12.07. 8-45. Когда пытаешься следовать ПО, то выпрямляешься почти непроизвольно. Такой эффект повторялся неоднократно.

 

11-20. Конечно, часть моего мира уже обрушилась. Обрушилась вместе с развалом Советского Союза, с изменением общественных отношений, со смертью матери, к которой наведывался несколько раз в год, ну и с возрастом, делающим как бы бессмысленными многие прежние стремления и цели. Это фактор негатива, действующий почти рефлекторно и с которым надо как минимум примириться, чтобы рефлекс негатива не продолжал держать в своей узде. Примерно такая работа "примирения" в осознанном или не осознанном плане происходит сейчас при попытке следования ПО. Другая "тема" - это наполнение внутреннего мира. Я вспоминаю деревню, где родился и вырос, и она, не смотря на изменившиеся обстоятельства, как бы остается во мне и со мной.

 

5.05.91. 23-25. И наверное последнее открытие на сегодня. Не новое, но в сугубо практическом плане. НАДО БЫТЬ МОРАЛЬНО ГОТОВЫМ К ПОРАЖЕНИЮ. Иначе очередная неудача или непредвиденная помеха на пути действия могут обернуться в катастрофу. Расчет, вернее настрой, на то, что обстоятельства непременно должны быть удачными, мой коренной порок, постоянно выбивающий меня из колеи.

 

Анонсы тем

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика