Фрагменты о зрении. 22.05.99

Ключевые моменты: Лень видеть и смотреть. Состояние когда бездумно смотришь на огонь. Расслаблять психику через глаза. Ощущение конфликта – индикатор продвижения вперед. Проблема как почувствовать кролику отдыхающим львом. Настроение воина. Запомнить и забыть.

 

22.05.99. 10-15. Оцепенение, легкое "опьянение", головокружение, о которых я писал, - это, как сейчас мне представляется, показатели того, что идет перестройка (накопление энергии, отдых) работы внутренних структур. Характерным признаком этого процесса является также своего рода лень видеть и даже смотреть. Глаза могут быть направлены на объект или текст, но нет желания его во внимание принимать. Возможно, это и имел ввиду Бейтс под снятием усилия видеть. Но надо отметить, что снятие усилия видеть может, в зависимости от текущего энергетического состояния, сопровождаться ухудшением четкости видения в несколько и даже в десятки раз. Подобное, хотя и небольшое, ухудшение четкости видения я заметил и при последних попытках следования ПОД (путь освобождения дыхания). Состояние, при котором идет указанный процесс, представляется приятным (от легкого "балдежа" до блаженства). Это состояние, при котором видимо идет процесс восстановления работоспособности заторможенных структур, можно поддерживать не только когда сидишь, но и в разных других ситуациях, если никто не отвлекает тебя. Инициировать это состояние можно поместив перед глазами текст и "размыв" его. Чем больше "размывание", тем лучше эффект. Правда повышение внутренней энергетики может мешать этому "размыванию". Можно также для этой цели использовать картинку или показавшийся подходящим предмет (и прочее). Все прочие приемы углубления состояния расслабления, описанные вчера, также остаются уместными и может быть даже необходимыми. Как долго может продолжаться процесс восстановления, наверное зависит от исходного энергетического состояния. Применительно ко мне это, похоже, могло бы растянуться на несколько дней если не недель. Корбетт возможно полагает, хотя прямо об этом и не говорит, что подобное состояние должно стать привычным. Иногда подобное состояние возникает непроизвольно, например, когда бездумно смотришь на огонь костра. Можно, для наводки, вспомнить и слова Кольцова: "Не боли ты, душа, отдохни от забот. Здравствуй, солнце да утро веселое".

 

Я расслабляю глаза и веки уже не через "размывание" текста, а как-то иначе - напрямую. "Усилие" (действие) расслабления становится более осознанным и этот способ мне представляется более эффективным. Напомню, что я расслабляю психику через глаза, а не наоборот. Порой появляется какое-то специфическое впечатление легкости взгляда, потом снова оцепенение и т.п. Сейчас я сосредоточился на углублении расслабления глаз, как на элементе расслабления психики, потому что заметил, что на самом деле этот элемент у меня пока еще плохо отработан. А может быть даже и совсем не отработан. Временами вместо "размывания" проявляется обратный этому эффект, в особенности тогда, когда расслабление глаз кажется наиболее глубоким (но это все неоднозначно).

 

Я снова на мгновение уловил ускользающий от осознания конфликт между расслабление и напряжением глаз и это подсказало мне, что на самом деле расслабление моих глаз по-прежнему не является глубоким. Иногда мне представляется (на уровне ощущения), что механизм четкого видения может подключаться самопроизвольно, но не подключается (или подключается на мгновения и неустойчиво) потому, что ему не хватает энергии или кроветока. Возможно и степени расслабления глаз ему тоже не хватает. Во всяком случае возникло и такое впечатление: глаза не успевают увидеть потому, что не успевают расслабиться и отдохнуть. Так что дело может быть не только в глобальном накоплении внутренней энергии, но и в локальных накоплениях и расходованиях ее в каждый микромомент. Но суть здесь опять же не в ложном желании увидеть, а в том, что некоторые зрительные эффекты могут быть индикаторами того, что я на правильном пути в отношении психического расслабления всего моего организма.

 

Опять, когда смотрел на мелкий текст, столкнулся с конфликтом расслабления и напряжения глаз, который вчера как-то мало напоминал о себе. Возможно нужна определенная внутренняя энергия, чтобы ощутить этот конфликт, когда от уже, так сказать, не на поверхности. Но при более качественном расслаблении глаз его как раз и труднее ощутить. Вообще в какие-то моменты я стал видеть четче то, на что бросаю взгляд, и именно в такие моменты подозревается конфликт между расслаблением и напряжением глаз, который, как я полагаю, следует устранять дальнейшим расслаблением психики и глаз.

 

Похоже, что и от попыток расслабления порой не вредно отдыхать (отвлекаться), чтобы они приобретали большую отчетливость и "остроту". А вот я уже вдруг почувствовал страх, который мне мешает дальше "разжиматься" (вчера ни разу о нем не вспомнил), так что по настоящему я еще пока наверное и не отдыхал. Впрочем, через минуту мне уже кажется что ничего подобного (т.е. ощущения страха) и не было со мной. Вообще-то более или менее глубокое расслабление, как порой говорит впечатление, возникает где-то там - на грани конфликта расслабления и напряжения (об этом я уже писал, но это не всегда очевидно). Если это наблюдение взять за основу, то получается, что надо стремиться к той грани, где ощущается конфликт, а конфликт является промежуточным индикатором продвижения вперед. В данный момент я подозреваю, что ощущение напряженности (заторможенности или зажатости) в голове является не только следствием усталости (дефицита энергии), но и страха, живущего во мне. Эти "друзья" (усталостная напряженность и страх) поддерживают друг друга неразлучно. Я это к тому, что мое сегодняшнее предположение о необходимости для меня длительного отдыха может быть и не совсем верным (при условии более качественного расслабления). Я бы не повторялся, если бы не замечал, что некоторые важные (и ранее уже названные) детали выпадают (по моей оплошности) из моего эксперимента. Как бы то нибыло, но именно после этих слов я начинаю замечать, что мое "расслабление" было и обманом самого себя (я не пытался осознать и потеснить притаившийся страх).

 

Хотя, зачем скобки? Я не пытался осознать и потеснить притаившийся страх. А раз я не придаю другое качество своему действию, то видимо не должен ожидать и другого качества в своем текущем состоянии. Спокойному кролику все равно надо сделать усилие, чтобы почувствовать себя отдыхающим львом. Чтобы почувствовать себя не так, как тот, кто зависит от каждой мелочи, а так, как будто скорее весь мир зависит от тебя. (Вчера я говорил об отрешенности, сегодня - об образе льва. Это может быть одним и тем же в пределах неизбежной неточности использования слов). А впрочем, мне кажется уже и наплевать - "лев" я или не "лев" (действительно, какие глупые заботы: "лев я или не лев" - пред взглядом в вечность это различие уже ничто). Зачем все эти длиннющие (вчерашние и сегодняшние) слова? - В них образы состояний, которые, быть может, следует искать, идя вперед и вперед. Но лучше не искать, а знать о них (подсознание часто принимает подсказки памяти, но более уместным для него способом, чем через посредство сознания, характеризующегося изрядной внутренней слепотой).

 

Воин, как говорил маг дон Хуан, рассматривает себя как бы уже умершим. Все худшее, что с ним могло случиться, уже произошло. Ему не о чем беспокоиться и он действует эффективно (я должен эффективно отдыхать). "Настроение воина" (небеспокойство), "блаженство расслабления глаз" (вплоть до "опьянения") и "не застаиваться на месте" - вот, возможно, главные подсказки, которые следует иметь ввиду (если начинать с последней, то можно и автоматически прийти к первым двум). Это те подсказки, которые надо запомнить и забыть (кроме последней), чтобы не мешать себе посредством глупых слов. Расслабление глаз вызывает рефлекторное расслабление психики, образ воина помогает снять внутреннее напряжение, мешающее ему (расслаблению), а тезис "не застаиваться" помогает заметить, что ты еще не многого достиг против возможного на данный момент. "Запомнить и забыть" интерпретируется как напоминание о том, что схемы нам мешают, а полезное вспоминается само собой. Если в результате подобной интерпретации от данного абзаца останется, скажем, одно слово "отдыхай", то это и будет тем, что должно заменить абзац, а заодно и записи последних дней. Важны здесь не слова, а то что мы под ними можем понимать.

 

Итак, осталось лишь понять, как можно отдыхать в том смысле, о котором я писал, не исключая прочих смыслов, присущих глаголу отдыхать. Вчера я слишком отвлекался на записи, сегодня в общем-то и не планировал продолжить вчерашний эксперимент. Существенных видимых успехов я за эти два дня не достиг, а то что есть или предполагается пока не стоит длинных слов. Но записи и впечатления, стоящие за ними, еще мне предстоит запомнить и переварить.

 

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика