На статью с примерно таким названием я несколько раз наткнулся в интернете:
24 февраля 2008. Арши Чонгонов - гецул, студент монастырского университета "Дрепунг Гоманг". ИСТОЧНИК: www.buddhisminkalmykia.ru
Эта статья неплохо, на мой взгляд, дополняет тему о мистике и науке, поднятую в книге Фритьофа Капры "Дао физики". Начинается статья с высказывания, якобы принадлежащего Эйнштейну:
"Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности, а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысляемого единства всех вещей — и природных, и духовных. Такому описанию соответствует буддизм. Если и есть религия, которая сможет удовлетворять современным научным потребностям, — это буддизм".
Альберт Эйнштейн
В принципе, то, что Эйнштейн был по-своему религиозен и даже благосклонно относился к идее буддизма в физике, это не новость и тому есть подтверждения в высказываниях самого Эйнштейна. Однако посмотрим интересный анализ по этому поводу студента монастырского университета, который я привожу с сокращениям, но почти дословно:
"На рубеже двадцатого века, знаменитый физик и математик Альберт Эйнштейн (1879-1955), создатель общей и специальной теории относительности, как и многие другие ученные, испытывал кризис.
Проникнув в самые недра бытия, все подробно изучив и описав, физики столкнулись с ранее не известным явлением микрокосмоса, которое не поддавалось объяснению с точки зрения обыкновенной логики. Возникли самые разные споры о материи. При более глубоком рассмотрении у ученых, вырисовывались картины, которые казались отвлеченными и далекими от реального мира.
Начав с подробного изучения физических явлений, ученые в своих выводах приходят к духовным материям. Удивительные открытия совершают такие знаменитые ученые, как А.Эйнштейн, Э.Шредингер, Н.Бор и В.Гейзенберг, находя опору ... в древних философских трактатах буддизма.
Ученые были поражены, обнаружив множество параллелей в философии буддизма и современной физике, которые не только укрепляли в них уверенность в правильности собственных теорий, но и позволяли приблизить эти теории к самой обыкновенной и повседневной жизни.
Научный процесс и религиозное воззрение Востока вдруг стали взаимодействовать! Эрвин Шредингер (1887-1961гг.) поставил парадоксальный мысленный эксперимент в квантовой физике, более известный в научных кругах как «кошка Шредингера». Он оказался очень схож с механизмом, описанным в буддизме Махаяны.
Великий физик, Нильс Хенрик Давид Бор (1885-1962гг.), также обращался к философии буддизма. В его работах исследователи по сей день прослеживают параллели с буддийской философией.
Что говорить о гениальном физике Эйнштейне, который не только высказывался о буддизме как о космической религии - религии будущего, но и к концу своего жизненного пути стал вегетарианцем.
И теперь многие ученые продолжают привлекать философию буддизма к обоснованию своих научных открытий. В середине 90-х вышла книга Веса Нискера «Природа Будды: практическое руководство для определения своего места во Вселенной». Сопоставляя поучения Будды с различными открытиями в области нейропсихологии и эволюционных наук, он доказал, что мы как биологические существа неотделимы от всего живого на земле и во Вселенной.
Другим квантовым скачком явилась книга «Эйнштейн и Будда: параллельные высказывания», где рассматриваются такие не изведанные до конца явления как частицы и материя, время и пространство, феномен вещей и причинно-следственные связи. Огромный интерес вызвала и другая книга «Квантовая частица и цветок лотоса» - собрание научных наблюдений и изречений буддийских учителей.
Эти книги являются своего рода мостом через иллюзорную пропасть между величайшими умами Запада и выдающимися философами Востока".
В трудах Эйнштейна, которые можно отнести к философии физики, вроде бы не так уж много говорится о буддизме, но кое-что есть.
Вот цитата: "...существует еще и третья ступень религиозного чувства, хотя в чистом виде она встречается редко. Я назову эту ступень космическим религиозным чувством. Тому, кто чужд этому чувству, очень трудно объяснить, в чем оно состоит, тем более, что антропоморфной концепции бога, соответствующей ему, не существует. Индивидуум ощущает ничтожность человеческих желаний и целей, с одной стороны, и возвышенность и чудесный порядок, проявляющийся в природе и в мире идей, - с другой. Он начинает рассматривать свое существование как своего рода тюремное заключение и лишь всю Вселенную в целом воспринимает как нечто единое и осмысленное. Зачатки космического религиозного чувства можно обнаружить на более ранних ступенях развития, например, в некоторых псалмах Давида и книгах пророков Ветхого завета. Гораздо более сильный элемент космического религиозного чувства, как учат нас работы Шопенгауэра, имеется в буддизме"
Эйнштейн, "Собрание научных трудов", Москва, "Наука", 1967. Том IV, стр.127-128.
В общем, так или иначе, но едва ли не все великие физики-теоретики всех времен были повернуты (вы можете подобрать другое слово) на мистицизм. Буддизм в физике лишь одно из подобных проявлений. Априори, мы ожидаем от физиков строгого научного анализа и точных слов. Нас приучили так думать. Но то, чему нас научили и что мы ожидаем от физиков, – это в существенной мере миф. Поэтому не надо изумляться заверениям физиков о том, что пространство может искривляться, время кувыркаться (ускоряться и замедляться), что одновременное может быть не одновременным и т.д., и прочее, и т.п.
Смежные темы: