Групповое поведение и социальная роль

Социальная роль человека – это то, что заставляет его следовать интересам группы, которые, в свою очередь, определяют групповое поведение людей.

 

Чтобы прояснить этот вопрос с научной точки зрения рассмотрим групповое поведение куриц, переходящих дорогу, в плане релятивистского подхода, нестареюще модного в нынешнем потоке физических идей.

 

С релятивистской точки зрения, если курица переходила дорогу, то и дорога двигалась под ней. Далее следует распространить этот тезис на движение всех куриц и дороги, в том числе на случай движения куриц в разных направлениях. Каждой курице поставим в соответствие свою систему координат, включающую в нее и координатные системы других куриц. После математической обработки такого тезиса о групповом поведении куриц относительно дороги, мы можем получить сногсшибательные результаты, но вместе с ними, если повезет, то и какие-то практические подтверждения, например о числе куриц, которые могут быть задавлены проезжающим по дороге грузовиком.

 

Если вы в числе разработчиков или последователей этой теории, то вы должны следовать своей социальной роли и отстаивать интересы группового поведения относительно безусловной поддержки теории релятивистского движения куриц.

 

Подобные вышеописанным "парадоксы" включены в теорию относительности, изобретенную Альбертом Эйнштейном. И это совершенно даже не шутка. Согласно специальной теории относительности (СТО) скорость света постоянна относительно любого равномерно и прямолинейно движущегося объекта, даже если этот объект движется с околосветовой скоростью навстречу световому лучу. Сторонники этой теории, задействованные в физической науке, всемерно следуют своей социальной роли и групповому поведению, в интересах которого утверждать, что такая теория, т.е. СТО, необыкновенно продуктивна и безусловно верна. И это при том, что сам Эйнштейн после разработки общей теории относительности отвел СТО довольно скромную роль ее приемлемости только для не подверженных действию гравитации систем.

 

Ну хорошо, у Эйнштейна могли быть какие-то свои мотивы продвигать в науку подобный парадоксальный подход. Но почему академики и прочие ученые, теоретики физики, а также рядовые физики в своем большинстве упорно твердят, что теория относительности безгрешна и Эйнштейн, вне всяких сомнений, прав?

 

Я попытался найти в интернете ответ на этот весьма озадачивший меня вопрос о групповом поведении занятых в науке людей, но подходящих исследований по части этой проблемы применительно к деятелям науки не нашел. Но в целом, хоровое мнение физиков-теоретиков вполне укладывается в схему народной мудрости: "В волчьей стае, по-волчьи вой". Ну а в более общем плане, исследования подобного рода есть в отношении группового поведения и так называемой социальной роли людей. По научному, выглядит это примерно так:

 

Любая личность подвержена влияниям со стороны общества на макро- и микроуровне. Микроуровень – это ближайшее окружение человека, т.е. все люди, с которыми непосредственно общается человек в тех или иных ситуациях повседневной жизни.

 

Одной из значимых характеристик групп, в том числе занятых наукой, является ролевая структура. Социальные роли устанавливаются и разыгрываются в группе. Социальная роль – это предписанный образец поведения, ожидаемый от индивидуума в данной ситуации в силу его принадлежности к определенной группе. Спектр поведения, приемлемого для данной роли, описывается параметрами роли. При этом подразумевается не просто согласие с требованиями той или иной роли, но осознание ее, моральная готовность личности принять данную роль и следовать интересам группового поведения.

 

Не густо, конечно, в части прояснения проблемы мотивации парадоксального группового поведения ученых мужей. Но я вспоминаю так сказать "аналогичный" случай. Когда-то я ходил на курсы обучения распространителей продуктов "Нербалайф" – не распространял, но обучался. Так вот, продукты неплохие, но заявленных чудес они никак не творят. Однако руководители на определенном этапе обучения предлагают обучающимся придумывать легенды о чудесных свойствах продуктов и о том, как им лично, т.е. обучающимся, эти продукты невероятным образом помогли. Поначалу обучающиеся сопротивлялись такой лжи, но постепенно входили в игру и, соответственно, в свою социальную роль и рассказывали истории о чудесах настолько убедительно, что создавалось впечатление о том, что они и сами уже верят в то, о чем говорят. Думаю, что этот психологический феномен приятия лжи в плане следование социальной роли и групповому поведению людей является общим как для распространителей продуктов "Нербалайф" или прочих биодобавок, так и для ученых мужей, "убежденных" в святой непогрешимости ТО.

 

Анонсы других статей

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика