Мир внутренний и как мы представляем внешний мир

Мы пребываем в своем внутреннем мире, лишь опосредственно связанном с миром внешним. Когда мы что-то называем или о чем-то говорим, мы отображаем в речи структуры своего внутреннего мира. Эти структуры внутреннего мира не одинаковы у разных людей, поэтому когда мы употребляем в общении одинаковые слова, то они могут означать не одинаковые структуры внутренних миров – от частичного до полного не совпадения внутреннего содержания этих структур.

 

"Прежде чем о чем-то говорить, надо договориться о терминах" – такой тезис муссируется многократно и справедливо. Но есть и другой момент – внутренний мир, несмотря на то, что он строится в результате отражения мира внешнего, у разных людей различен. Различия во многом обусловлены генетически, и если эти различия не устранимы, то следует ставить вопрос о языках общающихся, о внутреннем содержании употребляемых ими слов, имеющих смысл только в рамках их внутреннего мира. Например вопрос о том, что может понимать под теми или иными "терминами" ученый физик, предрасположенный к мистике, и ученый физик-материалист.

 

Можно ли доказать правоту одного из оппонентов? – Есть ситуации, когда это сделать просто не возможно, если не возможно доказать объективность или ошибочность модели, посредством которой во внутреннем мире общающихся отражается, с не совпадающим внутренним смыслом, внешний мир или какой-то выделенный его аспект. Так, тезис философской интерпретации теории относительности о постоянстве скорости света может иметь совершенно мистический смыл. Но можно и говорить о том, что это лишь результаты измерений скорости света дают такой эффект – отображают некоторую постоянную величину. А можно говорить и о том, что лишь определенная интерпретация измерений, связанных со скоростью света, свидетельствует в пользу суждения о постоянстве скорости света. Наконец, кто-то под этим тезисом может просто подразумевать некоторый способ манипулирования математическими конструкциями, не придавая этому способу какой-то заумный философский смысл. Каждый, кто будет говорить об этом, может быть правым в рамках той модели, которая составляет его внутренний мир.

 

А что такое модель внутреннего мира. Это всего лишь некоторая закрепленная структура нервной ткани. Так, например, материальным носителем памяти является упомянутая нервная ткань. Она состоит из клеток – нейронов. Нейрон состоит из самого тела клетки и отростков: коротких сильно разветвленных дендритов и одного длинно аксона. Подобные структуры есть у мистиков и материалистов, у "эйнштейнов" и у не совсем таковых.. Но если кто-то, к примеру, утверждает, что время может замедляться или иметь зеленый цвет, или может сплясать украинского гопака, то это просто непривычное употребление словосочетаний, обозначающие какую-то внутреннюю структуру говорящего, вербально отраженную вне рамок общепринятого соглашения о том, что можно понимать под словосочетанием утверждающего, который излагает нечто, не переведенное на общепринятый в общении язык.

 

"Многие вещи нам не понятны не потому, что наши понятия слабы, а потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий" – Козьма Прутков. Общие положения современной физики тоже могут быть в достаточной мере понятны и входить в круг наших понятий даже на бытовом уровне, если употреблять слова в общепринятом их значении и не говорить о том, о чем словами сказать нельзя. Но если некто что-то излагает на языке своего внутреннего мира, называя ногу хвостом, а крокодила апельсином, то появляется выбор: считать такой способ изложения проявлением гениальности или уродством...

 

То же относительно словосочетания "искривление пространства". В нормальном словоупотреблении, искривление всегда может быть только в чем-то (например, в "не искривляющемся" пространстве) и относительно чего-то. Именно так это отражено в структуре нашего внутреннего мира. Но "искривления" чего-то относительно самого себя не бывает. Иначе – это уже нарушение устоявшего в общении соглашения о том, что подразумевается под словом "искривление". Искривляться может только какая-то материальная среда относительно другого материального фрагмента или относительно условного "не искривляющегося" эталона, которым мы, в своем воображении, моделируем пространство. Каждый говорящий об "искривлении пространства" будет понимать под этим кодовым словосочетанием что-то свое, означающее нечто в его внутреннем мире, но не отображенное в адекватных кодах воспринимающих подобное сообщение. Если же в подобном сообщении подразумевается только некоторая математическая конструкция или алгоритм манипуляции с математическими символами, то это уже, пожалуй, вопрос выбора более или менее удачного обозначения для созданного построения, которое можно обозначить "искривлением пространства" или "папой Карло", или как-то еще...

 

Во всяком случае, ретрансляторы подобных странных обозначений видимо должны пояснять, что означает это "искривление пространства" в общепринятом смысле: например конфигурацию поля тяготения или способ получения математических соотношений. Это стоит делать ради того, чтобы не засорять внутренний мир обычных граждан искаженными представлениями о внешнем мире и о природе вещей.

 

Смежные темы:

Феномен - истина

О сущности и явлении

Критерий выбора

Кто и как понимает реальность

Об истине

О сущности, явлении и постулатах

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика