Мои старые записи о психологии человека

Это записи о поведении и стремлениях человека, сделанные уже много лет назад. Из каких источников они взяты я уже не вспомню. Наверное, я что-то корректировал в тексте исходных материалов, что-то добавлял от себя.

 

1.1 Поведение людей веками пытались объяснить их разумом, чувствами, волей. Отказ от взглядов на мышление человека как на источник и движущую силу его деятельности, признание потребностей определяющей причиной человеческих поступков представляет величайшее завоевание философской мысли. Оно послужило началом подлинного научного объяснения цели направленного поведения людей. "Люди привыкли объяснять свои действия из мышления вместо того, чтобы объяснить их из своих потребностей, которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются " (Энгельс).

 

1.2 "Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей". Эта формула Энгельса вполне применима и к мыслительной деятельности. То, что соответствует конкретной потребности, называют мотивом. Мотив может быть "внешний" (например, скорее избавиться от решаемой задачи) и "внутренний" (познавательный). Может ли мышление развертываться только на основе внешней мотивации? Когда человек, решая задачу, столкнулся с препятствием, у него возникла потребность разобраться, что является препятствием для решения данной задачи. Значит, надо провести дополнительный анализ. А ведь это тоже потребности, мотивы, актуализируемые по ходу решения данной задачи. Они как бы добавляются к исходным мотивам. И так же бывает в любого рода деятельности.

 

Вместе с тем, мотивы – это не только просто условия развертывания актуальной мыслительной деятельности (и вообще деятельности), но и факторы, влияющие на ее продуктивность. Они обусловливают актуальность отношения человека к предложенной задаче, характеризуют уровень ее приятия, степень вовлеченности человека в ее решение.

 

Реальное решение задачи – это всегда взаимодействие субъекта и объекта, в ходе которого преобразуется не только задача, объект мышления, но и сам субъект. Потребности и мотивы при решении задачи возникают в результате "встречи". Другая характерная особенность мышления – последовательность разворачивания "предвосхищений" (целей).

 

1.3 Возвращаясь к "предстартовому напряжению", отметим, что грузинский психолог Д.Н.Узладзе и его ученики показали: прежде чем совершить поступок, прежде чем воспринять окружающий мир, прежде чем действовать и созерцать, человек имеет определенную модель: как он это воспримет, как будет действовать. Такое своеобразное предвосхищение результата помогает человеку сосредоточить свои усилия, сконцентрировать свое внимание на определенных способах деятельности – "Шофер мысленно жмет на газ" и т.п.

 

1.4 Мозг беспрерывно вбирает в себя поток информации, исходящей из внешнего (и внутреннего) мира. Информация о внешних, воспринимаемых органами чувств "физических" признаках явления или предмета, попадая в мозг, дополняется и даже вытесняется информацией о значении этих раздражителей для наших потребностей. Оценка раздражений по их биологическому значению происходит в мозговых центрах, управляющих эмоциями и потребностями организма. В этой оценке мозг руководствуется врожденными инстинктами и прошлым опытом, сопровождая эти акты возникновением эмоций.

 

Как восприятие отдельного раздражителя, так и оценка сложной ситуации, основаны на специфической (объективной, физической) и неспецифической (в биологическом значении раздражителей) информации. Соотношение между специфической и неспецифической информацией не остается постоянным, а зависит от необходимости решения определенных задач. В одних случаях – например, перед принятием ответственного решения – требуется точный анализ всех внешних факторов, независимо от их "кажущегося" сигнального значения их условной приятности или неприятности. В других – излишне точный "объективный" анализ – помеха в осуществлении намеченного плана действий.

 

Приведем пример. Хирург делает срочную ответственную операцию в прифронтовом госпитале. Он не слышит взрывов бомб, орудийных залпов. Он не думает об опасности, все его внимание – на операционном столе. В этой ситуации в сознание врача проникает только часть специфической информации, которая необходима для выполнения задания. Соответственно ограничивается та часть неспецифической информации, которая говорит об опасности для жизни хирурга. Отбор поступающей информации производят высшие мозговые центры. В зависимости от ситуации они изменяют возбудимость подкорковых центров и условия прохождения импульсов через них. Нужно сказать, что это общий принцип работы нервной системы: возбуждение одного из нервных центров всегда приводит к затормаживанию другого, ассоциированного с ним центра.

 

Человек с преобладание специфической информации характеризуется точным "холодным" восприятием действительности. Он отчетливо видит все признаки воспринимаемого объекта. Формирующийся в его сознании образ складывается из объективных признаков. Действия людей этого типа строятся в основном на рациональной основе. Совершенно другими особенностями будет характеризоваться человек, у которого преобладает неспецифическая информация. Восприятие у него носит преимущественно субъективный, чувственный характер: он воспринимает предметы и явления не столько через их объективные признаки, сколько через их значения для себя. Несколько основных наиболее значимых свойств объекта определяют чувственно яркий образ, который имеет положительную или отрицательную окраску. Оба типа конечно схематизированы. У большинства же людей можно говорить лишь об относительном преобладании того или иного вида восприятия, не исключающего использование противоположного вида в тех ситуациях, когда этого требует реальная обстановка.

 

2.1 Определяющая роль потребности еще сильнее проявляется в сфере эмоций, поскольку многие эмоции отражают величину и степень вероятности удовлетворения той или иной потребности и ее значимость в определенный момент. Возрастание или падение вероятности удовлетворения потребности сообщает эмоции ее знак, делает эмоциональное состояние положительным или отрицательным. С другой стороны, особенности потребности придают эмоции ее специфическую окраску.

 

2.2 Возникновение любой жизненно важной потребности сопровождается эмоциями побуждающего характера: это так называемые отрицательные эмоции, которые усиливаются, если потребность по каким-либо причинам не удовлетворяется. Наоборот, удовлетворение потребности сопровождается приятными, успокаивающими, так называемыми положительными эмоциями. Поразительный дар эволюции состоит в том, что мозг фиксирует в качестве награды все то, что было отобрано организмом в качестве полезного. Множество обременительных занятий осталось бы невыполненным, если бы они не подкреплялись ощущениями приятного. Природа удовольствий, получаемых от приятного вкуса, запаха, поглаживания и т.п. понятна чисто биологически, ибо они связаны с удовлетворением основных потребностей организма или с сигналами отсутствия жизненных опасностей. Но по какой причине приятна, например, музыка? Что это – рефлекс познания, реализующийся на уровне чувств, гимнастика эмоций, инстинкт восприятия красоты (но красота это опознанная целесообразность – как она опознается в музыке?), прямое воздействие на центры удовольствия (аналогично воздействию токов в опытах над животными) или все это вместе.

 

2.3 По мнению академика П.К.Анохина, эмоции не что иное, как приспособительные реакции, возникшие в процессе эволюции, для сохранения жизни особи и продления его рода. Известный нейрофизиолог П.В.Симонов считает, что эмоции – как бы дополнительный инструмент для познания окружающего мира и быстрого приспособления организма к меняющимся условиям среды. Однако природа человека такова, что он реагирует не только на реальную физическую или иную опасность, но и на угрозу ее и даже на символы опасности. Уже одно представление об опасности приводит в действие физиологические механизмы, подготавливающие организм к "борьбе" или "бегству". Отсутствие разрядки (в поисковой активности и в действиях – "борьбе" или "бегстве") приводит к затяжным нервным перегрузкам, вредно воздействующим на организм.

 

3.1 Для биолога цель жизни – в сохранении и реализации врожденных способностей и влечений с наименьшим ущербом и неудачами. Для душевного равновесия человеку нужна цель и гордость, что он трудится ради нее. Единственная жизненная установка, при которой средства и конечные цели совпадают, - гедоническая – цель наслаждения. Это всегда ближайшие цели. Совсем другое удовлетворение испытывают, скажем, шеф-повар и музыкант: они желают творить и заслужить этим любовь. Философские, религиозные и политические идеалы с давних пор эффективно служили человеку в его поисках отдаленной цели, которой можно посвятить всю жизнь.

 

3.2 Счастье с точки зрения психологии, это – совпадение достигнутого, реализованного с замыслом или стремлением. Радость и удовольствие – ступеньками ниже. Но суть чувства часто остается все той же. Эта суть – в замыслах, идеалах, целях, мечтах. Дуальное деление чувств, как на симпатию и антипатию, любовь и отвращение, сострадание и черствость, это разные оттенки дуального членения человеческой среды на "мы" и "они". "Мы" – то, что соответствует идеалам человека. "Они" ("чужие") – то, что чуждо, не одобряемо.

 

4.1 Структура личности – в ее потребностях. Главная функция личности – производить выбор действия. Задержанное действие – предпосылка воли. Раз личность постоянно принимает решения, тормозит одни действия, разрешает другие, значит воля – характерный признак личности. Но выбор решения подразумевает предварительное сомнение, раздвоение индивидуума между двумя "мы", между двумя моделями действия.

 

4.2 В психологии существует мнение, что собственно о субъекте как о личности можно говорить лишь тогда, когда он достигает такого уровня развития, на котором способен управлять собственными потребностно-мотивационными состояниями.

 

Беспристрастный, безличный подход и отрешенность – одно и то же!

 

4.3 Потребности могут регулироваться в зависимости от главной, определяющей потребности человека: "Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не ободряет больше, чем успех" или (у йогов) "Признай, что удача подобна потере, что горе и счастье – равны в полной мере". В этом процессе регулируемые, ранее субъективные, потребности в большей или меньшей мере осознаются как объекты анализа, отдаленные от субъекта и даже "чужие".

 

4.4 Из всех "духовных" потребностей нужно выделить потребность самосовершенствоваться; из всех сознательных поступков – умение выбрать себя, что предполагает согласование рассудка и чувств. "Я" – это тот, кто выбирает себя. Но "я" это также часть "мы", т.е. взгляды, воззрения и ценности, которые принадлежат сообществу "мы". То что "наше" мы принимаем, что "не наше", "чужое" – отвергаем. "Я" выбирает себя в пределах "мы", что и обусловливает основной спектр потребностей и эмоций.

 

Будучи связанным с коллективом, субъект осознает себя и свое место в нем, осознает свои потребности, свое отношение к другим людям. Следовательно, сознание человека является не только знанием внешнего мира, но и осознанием своего внутреннего мира.

 

Первой исходной формой и одновременно сущностью самосознания является познание человеком своих функций в коллективе. Самосознание есть познание человеком самого себя. Сознание как способность человека отражать, познавать окружающий мир возможно лишь благодаря своей связи с языком.

 

5.1 С какой бы трудностью ни столкнулся организм он может справиться с ней с помощью двух основных типов реакций: активной или борьбы, и пассивной или бегства от трудностей либо готовность терпеть ее. Как мы видим, все геоместатические реакции зависят от механизмов положительной и отрицательной обратной связи. Например, на холоде усиливаются теплопродукция, а в жару – теплоотдача. В повседневной жизни межличностные отношения регулируются такой же обратной связью: порицание – это сигнал прекратить действие, которое общество не одобряет, и, наоборот, показатели признания и одобрения убеждают нас, что мы на верном пути. Такая обратная связь обеспечивает конструктивное поведение в добром согласии с окружением. Мы не только жаждем одобрения, но и боимся порицания.

 

В межличностных отношениях выигрыш состоит в возбуждении чувства дружбы, благодарности, доброжелательности, любви; проигрыш же – в том, что у других людей возникают ненависть, фрустрация и жажда мести. Наши собственные положительные или отрицательные чувства приносят нам пользу или вред самым прямым путем, точно также мы извлекаем пользу или вред, возбуждая эти чувства в других людях. По Л.Н.Толстому – самое неистребимое желание в человеке это желание нравиться. Суть конфликтов не только в столкновении интересов, но и в том, что отрицательные чувства, направленные на других людей, вызывают ответную враждебность окружающих, опасающихся, что вы можете причинить им вред. Для любого человека лучший и простейший способ достигнуть любви ближних – стараться быть как можно полезнее. Расположение ближних может скорее принести счастье, чем высокий доход. "Применяете ли вы новейшие удобрения" – спросили одного фермера. "О нет, я предпочитаю скромный урожай, но добрые отношения с соседями".

 

5.2 Особенно сильно травмируют себя и других отрицательные черты личности: властолюбие, болезненное самолюбие, обидчивость, завистливость и др. Всякого рода клеветнические наветы, злопыхательство, оскорбления, злонамеренная критика, угрозы и связанные с нею обида и страх, мелочные и предвзятые придирки создают напряженное нервное состояние, истощают силы. Перенапряжение может проявиться повышением раздражительности, мнительности, вспыльчивости. Появляются неадекватная восприимчивость, отсутствие объективной оценки поведения других людей и своего собственного. Возникают конфликты. Человек становится чрезмерно обидчив, во всем видит несправедливость, упрекает, предъявляет обвинения и таким образом еще более ухудшает взаимоотношения, вызывает все новые психотравмирующие ситуации. Травмируют также неудовлетворенность работой, личной жизнью и др. Между влияниями, сокращающими человеческую жизнь (говорит К.Гуфеланд – 18 век), преобладающее место занимают скорбь, скука, тоска, малодушие, зависть, ненависть и страх.

 

5.3 Жить, познавать и занимать определенное место в группе – этими тремя глаголами можно обозначить огромное многообразие побуждений. Так, удовлетворение потребностей в пище, воде, температурном оптимуме, сне и т.п. замыкается в пределах одного организма. Иерархические мотивы поведения, мотивы, связанные с интересами сообществ (защита группы от хищников, забота о молодняке, реакция на сигналы о помощи других особей) регулируют взаимоотношения с другими членами группы. Точными экспериментами удалось показать, что потребность в новизне представляет совершенно самостоятельный стимул поведения, отличный от потребностей в пище, продолжении рода, сне и т.п. Удивительно с какой настойчивостью стремились вывести все многообразие психических форм деятельности человека из какой-либо одной "главной" мотивации – будь то секс, стремление к власти или жажда материальных благ.

 

5.4 Что толкает молодого человека к науке? Общий для всех профессий стимул понимания общественной полезности. Наименее близкий духу науки мотив – это желание самоутверждения, желание доказать себе или другим, что ты можешь довести задачу до конца. (Разумеется, не исключаются и такие побуждения, как желание сделать карьеру или извлечь выгоду). Другой мотив – стремление к самовыражению, т.е. наиболее полному проявлению своей индивидуальности. Но самый важный мотив – это любопытство, желание узнать, как устроена природа.

 

5.5 Психологи издавна делят все эмоции человека на три основных: страх, любовь, гнев. Платон различал два вида боязни: боязни грозящего несчастья или когда мы боимся худой молвы о нас. Второй вид и есть стыд. Стыд может выражать лишение личности ее социального авторитета, угрозу исключения ее из числа "своих" ("швой парень"), обращенный на нее негативизм. Обратное явление "гордость" – это прямое приращение престижа. "Скромность" – отказ от каких либо претензий на исключительность, авторитарность.

 

6.1 Любое ожидаемое действие человека или воздействие внешней среды приводят к определенному психическому напряжению. Особенности этого состояния разработаны в теории стресса. Наибольшие симпатии психологов завоевала теория стресса, предложенная американским ученым Р.Лазарусом. Основным понятием ее является интеллектуальный процесс оценки, позволяющий индивидууму анализировать значение действующего раздражителя и решать вопрос о его возможном вреде. Весьма распространено в психологии понимание стресса, основанное на ситуациях, способствующих его возникновению. Например, ситуация, в которой человек вынужден решать сверхтрудную задачу, превышающую в данный момент его физические или умственные способности. Как указывает французский ученый П.Фресс, стрессогонным моментом является не сама по себе ситуация, а отношения в этой ситуации между мотивами и возможностью субъекта действовать адекватно им. Г.Стокфельт считает, что грубо все стимулы, вызывающие стресс, могут быть подразделены на две большие группы: стимулы конативного (от конацио – стремиться, добиваться) и интеллектуального характера. По Стокфельту, стрессовыми являются ситуации ожидания человеком оценки своей личности или деятельности; ситуации, связанные с выполнением ответственной или опасной работы; ситуации, когда интеллектуальная или другая деятельность затруднена (дефицит времени, действие отвлекающих факторов, помех и пр.); ситуаций, связанных с нарушением межличностных контактов и отношений и т.п. Согласно В.В.Суворовой, стресс может быть периферийный (при нарушении гемеостаза, воздействии температурных, болевых и др. раздражителей) и церебральный (при отрицательном воздействии на функции нервной системы).

 

В спорте (в соревнованиях) основная причина стресса – задачи, превышающие возможности спортсмена. При этом не просто объективная трудность задачи, а прежде всего вероятностная оценка спортсменом возможности ее выполнения вызывает психическое напряжение. Ю.Я.Киселев пытался представить стресс как функцию величины потребности в достижении цели и субъективной вероятности достижения ее (оценка своей готовности к соревнованию, предполагаемых условий деятельности в т.ч. подготовленности противников). Все это вызывает переживания: спортсмен может быть уверен в успехе и радостно ожидать старта, опасаться за исход своего выступления и томиться неопределенностью, может находиться в плену навязчивых мыслей о возможном поражении и тревожиться. Переживания сопровождаются целым рядом функциональных сдвигов, которые имеют условно-рефлекторный характер и представляют собой приспособительную реакцию организма к предстоящей работе. Степень переживания (особенно сомнений) во многом зависит от уровня притязаний и значимости их для спортсмена.

 

Начало стресса по Г.Селье, - реакция тревоги, как сигнал к мобилизации защитных сил. Мобилизация – вторая стадия. Если действие стресса продолжается, наступает третья стадия – истощение и упадок сил, утрата способности к адоптации. Все это общие механизмы психического напряжения. Человек, ставя перед собой любую достаточно сложную задачу, проходит своеобразное состояние "предстартового напряжения".

 

6.2 В любой из затронутых выше сфер действий важным фактором является психологическая готовность. Психологическая готовность человека к действию в непосредственной заинтересованности человека в работе, в ориентировке на конкретное выполнение той или иной задачи, уверенности в ее достижении.

 

Анонсы других статей

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика