О сущности, явлении и постулатах

Триада сущность, явление, постулат – необходимое условие построения любой теории в рамках методологии классической науки. Явление – это наблюдаемое или просто известное нам свойство элементов внешнего мира или нас самих. Объяснение этого свойства посредством других известных свойств и понятий есть сущность объясняемого явления при условии, что объясняющие свойства и понятия, как и объяснение в целом, соответствуют реальности, принадлежат реальности и не зависят от сознания. Объясняющие свойства, в свою очередь, относятся к явлениям, отображающимся через их известную или не известную сущность.

 

Категории явление и сущность являются средствами отображения и моделирования реального мира и область применимости категорий относится только к реальному миру, но не к его отображению в сознании, воображении, математических или физических моделях и т.п., если само отображение не рассматривается как предмет исследования реального мира, например, как особенности его отображения у мистиков и материалистов.

 

Исходные, не раскрытые через их сущность, явления фиксируются как постулаты, которые могут использоваться для раскрытия сущности других явлений, то есть для объяснения последних на основе этих постулатов. К таким постулатам в классической физике относятся законы Ньютона в их математической формулировке, а в неклассической физике – многие математические построения, найденные методом подбора (аппроксимации), например уравнение Шредингера, математические конструкции теории относительности и т.д. Постулаты могут интерпретироваться (объясняться) тем или иным способом, в том числе и многими способами, безотносительно к нераскрытой сущности постулата.

 

Постулаты математического аппарата, например евклидовой или неевклидовой геометрии, не включают в себя какую-либо невыявленную сущность. Они либо принимаются, либо не принимаются, и используются для применения на их основе тех или иных математических построений с точки зрения удобства моделирования или аппроксимации процессов и/или результатов их измерений.

 

Многие постулаты классической физики строились на основе относительно простых и однозначно интерпретируемых результатов измерений. В неклассической физике многие постулаты, включая те, которые из тех или иных соображений не принято называть постулатами, находятся методом подбора подходящих для описания результатов измерений математических конструкций. С помощью постулатов выполняются более сложные, в сравнении с постулатами, математические построения, отображающие описываемый процесс или аппроксимирующие результаты его измерений.

 

Постулаты неклассической физики часто строились многоходовым подбором под математические построения по критериям, находящихся вне рамок категорий сущности и явления. Последующие "объяснения" правомочности этих постулатов напоминают "объяснение магов" Карлоса Кастанеды – они оторваны от обычного языка, в котором достигнуты определенные соглашения относительно смысла и значения употребляемых слов и понятий, поэтому такие "объяснения", относящиеся к виртуальному миру, надо переводить на нормальный язык общения, либо, если иное не возможно, не объяснять в плане насаждения необъяснимого того, что не объяснимо на данный момент, подобно тому, как никто не пытается навязывать объяснения внутреннего содержания уже привычных постулатов классической физики.

 

Так, "объяснение" типа "искривление пространства" в теории относительности имеет математическое отображение, но в части его словесной интерпретации не имеет аналогов в реальном мире в плане установившегося в языке общения соглашения. Искривляться может, например, дуга в том пространстве, где она находится, а само пространство таким свойством "искривляться" в рамках понятий общепринятого языка не обладает, иначе это будет не пространство, а подобие материи, названное специальным термином "пространство" и из каких-то соображений не оговоренное, что это лишь специальный термин, не распространяющийся на общепринятый язык. Энергетик, например, освещающий работу парового котла, не будет утверждать, что питательная вода – это вода, обладающая питательными свойствами, и что такое толкование есть "расширение" общепринятого понятия воды. Вместо этого, он объяснит, что питательная вода – это специальный термин, означающий лишь воду, подаваемую в котел.

 

Человек имеет дело с непосредственными проявлениями внешнего мира, однако эти проявления воспринимаются опосредственно: через органы чувств, через показания приборов и, плюс к этому, через интерпретацию показаний приборов. Например, о скорости света, постоянство которой является постулатом специальной теории относительности, судят не по результатом замеров скорости света, а по результатам замеров показателей, которые определенным образом интерпретируются, исходя из тех или иных теоретических предположений.

 

Огромная дистанция между непосредственным и опосредствованным в неклассической физике стимулирует идеалистические представления ученых-физиков вплоть до таких, что реально мы имеем дело только с результатами измерений, а то, что стоит за этими результатами, не существует в качестве материальной субстанции. При таком "мифическом" подходе отпадает надобность в категориях сущности и явления, а заодно и в основанных на соответствующих реальности постулатах. Однако и "мифические" подходы не исключают их целесообразности для научного поиска там, где другой "классический" подход себя уже во многом исчерпал. Тем не менее, никто еще не доказал, что идеи "неклассического" подхода себя однажды не исчерпают в плане его продуктивности для дальнейших научных открытий. А может быть и сейчас уже пора вернуться к категориям явления и сущности в научном поиске, но уже на новом диалектическом витке познания "природы вещей".

 

Смежные темы:

Феномен - истина

О сущности и явлении

Критерий выбора

Кто и как понимает реальность

Мир и как мы его представляем

Об истине

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика