Обиды – это реальность наших внутренних миров, проявление которой мы видим и во внешнем мире - в реакциях взрослых и в особенности детей. Различия в проявлении обид упомянутых сограждан наводит на мысль о не критичности обид. Ну а диалоги с подсознанием по поводу обид или любому другому поводу – это то, чем человек занимается всю свою жизнь. Правда, некоторые практики делают этот диалог более явным.
Приводимый ниже диалог с подсознанием я записал в 1999 году, в период разрухи, когда поводов для обид на все и вся, отравляющих жизнь, было более чем достаточно. Мне пришлось немного подкорректировать тот диалог с подсознанием, проставить несколько повторяющихся ключевых словосочетаний относительно обид и взаимодействия с подсознанием, без чего вы просто бы не увидели эту статью в выдаче поисковиков.
... На мгновение я как бы увидел негативную и позитивную точки зрения на этот мир разом, и показалось, что обе они верны и равноправны в отношении обид и прочих эмоциональных проявлений. Суть не в том, что какая-то из точек зрения лучше в части отношения к обидам и т.д., а в том, что я выбираю одну из них.
Одна точка зрения относительно обид не умнее другой и они равноправны в том смысле, что я имею право выбрать любой шаблон эмоциональных оценок и их внешних проявлений. Вопросы и ответы по этому поводу я записал в состоянии отключения непродуктивных мыслей и эмоций, в котором обычный диалог с собственным подсознанием становится наиболее осознанным и четким:
- Что мешает выбрать из этих двух шаблонов в отношении "обид" положительный шаблон, хотя бы в качестве эксперимента?
- Возможно, что для этого "эксперимента" у меня просто недостаточно интеллекта, чтобы отвлечься от привычной схемы обид. Я слишком погружен в животную часть своего "я", для того, чтобы уметь выводить себя из собственной скорлупы. Я чувствую себя обязанным думать по тем же правилам, как думал бы на моем месте "любой другой" человек.
- Почему "ты" чувствуешь себя обязанным думать "по правилам" относительно обид?
- Такое настроение, так я привык думать, и таковы мои шаблонные реакции в отношении обид.
- Считаешь ли эти шаблоны обид "очень умными"?
- Нет, но такие шаблоны у меня есть.
- Считаешь ли эти шаблоны отношения к обидам чем-то абсолютным или относительным?
- Скорее, последнее.
- Так почему живешь по ним?
- По другому не умею.
- Точно ли уверен, что не умеешь?
- Не точно, поскольку есть опыт действия, когда шаблоны реакций на обиды и прочие проявления изменились, хотя сознательно (на уровне рассуждений) тогда не ставил задачу их менять.
- "Ты" знаешь что такое "шаблон"?
- Пытаюсь понять.
- Понять на уровне слов или на уровне ощущений?
- Пока ни на каком уровне толком этого не понимаю.
Дальше я уже догадываюсь куда пойдет "разговор" с подсознанием по части обоснованности обид: в своих бедах виноват, по большому счету, я сам, поэтому это не повод для того, чтобы обижаться на людей, и т.д. В дневнике уже есть прошлогодние записи подобного общения с подсознанием по поводу критической оценки обид.
Почему-то я в своих обидах и прочих эмоциональных проявлениях считаю более умным и уместным для себя неприятие мира, против того, чтобы что-то ощущать позитивное от него. Не хочу я, к примеру, любоваться крокодилом или подлецом и все тут. А разве не может быть превосходным экземпляр крокодила или подлеца (?!.).
- И что же "тебе" мешает заметить такой превосходный экземпляр?
- Я боюсь крокодилов и подлецов, а еще боюсь, что они у меня могут что-то отобрать.
- Значит, по большому счету, "ты" боишься себя?
- По большому счету, да.
- Почему боишься себя?
- Потому что очень большое значение придаю своей особе или тому, что со мной может произойти.
Дальше продолжать наверное не нужно, потому что именно с этого, последнего, и начинались все мои негативы в части обид и прочих отрицательных реакций. И все же я их немного - не рассуждением, но действием, преодолел. Так что, может быть, я не совсем и безнадежен в отношении того, чтобы хотя бы иногда заметить, что превосходный экземпляр крокодила - это превосходный экземпляр. Нечто подобное я уже читал у Карлоса Кастанеды, как о некой любопытной гипотезе или игре: "Воина можно ранить, но не обидеть". Но одно дело читать, а другое – конкретно понимать. Может случиться и так, что другой раз я, может быть, прочту эти строки и подумаю, что все понял, а на самом деле уже ничего не пойму.
... И вдруг до меня дошло - чем же я сегодня занимаюсь в частном диалоге с подсознанием относительно обид. Я пытаюсь построить "философию" оптимизма. И это не просто шаблоны, а система (не только аргументов, но и готовых рассуждений), где все должно быть обосновано, оправдано и где все, в рамках этой системы, должно иметь свой смысл. Суть в общем-то не в том, "умна" система или "глупа" в части проявления обид и прочих эмоций. Суть в том, что выбора быть или не быть такого рода системе у выбравшего жить нет. Есть только выбор в том, как эту систему построить - рассуждением, реальным действием или как-то еще. Так что надо бы маленько успокоиться и не пытаться стать умнее сверх того потолка, который природа установила для человеческого существа в части его восприятия обид и прочих межличностных отношений.
Другое дело, что я могу выводить свое внимание из плана обид и прочее, переключать его на иные сферы внутреннего или внешнего миров, и вообще забывать о том, что эта шаблон-система у меня есть. Но из подобного забывания никак не следует, что этой системы может и не быть. И еще, дело не только в "голосах стаи", навязывающей мне определенный межличностный шаблон. Дело в том, что другой подходящей системы у меня пока, на момент данной записи, нет. По этой же причине, наверное, мое дневное "умное настроение" к утру возвращает меня назад, хотя и не так далеко (в негативном плане), как еще это было недавно.
По материалам раздела Темы из дневника пути действия