Склонность объяснения не понятных явлений чудом или чудесами заключена в природе человека. Издревле человек видел вокруг себя непонятный в своих проявлениях внешний мир, но внутренний мир его требовал целостной картины – упорядоченной и объясненной. За недостатком знаний, человек строил целостность своего внутреннего мира из элементов чуда и чудес. На очередном диалектическом витке развития цивилизации и познания мира, непонятные и не объясненные проявления физической реальности стали, как и в древности, заполняться современными физиками положениями чуда или постулатами из области чудес.
Статья с похожим названием "Объяснение магов" была написана около года назад. Ниже она представлена с незначительной корректировкой.
Нет, сам я не маг и не ищу объяснения в области чудес. Но так получилось, что я начал читать книгу "Дао физики" Фритьофа Капры, где чудо получило свой "законный" статус. До этого я находил едва ли не десятки объяснений явлению бурного потока мистификаций в современной физике, но все время оставалось впечатление, что что-то самое существенное в части объяснения оставалось в стороне. Благодаря профессиональному физику Фритьофу Капре, я понял, что и в самом деле многие ведущие физики являются мистификаторами почти что до мозга костей. Когда я это понял не как некоторое предположение, которое мне ранее казалось более или менее правдоподобным, а как факт, подтвержденный свидетельством физика со ссылками на других его коллег и прочее, то естественное объяснения феномена стремления к чуду стало со все большей очевидностью приходить ко мне на ум.
Предлагаю и вам поразмыслить со мной на тему объяснения чудом, а для этого давайте ознакомимся со следующими фрагментами, взятыми мною из интернета, и попытаемся ответить на вопрос: что все эти фрагменты объединяет. Итак, фрагменты, каждый из которых умещается в один абзац:
Есть чудесная легенда, согласно которой Земля в объяснениях древних представляла собой плоский диск. Этот плоский диск покоится на трех слонах, которые, в свою очередь, твердо стоят на гигантской черепахе, плавающей в бескрайнем океане.
В вавилонском строительстве объяснения чудом сложились взгляды, согласно которым Земля имеет вид выпуклого острова, окруженного океаном. Внутри Земли будто бы находится "царство мертвых". Небо объяснялось как твердый купол, опирающийся на земную поверхность и отделяющий "нижние воды" (океан, обтекающий земной остров) от "верхних" (дождевых) вод. На этом куполе прикреплены небесные светила, над небом будто бы живут боги. Солнце восходит утром, выходя из восточных ворот, и заходит через западные ворота, а ночью оно движется под Землей.
Согласно представлениям древних египтян, Вселенная имеет вид большой долины, вытянутой с севера на юг, в центре ее находится Египет. Небо, согласно такому чудесному объяснению, уподоблялось большой железной крыше, которая поддерживается на столбах, на ней в виде светильников подвешены звезды.
В Древнем Китае объяснение чудом достигло своего совершенства. Земля имеет форму плоского прямоугольника, над которым на столбах поддерживается круглое выпуклое небо. Разъяренный дракон будто бы согнул центральный столб, вследствие чего Земля наклонилась к востоку. Поэтому все реки в Китае текут на восток. Небо же наклонилось на запад, поэтому все небесные светила движутся с востока на запад.
У меня много еще подобных фрагментов. К сожалению, я не смог отыскать мнения профессионалов о роли чуда в представлениях древних. Но объяснение того, что объединяет эти фрагменты, на мой взгляд достаточно очевидно и для меня, и для вас. Во всяком случае, я это объяснение дополнительно привожу.
Дело в том, что стремление построить и объяснить картину мира заложена в природе человека. "Люди всегда искали объяснение непонятному и такому загадочному миру вокруг них. Они изобретали все новые и новые теории, а история знает много ярких примеров, когда передовые мыслители подвергались жестоким гонениям за свои мысли и догадки о форме Земли" – это тоже из интернета. Так вот, инстинкты, заложенные в человеке, не позволяют ему видеть вокруг себя необъясненный мир, иначе человек чувствовал бы себя в нем очень некомфортно. Поэтому человек создает и объясняет себе картину мира путем тех средств, которыми он располагает: научные знания, чьи-то гипотезы и предположения, домыслы, приметы, суеверия, мистика и прочие элементы чуда.
Ученые в этом плане не отличаются от обычных людей, вернее превосходят их в плане изобретения мистификаций. Современная физическая наука подошла к такой границе познания, когда она имеет дело с явлениями, которые не просто объяснить. Более того, есть и такие проявления этого мира, которые и просто невозможно однозначно объяснить посредством привычных закономерностей и наблюдений. И ученые заполняют эти бреши в научном объяснении точно так же, как и в древние времена – заполняют мистификацией, т.е. элементами чуда и чудес. Это, повторюсь, очевидный фактор в психологии ученых мужей – они не могут оставить незаполненной и не объясненной картину своего мира. И заполняют ее чудом и мистификацией в нарушение назидания великого Козьмы Пруткова, что: "Нельзя объять необъятное".
Но это лишь одна сторона объяснения почему ученые прибегают к чуду и мистификациям – то, что это в их природе, как и в природе вообще всех людей. Но остается еще одна загадка: почему ученые мужья ударяются в мистификацию и в чудеса с таким энтузиазмом. Я попробую сначала дать иллюстрацию к этой проблеме фрагментами из книг Карлоса Кастанеды, касающихся объяснения магов – вариант объяснения чудом, а потом попытаюсь ответить и на этот вопрос. Фрагменты привожу с очень большими сокращениями – при желании вы их найдете в полном виде в интернете по запросу "объяснение магов". Итак:
"Что больше всего давило мне на ум на этот раз, так это то живое ощущение, которое я имел шестью месяцами раньше, разговаривая с койотом. У меня было такое впечатление, что основным моим недостатком было искать объяснения.
- Нет – сказал дон Хуан. Твой недостаток в том, что ты ищешь подходящих объяснений. Объяснений, которые подойдут к твоему миру, против чего я возражаю. Маг тоже объясняет все вещи в своем мире, но он не такой окаменелый, как ты.
- Я старался жить в согласии с твоими предложениями, - сказал я. - возможно я делал не все самое лучшее, но самое лучшее, что я мог сам.
- Нет. Ты должен делать лучше, чем это. Ты все время должен выталкивать себя за собственные границы.
- Но это будет безумие, дон Хуан. Никто не может этого.
- Есть масса вещей, которые ты сейчас делаешь, и которые казались бы тебе безумными десять лет назад. Эти вещи сами по себе не изменились. Изменилась твоя идея относительно самого себя. То, что было невозможным тогда, совершенно возможно сейчас. Может быть твой полный успех в перемене самого себя, это только дело времени и в этом отношении единственно возможным курсом, который есть у воина, это действовать неуклонно и не оставляя места для отступления. Ты достаточно знаешь о пути воина, чтобы действовать соответственно. Но на твоем пути стоят твои старые привычки и твой распорядок жизни.
Мы взглянули друг на друга. В его глазах был вопрос. - Что ты на это скажешь? - спросил он, подзуживая меня подумать над его словами. Я не знал, что сказать.
- Знаешь ли ты, что ты можешь растянуть себя навсегда в любом из направлений, в котором я указал, - продолжал он, - знаешь ли ты, что один момент может быть вечностью? Это не загадка, это факт. Но только если ты оседлаешь этот момент и используешь для того, чтобы ухватиться за целостность самого себя навсегда и в любом направлении.
Он смотрел на меня. - У тебя не было этого знания раньше, - сказал он улыбаясь. - теперь ты его имеешь. Но это не делает никакой разницы, поскольку у тебя недостаточно личной силы для того, чтобы использовать мое откровение.
- Это объяснение магов?
- Нет это мое объяснение тебе. Но оно не противоречит объяснению магов. Его заявление бросило меня в состояние умственного возбуждения. Я попытался перефразировать его заявление, и мы ушли в длинное обсуждение рефлексирующей природы нашего мира. Мир, согласно дону Хуану, должен соответствовать его описанию. Это описание отражает себя.
Другим моментом его разъяснения было то, что мы научились соотносить себя с нашим описанием мира в терминах того, что я назвал "привычки". Я ввел то, что считал более всеобъемлющим термином "намеренность" - свойство человеческого сознания посредством которого соотносятся с объектом или намереваются иметь этот объект в таком именно виде.
Я испытал момент огромного подъема. Дон Хуан засмеялся и сказал, что быть до такой степени тронутым словами, это другой аспект моей глупости. Он сделал комический жест разговора без звуков.
Какая-то часть меня полностью поняла, что он хочет сказать. Был, однако, другой аспект меня самого, который не отступался и, несмотря на очевидное, накрепко прицеплялся к рассудку. Я сказал дону Хуану, что его объяснения не удовлетворяют мои чувства, хотя интеллектуально я полностью согласен с ним.
- Ты на очень примечательном перекрестке, - сказал он. - может быть последнем, и может быть также самом трудном для понимания. Некоторые из тех вещей, которые я собираюсь указать тебе сегодня, наверное никогда не станут ясными. Во всяком случае от них и не ожидается этого. Поэтому не раздражайся и не разочаровывайся. Все мы немые существа, когда вступаем в мир магии. А вступление в него ни в коем случае не гарантирует нам, что мы изменимся. Некоторые из нас остаются немыми до самого конца.
Мне понравилось, когда он включил себя в среду идиотов. Я знал, что сделал это не из доброты, а как дидактическое средство.
- Не теряйся, если ты не улавливаешь того, что я буду тебе говорить, - продолжал он. - учитывая твой темперамент, я боюсь, что ты сможешь сбить самого себя с ног, пытаясь понять. Не надо! То, что я собираюсь сказать, предназначается только для того, чтобы указать направление.
- Я собираюсь рассказать тебе о тонале и нагвале, - сказал он и взглянул на меня пронзительно.
Это был первый раз за время нашего знакомства, чтобы он использовал эти два термина. Я был смутно знаком с ними из антропологической литературы о культурах центральной Мексики. Я знал, что тональ считается своего рода сторожевым духом, обычно животным, которого ребенок получал при рождении и с которым он был связан интимными узами до конца своей жизни. Нагваль - было название, дававшееся животному, в которое маг мог превращаться, или же тому магу, который практиковал такие превращения. Но он мне объяснил, что каждое человеческое существо имеет две стороны, два отдельных существа, две противоположные стороны, которые становятся действующими в момент рождения. Одна называется "тональ", другая - "нагваль".
- Тональ - это организатор мира, - продолжал он. - может быть лучшим способом описания его монументальной работы будет сказать, что на его плечах покоится задача приведения хаоса мира в порядок. Но будет чрезмерным заявлять, как это делают маги, что все то, что мы знаем как люди, является работой тоналя.
В данный момент, например, все, что участвует в попытке найти смысл в нашем разговоре, является твоим тоналем. Без него были бы только бессмысленные звуки и гримасы, и ты не понял бы ничего из того, что я говорю.
Скажу далее, что тональ является хранителем, который охраняет нечто бесценное, нас самих. Поэтому врожденным качеством тоналя является быть консервативным и ревнивым относительно своих действий. А поскольку его деяния являются самой что ни на есть важнейшей частью нашей жизни, то не удивительно, что он постепенно изменяется в каждом из нас из хранителя в охранника.
Он остановился и спросил меня, понял ли я. Я автоматически утвердительно кивнул головой, и он улыбнулся с видом недоверия.
- Хранитель мыслит широко и все понимает, - объяснил он. - охранник, с другой стороны, бдительный, узко мыслящий и большей частью деспот. Скажу далее, что тональ во всех нас был превращен в мелочного и деспотичного охранника в то время, как он должен бы быть широко мыслящим хранителем.
Я определенно не улавливал нити его объяснения".
Возможно и вы, как и я, лишь смутно улавливаем нити такого объяснения. Но оно ведь чем-то завораживает, приобщая к чуду, а книги Карлоса Кастанеды разошлись большими тиражами по всему миру.
Да-да, именно это. В природе человека не только строить объяснения этого мира, но есть еще и стремление видеть и искать чуда, стремиться к нему. Кому интересны пресные объяснения типа, что есть такие-то математические конструкции и они при подстановке в них определенных данных дают такой-то результат. Такие объяснения не интересны ни читателям, ни создателям подобных конструкций. Поэтому последние не только пытаются как-то объяснить то, что не вкладывается в повседневный опыт, прибегая, за неимением других средств, к мистификациям, но еще и с воодушевлением наполняют чудесами интерпретацию современных физических теорий.
Видимо этим объясняется для многих физиков, да и не только физиков, притягательность теории Эйнштейна – она захватывает внимание и воображение любителя чудес и уводит его в виртуальный мир. Примерно так, хотя и не дословно:
"Лорд Артур Эддингтон был беззаветно влюблен в теорию Эйнштейна и поэтому стремился доказать ее правоту любой ценой. Опыты Эддингтона не были достаточно точными и надежными для категорического утверждения о справедливости ТО. Но экспедиция, снаряженная английским астрофизиком сэром Эддингтоном, сумела привезти данные, подтвердившие, после их существенной корректировки, предсказание Эйнштейна. Буквально в один день Эйнштейн стал знаменит на весь мир. Обрушившаяся на него слава не поддается описанию. Теория относительности на долгое время стала предметом салонных бесед. Газеты всех стран были переполнены статьями о теории относительности, вышло множество популярных книг, в которых авторы пытались объяснить обывателям суть чудес этой теории".
"Разбирая физическую и философскую сущность теории относительности, Тимирязев показывает, что "Эйнштейн воображаемым построениям придает реальный смысл", а причину этой ситуации видит в том, что "вопросы, связанные с теорией относительности, касаются таких областей, где мы при наших технических средствах еще не можем решать дела лабораторными опытами. А там, где ученый естествоиспытатель лишается своей верной опоры, ум его очень легко может свихнуться в объяснения из области чудес".
Книга Фритьофа Капры, на мой взгляд, как раз свидетельствует о подобных феноменах чудотворчества в физике в условиях отсутствия "верной опоры" для ума и именно об этом объяснении чудом говорит.
Смежные темы: