Самоуважение или уважения самого себя – это внутренняя психологическая опора человеческого существа. Без самоуважения нормальное существование человека не возможно. Но несмотря важность и значимость феномена уважения к себе, смысл этого понятия у психологов остается дискуссионным.
Для начала я решил полюбопытствовать, как обычные граждане отвечают на вопрос что есть самоуважение или уважение к самому себе. Несмотря на чрезвычайно высокую частотность этого запроса в интернете, вразумительных ответов почти что не нашлось. В ответах mail.ru я обнаружил:
Самоуважение - это умение человека уважать свою личность;
Часто, люди за самоуважение выдают эгоизм, самолюбование. Я думаю, что самоуважение - это когда есть за что себя уважать.
Не удовлетворившись этими фразами о самоуважении, я решил ознакомиться с мнением авторитетов относительно того, что следует понимать под уважением самого себя.
А. Маслоу назвал самоуважение одной из высших базовых потребностей. Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности и осознание того, что вы полезны и необходимы. Маслоу предположил, что потребности самоуважения и уважения своей особы со стороны других членов общества достигают максимального уровня в молодом возрасте и перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается.
По У. Джеймсу, самоуважение является необходимым компонентом самосознания. У. Джеймс дает его формулу: Самоуважение=Успех / Притязание.
То есть, самоуважение возрастает (уменьшается) при возрастании успеха (числитель) или уменьшении (знаменатель) притязаний.
М. Розенберг предлагает "Шкалу самоуважения" — это личностный опросник для измерения уровня самоуважения и, в определенной степени, уровня самооценки. Тест Розенберга состоит из 10 суждений, на каждое из которых предлагается четыре градации ответов. Самоуважение в этом опроснике выступает как субъективная оценка человеком себя как внутренне положительного или отрицательного до какой-то степени.
Далее я предлагаю вашему вниманию свои записи размышлений и наблюдений по поводу самоуважения и относительно того, за что можно себя уважать.
Ощущение собственной значимости, как фактор самоуважения, провоцирует внутреннюю тревожность, которая мешает нормально расслабиться и отдохнуть. В юности я был Колей и мог, к примеру, ездить зайцем на всех видах транспорта. Теперь же я Николай Григорьевич, и даже под давлением обстоятельств я этого, исходя из соображений самоуважения, сделать не могу. По этой же причине не смог в период безработицы заняться распространением продуктов "Гербалайф" так как я, видите ли, уважающий себя инженер. Ну а поскольку мой опорный образ относительно самоуважения именно такой, то поводов для его ущемления в тогдашней жизни было более чем достаточно.
Если нельзя любить себя и быть довольным собой без того, чтобы уважать себя, то надо себя уважать. Существовать нормально и при этом себя не уважать – такого выбора у человека нет. Однако есть вопрос и выбор в том, за что себя уважать. Да, мой имидж был "уважающий себя инженер, которому пристало делать то-то и то-то и не к лицу было делать того-то". Этот имидж самоуважения был адекватным определенной жизненной обстановке, позволял вести себя в ней адекватно и от этого какие-то преимущества (и материальные, и моральные) в жизни получать. За такой имидж я, видимо, имел право себя уважать. Но если обстановка существенно изменилась, то должен ли я уважать себя за то, что цепляюсь за старый имидж самоуважения, не адекватный текущей обстановке? Мое представление о том, что я якобы обязан следовать своему старому имиджу самоуважения, это не более чем предположение. Клоун уважает себя за то, что он клоун. Продавец уважает себя за то, что он продавец. Более того, нищий может уважать себя за то, что он нищий, вор - за то, что он умелый вор, подлец - за то, что он ловкий подлец. А рекламист может уважать себя за то, что он хороший телерекламист, хотя мне бывает и тошно на таких "людишек" смотреть. Наконец, богач уважает себя за то, что он богач, а философ уважает себя за то, что ему наплевать на те ценности, за которые уважает себя богач. Истинный бродяга уважает себя за то, что он бродяга, а не человек, привязанный к вещам. Все это укладывается в рамки свойств психического человеческого аппарата. Поэтому представление о том, за что можно себя уважать, - это шаблон. А шаблон, в том числе и шаблон самоуважения, - это то, что возможно менять, и даже нужно менять, когда это вредный, не отвечающий реалиям шаблон. А уважать себя можно и за то, что смог принять более уместные и более разумные шаблоны.
За что еще можно себя уважать? Ученый или исследователь, опираясь на свой имидж самоуважения, может уважать себя за объективность, непредвзятость, за любовь к истине вне зависимости от того "горькая" она или нет, за свою способность видеть мир с научной точки зрения, за стремление к познанию и далее что-нибудь в таком же роде.
"Артист", с не меньшим основанием для самоуважения, может уважать себя за любовь к искусству, музыке, стихам, за способность к творчеству, за способность чувствовать красоту природы, картин и т.д.
Мудрец может уважать себя за способность к самоуничижению, за способность не поддаваться низменным стастям...
Йог... - надо спросить у йога.
Маг, описанный Карлосом Кастанедой, имеет иной опорный образ самоуважения. Он может уважать себя за то, что не привязан к распорядкам и вещам, за то, что не имеет чувства собственной важности и не считает себя более значимым против растения или жука, за то, что он с легкостью может менять бытовые имиджи самоуважения, не придавая значения ни одному из них.
Каждой названной позиции отвечает свой имидж самоуважения, а уважать себя можно даже за то, что ты, в отличие от прочих двуногих, обладаешь способностью не уважать себя. Это не шутка и не передергивание. Структура, реализующая функцию уважения к себе, должна существовать и она должна быть задействована в психике человека, но аргумент для активации этой функции может быть разный, в том числе и такой "странный" аргумент для самоуважения.
Функция самоуважения связана непосредственно с ощущением справедливости. Если справедливость в отношении человека нарушена, то ради восстановления самоуважения ему приходится совершать действия, противоположные своему устоявшемуся, но нежелательному стереотипу самоуважения. Этим поставить себя и свое подсознание перед фактом отхода от добровольно не уступающего свои позиции стереотипа самоуважения и таким образом в той или иной мере преодолеть его. Подобные действия порой совершаются инстинктивно. Например, в Курске на вокзале я видел пожилого мужчину, наверное участника войны и так далее, не утратившего уважения к себе. Но волею судеб он оказался жителем вокзала. И когда он решил прилечь на сиденьях, то молодая пара, сидевшая рядом, помешала ему, как бродяге. Он сначала обратился за моральной поддержкой к другому пожилому мужчине, но тот не счел нужным его поддержать, а его повторная попытка прилечь снова не увенчалась успехом. По сути дела он был лишен минимального комфорта и незаслуженно оскорблен, чем был нанесен ущерб его самоуважению. Тогда он начал материться, чем приобрел уже "заслуженное" осуждение со стороны окружающих, и этим сделал чувство своей важности, самоуважения и представление о месте в жизни своей персоны более адекватными роли "заслужившего" своего места бродяги, которую ему подарила жизнь.
Непростое, наверное, бывает это дело – принять новый имидж самоуважения и свою новую роль. Но если роль (социальную) и имидж самоуважения можно менять, значит это не то, с чем следует себя отождествлять. По этому поводу в моем дневнике сохранилась фраза:
"Не отождествляй себя с тем временным, что можно заменить".