Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение), согласно имеющимся его определениям, представляет собой совокупность неспецифических, т.е. нормальных адаптационных, реакций организма на воздействие различных стрессогонных факторов, нарушающих его гомеостаз, а также обычное, уравновешенное состояние нервной системы или организма в целом. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную и отрицательную (дистресс по Г. Селье) формы стресса. По характеру воздействия на организм выделяют нервно-психический, температурный, голодовой и другие виды стресса. Каким бы ни был стресс, положительным или отрицательным, эмоциональным или физическим, воздействие его на организм имеет общие, так называемые "неспецифические" черты.
Любое ожидаемое действие человека или воздействие внешней среды приводят к определенному психическому напряжению. Особенности этого состояния разработаны в теории стресса. Наибольшие симпатии психологов завоевала теория стресса, предложенная американским ученым Р. Лазарусом. Основным понятием ее является интеллектуальный процесс оценки, позволяющий индивидууму анализировать значение действующего раздражителя и решать вопрос о пользе его стрессогонного воздействия или возможном вреде.
Весьма распространено в психологии понимание стресса, основанное на оценочных ситуациях, способствующих возникновению стресса. Например, стресс проявляется в ситуации, в которой человек вынужден решать сверхтрудную задачу, превышающую в данный момент его физические или умственные способности. Как указывает французский ученый П. Фресс, стрессогонным моментом является не сама по себе ситуация, а отношения в этой ситуации между мотивами и возможностью субъекта действовать адекватно, рассогласование которых вызывает негативный стресс.
Г. Стокфельт считает, что грубо все стимулы, вызывающие стресс, могут быть подразделены на две большие группы: стимулы конативного (от конацио – стремиться, добиваться) и интеллектуального характера. По Стокфельту, стрессовыми являются ситуации ожидания человеком оценки своей личности или деятельности; ситуации, связанные с выполнением ответственной или опасной работы; ситуации, когда интеллектуальная или другая деятельность затруднена (дефицит времени, действие отвлекающих факторов, помех и пр.); ситуаций, связанных с нарушением межличностных контактов и отношений и т.п. Все это, как видим, мыслится и понимается лишь как стресс в негативном плане, хотя в более широком понимании стресс может возникать и под действием обычно положительных факторов: например, неожиданная радость – это тоже стрессовая ситуация, причем в отдельных случаях приводящая к негативным последствиям для человека.
Согласно В.В. Суворовой, стресс может быть периферийный (при нарушении гемеостаза, воздействии температурных, болевых и др. раздражителей) и церебральный (при отрицательном воздействии на функции нервной системы).
В спорте, в соревнованиях основная причина дистресса - негативного стресса – задачи, превышающие возможности спортсмена. При этом стресс вызывает не просто объективная трудность задачи, а прежде всего вероятностная оценка спортсменом возможности ее выполнения, вызывающая психическое напряжение.
Ю.Я. Киселев пытался представить стресс как функцию величины потребности в достижении цели и субъективной вероятности достижения ее (оценка своей готовности к соревнованию, предполагаемых условий деятельности в т.ч. подготовленности противников). Все это вызывает переживания положительного или отрицательного стресса: спортсмен может быть уверен в успехе и радостно ожидать старта, но может опасаться за исход своего выступления и томиться неопределенностью, может находиться в плену навязчивых мыслей о возможном поражении и тревожиться. Переживания, связанные с тем или иным видом стресса, сопровождаются целым рядом функциональных сдвигов, которые имеют условно-рефлекторный характер и представляют собой приспособительную реакцию организма к предстоящим действиям. Степень стресса в результате переживания (особенно сомнений) во многом зависит от уровня притязаний и значимости их для спортсмена.
Начало стресса по Г. Селье, - реакция тревоги, как сигнал к мобилизации защитных сил. Мобилизация – вторая стадия. Если действие стресса продолжается, наступает третья стадия – истощение и упадок сил, утрата способности к адоптации. Все это общие механизмы психического напряжения. Человек, ставя перед собой любую достаточно сложную задачу, проходит своеобразное состояние "предстартового напряжения".
В любой из затронутых выше сфер действий важным фактором регуляции стресса является психологическая готовность. Психологическая готовность человека к действию проявляется в непосредственной заинтересованности человека в работе, в ориентировке на конкретное выполнение той или иной задачи, уверенности в ее достижении, что снижает возможность негативного стресса.
Статья подготовлена по материалам статьи "Мои старые записи" данного подраздела.