Прежде чем начать эту статью, я обратился с запросом по теме "технология юмора" в интернет. Материалов нашлось довольно много, но реальной для себя пользы я как-то не смог из них извлечь. Единственное, как мне показалось, достоверное суждение заключалось в том, что тайну смеха пока еще никто не смог разгадать. Я тоже пока не берусь ее разгадать, но некоторые признаки юмора и этой тайны возможно мы сможем обозначить.
Один из таких признаков юмора – нелепость. Для начала я приведу несколько синонимов слова "нелепость". Нелепость: несообразность, несуразность, абсурд, ахинея, бессмыслица, белиберда, вздор, галиматья, дичь, чепуха, чушь, абракадабра, сапоги всмятку, фигня, фуфло, нонсенс, странность, дикость, анекдотичность, мура, хреновина, турусы на колесах.
Нелепость – это лишь один из многих признаков и приемов построения юмора. Этот прием юмора или шутки обычно никого не задевает, а вызывает веселье или улыбку. Нелепость, как признак юмора возникает тогда, когда в словесной конструкции объединяются фрагменты или понятия, которые в реальности не могут сосуществовать или не должны сосуществовать.
Начнем с примеров.
Как выглядело твое лицо до твоего дня рождения?
Как должен звучать хлопок в ладоши одной рукой?
Это задачи из буддийских коанов. Рассогласованность есть, а смехе или улыбки нет. Но продолжим дальше:
Стой там, иди сюда.
Сколько будет: три плюс два минус крокодил?
Нелепость вроде бы в этих фразах явно есть, а смеха или улыбку они как-то не вызывают. Возможная причина этого в том, что нелепость слишком уж очевидна, а восприятия юмора должен все же оставаться какой-то минимальный шанс того, что кто-то подобную нелепость воспримет как признак юмора, то есть не всерьез. Я, вот, вспоминаю, что когда-то в первоапрельском номере журнала "Химия и Жизнь" была опубликована статья с доказательством того, что в природе нет жирафов. Так нашлись читатели, которые восприняли такие признаки юмора всерьез и прислали в редакцию журнала свои выражающие недоумение вопросы.
Однако попробуем что-нибудь покруче:
- С чем у вас пирожки?
- С капустой, картошкой, горохом?
- А с макаронами есть?
Здесь уже как-то веселее воспринимается. То ли потому, что нелепость с макаронами превышает нелепость в других примерах с этим признаков юмора, то ли потому, что здесь образность выше: мы невольно воображаем растерявшуюся продавщицу, не знающую что ответить на такой неожиданный вопрос. Или какой-то иной образ продавщицы представляем, но все равно активированный образ в нашем воображении есть. К этому обсуждению мы еще вернемся, а пока другой пример. Буквально сегодня утром я написал:
"В общем, у нас более-менее нормально. Даже какие-то положительные сдвиги наметились. Например, совсем недавно с некоторым удивлением я узнал, что в Горловке на берегу Горловского моря (это водохранилище) собираются сделать лесозоопарк. Питомцы будут из разных зоопарков. Вернее, из киевского зоопарка и, почему-то, из крымского. Будут даже такие редкие животные, как белые жирафы. И растения тоже будут разные. Например, делают насаждения эвкалиптов. Оказывается, что благодаря вяжущему вкусу их листьев, они могут служить лекарством. В том числе, как глистогонное средство для тех же белых жирафов.
С водным ресурсом Горловского моря, правда, слабовато, но брат Таратуты берется пробросить канал от Горловского моря до Гольмовского водохранилища. Это тот брат, который прорыл четырехметровый ров вдоль всей границы Донецкой области с Россией.
Горловское море и лесозоопарк в стороне от промышленных предприятий. Журналисты даже говорят, что есть шанс для Горловки превратиться в курортную зону. Прогулки на катере вдоль лесозоопарка и по каналу до Гольмы могут многих привлечь. В журналисткой среде и по местному телеканалу даже говорят о возможности создания дельфинария. Но есть и опасения - дельфины могут уплыть по открытому каналу в гольмовские озера и попробуй потом их оттуда вылови".
Здесь одна нелепость нанизана на другую, а сочинены они были первого апреля. Но перейдем к другим примерам нелепостей и техники включения этого признака юмора.
Например, нелепость в качестве техники юмора может заключаться в использования канцелярита в повседневном общении, как в юмореске О. Любченко "Как допускается порча хорошего настроения". Начинается она так:
"Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы и ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды".
Смешно ли это? Ну, улыбку вроде бы вызывает, но не более того. Тогда приведу другой пример из какой-то давно уже прочитанной книги.
В зале отдыхающих похрапывает солидный мужчина. На его большой плеши кто-то чернильным карандашом написал: "Настоящим уведомляю, что податель сего отношения купец первой гильдии..."
Здесь и степень нелепости употребления канцеляризма выше, чем в предыдущем примере и образ отдыхающего купца как-то ярче выступает.
Важна, пожалуй, здесь также и краткость шутки: "Аренда пляжных зонтиков, ночная скидка 10%".
Ладно, не рассмешил, попробую другое: "Евгений Ваганыч, собой зайдите".
Здесь есть и нелепость – а как еще можно зайти, как не собой? – но есть еще "фокус" проникновения шутки куда-то в подсознание и оттуда выплывает довольно смешной образ. Я, например, после прочтения фразы этой шутки вижу полного, не высокого мужчину лет под 50, с животиком и при галстуке, растерянно остановившегося в недоумении у дверей, раздумывая каким же все-таки образом ему следует осуществить этот заход.
Ну вот, как-то так. Лучше я не смог вам объяснить технологию юмора с приемом "нелепость" потому что лучше против того, что уже сказал, я и сам себе не могу объяснить.