Об интерпретации реальности в физике

Интерпретация происходит от лат. interpretatio - истолкование, объяснение. Интерпретация может быть научной, т.е. соответствующей совокупности научных взглядов, в рамках лишь какой-то одной теории, а также интерпретация может быть на нашем обычном, по научному гражданском, языке. Поскольку граждане общаются между собой преимущественно на гражданском языке, то и мы будем в первую очередь исходить из толкования на этом языке.

 

Интерпретация реальности и результатов физического эксперимента, в этом плане, может быть также полной, не полной, выборочной и предвзятой.

 

Просматривая свои компьютерные завалы, я наткнулся на мои записи, касающиеся интерпретации сообщений. С моей точки зрения, вопрос интерпретации важен как с точки зрения терминологии, так и с позиций правильности употребления языка. Но сначала фрагмент из http://teros.org.ru/content/view/154/27/1/5/

 

"Уже в первой работе по теории относительности «К электродинамике движущихся тел» Эйнштейн отмечает, что эта теория базируется на двух основных принципах, принимаемых в качестве исходных постулатов.

 

Первый постулат является обобщением принципа относительности Галилея на любые физические процессы (Прим. ПН: т.е. законы физики имеют одинаковую форму во всех так называемых инерциальных системах отсчета). Второй постулат выражает принцип постоянства скорости света.

 

Эйнштейн ставит свет в особое положение, считая, что свет относительно любых движущихся тел всегда имеет одну и ту же скорость. Этот закон он сформулировал в работе «О принципе относительности» следующим образом: «...Закон постоянства скорости света в пустоте должен выполняться для движущихся относительно друг друга наблюдателей таким образом, что один и тот же луч света имеет одну и ту же скорость относительно всех этих наблюдателей».

 

Здесь я позволил себе записать свои замечания по части возможной интерпретации последнего сообщения (постулата), которые и привожу:

 

Введем для начала переменную Х:

Если Х=«...Закон постоянства скорости... и т.д. по Эйнштейну, то возможны следующие модели субъективного отображения результатов измерений скорости света и соответствующие им варианты оценки или интерпретации реальности:

 

1. Х есть объективная реальность.

2. Достоверно лишь то, что результаты измерений соответствуют Х, а оценка истинности или ложности утверждения Х находится в области предположений.

3. Достоверно лишь то, что определенная интерпретация результатов измерений соответствуют Х, а оценка истинности или ложности утверждения Х находится, как и в предыдущем варианте, в области предположений.

4. Х есть некоторая "мистическая" реальность сознания, а "объективная" реальность вне сознания вообще не существуют.

 

Выбор того или иного варианта интерпретации зависит от субъективных предпочтений и от генетически обусловленной особенности восприятия факторов внешнего мира. Общая особенность этих вариантов интерпретации заключается в том, что справедливость любого из них нельзя однозначно доказать или опровергнуть и все они при этом не противоречат математической модели специальной теории относительности СТО. Подобное положение характерно для так называемой неклассической физики, когда сначала подбирается подходящая по каким-то личностным критериям математическая модель явления, а потом подбирается словесная интерпретация модели, отвечающая предрасположенностям и предпочтениям интерпретатора. При этом соображения понятности интерпретации, здравого смысла и соответствия интерпретации реальности могут оставаться в стороне.

 

В работе «Что такое теория относительности?» Эйнштейн отмечает, что принципы относительности и постоянства скорости света являются непримиримыми, но «специальная теория относительности сумела их примирить ценой видоизменения кинематики, иначе говоря, ценой изменения физических представлений о пространстве и времени».

 

Здесь я позволил себе такое замечание по части интерпретации: Представления не обладают свойством быть физическими или не физическими. Безусловно только то, что Эйнштейн применил другой, не ньютоновский, язык, оставив прежние слова, но изменив их смысл.

 

Закон всемирного тяготения Эйнштейна сформулирован так: «движение масс вызывается искривлением пространства, искривление пространства вызывается населяющей его материей».

 

Здесь я тоже не удержался от замечания по части интерпретации: Так что пространство искривилось и яблоко долбануло дремавшего под яблоней Ньютона по лбу – так это событие должно отображаться на языке Эйнштейна.

Дальнейшие мои замечания, касающиеся интерпретации на гражданском языке следуют после сочетания "ПН:"

 

Но «континуум, наделенный физическими свойствами», - это не прежний эфир. У Эйнштейна определенными (новыми для науки) физическими свойствами наделяется само пространство. Для общей теории относительности этого достаточно, никакая особая материальная среда сверх того в этом пространстве ей не нужна. Но само пространство с новыми физическими свойствами можно было бы вновь назвать эфиром.

 

ПН: "Пространство" с физическими свойствами – это материя, а не пространство, если пользоваться общеупотребительным языком и, соответственно, общеупотребительными соглашениями относительно того, что следует считать материей и пространством. Интерпретация пространства в СТО приводит к смешению смыслов пространства и материи в сообщениях, передаваемых на гражданском языке.

 

Но в современной физике «власть над миром» вместе с теорией относительности делит квантовая теория поля. Она же, со своей стороны, обнаружила весьма специфическую материальную среду с необычными свойствами. Материальная среда, общая для теории относительности и для квантовой теории поля, была названа физическим вакуумом. Наука не решилась снова вернуться к термину «эфир».

 

ПН: физический вакуум искривился и яблоко долбануло Ньютона по лбу, и сила тяготения в интерпретации реальности в СТО здесь снова оказалась ни при чем. А вернее, она упрятана в математизированную абстракцию "пространства" или "физического вакуума".

 

Первые три года эта теория интересовала только узкий круг специалистов. Ситуация резко изменилась в 1919 г., так как в этом году удалось проверить прямыми наблюдениями одно из парадоксальных предсказаний ОТО - искривление луча света от далекой звезды полем тяготения Солнца. Такое наблюдение возможно только во время полного солнечного затмения в районах земного шара с обычно хорошей погодой, что позволяло провести максимально точное фотографирование видимого положения звезд на небе в момент полного затмения. Экспедиция, снаряженная английским астрофизиком сэром Артуром Эддингтоном, сумела получить данные, подтвердившие предсказание Эйнштейна. Буквально в один день Эйнштейн стал знаменит на весь мир. Обрушившаяся на него слава не поддается описанию. Теория относительности на долгое время стала предметом салонных бесед. Газеты всех стран были переполнены статьями о теории относительности, вышло множество популярных книг, в которых авторы пытались объяснить обывателям суть этой теории.

 

ПН: Прежде всего, здесь имеет место искаженная интерпретация событий. Ну как можно было бы поразить воображение обывателя сообщением о каком-то искривлении луча света? Суть в ином – результаты экспедиции интерпретировались как доказательство "искривления пространства", предсказанного общей теорией относительности. Сама необычность ОТО, вернее ее интерпретации на гражданском языке, создала повод для сенсации, раздуваемой падкими до сенсации СМИ и стимулируемой падкими до сенсации обывателями. Сенсационность, в свою очередь, была использована в ненаучных интересах со стороны разных деятелей и групп. Например, Ленин и Сталин по-своему поддержали Эйнштейна, исходя из политических соображений, в связи с тем, что Эйнштейн некоторое время был коммунистом. Раз коммунист – значит наш, а далее – наш всяк тот, кто примкнул к клану "наших". Фактор интеллекта Эйнштейна также сыграл при этом свою роль, в том числе и положительную: тезис о том, что " хорошая теория, не обязательно должны быть логически связаны с опытом" открыл новые возможности для аппроксимации явлений реальности путем умозрительных и математических построений. Однако, по мнению некоторых исследователей, эти возможности на данный момент себя уже исчерпали и стали тормозом для новых и более продуктивных применительно к данному моменту идей.

 

Итак, интерпретация реальности в физической теории есть лишь одна из точек зрения о природе вещей. Эти точки зрения не одинаковы даже в рамках двух теорий Эйнштейна – СТО и ОТО, о чем говорил и сам Эйнштейн. Сообщения типа "искривление пространства" нередко подразумевают их интерпретацию в рамках специальной системы знаний. Но если подобного рода сообщения спускаются в среду общения обычных граждан, то такие сообщения требуют перевода на гражданский язык. Иначе возникает смысловой разрыв в интерпретации одного и того же сообщения на специальном и на общепринятом языках.

 

Анонсы других статей

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика