Теория струн - "разгул" иррационалистов. Взгляды Ли Смолина

Иррационализм и рационализм – это, в моем понимании, два постоянно взаимодействующие механизмы человеческого мышления и действий. Первый – ответственен за полет фантазии и поток открытий, второй – за наведения порядка в результатах мыслительного процесса. Соответственно, иррационалисты и рационалисты – это два типа людей с преобладанием в их мышлении и устремлениях первого или второго механизмов.

 

В целом же, иррационализм, иррациональное, иррационалисты – это многозначные термины с множеством их толкований. Я постарался подобрать сведения по этой теме, подходящие, на мой взгляд, по смыслу и содержанию к тем взглядам и позициям, которые имеет в виду Ли Смолин, для того чтобы изложение позиции Смолина относительно иррационалистов сделать более понятной.

 

Иррационализм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — философские концепции и учения, ограничивающие или даже отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.

 

Все представления об иррациональном ориентируются на внерациональные формы человеческого познания, которые в состоянии дать человеку субъективную уверенность в сущности самого познания и человеческого бытия. Но подобные переживания уверенности приписываются лишь избранным (к примеру, «гениям науки») и считаются недоступными для простого человека. Подобный «аристократизм духа» характерен, например, для подвижников современной теории струн.

 

Иррационализм не является единым и самостоятельным философским течением. Это, скорее, характеристика и элемент различных философских систем и школ. Научное мышление в таких системах заменяется определёнными высшими познавательными функциями, а интуиция порой приходит на смену мышлению вообще. В теоретическом отношении иррационализм свойственен таким мировоззрениям, которые бросают вызов господству логического и рационального мышления. По мнению иррационалистов, необходимо мыслить дислогично, соответственно, иррационально, чтобы познать иррациональное.

 

Иррационализм обнаруживается везде, где утверждается, что существуют области, которые принципиально недоступны рациональному научному мышлению. Такие сферы можно условно разделить на субрациональные и трансрациональные. Иррациональное имеется во всех сферах культуры, в любой деятельности человека. Важно, чтобы верховенство в науке и социальном устройстве сохранялось за Разумом. Однако сторонники иррационализма (например, Ницше, Кьеркегор, Шопенгауэр) полагают, что в основе наблюдаемого рационального мира лежит иррациональное начало.

 

Рациональное мышление - мышление, имеющее четкую логику и ведущее к цели. Оно антагонистично иррациональному, а иногда и просто бессвязному мышлению, течению мыслей вне логики и цели. Однако иррациональное мышление обычно происходит на более глубоких уровнях внутреннего мира человека, на уровнях подсознания и бессознательного, где скорость обработки информации несоизмеримо превышает скорость рационального мышления в его осознанном процессе.

 

Иррациональное порой представляется как нечто, выходящее за пределы познавательных возможностей человеческого разума, но приоткрывающееся, интуиции или вере в контактах с реальностью минуя разум. При этом различают, во-первых, такие области человеческого опыта, которые еще просто не осмыслены разумом, и, во-вторых, сверхрациональное, т.е. нечто, не поддающееся рационализации.

 

Иррационалист (в отличие от рационалиста) - человек, отдающий предпочтение созерцанию и интуиции и принижающий возможности логического подхода; в этом общем смысле иррационализм есть особая мировоззренческая установка, суживающая границы мышления как формы постижения истины.

 

Иррациональное происходит от лат. irrationalis – нечто, лежащее за пределами досягаемости рационального разума, недоступное постижению в рамках логического мышления, противоположное рациональному. Иррациональное имеет два смысла – негативный и позитивный:

1) сторона объективной реальности, принципиально недоступная разумному пониманию;

2) нечто, отвечающее действительности, пока интеллектуально не познанное, алогичное, выходящее за границы современного разумного понимания, но тем не менее принципиально познаваемое.

 

На этом я заканчиваю наш экскурс в область иррационального и перехожу к фрагментам, взятым, в несколько сокращенном виде, из Введения к книге Ли Смолина "Неприятности с физикой: взлет теории струн, упадок науки и что за этим следует". Итак, фрагмент:

 

"Чтобы делать нашу работу, нам, физикам, требуются значительные ресурсы, которые обеспечиваются, большей частью, нашими согражданами – через налоги, а также и через деньги фондов. Взамен они просят только возможность видеть через наши плечи, как мы выковываем будущее и углубляем человеческое знание мира, частью которого мы являемся. Те физики, которые общаются с публикой через статьи ли, публичные выступления, телевидение или Интернет, несут обязанность рассказывать честную историю. Мы должны стараться представить неудачи вместе с успехами. В последние годы множество книг и журнальных статей для широкой публики описывали ошеломляющие новые идеи, которые вырабатывали физики-теоретики. Некоторые из этих хроник меньше всего заботились об объяснении именно того, насколько далеко новые идеи находятся как от экспериментального тестирования, так и от математического доказательства.

 

Часто ответ лежит в ином направлении, чем то, которому следовали в рамках генеральной линии. В этих случаях, и даже когда генеральное направление считается правильным, прогресс науки зависит от здоровой поддержки ученых, которые придерживались отличающихся взглядов. Имеются обширные доказательства, что этим базовым принципам в случае фундаментальной физики больше не следуют. Это причиняет вред науке, поскольку заставляет отказаться от исследований альтернативных направлений.

 

Стандартная модель физики частиц была триумфом особого способа ведения науки, который начал доминировать в физике с 1940х. Этот прагматический стиль крайне отличается от способа, которым делали науку Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Вернер Гейзенберг, Эрвин Шредингер и другие революционеры начала двадцатого века. Их работа возникала из глубокого размышления о наиболее основных вопросах окружающего пространства, времени и материи, и они видели, что они являлись частью широкой философской традиции, в которой они были дома.

 

В подходе к физике частиц, разработанном и преподанном Ричардом Фейнманом, Фрименом Дайсоном и другими, раздумья над фундаментальными проблемами не имели места в исследовании. Это освободило их от споров по поводу смысла квантовой физики, которые мучили их предшественников, и привело к тридцати годам впечатляющего прогресса. Это было так, как это и должно быть: для решения разных видов проблем были нужны различные стили исследований, требующие других видов размышлений – и мыслителей."

 

Я привел этот фрагмент по той причине, что изложенные в нем взгляды во многом совпадают и с моими предположениями. Научная деятельность многогранна в плане подходов и генетических предрасположенностей двигателей науки. По этой причине в науке нужны и рационалисты, и иррационалисты, и представители прочих направлений мысли, если таковые есть. Каждый, оказавшийся плодотворным, подход реализует заложенный в нем потенциал. Но однажды этот первоначально плодотворный потенциал исчерпывает свои возможности и иссякает. И тогда нужен уже какой-то другой подход. Для каких-то задач нужны трезвые реалисты, для других – фантазеры-иррационалисты. Сейчас в физике время "разгула" иррационалистов. Это время затянулось, а наука в части физики, судя по анализу Ли Смолина, застопорилась. Нужны, как говорит Ли Смолин, другие виды размышлений и мыслителей.

 

Все замечательно и лично для меня Ли Смолин многое поставил в моем понимании на свои места. Но далее, увы, Ли Смолин въехал в фазу песнопения во хвалу Альберта Эйнштейна и его ТО. И это после честного и объективного анализа по части теории струн!?. Ну что ж, не только великие ученые, о которых говорил Ли Смолин, являются продуктами обстоятельств и среды, породивших их как ученых, но и сам Ли Смолин порожден и пропитан теми обстоятельствами, в которых он жил. Закомплексованность Ли Смолина здесь столь зомбирована, что, предлагая "объединять" несовместимые теории – квантовую и ТО, – он видит лишь одну возможность – сделать это без пересмотра основ ТО. То есть, в тупик уже зашли, но из тупика будем выходить, не возвращаясь назад. Ну что ж, подождем еще эдак пару сотен лет, когда нынешние построения нынешних гениев-иррационалистов будут видеться под несколько иным углом. Например, таким, как сейчас видятся построения Парацельса: "Сифилис, – утверждал Парацельс, – нужно лечить мазью из ртути, а также употреблением внутрь этого металла, поскольку ртуть есть знак планеты Меркурий, который в свою очередь служит знаком рынка, а сифилис подхватывают на рынке".

 

Итак, иррационализм в мышлении – это не только благо, но и современная болезнь, от которой, на мой взгляд, не уберегся и Ли Смолин.

 

Анонсы других статей

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика