Знаете, мне не очень удобно писать о времени и пространстве, как и о теории относительности в философической интерпретации Эйнштейна и его приверженцев. Не раз я об этом уже писал и каждый раз остается осадок ощущения неискренности, недоговоренности с моей стороны. Ну как, скажите, если Вы человек здравомыслящий, можно воспринимать утверждения, что скорость света на небесном теле плюс скорость самого тела не могут в сумме превысить все ту же скорость света? Или тезис о том, что пространство может искривляться? Кто-нибудь мог видеть подобное пространство? Так вот, искреннее мое к этому отношение заключается в том, что подобные утверждения могут делать только сумасшедшие. Они способны делать и делают открытия, но у них шизоидальный или параноидальный тип мышления. Это психологи определили, а для меня это давно не новость. И живут эти представители научной мысли в своем виртуальном мире, диком для здравомыслящего человека. Если этого не понять, то для такого человека понять смысл упомянутых утверждений будет совершенно не возможным.
А ведь самые последовательные, как они считают, материалисты – приверженцы учения о диалектическом материализме – утверждают, ни много ни мало, что эта глубоко идеалистическая чушь о времени, пространстве и скорости света в философической интерпретации теории относительности "является ярким подтверждением диалектического материализма".
Но к диаматериалистам мы еще вернемся, а пока представлю спектр мнений по вопросам времени и пространства, взятый мною из ответов mail.ru и других источников из интернета:
"Искривление" пространства - это просто жаргонное словечко.
На самом деле просто констатируется факт, что в присутствии массивных тел так называемый тензор кривизны не равен нулю.
В общем, чистая математика. А для нас, в математике не сведущих, стараются это как-то так выразить, чтобы мы хотя бы представление об этом могли иметь.
Вот и говорят об "искривлении" пространства.
Вообще это частый случай в физике, когда сначала представляют себе некую сущность типа теплорода или эфира, потом описывают ее уравнениями, а потом оказывается, что уравнения верны, а сущности - нет. Более того, из уравнений часто вылезает то, что в "сущности", для которой они были сочинены и не предполагалось.
Координат (пространства) в природе не существует объективно. Просто нам так удобней для своей деятельности. Соответственно повлиять на эти координаты (измерения) можно только субъективно (в своём воображении).
Поскольку пространство это просто пустота, а в пустоте не может быть еще одной пустоты, то и другого пространства мы не имеем. И не морочьте себе голову разными пространствами и их измерениями.
Теперь вернемся к диамату. Время и пространство, как утверждают диаматериалисты, это категории или высшая форма абстракций. Как тогда, скажите на милость, абстракция, которая по ее определению вне нашего сознания, т.е. объективно, не существует, может искривляться или замедляться? Чушь, ведь, это? Что же тогда можно под этими словосочетаниями подразумевать – раз не абстрактное, то, наверное, что-то конкретное?!
Среди прочих определений пространства и времени у диаматовцев я нахожу, например такое:
"Всеобщее свойство материальных тел обладать протяженностью, занимать определенное место и особым образом располагаться среди других предметов мира отражает философское понятие пространства.
Предметы находятся в движении, обладают протяженностью (в км, метрах, см, дм), размерами. Одни больше, другие меньше, все имеют длину, ширину, высоту, обладают объемом, занимают определенное место (находятся по отношению друг к другу дальше, ближе, выше или ниже, правее или левее и т.д.).
Любой из предметов обладает длительностью, имеет начало и конец; предметы следуют друг за другом в определенном порядке, в развитии каждого предмета имеются известные стадии, состояния. Одни только возникают, другие уже существуют, третьи разрушаются.
Всеобщее свойство материальных процессов протекать друг за другом в определенной последовательности (ночь-утро-день-вечер; зима-весна-лето-осень...), обладать длительностью и развиваться по этапам, стадиям отражает философское понятие времени.
Пространство и время представляют всеобщие формы существования материи.
Несмотря на кажущуюся очевидность понятий пространства и времени, они принадлежат к числу не только фундаментальных, но и одних из самых сложных характеристик материи".
Для меня очевидно, что здесь перечисленные свойства материи или ее фрагментов причисляются к понятию пространства, а свойства процессов – к понятию времени. Далее, повторюсь, если абстрактное не может искривляться, то искривляется что-то конкретное. Например, я беру карандаш цилиндрической формы и пытаюсь его изгибать. Он слегка поддается. Можно сказать, за неимением более точных слов в нашем языке, что искривляется форма карандаша, но безусловно здесь то, что искривляется сам фрагмент материи – карандаш. Иного, если говорить о физическом искривлении, в этом мире не дано. Точно также можно сказать о любом конкретном "искривлении" пространства: если уж и искривляется, в каком-то смысле, форма, то неизбежно искривляется некий материальный фрагмент. И тогда возникает вопрос: а зачем заниматься словоблудием, внося путаницу в понятия, и говорить об "искривлении пространства", если при этом безусловно искривляется материальный фрагмент (вещества, поля, физического вакуума и т.п.). Способность искривляться – это одно из свойств материи или ее фрагментов, о котором можно говорить и даже математически описывать без всяких мистики и словоблудия.
Но откуда все-таки берется это "искривление пространства" – откуда-то ноги здесь растут? Есть, понимаете ли, такие понятия, как неевклидовы геометрии, где параллельные прямые могут пересекаться в бесконечности. Так вот, скажу я вам, математическая абстракция – это продукт человека и она может быть любой. Но в физическом плане – это чушь. Не можем мы в физическом плане охватить бесконечность, поэтому пересекаются или не пересекаются параллельные прямые в бесконечности – для нас то и другое не имеет реального смысла. Реальный смысл имеет утверждение, что параллельные прямые не пересекаются сколько бы мы их ни продолжали.
Однако, неевклидова геометрия существует в смысле существует как математическая абстракция, которая по некоторой более чем отдаленной аналогии якобы описывает некую условную кривую плоскость – например, поверхность глобуса. И вот, подобную "геометрию" втюрили в математическую конструкцию теории относительности под предлогом красоты, изящности, простоты и прочих совершенно идеалистических "критериев", якобы отвечающих реальности этого мира, а не выдумкам в головах изобретателей новой реальности.
Но допустим. Эта потусторонняя неевклидова геометрия и есть недоступная для нас, видимо умственно неполноценных, реальность. Может ли даже в таком случае неевклидова геометрия описывать какую-то физически доступную нашему изучению реальность? Да нет же. Это очередная чушь. Что бы ни понимать под этими "пересечениями в бесконечности", речь, безусловно, идет об очень больших масштабах пространства. Больших настолько, что все, что мы можем охватить физически в своих экспериментах или расчетах, есть против этих масштабов исчезающе малый эффект. Поэтому ни о каком реальном "искривлении" пространства, например вблизи Солнца, не может быть и речи. Речь может идти только о том, что в неком виртуальном, состряпанном воображением физиков и математиков мире, применена неевклидова геометрия, где некоторая мера этого виртуального мира названа искривлением пространства.
Проще говоря, есть математическая манипуляция, названная искривлением пространства, и есть интерпретаторы этой манипуляции, спускающие без должных объяснений эту манипуляцию в качестве смыслового мусора в язык общения обычных граждан. Иногда они делают это даже искренне, ведь они малость того – с мозгами набекрень, повернутыми от здравомыслия в сторону мистицизма. Более того, психологически они могут ориентироваться на то, что и мы тоже, как и они, видим мир в их "перевернутом" виде. Человеку ведь свойственно предполагать, что другие, если по крупному, думают, оценивают и т.д. так же, как и он. С этого, собственно, начинается процесс понимания другого человека или его сообщения и т.п. Но если далее мы не сделаем усилия и мы, здравомыслящие, не заставим себя понять, что мы столкнулись с людьми приверженцами иного, виртуального, мира, то мы никогда не выйдем из состояния недоумения по поводу спускаемых нам интерпретаций пространства, времени, теории относительности или еще более экзотической современной теории струн и т.п.
Если же вы не здравомыслящий человек и вы всерьез намереваетесь путешествовать во времени или в параллельных мирах, то вам не следует читать эту статью. Правда, здесь я оговорюсь, что я лично не исключаю возможность необычных явлений, в том числе и, например, существование невидимых для нас форм жизни на нашей Земле. Возможно, что эти существа даже вступают с нами в контакт, но ведут себя своевольно. И по этой причине честные ученые говорят, что факты экстрасенсорного восприятия до сих пор однозначно ни опровергнуты, ни подтверждены. Однако эти необычные проявления нашего мира вряд ли следует искать в умозрительных построениях ученых-идеалистов, настроенных на мистическое восприятие и мистическую трактовку нашего бренного мира.
Смежные темы: