Основной формой кислородной коррозии металла паровых котлов являются язвы. Разрушения металла во время эксплуатации котла появляются чаще всего на входных участках труб стальных экономайзеров. Разрушения в период остановов имеют менее избирательный характер.
Отличить "стояночную" кислородную коррозию от кислородной коррозии, наблюдаемой во время работы котлов, можно лишь по следующим признакам. "Стояночная" коррозия протекает как в котлах и экономайзерах, так и особенно в нижних петлях пароперегревателей, тогда как "рабочая" кислородная коррозия в пароперегревателях обычно не наблюдается. "Стояночная" коррозия, как правило, поражает экономайзер по всей длине змеевиков, включая и выходную его часть, в то время как от кислородной коррозии в процессе работы котла страдают преимущественно входные участки труб.
Развитию "стояночной" кислородной коррозии сильно способствует скапливающийся на поверхностях котла шлам, который обычно удерживает влагу. По этой причине значительные коррозионные раковины часто обнаруживаются на участках с условиями для наибольшего скопления шлама.
Местный характер кислородной коррозии обусловлен тем, что наряду со способностью усиливать разъедание металла кислород обладает также известными защитными свойствами. Проявление этих свойств в конкретных условиях зависит от концентрации кислорода и рН среды – рис. 1.
Рисунок 1– Характер коррозионных процессов в зависимости от содержания кислорода и рН воды