Характер повреждений, связанных с состоянием поверхностей консервируемого оборудования ТЭС, в том числе паровых турбин, определяется процессами, происходящими на этих поверхностях, как в периоды простоя оборудования, так и при его работе. Эти две группы процессов взаимодействуют между собой, ускоряя повреждения рабочих элементов.
Пуски основного оборудования после длительного простоя в резерве всегда сопряжены с появлением в тракте растворимых и нерастворимых примесей. Отсутствие консервации оборудования во время простоев, так же как некачественное ее проведение или несвоевременное проведение переконсервации, способствует увеличению продолжительности выноса загрязнений в пароводяной тракт. Водорастворимые примеси в большинстве своем начинают проявлять разрушительное действие на лопаточный аппарат, начиная со ступеней, работающих в зоне фазового перехода. Механические примеси оказывают воздействие на весь лопаточный аппарат: с одной стороны, за счет своих абразивных свойств, а с другой – стимулируя формирование центров конденсации влаги (более раннее выделение жидкой фазы из двухфазного потока, усиливающее ударное воздействие капель, кавитационные явления, коррозионное растрескивание металла под напряжением).
Из-за наличия механических примесей в паре эрозионному износу подвержены и элементы парораспределения, регулирующие ступени и ступени давления ЦВД, заведомо постоянно работающие в зоне перегретого пара. Преобладающее количество коррозионных явлений приходится на ступени фазового перехода (область перехода перегретого пара в насыщенный и влажный пар), где объем повреждений суммируется за счет их накопления в рабочих режимах в результате воздействия первичного конденсата и в режимах останова от стояночной коррозии.
Подавляющее большинство турбин, имевших длительные простои, получило коррозионные повреждения концевых уплотнений, что свидетельствует о необходимости совершенствования схем и видов консервации лабиринтовых уплотнений.
Причиной появления влаги в проточной части турбины является прежде всего конденсация пара, заполняющего турбину после ее остановки. Конденсат частично остается на лопатках и диафрагмах, а частично стекает и скапливается в корпусе турбины, если он не отводится через дренажи. Количество влаги внутри турбины может увеличиваться вследствие просачивания пара из подсоединенных к ней паропроводов. Относительная влажность воздуха машинного зала весьма высока, поэтому достаточно незначительного охлаждения воздуха в проточной части турбины, чтобы наступили точка росы и выделение влаги на металлических деталях.
Для устранения «стояночной» коррозии паровых турбин необходимо исключить возможность попадания пара в турбины во время нахождения их в резерве, как со стороны паропровода перегретого пара, так и со стороны дренажных линий и т. д.
Смежные темы: