Получилось так, что мне пришлось заглянуть в книгу "Основы миросозерцания индийских йогов", Йог Рамачарака. Я не могу сказать, что философия этой книги соотносится с названием данного раздела сайта "На грани фантастики". Это уже за гранью фантастики, правда не знаю с какой стороны грани: может быть со стороны реальности, а может быть и вне ее. В целом, философия йогов в ее религиозной части кардинально расходится со взглядами христианства. Например, у йогов нет ангела и дьявола, борющихся за душу человека, а есть просто разные стороны человеческой души. Возможно поэтому, по причине расхождения с йогами относительно философских и религиозных взглядов, некоторые христианские богослужители с ненавистью относятся к учению йогов.
Я сделал более чем краткие извлечения из этой книги, но надеюсь, что они все же дадут какое-то, пусть слабое, представление о многовековой культуре индийского народа, отраженное в учении о йоге.
Итак, о том как йоги видят и представляют мир:
Философия йогов учит, что человек состоит из семи начал. Первые пять плоскостей или начал пройдены многими, шестая немногими, седьмая же не достигнута практически никем из принадлежащих к человеческой расе.
Семь основных начал человека, как они определяются философией йогов, – следующие:
Физическое тело.
Астральное тело.
Прана, или Жизненная Сила.
Инстинктивный ум.
Интеллект (разум, рассудок).
Духовный ум (духовность, способность прозрения, интуитивный ум).
Дух.
Из всех семи начал человека наиболее очевидно, конечно, физическое тело. Второе начало человека, "астральное тело", не так хорошо известно нам, как физическое тело, хотя оно тесно с ним связано, и физическое тело является как бы копией или отражением астрального. Оно состоит из материи несравнимо более тонкой, чем та, из которой состоит наше физическое тело, но тем не менее все-таки – материи. Астральное тело есть оригинал, по которому строится физическое тело и при известных обстоятельствах может быть от него отдельно. Намеренное разделение их представляет обыкновенно значительную трудность, но у людей, владеющих своей психикой, астральное тело может как бы отделяться от физического тела и сознания, может действовать и получать впечатления без посредства физического тела и его органов.
"Прана" – это мировая энергия, но мы будем рассматривать здесь лишь то проявление праны, которое мы назвали жизненной силой. Эта жизненная сила присутствует во всех формах жизни: от амебы до человека – от самой первичной формы растения до самой высшей формы животного царства. Прана, хотя и находится во всех формах материи, однако же она не материя, а лишь энергия или сила, которая оживляет материю. Она есть сила, которая действует в лечении магнетическом, психическом, лечении на расстоянии и т.п. То, что называют животным магнетизмом, есть в сущности пользование праной.
"Самосознание" появляется у человека лишь вместе с развитием интеллекта, и о нем мы будем говорить в надлежащем месте. "Космическое сознание", или сознание вселенной, приходит с развитием "способности прозрения", или "интуитивного ума", и мы коснемся его дальше. Таков постепенный рост сознательности в живом мире вселенной. Прежде чем мы перейдем к следующему началу, мы должны обратить ваше внимание на то, что инстинктивный ум есть вместилище потребностей, страстей, желаний, инстинктов, ощущений, чувств и эмоций. Все ощущения, относящиеся к эмоциям и страстям, принадлежат к этой сфере. Все потребности тела, как голод и жажда, половое влечение физического характера, все страсти, как, например, физическая любовь, ненависть, зависть, злоба, ревность, мщение, входят в нее, "похоть тела, вожделение взгляда, гордость жизни" относятся к ней же. Это основное начало, самое материальное из трех душевных начал и наиболее привязывающее нас к земле и к земному. Обратите внимание, мы не осуждаем вещей материальных или "земных". На своем месте они имеют свое право на существование, но человек в своем развитии должен смотреть на них, как на низшие ступени в своей духовной эволюции. И, достигнув более ясного понимания, он уже понемногу сбрасывает с себя узы, крепко привязывающие его к материальной стороне жизни, и вместо того, чтобы видеть в ней свою цель, хотя бы временную, начинает определенно сознавать, что в лучшем случае это только средство для достижения высшей цели.
При помощи самосознания у человека начинает создаваться понятие о его "Я". Он начинает сравнивать себя с другими, размышлять об этом. Он пересматривает свой наличный умственный запас и начинает выводить заключения из того, что находит в своем уме. Он начинает думать, анализировать, классифицировать, разделять, делать выводы и т.д. По мере развития он начинает мыслить все более и более самостоятельно и дает все новые и новые внушения своему инстинктивному уму. Он начинает полагаться на свой собственный ум и не хочет больше принимать слепо того, что идет из умов других. Он начинает самостоятельно творить и не является уже более простым автоматом в умственной работе.
Мы обратимся теперь к шестому началу – к "духовному уму", или, "способности прозрения", которое будет понятно тем, у кого были проблески сознания, идущие с этой плоскости души. Кто не достиг этой стадии развития, тот найдет излагаемые нами мысли слишком темными. Что касается седьмого начала – духа, то оно находится за пределами понимания кого бы то ни было из людей, за исключением немногих, высокоразвитых и просветленных душ, находящихся в телесной оболочке или вне ее, которые настолько стоят выше обыкновенных людей, насколько человек, достигший уже "способности прозрения", стоит выше существа, не дошедшего еще даже до интеллектуальной плоскости и живущего инстинктами.
То, что мы считаем хорошим, благородным и великим в человеческом уме, идет от "духовности" или "духовного ума" и постепенно становится частью обыкновенного сознания. Некоторые восточные писатели предпочитают термин "проектируется", как более точно указывающий на процесс, при посредстве которого луч света проникает в сознание человека, не достигшего еще сверхчеловеческой стадии полного духовного сознания. То есть они говорят, что духовность "проектируется" в сознание человека. Все, что приобретается человеком в пути его развития, все, что ведет его к благородству, к истинному религиозному чувству, к милосердию, к гуманности, к справедливости, к альтруистической любви, симпатии и т.д., – все это получается при содействии его медленно развивающейся духовности.
Борьба между высшей и низшей природой была отмечена всеми исследователями человеческого духа и характера, и много теорий было создано для ее объяснения. В прежние времена учили, что человека с одной стороны искушает дьявол, с другой же он ограждается ангелом-хранителем. Но всем оккультистам известны те истины, что: 1) борьба идет между двумя элементами человеческой природы, не находящимися во вражде и не противоположными один другому, а просто идущими каждый своим путем; и 2) что "Я" разрывается и разбивается в своих усилиях принадлежать двум разным сторонам человека. "Ego" находится в переходной стадии сознания, и борьба бывает по временам мучительна, но внутренне растущий человек с течением времени поднимается выше влечений низшей природы, и пробуждающееся духовное сознание дает ему возможность понимать настоящее положение вещей, помогает ему овладеть низшим "Я" и стать в правильное активное отношение к нему.
Дух существовал раньше всего, и, однако, он последним проявится в полном сознании. Когда человек доходит до полного сознания духа, он становится настолько выше обыкновенного человека, что интеллекту в настоящее время трудно постигнуть это. Будучи заключен в многочисленные материальные оболочки, дух ждал в течение долгих тяжелых веков своего хотя бы слабого признания и будет еще ждать многие годы, пока вполне не проникнет в сознание человека. Человеку предстоит подняться еще на много ступеней, пока дух заявит свои полные права. Только в случайные драгоценные моменты мы сознаем в себе существование духа. Такие моменты могут приходить, когда человек погружен в глубокое религиозное созерцание; или когда отдается произведению поэта, несущего весть от души к душе; или в часы такого горя, когда человек чувствует потребность в непосредственном общении с чем-то, что выше его самого.
P.S. На этом я прекращаю извлечения из книги. Далее идет речь о методике и философии лечения человека, чего я уже касался в предыдущих статьях. А после этого есть еще несколько "чтений", содержание которых носит слишком отвлеченный характер даже для этого раздела, где находится данная статья.
Однако, должен сознаться, у меня осталась неудовлетворенность по части извлечений, помещенных в данную статью. Дело в том, что течений йоги довольно много, как и философских направлений в ийогических учениях. Всего я уже не упомню даже приблизительно, но для примера решил поискать что-либо подходящее в интернете. Вспомнил, в частности, про Агни-йогу или, как она еще называется, Живую этику и привожу для вашего сведения и внимания краткое извлечение по мотивам этой йоги:
"Согласно Живой Этике в нашем энергетическом пространстве существуют три мира различных состояний материи, которыми далеко не исчерпывается богатство космоса. Мир Надземный состоит из Мира Тонкого и Мира Огненного. Мир Тонкий, в свою очередь, состоит из мира астрального и из мира ментального.
Тонкие тела вполне материальны, имеют вес, объем и характеризуются степенью разрежения (утончения) материи, их составляющей. Все зависит от состава: чем светлее и чище, тем легче и подвижнее. Приводятся тела в движение мыслью, как их владельцев, так и воздействием других обитателей Мира Тонкого. Мысли могут быть разной силы и напряжения и это также влияет на подвижность тонкого тела. Степеней разреженности (утончения) материи тонких тел великое множество.
Еще более тонким и совершенным является Огненный Мир. Этот мир состоит из "субстанции огня", высшей психической энергии. Огненный мир - первичный источник процессов и явлений как тонкого, так и плотного земного мира.
«Мир Огненный так же наполнен, как и другие сферы. Также существа разных эволюций, но огненных степеней, стекаются для сотрудничества. Если плотное состояние под влиянием хаоса почти не понимает сотрудничества, если Тонкий Мир принимает сотрудничество групповое, то Огненный Мир отличается сотрудничеством полным». (МО2.375).
«Все строится в Огненном Мире, затем опускается в тело тонкое. Таким образом созданное на Земле будет лишь тенью Огненного Мира. Нужно твердо помнить эту череду творчества». (МО3.445).
Земной мир и высшие миры взаимопроникают друг в друга. Между ними идет постоянный процесс обмена и передачи энергии. Не только высшие миры питают Землю энергией, в свою очередь человечество насыщает пространство своими эманациями и поддерживает их своей психической энергией.
«Миры плотный и Тонкий преходящи, мир Огненный вечен. Его протяженность непознаваема, его ступени и особенности непостижимы. В нем кипит и действует изначальная космическая энергия, складывая свои невидимые нам комбинации, создавая миры, жизнь, трансформируя виды и состояния материи, перетекающие одни в другие, порождая бурлящие, тонкоструйные источники, из недр которых проливается благо красоты, творчества и духа».
Шапошникова Л.В. Тернистый путь красоты"
Еще я читал в одной из книг по йоге, что весь мир состоит из вибраций. Как йоги могли прийти к этой мысли мне не понятно, но по сути это так. Нас не только окружают вибрации, то есть энергетические поля разной природы, но мы и сами состоим из вибраций, хотя это на первый взгляд не очевидно. Молекулы нашего тела разделены пространством, атомы в молекуле также разделены пространством. В атомах ядро и электроны занимают ничтожную, намного меньше миллиардной, доли объема атома. Но и на этом деление материи не остановилось, а между относительными плотностями материи снова более тонкие, если позволите так выразиться, вибрирующие поля.
На этом, пожалуй, я и закончу данную статью.