По книге "Чудеса вокруг нас", автор - Кандыба Виктор Михайлович, крупнейший в мире специалист в области гипноза и сверхвозможностей человека.
Неопознанные летающие объекты и духи, сверхчувственное восприятие и пирамиды, астронавты древности и астрология - все это настолько захватило воображение широкой публики, что даже университетские профессора жалуются на то, что сегодняшний студент постепенно погружается в иррационализм.
Три года назад американский писатель Чарльз Берлиц своей книгой, которая моментально стала бестселлером, встал в ряды писателей этого направления. Книга была распродана огромным тиражом (5 миллионов экземпляров) и создала вокруг Бермудского треугольника целую легенду. Книга Берлица "Бермудский треугольник" повествует о районе Западной Атлантики, приблизительно между Флоридой, Пуэрто-Рико и Бермудами, где исчезли бесследно при таинственных обстоятельствах сотни кораблей и самолетов. Последние слабые радиосигналы с тонущих кораблей сообщали о дико вращающихся стрелках компаса, странно выглядевшем море вокруг, падения мощности двигателей и неизвестных предметах на небе. Если верить автору, власти, затрудняясь объяснить происходящее, старательно скрывают от общественности тот факт, что в данном районе действует какая-то неизвестная, необъяснимая сила.
Новая книга Берлица продолжает и развивает историю Бермудского треугольника. В книге "Без следа" он излагает новые доказательства своей теории о том, что в районе Бермудского треугольника действительно происходит нечто странное, необъяснимое с точки зрения современной науки. Если все это, что сообщается в многочисленных книгах о "треугольнике", действительно достоверно, перед наукой и учеными стоит реальная проблема для исследования. Этот феномен, по-видимому, требует нового подхода, ибо традиционные методы в данном случае бессильны. Вместе с тем нельзя огульно отрицать достоверность описываемых явлений. Громадный интерес к проблеме подтверждается большими тиражами книг, многочисленной аудиторией на лекциях и фильмах на эту тему. История "треугольника" пользуется, пожалуй, наибольшей популярностью среди историй подобного рода, и это объясняется тем, что там действительно гибнут люди, и что наши знания не могут ни предотвратить, ни объяснить происходящего.
Вне всякого сомнения, истории о "треугольнике" интригующе, но насколько они достоверны? Первое, что заставляет усомниться в достоверности историй об исчезновении кораблей, - это то, что в каждой книге или статье о "треугольнике" описываются одни и те же случаи, используются слова и фразы, переходящие из одной работы в другую. Большинство из них восходит к статье, опубликованной в 1964 году Винцентом Гаддисом в журнале приключений "Аргози". С тех пор количество книг и статей растет и растет.
Книга "Без следа" перекликается с предшествующей книгой Берлица "Бермудский треугольник" в том смысле, что в ней повторяются те же доказательства, хотя на самом деле ни в той, ни в другой книге ни одно из событий не описывается так, как оно происходило в действительности. Например, по легенде, японский танкер "Райфуку-мару" бесследно исчез в "треугольнике" после того, как с его борта была подана странная радиограмма: "Опасность нависла, как кинжал, скорее на помощь". На самом деле, как записано в журнале радиопереговоров принявшей сигнал станции, текст гласил: "Большая опасность, быстро на помощь". Корабль, прибывший в район бедствия по сигналу SOS, застал "Райфуку-мару" уже тонущим в бушующем океане. Яхта "Уичкрафт" исчезла якобы при неизвестных обстоятельствах в тихую погоду в декабре 1967 года. В действительности дело обстояло так: яхта стояла у буя в миле от берега. Как сообщает береговая охрана США, как раз в это время разыгрался шторм, яхту оторвало и унесло, и с "Уичкрафта" было получено сообщение о том, что вышел из строя винт и они беспомощны в открытом океане. Сообщение "Я никогда не видел ничего подобного", якобы последнее с "Уичкрафта", на самом деле не зарегистрировано в журнале радиопереговоров береговой охраны, и, тем не менее, эта фраза переходит из одной книги о "треугольнике" в другую. Местные газеты, в свое время сообщавшие об этом несчастном случае, не видели в нем ничего особенно загадочного.
Два реактивных самолета-заправщика КС-135 исчезли, как гласит легенда, "при странных обстоятельствах" в 1969 голу, причем их обломки были найдены в сотнях миль друг от друга. Но документированное описание лого инцидента и результаты работы поисковой группы (об этом не пишут популярных книгах о треугольнике) показали что обломки обоих самолетов были найдены в одной и той же точке, что позволяет сделать вывод о столкновении самолетов в воздухе вследствие малой дистанции между ними и наличия турбулентных потоков воздуха.
История "треугольника" включает также исчезновения британского транспортного военного судна, американского транспортного самолета "Глоубмастер" и немецкого судна "Фрея", происшедшее на самом деле близ Ньюфаундленда, у побережья Ирландии и в Тихом океане, то есть в районах, которые едва ли можно включить в границы Бермудского треугольника, какими бы они не были "резиновыми".
Самой нашумевшей историей, происшедшей в Бермудском треугольнике, было исчезновение самолетов в полете №19 в декабре 1945 года. Этот случай, как раз и давший повод к шумихе вокруг "треугольника", преподробнейшим образом описан Берлицем в обеих книгах. Пять бомбардировщиков ВМФ США "Эвенджер" с экипажем общей численностью 14 человек вылетели 5 декабря 1945 года с военно-морской базы Форт-Лодердейл в обычный тренировочный полет. Погода была летной. За пятнадцать минут до намеченного приземления на контрольную вышку поступило ужасающее сообщение от совершенно перепуганного командира группы лейтенанта Чарльза Тэйлора: "Мы, кажется, сошли с курса... не видно земли... не знаем, где запад... Все ужасно и странно... даже океан не такой, каким должен быть... мне кажется, что мы...". И сообщение прервалось. Далее была тишина. Поисковый самолет "Маринер" с тринадцатью членами экипажа на борту немедля отправился в поиск и тоже не вернулся. Никаких следов шести самолетов и 27 членов экипажей найдено не было, несмотря на то, что были развернуты самые широкие поиски за всю историю военно-морского флота США.
Так гласит легенда. Но почти все в ней неверно. Во-первых, никакого сообщения Тэйлора вообще не было, ни одна из военно-морских баз, поддерживавших связь с полетом №19, не зарегистрировала таких радиограмм, ни один из служащих базы, бывшей в то время на связи, не слышал от Тэйлора подобных слов. Даже человек, якобы принимавший эти слова, на которого Берлиц ссылается, командир Виршинг, отказывается от приписываемых ему показаний. Берлиц просто позаимствовал рассказ о сбивчивом сообщении Тэйлора у Винцента Гаддиса, который, в свою очередь, узнал от какого-то журналиста и использовал эти сведения в своей статье для "Аргози". Тот журналист не указал, откуда он взял такие данные.
Самолеты отнюдь не исчезали в 4 часа 25 минут дня при тихой погоде, как это представлено в легенде, а продолжали полет и после 7 вечера, когда начало темнеть и надвигалась буря. Экипаж не был достаточно опытным: все, кроме Тэйлора, были пилотами-курсантами, многие не были знакомы с местностью. В официальном докладе сообщалось, что Тэйлор потерял ориентировку: он предполагал, что они летят над островами Флорида-Кис к югу от полуострова Флорида. На самом же деле они пролетали над очень похожими Багамскими островами, лежащими восточнее Флориды. Поэтому был взят неверный курс на северо-восток, чтобы вернугься на базу; он-то и вывел группу в открытую Атлантику. Кончилось горючее, и самолеты погибли при ночной посадке на океан, который к тому времени уже штормил. "Эверджер" может продержаться на поверхности воды после удара об нее максимум 45 секунд. Не удивительно, что поисковая группа, начавшая работу через несколько часов, не обнаружила ничего.
Поисковый самолет "Маринер" за огромный запас горючего, который он мог унести, был прозван "летающим бензобаком": малейшей искры было достаточно для взрыва, который, вероятнее всего, и произошел в тот раз. Действительно, взрыв самолета видели с проходившего в том районе корабля, и в то же самое время самолет исчез с экрана контрольного радара. В легенде же этот взрыв покрыт мраком неизвестности, ибо "Маринер" в ней стартовал в 4:25 и затем исчез, - за добрых три часа до того момента, когда самолет в действительности покинул базу.
В своей новой книге Берлиц собирает воедино всевозможные ошибочные сведения о полете №19. Он. в частности, пишет о странном сообщении следующего содержания, сделанном Тэйлором: "Не вылетайте за мной, кажется, они из космоса". Берлиц пишет, что именно так было записано в официальном журнале. Первая часть фразы действигельно содержится в записях радиопереговоров, но Берлиц почему-то не упоминает того, что целиком сообщение Тэйлора поисковому самолету, собиравшемуся на помощь, звучало так:
"Я понял, где я нахожусь, - на высоте 2300 футов. Вылетать за мной не нужно", - фраза-то почти та же, а смысл совершенно другой.
Вся таинственность вокруг Бермудского треугольника рассеялась уже вскоре после выхода в свет первой книги Берлица. Библиотекарь из Аризоны Лоуренс Каш написал книгу, в которой проанализировал 50 так называемых "тайн треугольника" и представил уничтожающие доказательства того, что все они основаны на неправильных свидетельствах, ложных интерпретациях, извращении действительных слов очевидцев. Во второй книге Берлиц нападает на своих противников, на Каша в частности, за то, что те якобы совершенно незнакомы с самим районом Бермудского треугольника, так как "узнавали обо всем по телефону, а не на месте". Подобные обвинения в адрес Каша, исследовавшего сотни официальных докладов, не только несправедливы, но и вообще противоречат элементарной логике. Путешествия по Бермудскому треугольнику мало что дают для выяснения происходящего там 10, 20, 100 лет тому назад (а большинство тайн "треугольника" очень древние). Да и сам Берлиц признает, что большая часть информации получена им не от очевидцев, а это означает, что его метод исследования такой же, как у Каша, оценки же куда менее критичны.
Берлиц совершенно не согласен с теми, кто считает, что в Бермудском треугольнике корабли и самолеты исчезают не чаще, чем в любой другой точке океана. Он утверждает, что частота исчезновений в "треугольнике" и в других частях света просто "не поддается сравнению". Никаких цифр, подтверждающих это положение, не приводится, что вполне соответствует традиционным псевдонаукам. Ошибочность утверждения Берлица становится очевидной, если обратиться хотя бы к отчету по 7-му району береговой охраны США или к документам лондонского страхового агентства "Ллойде". За 1975 год вблизи берегов США бесследно исчезло 21 судно, из них только 4 - в районе Бермудского треугольника. В 1976-м - 28 и только 6 в "треугольнике". Факты едва ли в пользу теории. Сотрудники береговой охраны были на самом деле поражены, что количество пропавших здесь кораблей столь невелико, и это притом, что район "треугольника" - один из самых оживленных в мире: в год здесь совершается около 150 тысяч рейсов по морю. Ежегодно 10 тысяч сигналов SOS раздается в этом районе, так что моряки береговой охраны оценивают свою работу как вполне хорошую, раз так мало судов теряется. Цифры агентства "Ллойдс" показывают, что в мире за год без вести пропадают только 2-3 крупных судна, и район "треугольника" вовсе не выделяется повышенной частотой таких исчезновений. За последние 10 лет над "треугольником" не пропал ни один авиалайнер. Частота авиакрушений в этом районе значительно ниже, чем над американским континентом.
После появления сделанного Кашем сокрушающего анализа происшествий в "треугольнике" и частоты исчезновений вряд ли стоит удивляться, что в своей новой книге Берлиц практически не упоминает об "исчезнувших кораблях и самолетах", давших "треугольнику" его славу. Название книги "Без следа" оказалось обманчивым, так как почти все корабли и самолеты, упомянутые в этой книге и так или иначе попавшие под влияние сил "треугольника", в конечном итоге благополучно возвращаются. Книга превратилась в сборник рассказов о неопознанных летающих объектах и морских чудовищах, магнитных бурях и туманах, об Атлантиде. Возможных случаев, будто бы происходивших в районе "треугольника", так много, что трудно проверить каждый, хотя часть самых удивительных из них удалось расследовать, даже не прибегая к излюбленному методу Берлица - "метода расследования на месте".
Открывается книга смелым утверждением, что сложные метеорологические спутники, запускаемые Национальным управлением по исследованию океана и атмосферы США (НОАА), временно выходят из строя, проходя именно над "треугольником". Сигналы (спутники передают сведения об облачности) резко прекращаются в этом районе. Берлиц приводит слова профессора Вейна Мешияна, занимавшегося этой проблемой: "...мы имеем дело с силой, о которой не знаем ровным счетом ничего, и она сильнее нас". Может ли действительно "треугольник" выводить из строя спутники, летящие на высоте 800 миль? Задав этот вопрос представителям НОАА, я понял, что эта история некоторое время их беспокоила. Спутник передает изображения облачного покрова в лучах видимого спектра и в инфракрасных лучах. Причем для удобства передачи информации изображение в видимых лучах сначала записывается на ленту и отправляется после инфракрасного изображения. Две наземные станции принимают информацию со спутника - одна на Аляске, другая - на острове Уоллопс, в Виргинии. При подходе к Уоллопсу кассета кончается, и бортовой видеомагнитофон должен перемотать пленку на начало для передачи на Землю. Перемотка происходит как раз над "треугольником", а так как магнитофон не может одновременно и перематывать пленку, и передавать информацию, на какой-то момент сигналы прерываются. Профессор Мешиян совершенно убежден в этом, и поэтому так отреагировал на версию Берлица: "По сути дела, все, что я говорил по этому поводу, было искажено и поставлено с ног на голову. Честно говоря, я устал от всей этой истории. Мои слова были неправильно истолкованы и совершенно неверно цитированы".
Лейтенант 7-го района береговой охраны Виссман жалуется на то же самое. Он служил офицером на корабле береговой охраны "Холлихок", который, если верить книге "Без следа", якобы уловил радаром огромный участок суши, которого в действительности не существует в том районе океана, - еще один пример "загадочных аномалии Бермудского треугольника". Виссман, в свою очередь, утверждает, что временные сбои в работе радарных установок не только не исключение, но и вполне обычное явление, возникающее либо по причине неполадок в схеме, либо из-за нетипичных погодных условий. Берлиц же раздувает теорию "загадочных аномалий" до того. что будто бы за 12 тысяч лет до последнего великого потепления на Земле в этом районе действительно существовал участок суши и вот его-то и увидел радар. Он считает, что корабль "Холлихок" принял сигналы из прошлого.
Самолет авиакомпании "Истерн Эйрлайнз", летевший в Майами, неожиданно исчезает из поля слежения радара на 10 минут. Поднимается тревога, работники пожарной и медицинской служб ждут самолет на посадочной полосе. Но экипаж прибывшего самолета явно озадачен поднятой тревогой. Им казалось, что ничего не произошло. Однако, посмотрев на часы, все члены экипажа и пассажиры обнаружили, что все бывшие на борту часы отстают ровно на 10 минут. Этот случай приводится как пример другой аномалии - аномалии времени. Как и следовало ожидать, в книге не указаны ни дата, ни время, ни номер этого полета.
В документах Управления гражданской авиации США, документах аэропорта Майами и компании "Истерн Эйрлайнз" не зарегистрировано такого происшествия. Работник "Истерн Эрлайнз" заверил меня в том, что "если бы такой случай действительно имел место, все бы наверняка о нем знали".
Случай в Майами оказался своего рода апокрифом. Таким же апокрифом стал так называемый секретный "Филадельфийский эксперимент", проведенный, если верить книге Берлица, в 1943 году ВМФ США и Управлением морских исследований. По его версии, миноносец ВМФ США для защиты от мин был подвергнут действию размагничивающих устройств и сильных магнитных полей, после чего корабль вместе со всей командой исчез и появился снова только в гавани Норфолк в Виргинии. Берлиц считает, что подобные магнитные поля могут каким-то образом возникать в Бермудском треугольнике и вызывать исчезновения. ВМФ США и Управление морских исследований категорически отрицают достоверность сведений Берлица. Конечно, такие отрицания могли бы быть вызваны и соображениями секретности, но вряд ли такое выдающееся открытие в области военной техники так долго остается тайной и не применяется на практике - с тех пор прошло более 30 лет.
Благодаря размагничиванию предмет действительно "исчезает", но только для магнитных датчиков, а не визуально. Кабель с током вокруг корабля нейтрализует магнитное поле самого корабля, что позволяет ему проходить над магнитными минами. "Филадельфийский эксперимент", как и другие истории "треугольника", родившись в россказнях и фантазиях, превратился в обязательную главу многих книжек о неопознанных летающих объектах.
Истории "треугольника" вызывают мало доверия еще и потому, что слишком многие из них рассказываются одним человеком без особенно убедительных доказательств. Типична в этом отношении история Брюса Джернона, пилота из Палм-Бич, который якобы влетел в большое облако, протащившее его примерно со скоростью 1000 миль в час, что позволило ему приземлиться в Майами-Бич на полчаса раньше, чем он должен был. Эта история - одна из самых интересных в книге Берлица - звучит достаточно убедительно, но только на первый взгляд. Расписание вылета и возвращения самолета Джернона, как выяснилось, затерялось, хотя отмечать свои вылеты и приземления должны все пилоты. Таким образом, объективное доказательство всей истории отсутствует. Сам Джернон - убежденный сторонник теории о "летающих тарелочках" и Бермудском треугольнике. Это не означает, что история Джернона обязательно неверна, - просто хотелось бы более доказательных подтверждений ее правдивости.
Все истории "треугольника" похожи одна на другую в том смысле, что в них приводятся отрывочные свидетельства, ссылки на безымянных свидетелей, для пущей солидности пересыпаемые словами "как сообщают", "согласно предположениям", "по-видимому". Книга Берлица использует широко распространенный псевдонаучный прием: странным, загадочным явлениям даются разумные объяснения и тут же замечается, что эти толкования, сделанные с точки зрения здравого смысла, слишком примитивны для объяснения столь сложных явлений. Так, например, рассуждая о "туманной мели", замеченной кораблем береговой охраны США "Ямакро", Берлиц пишет: "Хотя этот подводный "дым" может быть естественным извержением из горячих глубин Земли, не стоит забывать, что запасы энергии, оставшиеся от доисторических цивилизаций, могут периодически напоминать о себе, оказывая влияние на современные контрольные приборы кораблей и самолетов".
Берлиц, с одной стороны, дает совершенно правдоподобные объяснения случаев обнаружения в районе "треугольника" кораблей, покинутых экипажем: пиратство (довольно распространенное здесь), имитация кораблекрушения с целью обмануть страховую компанию, мятежи, штормы, пожары и так далее, но, с другой стороны, тут же отбрасывает эти объективно возможные причины в пользу теории, по которой в районе "треугольника" существуют некие "спорадические воздействия на человеческую психику, вызывающие страх и иногда толкающие человека навстречу опасности". Часто бывает трудно не попасться на удочку всех этих уверток, рассчитанных на то, чтобы убедить читателя, что невероятное объяснение самое разумное. Возможно, читатель должен обороняться против такого метода, постоянно помня, что в нескольких местах Бирлиц элементарно извращает факты. Например, конференция по внеземным цивилизациям в Гринбэнке вовсе не пришла к выводу, что существует 40-50 миллионов других миров, пытающихся послать сигналы на Землю или принять сигналы с Земли. Нет решительных доказательств того, что у берегов Бимини найдены остатки Атлантиды; ВМФ США вовсе не ведет исследования Бермудского треугольника совместно с ВМФ СССР; а если даже в парке города Хадсон в Нью-Джерси приземлилась "летающая тарелочка", это нисколько не доказывает существование смертельно опасного района к юго-востоку от Флориды.