Бхагавад Гита – путь действия в индийской философии

Предисловие. Путь действия предполагает, помимо прочего, философию действий. Один из наиболее жестких вариантов такой философии я нашел в переводе с индийского эпоса в книге Бхагавад Гита. Это философия йоги в сконцентрированном виде. Воин Арджуна перед сражением обсуждает свои действия с богом Кришной и тот дает Арджуне свои жесткие наставления, которые здесь представлены в очень сокращенном, но, с моей точки зрения, достаточном для понимания основных идей этой философии виде. Ключевые, на мой взгляд, слова этой философии: "Итак, не плодов ты желай, но деянья, а ради плодов прекрати ты старанья". И еще бы я отметил фразу: "Где гибнет познанье, да ведает всякий, там гибнет дитя человечье во мраке!"

 

Еще одно замечание. К сожалению, я не нашел своих полных записей разговора Арджуны с Кришной. В текстах, найденных мною в интернете, есть искажения в сравнении с тем, что когда-то я читал. Пришлось кое-что поправить по своим, сокращенным, записям.

 

Предстали пред Арджуной деды и внуки.

Отцов и сынов увидал сильнорукий,

И братьев и родичей близких по крови.

Калёные стрелы у всех наготове.

Враждой сотоварищей прежних расстроен

Смятенье и робость почувствовал воин.

Пусть лучше я сам лягу мёртвым на поле.

За власть над мирами тремя, а тем боле

За блага земные — ничтожную прибыль,

Нести не могу я сородичам гибель.

Так Арджуна молвил на битвенном поле,

На дно колесницы поник полон боли,

Лицо закрывая, слезами облитый,

Он выронил стрелы и лук знаменитый.

А Кришна, с улыбкой загадочно глянув,

Ответил тому, кто скорбел меж двух станов:

«Мудрец, исходя из законов всеобщих,

Не должен жалеть ни живых, ни усопших.

Мы были всегда — Я и ты, и мы будем,

Подобно всем людям всегда мы пребудем.

Как в теле, что всем в этом мире досталось,

Сменяются детство, и зрелость, и старость —

Сменяет так личность тела, и смущенья

Не ведает мудрый в ином воплощенье.

Есть в чувствах телесных: и радость, и горе,

Есть холод и жар, но пройдут они вскоре.

Мгновенны они,и не будь с ними связан,

О Арджуна, ты обуздать их обязан!

Лишь тот, ставший мудрым, бессмертья достоин,

Кто стоек в несчастье, кто в счастье спокоен.

Тела преходящи, мертва их отдельность,

Лишь вечного духа жива беспредельность.

Для духа нет смерти, как нет и рожденья,

И нет сновиденья, и нет пробужденья.

Извечный, к извечной стремится он цели.

Пусть тело мертво, он живёт в мёртвом теле.

Смотри, обветшалое платье мы сбросим,

А после другое наденем и носим.

Так дух обветшалое тело отринув

В другом воплощается, старое скинув.

В огне не горит он, и в море не тонет,

Не гибнет от стрел, и от боли не стонет.

Всегда он бессмертен, в любом воплощеньи.

Так может ли смерть принести огорченье?

Признав, что удача подобна потере,

Что горе и счастье равны в полной мере,

Признав, что победе равно пораженье, —

В сраженье вступи, чтоб не впасть в прегрешенье.

Услышал ты доводов разума много,

Внемли же чему учит светлая йога.

На этом пути все усилья успешны,

Велики они, потому что безгрешны.

И смерть не страшна, если даже досталась

Тебе этой благости самая малость.

На этом пути разум целен и прочен,

У прочих — безволен, расплывчат, неточен.

Итак, не плодов ты желай, но деянья,

А ради плодов прекрати ты старанья.

К плодам не стремись, не нужна их услада.

Однако, бездействовать также не надо.

Несчастье и счастье — земные тревоги —

Забудь. Пребывай в равновесии — в йоге.

Пред йогой ничто все дела, ибо ложны,

А люди, что жаждут удачи — ничтожны.

Грехи и заслуги отвергни ты разом.

Кто к йоге пришёл, тот постиг Высший разум.

Отвергнув плоды, сбросив путы рожденья,

Достигнешь Бесстрастья и Освобожденья.

Когда к заблужденьям не будешь причастен,

Ты станешь от них отрешённый, бесстрастен

К тому, что услышишь, к тому, что услышал.

Из дебрей ты шёл, и к простору ты вышел.

Как только твой разум осилит Писанье,

Ты к йоге придёшь, утвердясь в Созерцаньи».

Сын Кунти спросил: «Есть ли признак, примета

У тех, кто достиг Созерцанья и Света.

Какие поступки, слова и дороги,

У мудрого, светлой достигшего йоги».

Ответствовал Кришна, мудрец богородный:

«Когда человек от желаний свободный,

Привержен лишь радости в нём заключённой,

Тогда он святой, от всего отрешённый.

Кто в счастье спокоен, и стоек в несчастье,

Не ведает гнева, и страха, и страсти,

И не ненавидит, и не вожделеет,

Тот к йоге всей сутью своей тяготеет.

И если, как лапы свои черепаха,

Вбирает он чувства свои, чтоб от праха

Отвлечь их, от вкуса к бездушным предметам.

Его ты узнаешь по этим приметам.

Предметы уходят, предел им назначен,

Но вкус к ним ещё мудрецом не утрачен.

Он вкус к наслажденьям в себе уничтожит,

Как только увидеть он Высшее сможет.

Ведь, даже идущий путём наилучшим

Порой подчиняется чувствам кипучим.

Но их обуздав он придёт к Высшей Цели,

И станет свободным безвольный доселе.

Где чувства господствуют – там вожделенье,

А где вожделенье – там гнев, ослепленье,

А где ослепленье – ума угасанье,

Где ум угасает – там гибнет познанье,

Где гибнет познанье, да ведает всякий -

Там гибнет дитя человечье во мраке!

А тот, кто добился над чувствами власти —

Попрал отвращенье, не знает пристрастий, —

Кто их навсегда подчинил своей воле —

Достиг просветленья, избавясь от боли.

И сердце с тех пор у него непорочно,

И разум его утверждается прочно.

То сердце, что радостей алчет и просит,

У слабого в йоге весь разум уносит,

Как ветер стремительно и невозбранно

Уносит корабль по волнам океана.

Так знай же, могучий на битвенном поле:

Там разум и мудрость, где чувства в неволе.

Всё то, что для всех сновиденье — есть бденье,

Того, кто своё пересилил хотенье.

А бденье всего, что познало рожденье,

Для истинно мудрого — есть сновиденье.

Как реки текут в океан полноводный,

Вот так для предметов есть доступ свободный

К уму мудреца, он пребудет в покое,

Но только не алчущий благо людское».

Итак, делай то, что ты делать обязан.

Блажен, кто творя ни к чему не привязан.

Природе всегда всё живое подвластно.

И даже мудрец поступает согласно

Природе своей. Так к чему противленье?

И чувств отвращенье, и чувств вожделенье

В предметах телесных — и то, и другое —

Враги. Отврати их владычество злое!

Арджуна спросил: «Что же это от века

Всегда побуждает на грех человека.

И Кришна причастный учительской доле ответил:

Желанием всё мирозданье одето.

Желание — недруг познанья и света,

Враг мудрости, мудрость ввергает в пыланье.

То — алчное пламя в обличье желанья.

В предметах и чувствах оно пребывает,

Людей ненасытное с толку сбивает.

Арджуна спросил: «Что же выше Ты ставишь?

Гляжу: отреченье от действий Ты славишь,

Но хвалишь Ты так же и действия йогу.

Что лучше?» ...

И Кришна развеял тревоги:

«К высокому благу ведут обе йоги.

Но йоги деянья важнее значенье.

Она превосходит от дел отреченье.

Встаёт ли с восходом, ко сну ли отходит,

Он праведный ведает, что происходит —

«То чувств и предметов телесных общенье,

А я не участвую в этом вращенье».

Отвергший плоды обретает отраду.

Кто жаждет плодов попадает в засаду.

Так тот, кто ещё не дождавшись кончины,

Равно, и отрады презрел, и кручины,

Свой гнев пересилил и чувств самовластье,

Обрёл настоящее, прочное счастье.

Отринув предметы, презрев суесловье,

Направив взор напряженный в надбровье,

В ноздрях уровняв с выдыханьем дыханье,

Стремлений и чувств погасив полыханье,

Избавясь от страха, – мудрец безупречный

Приходит к Свободе и высшей и вечной".

И Арджуна молвил: "Светла твоя милость –

Исчезла незрячесть; душа озарилась.

 

Анонсы других статей

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика