Начну с того, что у меня есть собственный путь действия. Это путь изменения своего поведения и мироощущения, путь самосовершенствования и путь поддержания здоровья. Возможно, я еще расскажу об этом более подробно, но на данный момент я пока поместил по этому поводу только одну статью в подразделе Дневник пути действия - дневник впередидущего. Почему впередидущего? Потому что если ты изменяешь свое поведение и следуешь выбранному пути, то у тебя постепенно изменяются некоторые стандартные, в прошлом, реакции, самочувствие и даже психология в целом. В результате те рекомендации по следованию пути, которые были уместны и эффективны буквально еще вчера или позавчера, устаревают и становятся тормозом для дальнейшего движения вперед. Следование устаревшим рекомендациям просто возвращают тебя назад в состояние, из которого ты уже вышел на данный момент. По этой части есть и один из афоризмов для идущего вперед: "Не оглядывайся в прошлое – останешься в нем". К этому добавлю, что на данный момент создан подраздел Темы из дневника пути действия впередидущего, тематические извлечения из упомянутого Дневника пути действия. Подраздел предваряется обзорной статьей "Темы из дневника пути действия – обзор", описывающей, смею думать, уникальный материал.
Но мой путь, которому, сознаюсь, я следую не всегда, – это лишь частный случай. Многие годы я делал записи о путях действия, разработанных мыслителями разного склада в разные времена. Сейчас я решил поместить эти записи в отдельный подраздел Путь действия, т.е. в настоящий подраздел. Это для того, чтобы посетитель сайта мог, при желании, ознакомиться с разными вариантами так сказать в первом приближении и в дальнейшем решить для себя каким путем ему нужно следовать или не следовать никакому из ставших известными ему путей. А может быть посетитель углубит свои знания по этой части и, опираясь на эти знания, наметит свой собственный путь.
Итак. Первая, не считая данной обзорной, статья подраздела: Путь действия по Д. Карнеги. Сам Дейл Карнеги не утверждает, что он открыватель каких-то новых истин:
"Книга правдива. Она основана на документальном материале. Однако позвольте мне предупредить вас: вы не обнаружите в ней что-либо новое, но найдете в ней то, что обычно не используется в повседневной жизни. В таком случае нам и не требуется что-то новое. Мы уже достаточно знаем о том, как вести совершенную жизнь. Наша беда не в неграмотности, а в бездействии. Цель данной книги — еще раз сформулировать, проиллюстрировать, модернизировать и восславить множество древних и незыблемых истин, а также растормошить вас и заставить применять их".
Автор учит нас "Как перестать беспокоиться и начать жить". Это своего рода сборник рецептов о том, как следует вести себя в тех или иных ситуациях. Но главное здесь, пожалуй, даже не сами рецепты, а яркие примеры выбора своего поведения из жизни конкретных, часто знаменитых, людей. Именно примеры, взятые из жизни, и убеждают читающего Дейла Карнеги в том, почему и как следует вести себя определенным образом в конкретных ситуациях.
Следующая статья: Путь действия по Г.Селье. Ганс Селье в своей книге "Стресс без дистресса" находит опору для своей философии в общих особенностях функционирования различных форм организмов. Оптимальный способ такого функционирования – содружество разных форм организмов. Соответственно, рекомендуемая им философия поведения человека "альтруистический эгоизм" – это философия корреспондирующаяся с оптимальными решениями, найденными природой. Согласно этой философии, человек конечно же преследует собственные цели и об этом говорится прямо, но делает это не во вред, а на пользу другим людям. Здесь, в частности, важную роль играет объединяющая роль совместного труда.
Ганс Селье много и основательно говорит о том, какие цели должен преследовать в жизни человек, чтобы чувствовать себя удовлетворенным жизнью и счастливым. Одна из этих целей, вернее жизненно важных потребностей, которыми не должен пренебрегать любой человек, – это стремление реализовать себя, заложенные в нем способности:
"Отсутствие мотивации – величайшая душевная трагедия, разрушающая все жизненные устои. Неизлечимо больной человек, переживший свои желания; миллиардер, для которого дальнейшее увеличение богатства бессмысленно; пресыщенный искатель наслаждений или "прирожденный пенсионер", не имеющий охоты подняться выше сравнительно сносного уровня существования, – все они одинаково несчастливы. Я не собираюсь указывать, каковы должны быть наши мотивы. Хотите ли вы служить богу, королю, стране, семье, политической партии, трудиться во имя благородных целей или исполнять свой "долг" – решайте сами. Я хочу только подчеркнуть значение мотивации – предпочтительно, в форме жажды свершения, которое даст вам удовлетворение и никому не причинит вреда. Мне кажется, что образ жизни, учитывающий реакции человека на стресс непрерывных перемен, – единственный выход из лабиринта, противоречивых суждений о добре и зле, справедливости и несправедливости, в которых наше нравственное чувство заблудилось и померкло.
...Цель жизни - в самосохранении и в реализации врожденных способностей и влечений с наименьшим ущербом и неудачами. Для сохранения душевного равновесия человеку нужна какая-то цель в жизни, которую он считает высокой, и гордость, что он трудится ради ее осуществления. Каждый человек должен каким-то образом высвободить скрытую в нем энергию, не создавая конфликтов с собратьями, и, если возможно, завоевать их расположение и уважение".
Далее следует статья "Себя преодолеть". Это попытка рассказать об аутогенной тренировке. В какой-то мере она сродни и йоге и гипнозу. В основе ее – методы самовнушения. Самовнушение – это то, чем мы так или иначе занимаемся всю свою жизнь, но в статье идет речь об отработанной и систематизированной методике. Как методика, аутогенная тренировка позволяет поддерживать психику в устойчивом состоянии и даже укреплять здоровье. Однако аутогенная тренировка – это не просто методика, это целый пласт своеобразной культуры.
Очередная статья "Путешествие в Икслан" – в страну неведомого. Составлена она по книгам Карлоса Кастанеды рассказывающих о том, как ученик мага дона Хуана сам становится магом, меняя свой образ жизни и поведение согласно рекомендациям учителя. Я постарался отразить только психологическую часть учения дона Хуана. В общем-то, это очень жесткие рекомендации относительно того, как должен вести себя "воин", следующий избранному пути. Вот небольшой фрагмент:
"Он (дон Хуан) особо подчеркнул, что если я действительно хочу учиться, то мне необходимо изменить подавляющее большинство своих моделей поведения.
Его поучения меня раздражали. Я снова начал злиться.
- Ты слишком серьезно к себе относишься, - медленно проговорил он. - И воспринимаешь себя как чертовски важную персону. Это нужно изменить! Ведь ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу. Настолько важен, что можешь развернуться и уйти, когда ситуация складывается не так, как тебе этого хочется. Ты думаешь, что в этом сила характера. Но в действительности ты - слабый, чванливый и самовлюбленный тип".
Статья Бхагавад Гита. Это философия йоги в сконцентрированном виде. Воин Арджуна перед сражением обсуждает свои действия с богом Кришной и тот дает Арджуне свои жесткие наставления. Например, такой фрагмент:
Итак, не плодов ты желай, но деянья,
А ради плодов прекрати ты старанья.
К плодам не стремись, не нужна их услада.
Однако, бездействовать также не надо.
Несчастье и счастье — земные тревоги —
Забудь. Пребывай в равновесии — в йоге.
Пред йогой ничто все дела, ибо ложны,
А люди, что жаждут удачи — ничтожны.
Грехи и заслуги отвергни ты разом.
Кто к йоге пришёл, тот постиг Высший разум.
Отвергнув плоды, сбросив путы рожденья,
Достигнешь Бесстрастья и Освобожденья.
Следующие три статьи касаются психологической стороны ведения бизнеса. В основном это извлечения из разных источников, но такие, которые отвечают моим собственным взглядам. Завершает эти статьи четвертая статья "Психологическая адаптация". Это, в основном, мои записи – излечения из дневника впередидущего. Небольшой фрагмент:
"Когда перед человеком стоит выбор изменить свои работу, окружение или в целом жизнь, то возникает проблема адаптации к тому, что для него предстоит. Мой метод заключается в простом прокручивании в уме предстоящих ситуаций до тех пор, пока они не станут более или менее привычными. Есть для этого и специальные методы: нужно отключить все посторонние мысли и держать в уме только то, что составляет проблему на данный момент...
Продавец уважает себя за то, что он продавец. Нищий может уважать себя за то, что он нищий, вор - за то, что он умелый вор, подлец - за то, что он ловкий подлец. А рекламист может уважать себя за то, что он хороший телерекламист, хотя мне бывает и тошно на таких "людишек" смотреть. Наконец, богач уважает себя за то, что он богач, а философ уважает себя за то, что ему наплевать на те ценности, за которые уважает себя богач. Истинный бродяга уважает себя за то, что он бродяга, а не человек, привязанный к вещам. Все это укладывается в рамки свойств психического человеческого аппарата".
Далее следует статья "Нервная сила. Поль С. Брегг". Многие устаревшие рекомендации этой книги, например о питании, я опустил. Оставил только психологическую составляющую этой книги. Некоторые положения напоминают рекомендации в статье "Путешествие в Икслан", только они представлены в гораздо более мягкой форме:
"Не бегите от страха, анализируйте его и воспринимайте не более чем физическое чувство. Не будьте обманутыми физическим чувством.
Другой демон, которого вы должны прогнать, — это жалость к себе. Чувство жалости к себе — это совершенно не нужная трата энергии и еще верный путь уничтожить симпатию, исходящую от других, и помощь. Когда же настоящее горе придет к вам (а это будет), смотрите ему в лицо и знайте, что время все излечит".
И еще:
"Моя мать была мудрой женщиной. Именно она научила меня мысленным заменам.
Моим постоянным товарищем был небольшой пес по кличке Вилбур, которого я очень любил. Его убили. Я пришел к матери со своим горем. Когда я рыдал у нее на руках, она рассказала мне, как победить боль потери мысленной заменой. Вместо того, чтобы плакать над собакой, она посоветовала мне изменить направление мыслей и думать о тех счастливых временах, когда у меня был Вилбур, вспомнить долгие прогулки весной, когда все было в цвету, и Вилбур охотился на кроликов, которые всегда оставляли его в дураках. После того, как я представил все это, я начал смеяться сквозь слезы, вспоминая выражение сбитого с толку Вилбура, когда кролик ускользал. Я начал рассказывать матери о других его проделках, а она улыбалась в ответ.
С тех пор я автоматически заменял чувство потери счастьем воспоминаний".
Затем идут две статьи о Четвертом пути Гурджиева. Это метод известного мистика и психолога Георгия Гурджиева в изложении его ученика и писателя Петра Успенского. Насколько далеко можно зайти, следуя по моему пути действия, я не знаю и не старался далеко заходить. Но вот, как гипотезу или просто фантазию о том, к чему может привести путь действия, я решил привести историю Петра Успенского, следовавшего рекомендациям Гурджиева и, в конечном счете, сошедшего с этого пути.
Из рекомендаций Гурджиева я отмечу только одну: "Борьба с ложью внутри себя и борьба со страхом это первая положительная работа, которую начинает выполнять человек... Вы не понимаете, что значит быть искренним. Вы настолько привыкли лгать себе и другим, что не в состоянии найти слова и мысли, когда желаете говорить правду".
Теперь фрагмент о некоторых необычных следствиях метода Гурджиева:
"После этого Гурджиев снова вернулся к вопросу о том, почему мы не смогли рассказать историю своей жизни. И с этого началось чудо.
Могу заявить с полной уверенностью, что Гурджиев не пользовался никакими внешними методами, т.е. не давал мне никаких наркотиков и не гипнотизировал меня каким-либо известным способом.
Все началось с того, что я услышал его мысли. Мы сидели в небольшой комнате с деревянным полом без ковров, как это бывает на дачах. Я сидел напротив Гурджиева, а доктор С. и 3, - по сторонам. Гурджиев говорил о наших "чертах", о нашей неспособности видеть или говорить правду. Его слова вызвали у меня сильное волнение. И вдруг я заметил, что среди слов, произносимых им для всех нас, есть "мысли", предназначенные лично для меня. Я уловил одну из этих мыслей и ответил на нее как обычно, вслух. Гурджиев кивнул мне и перестал говорить. Наступила довольно долгая пауза. Он сидел спокойно и молчал. Внезапно я услышал его голос внутри себя, как бы в груди, около сердца. Он задал мне определенный вопрос. Я взглянул на него; он сидел, улыбаясь. Его вопрос вызвал у меня сильную эмоцию, но я отвечал утвердительно".
После статей о методе Гурджиева следует моя статья "Знания и действия". Она основана на моем собственном опыте, из которого следует, что знания сами по себе ничего не дают. Знания без действия как бы замыкаются сами на себя и, по сути, не дают никакого продвижения вперед. Но знания, полученные в результате действия, постоянно обновляются и обеспечивают практический результат. Об этом же, кстати, говорится и в статьях о четвертом пути Гурджиева.
Статья "Раджа-йога и четвертый путь". Здесь я попытался сравнить представления йогов и знаменитого мистика Георгия Гурджиева о таком объекте, как человеческое существо. Нашел много схожего. Но в статье также много извлечений из моего собственного дневника. Упомянутые представления и мои извлечения во многом группируются вокруг вопроса относительно понятия "я" или что такое "я".
Следующие три статьи "Путь здоровья по Амосову", "Путь здоровья по Микулину" и "Путь здоровья по Залманову" касаются путей обеспечения и поддержания здоровья. Основная идея этих статей: преимущественное использование не лекарств, а собственных защитных сил организма. Личные достижения названных авторов впечатляют.
Далее идет статья "Настроение и здоровье". Здесь акцентируется внимание на том, что настроение - мощный фактор воздействия на здоровье, и приводятся в этом плане убедительные примеры.