Путь действия по Д. Карнеги

Слышал я от некоторых психологов, что взгляды Дейла Карнеги уже устарели. Что касается конкретно его книги "Как перестать беспокоиться и начать жить", то, с моей точки зрения, высказанные в ней взгляды никак не могут устареть.

 

Дело в том, что в нашей жизни встречаются самые разные ситуации, и у нас есть выбор лишь в двух вариантах: встречать эти ситуации неподготовленным или заранее готовиться к ним. Второй вариант предполагает выработку определенных правил поведения и следования им. Рациональность второго варианта несомненна и не устаревает. А это и есть путь действия по Д.Карнеги. Этот путь отображается в книге в виде описания различных жизненных ситуаций, в которые попадали конкретные люди, и рецептов наиболее правильного поведения, найденных этими людьми. Описание носит очень убедительный и убеждающий характер. В этом, на мой взгляд, основное достоинство книги. Потому что правила рационального поведения придумать не так уж и сложно, и их можно найти не только у Д.Карнеги, но понять почему нужно следовать именно таким-то правилам – гораздо сложнее. И книга Д.Карнеги помогает нам это понять.

 

Сам Дейл Карнеги не утверждает, что он открыватель каких-то новых истин:

 

"Книга правдива. Она основана на документальном материале. «Наука, — сказал французский философ Валери, — представляет собой сборник оправдавших себя рецептов». Моя книга тоже является сборником оправдавших себя рецептов, проверенных временем и дающих возможность избавить нашу жизнь от беспокойства. Однако позвольте мне предупредить вас: вы не обнаружите в ней что-либо новое, но найдете в ней то, что обычно не используется в повседневной жизни. В таком случае нам и не требуется что-то новое. Мы уже достаточно знаем о том, как вести совершенную жизнь. Мы все читали «золотое правило» и Нагорную проповедь. Наша беда не в неграмотности, а в бездействии. Цель данной книги — еще раз сформулировать, проиллюстрировать, модернизировать и восславить множество древних и незыблемых истин, а также растормошить вас и заставить применять их.

 

Готовность следовать определенным правилам поведения уже сама по себе делает нашу психики более устойчивой. По этой теме у меня есть несколько записей, сделанных в разное время.

 

3.06.99. Когда-то я записал впечатление о том, что мы боимся не ситуаций, а своего поведения в них. Сегодня возникло совершенно отчетливое впечатление о том, что наше настроение зависит не только от обстоятельств, но и от выбора нашего поведения в них. Скажем, я намереваюсь помогать соседу по деревне с кислой миной или с доброжелательной готовностью помочь... Настроение вообще зависит от того каким ты видишь себя впереди. Оно порой повышалось непроизвольно, когда еще только начинал настраиваться на идею положительного поведения.

 

30.11.00. И вдруг я вспомнил мой давний афоризм: "Боимся мы не ситуаций, а нашего поведения в них". Действительно, сначала мы представляем наше поведение в ситуации, а потом это наводит на нас беспокойство или страх. Если присмотреться к себе, то я вообще больше всего боюсь не чего-то другого, а неумения противостоять своим инстинктам и рефлексам.

 

22.02.99. "Д.И. Узнадзе с учениками показал: прежде чем совершить поступок, действовать или созерцать человек имеет определенную модель ожидаемого акта, своеобразное предвосхищение его результата." - не помню откуда это.

 

"Учитесь улыбаться и быть счастливым. По утверждению Шекспира, ничто не является хорошим или плохим, - все зависит от того, как мы смотрим на вещи." - Дейл Карнеги.

 

20.04.91. "Человек реагирует на мир согласно своим психологическим установкам". Человек вольно или неосознанно задает себе правила как следует реагировать на события и окружающий мир. Это определяет его настроение больше, чем сами внешние обстоятельства. "Плюй на все..." это бытовой пример психологической установки. (Постпримечание: позже я приведу целую кучу других примеров из Д. Карнеги).

 

9.10.96. 12-25. Вчера прочел труд Дейла Карнеги "Как перестать беспокоиться и начать жить". Немало здравых мыслей и примеры их практического применения впечатляют. И все же, что-то мне в изложении Карнеги не понравилось. Довольно долго не мог сообразить, что именно. Потом понял, что я проблему беспокойства вижу под иным углом: углом соотношения первичного и вторичного моментов. Первичное это наш выбор, как мы решили для себя относиться к жизни - более положительным или более отрицательным образом. А вторичное это то, как мы оправдываем для себя наш выбор в разных жизненных обстоятельствах, и рецепты, помогающие этот выбор претворить. У поэта, йога и последователя Карнеги выбор будет разным... Если выбор совершен, то можно обойтись и без готовых рецептов. Если же мы обращаемся к рецептам, не сделав выбор, то они вряд ли помогут нам. А теперь примеры из труда Карнеги.

 

Не заглядывай в туманную даль будущего, а действуй в направлении, видном сейчас. По Карнеги глупо предаваться переживаниям по поводу того, что с тобою может быть, вместо того, чтобы использовать ту возможность целесообразных действий, которая имеется в данный момент. Один бизнесмен вообще не находит надобности в том, чтобы переживать: я действую, а результаты богу известны... Глупо переживать по поводу того, что не можешь изменить: "Научи не требовать невозможного и не горевать о непоправимом". Глупо изматывать себя негативными реакциями на пустяки. Глупо обижаться на неблагодарность людей и вообще на то, что мир и люди не таковы, как нам бы хотелось. И вообще надо учиться радоваться тому, что есть в данный момент, взамен склонности чего-то ожидать. Оговорюсь, что слово "глупо" употребил не Карнеги, а я.

 

Смиряйся с худшим из того, что может быть. По Карнеги, если возникла угроза, то надо смириться с возможностью наихудшего последствия ее. Если это удалось, то в результате успокоения открывается возможность действовать более рационально в отношении себя. Паника не рациональна, так как она лишает человека его сил.

 

Действуй как песочные часы. Подобно тому как песочные часы не могут пропустить больше одной песчинки в единицу времени, человек не может делать более одного дела разом. Глупо изматывать себя переживаниями по поводу того, что не можешь сразу решить все проблемы. Разумно решать их без нервирования в нормальном темпе, доступном тебе.

 

Вообще у Карнеги много примеров отрицательных последствий беспокойства и прочих негативный эмоций. Приводится целый спектр провоцируемых ими болезней. И, напротив, есть пример, когда женщина, которая заставила себя успокоиться и улыбаться, смогла вылечить себя от рака. Есть пример, как человек, решивший весело пожить перед смертью, в результате не ускорил свою смерть, а вылечился от болезни. Устранение негативных эмоций высвобождает полезную энергию и есть наблюдения, свидетельствующие о том, что человека утомляет не умственная работа, а связанные с ней беспокойство, нервозность и отсутствие интереса. Поскольку беспокойство коррелирует с утомлением, предлагается систематически расслабляться и почаще, хотя и кратковременно, отдыхать - грузчик Шмидт такими отдыхами предупреждал утомление и повысил свою производительность в четыре раза! А если работа утомляет своей скучностью, то надо изобрести в ней интерес или хотя бы вести себя так, как будто эта работа интересна.

 

(Постпримечание. Карнеги, ссылаясь на Уильяма Ослера, предлагает не жалеть о вчерашнем, не беспокоиться о завтрашнем, а жить и действовать "в отсеке сегодняшнего дня". По сути это его вариант следования ПБ – путь блокирования непродуктивных мыслей и эмоций – с дополнительными рекомендациями того, как этому следованию помочь).

 

А какой мой выбор? Можно сказать, что я жертва собственных эмоций в большей мере, чем ею хотел бы быть. В любом случае мы следуем эмоциям и потребностям, заложенным в нас. Вопрос - насколько и каким из них.

 

9.10.96. Вчера прочел труд Дейла Карнеги.

 

Глупо изматывать себя негативными реакциями на пустяки. Глупо обижаться на неблагодарность людей и вообще на то, что мир и люди не таковы, как нам бы хотелось. И вообще надо учиться радоваться тому, что есть в данный момент, взамен склонности чего-то ожидать. Оговорюсь, что слово "глупо" употребил не Карнеги, а я.

 

11.10.96. Очевидно, чем уязвимее предмет цели, тем больше стимулов для беспокойства. Д. Карнеги предлагает свои рецепты. Как бы то ни было, человек выбирает свою цель и это действие первично по отношению к действиям-средствам, к которым могут относиться и действия по совершенствованию себя.

 

8.03.99. "Ведите себя так, словно вы уже счастливы, и вы действительно почувствуете себя счастливыми" - Дейл Карнеги.

 

Акцентируй внимание на чем угодно, но не на негативном. "Не создавай себя из своих бед". Право же, не делай этого преступления перед Человечеством и перед собой.

 

9.10.96: "Смиряйся с худшим из того, что может быть". Это по Д.Карнеги. Вчера я попробовал выйти на такое смирение, а возбудил в себе страх. Тем не менее, иного пути может быть и нет, и через собственный страх тоже надо проходить.

 

7.03.99. Еще надо иметь ввиду, что погружение в плохое настроение, это не дело только, так сказать, текущего момента. Инициирование плохого настроения не с меньшим успехом закрепляет его, чем это было в отношении хорошего настроения при инициировании его в описанные выше дни. "Не создавай себя из своих бед". Вот как это описано у Карлоса Кастанеды:

 

"Драматическим тоном дон Хуан заявил, что внутреннее благополучие - это состояние, которое нужно создать.

 

- Ты никогда не испытывал состояния внутреннего благополучия, поэтому понятия не имеешь, что это такое. Это не просто состояние. Это достижение - к которому надо стремиться.

 

Он сказал, что я знаю только как сбивать себя с толку в поисках внутреннего неблагополучия, смятения и неразберихи. Дон Хуан насмешливо улыбнулся и заверил меня, что напряженный и самоотверженный труд моей жизни не прошел даром - мне вполне удалось сделать себя несчастным. Но с теми же затратами я мог бы настолько же успешно сделать себя целостным и сильным.

 

- Весь фокус в том, на что ориентироваться, - сказал он. - Каждый из нас сам либо делает себя несчастным, либо делает себя сильным. Объем работы, необходимой и в первом, и во втором случае, - один и тот же".

 

Итак, путь действия – это прежде всего сами действия, а не рассуждения о них. Об этом Дейл Карнеги очень четко говорит:

 

"Помните, что использование данных правил может стать привычкой только в результате их постоянного повторения. Тогда вы будете применять их бессознательно. Другого пути нет.

 

Учение—активный процесс. Мы учимся на практике. Итак, если вы желаете овладеть принципами, приведенными в книге, используйте их на деле. Только знания, применяемые на практике, остаются в памяти.

 

Читая эту книгу, помните, что вы стремитесь не только получить информацию. Вы пытаетесь сформировать новые привычки. В самом деле, вы пытаетесь вести новый образ жизни. Для этого требуются время, настойчивость и ежедневная практика".

 

Далее я с вашего позволения и, надеюсь, позволения Д.Карнеги приведу несколько примеров из его замечательной книги.

 

"Вы, наверное, нуждаетесь в быстро действующем рецепте, позволяющем найти выход из ситуаций, связанных с беспокойством, в методе, который вы можете начать применять сразу же, даже не продолжая читать эту книгу?

 

В таком случае позвольте мне рассказать вам о методе, разработанном Уиллисом X. Кэрриэром, талантливым инженером. В настоящее время он возглавляет всемирно известную корпорацию «Кэрриэр» в Сиракьюс, штат Нью-Йорк. Он предложил один из самых лучших методов, о которых я когда-либо слышал, для решения проблем, вызывающих беспокойство.

 

«Когда я был молодым человеком, —сказал мистер Кэрриэр, —я работал в Кузнечной компании в Буффало, штат Нью-Йорк. Мне было поручено установить устройство по очистке газа на заводе Питтсбургской компании в Кристал-Сити, штат Миссури. Это устройство в общем работало, но оно не обеспечивало те гарантии, которые мы дали,

 

Я был обескуражен своим провалом. У меня начало болеть все внутри и я не мог спать.

 

Наконец, здравый смысл подсказал мне, что волнение ничем мне не поможет, и тогда я выработал способ решения своей проблемы без беспокойства. Процедура состоит из трех этапов.

 

Этап I. Я проанализировал ситуацию без всякого страха и представил самое худшее, что могло бы произойти при данных условиях.

 

Этап II. Представив себе самое худшее, что могло случиться, я решил примириться с этим в случае необходимости.

 

Осознав худшее, что могло бы случиться в данных условиях, и примирившись с этим, я немедленно расслабился и ощутил чувство умиротворенности, которое не испытывал в течение многих дней.

 

Этап III. С этого времени я спокойно посвятил свое время и энергию попытке улучшить самое худшее положение, которое я мысленно представил себе и мысленно с ним примирился.

 

Я сделал несколько расчетов и пришел, наконец, к выводу, что если мы потратим еще пять тысяч долларов на дополнительное оборудование, наша проблема будет решена.

 

Случай, о котором идет речь, произошел много лет назад. Он оказался столь поучительным, что я решил извлечь из него урок на всю жизнь. В результате я почти полностью избавился от беспокойства».

 

Та же самая мысль была высказана Лин Ютанем в его широко известной книге «Важность жизни». «Подлинное душевное спокойствие, — сказал этот китайский философ, — достигается в результате примирения с самым худшим. Психологически, я думаю, это означает высвобождение энергии».

 

Примерно в то же время, когда Уиллис X. Кэрриэр переживал мучительные дни в связи с установкой газоочистительного оборудования на заводе в Кристал-Сити, молодой человек из Брокен-Боу, штат Небраска, составлял завещание. Его звали Эрл П. Хэни, у него была язва двенадцатиперстной кишки". И т.д.

 

Об определяющей роли фактора цели:

 

"Выполняйте одно обязательное требование – оно бесконечно важнее, чем любые правила или методы. В чем же заключается это магическое требование? В беспредельной решимости перестать беспокоиться и начать жить".

 

Вот именно, человек каждое мгновение своей жизни выбирает самого себя. По этой причине твердо поставленная цель уже сама по себе может преобразовать поведение человека, если это действительно цель, а не общие пожелания, размышления по поводу цели и т.п.

 

"На своем жизненном пути мы попадаем во многие неприятные ситуации, которые нельзя изменить. Я приведу вам мудрый совет одного из моих самых любимых философов — Уильяма Джеймса: «Примирение с тем, что уже случилось, — первый шаг к преодолению последствий всякого несчастья».

 

Этот урок выучить нелегко. Об этом приходится помнить даже королям, восседающим на тронах. Покойный Георг V вставил в рамку и повесил на стене своей библиотеки в Букингемском дворце надпись со словами: «Научи меня не требовать невозможного и не горевать о непоправимом».

 

Очевидно, одни только обстоятельства не делают нас ни счастливыми, ни несчастливыми. Важно, как мы реагируем на них".

 

"Чтобы одолеть привычку беспокоиться, прежде чем она одолеет вас, выполняйте правило: Считайтесь с неизбежным".

 

Подобные мотивы мне в разных учениях встречались много раз. Мне помнится такой вариант: "Дай мне терпение принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого".

 

"Если бы вы прочитали все, что написано о беспокойстве великими учеными всех времен, вы нигде бы не нашли более глубокой мудрости, чем в таких избитых пословицах, как «Не переходи мост, пока не дошел до него», — то есть не создавай себе трудностей раньше времени, и «Не плачьте из-за разлитого молока». Если бы мы применяли эти две пословицы в жизни — а не ворчали, что они банальны, — мы бы совсем не нуждались в этой книге. Однако знание является силой только тогда, когда оно применяется".

 

"Я теперь знаю вне всякого сомнения, что самая большая проблема, с которой мы с вами сталкиваемся, — в действительности чуть ли не единственная проблема, с которой нам с вами приходится иметь дело, — это выбор правильного умонастроения. Великий философ Марк Аврелий, который правил Римской империей, выразил эту мысль в девяти словах — девяти словах, которые могут определить вашу судьбу: «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней».

 

Вам кажется, что я пропагандирую примитивно оптимистическое отношение ко всем вашим проблемам? Нет, к сожалению, жизнь не так проста. Но я за то, что мы должны выработать у себя положительное, а не отрицательное отношение к окружающему миру".

 

Козьма Прутков сказал об этом так: "Если хочешь быть счастливым, будь им".

 

А вот просто один из занимательных примеров – один из многих, содержащихся в этой книге. Пример, который чему-то может научить:

 

"Я вам приведу следующий пример: Передо мной лежит письмо, написанное Георгом Рона, проживающим в Швеции. У него не было денег, он остро нуждался в работе. Большинство фирм ответило, что они не нуждаются в таких специалистах, но обещали внести в свою картотеку его фамилию и т. д. Владелец одной фирмы, однако, написал Георгу Рона письмо следующего содержания: «Вы неверно представляете себе, чем занимается моя фирма. Вы производите впечатление незнающего и глупого человека. Мне не нужен никакой корреспондент. Но если бы я и нуждался в нем, я не принял бы вас на работу, потому что вы даже не можете грамотно писать по-шведски. В вашем письме полно ошибок».

 

Когда Георг Рона прочитал это письмо, он был вне себя от гнева. И вот Георг Рона написал письмо, которое должно было «убить» этого человека. Затем он остановился. Он сказал себе: «А может быть, я делаю ошибки, о которых не знаю сам. А если так, то я должен изучать язык еще более упорно, если я надеюсь когда-либо получить работу. По всей вероятности, этот человек сделал мне одолжение, хотя и не намеревался. Следовательно, я должен написать ему письмо и выразить свою благодарность».

 

Тогда Георг Рона порвал злобное письмо, которое уже было написано, и написал другое. В нем говорилось: «С вашей стороны проявлена большая любезность по отношению ко мне. Вы взяли на себя труд написать мне, несмотря на то, что ваша фирма не нуждается в корреспонденте. Я сожалею, что не имел правильного представления о деятельности вашей фирмы. Я написал вам потому, что навел справки, и мне было названо ваше имя как одного из лидеров в вашей области деятельности. Я не знал, что сделал грамматические ошибки в своем письме. Я сожалею об этом и стыжусь. Теперь я займусь более тщательным изучением шведского языка и постараюсь исправить их. Позвольте мне поблагодарить вас за то, что вы помогли мне вступить на путь самоусовершенствования».

 

Через несколько дней пришло ответное письмо от руководителя фирмы, выразившего желание встретиться с Георгом Рона; Рона познакомился с ним — и получил работу".

 

Дейл Карнеги учит нас принимать жизнь такой, какая она есть. И, в частности, людей такими, какими они есть, а не такими, как нам хотелось бы их видеть:

 

"Если бы вы спасли жизнь человеку, ожидали бы вы благодарности от него? Вы, возможно, ожидали бы, — но Сэмюэл Лейбовиц, знаменитый адвокат по уголовным делам, до того, как он стал судьей, спас семьдесят восемь человек от электрического стула! И как вы думаете, сколько из них удосужилось поблагодарить его или хотя бы послать ему рождественскую открытку? Сколько? Отгадайте... Правильно — ни один.

 

Чарлз Шваб рассказывал мне, как он однажды спас банковского кассира, который спекулировал на бирже деньгами, принадлежавшими банку. Шваб внес свои собственные деньги, чтобы спасти этого человека от тюрьмы. Был ли кассир ему благодарен? Да, но это продолжалось недолго. Затем он ополчился на Шваба, поносил его и клеветал на него — на того самого человека, который спас его от тюрьмы!

 

Вот так обстоят дела. Человеческая натура всегда была человеческой натурой, и вряд ли она изменится на протяжении вашей жизни.

 

Это разумно, не так ли? Если вы и я будем все время ворчать по поводу неблагодарности, то кого в этом винить? Человеческую натуру или наше незнание ее? Поэтому не будем ждать благодарности. Тогда если кто-то вдруг поблагодарит нас, это будет чудесным сюрпризом. Если мы не получим ее, мы не будем огорчаться.

 

Вот первый тезис, который я пытаюсь подчеркнуть в этой главе: Для людей является естественным забывать о благодарности; поэтому если вы будете ждать благодарности, вы готовите себе множество огорчений".

 

"Чтобы избежать огорчений и беспокойства по поводу неблагодарности, выполняйте правило третье: Вместо того чтобы переживать из-за неблагодарности, не ожидайте благодарности".

 

"Логан Пирсалл Смит вложил глубочайшую мудрость в несколько слов, сказав: «В жизни следует ставить перед собой две цели. Первая цель—осуществление того, к чему вы стремитесь. Вторая цель—умение радоваться достигнутому. Только самые мудрые представители человечества способны к достижению второй цели».

 

Если вы хотите перестать беспокоиться и начать жить, выполняйте правило четвертое:

 

Ведите счет своим удачам — а не своим неприятностям!"

 

Я мог бы продолжить и далее рассказывать об этой книге, но не хочу лишать вас удовольствия ознакомиться с нею в оригинале и составить собственное мнение о ней.

 

Анонсы других статей

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика