Однажды мне захотелось сравнить представления йогов и знаменитого мистика Георгия Гурджиева о таком объекте, как человеческое существо. Дело в том, что от этих представлений зависит выбираемый человеком путь, в частности путь раджа-йога или гурджиевский "четвертый путь". Оказалось, что эти представления во многом группируются вокруг вопроса относительно понятия "я" или что такое "я". По поводу этого "я" у меня есть собственные записи и с них, пожалуй я и начну.
Вопрос о "я" вопрос сложный и состоит из предрассудков. На самом деле "я" это то, с чем мы себя отождествляем. Чем меньше отождествлений, тем больше возможностей для самоанализа и самоконтроля.
В каждый текущий момент нам кажется, что наше "я" состоит только из тех свойств, которые мы собой представляем в данный момент. Мы не видим, что наше на самом деле "я" шире, чем это представляется нам. Мы живем в местном течении своего "я", не замечаем этого, и нам кажется, что иного положения и не может быть. Аналогично, когда марктвеновский Гекльберри Фин плыл с негром Джимом на плоту в тумане, ему казалось, что плот стоит на месте. Если бы Фин отдалился от плота в сторону от несущего плот течения, он увидел бы, что это не так. Так и мы, оценить по настоящему свое текущее состояние мы сможем только после того, как выйдем из него - изменим настроение и т.п. Короче: "Чтобы увидеть течение, надо выбраться из него".
То, что человек считает своим "я", это субъект. То, на что он обращает внимание и делает предметом анализа, это объект. Поскольку человек может анализировать и самого себя, то соотношение между субъектом и объектом может меняться в широких пределах. Соответственно меняется и отношение к себе.
Я избегал слишком глубоких философий. И все же: что есть жизнь? Не как функционирование тела, а с точки зрения осознания себя, как "я". Это можно понимать как частный случай проявления законов переработки информации. В течении жизни меняется тело человека и даже, случается, может радикально измениться его память. Но осознание себя, как "я", от этого не исчезает. В этом смысле человек не рождается и не умирает, как и законы переработки информации. Но остается вопрос, что человек склонен считать под тем, что такое жизнь и не жизнь. Если информационные процессы умершего человека переписать на компьютер, то один человек будет считать это продолжением жизни, другой скажет, что это уже ни в каком смысле не продолжение жизни того умершего человека, хотя это и выглядит так. Третий, к такому в данный момент я склонен относить себя, скажет, что не было ни смерти, ни нового рождения, есть только то, что мы думаем об этом.
В более бытовом плане, еще приходится считаться со своим звериным "я". Оно не спрашивает мнений, а подчиняет себе через ощущения боли и другие рычаги.
Пройдет время. Исчезнут мое тело и моя память о событиях, которые со мной произошли. Останется закон, по которому я ощущал себя как "я". Этот закон возможно не исчезнет и после исчезновения Вселенной. И вот у меня возникло странное ощущение-мысль: мы не рождаемся и не умираем.
А вот что говорит по части этого предмета Георгий Гурджиев в изложении его ученика Петра Устинова в книге "В поисках чудесного Фрагменты неизвестного учения".
"Одна из главных ошибок человека, о которой необходимо помнить, - это его иллюзия относительно своего "я". Человек, каким мы его знаем, "человек-машина", который не в состоянии что-либо "делать", с которым и через которого все "случается", лишен постоянного и единого "я". Его "я" меняется так же быстро, как его мысли, чувства и настроения; и он совершает большую ошибку, считая себя всегда одним и тем же лицом; в действительности, он - всегда другая личность, не та, какой он был мгновение назад.
Человек, не имеет постоянного и неизменного "я". Каждая мысль, каждое настроение, каждое желание, каждое ощущение говорят: "Я". И в любом случае считается несомненным, что это "я" принадлежит целому, всему человеку, что мысль, желание или отвращение выражены этим целым. На самом же деле для такого предположения нет никаких оснований. Всякая мысль, всякое желание человека появляются и живут совершенно отдельно и независимо от целого. И целое никогда не выражает себя по той причине, что оно, как таковое, существует только физически, как вещь, а в абстрактном виде - как понятие. Человек не обладает индивидуальным Я. Вместо него существуют сотни и тысячи отдельных маленьких "я", нередко совершенно неизвестных друг другу, взаимоисключающих и несовместимых. Каждую минуту, каждое мгновение человек говорит или думает: "я". И всякий раз это "я" различно. Только что это была мысль, сейчас это желание или ощущение, потом другая мысль - и так до бесконечности. Человек - это множественность. Имя ему - легион.
Смена "я", их постоянная и явная борьба за верховенство контролируется внешними влияниями. Тепло, солнечный свет, хорошая погода- немедленно вызывают целую группу "я"; холод, туман, дождь вызывают другую группу "я", иные ассоциации, иные чувства и действия. В человеке нет ничего, способного контролировать эту смену "я", - главным образом потому, что человек ее не замечает или не осознает; он всегда живет в последнем "я". Конечно, некоторые "я" бывают сильнее других. Но это не их сознательная сила; просто такими их создала сила случайностей или механических внешних стимулов. Воспитание, подражание, чтение, гипнотизирующее влияние религии, касты и традиций, очарование новых лозунгов - создают в личности человека очень сильные "я", которые господствуют над целыми группами других "я", более слабых. Их сила - это сила вращающихся "валов". И все "я", образующие человеческую личность, того же происхождения, что эти "валы": они - результаты внешних влияний; и те, и другие приводятся в движение и управляются внешними воздействиями ближайших моментов.
Человек не имеет индивидуальности; у него нет единого большого Я. Человек расщеплен на множество мелких "я". И каждое отдельное малое "я" может называть себя именем целого, действовать во имя целого, соглашаться или не соглашаться, давать обещания, принимать решения, с которыми придется иметь дело другому "я" или всему целому. Этим объясняется, почему люди так часто принимают решения и так редко их выполняют. Человек решает, начиная с завтрашнего дня, рано вставать. Это решение принимает одна группа "я"; а подъем с постели есть дело другого "я", которое совершенно не согласно с таким решением, возможно, даже ничего о нем не знает. Утром человек, конечно, вновь будет спать, а вечером опять решит вставать рано. В некоторых случаях это имеет очень неприятные для человека последствия. Малое, случайное "я" может в какой-то момент; что-то пообещать уже не себе, а кому-то другому, просто из тщеславия или для развлечения. Затем это "я" исчезает; но человек, т.е. сочетание других "я", совершенно не ответственных за это обещание, вынужден расплачиваться за него в течение всей своей жизни. В том-то и трагедия человеческого существования, что каждое малое "я" имеет право подписывать чеки и векселя, а человек, т.е. целое, вынужден их оплачивать. Нередко вся жизнь человека и состоит в том, чтобы оплачивать подобные векселя".
По-моему, некоторое сходство моих взглядов и взглядов Гурджиева на предмет "я" явно есть. А как обстоит дело с этим вопросом у йогов? Нужную нам информацию мы можем найти в книге Вильяма Волкера Аткинсона, он же Йог Рамачарака, "Раджа-йога. Учение йогов о психическом мире человека".
"Учителя-йоги говорят, что есть две степени в пробуждении сознания реальной сущности человека. Первая степень, которую они называют "Сознанием Я", есть полное сознание реального существования, которое приходит к ученику и заставляет его знать, что он есть реальное существо, имеющее жизнь, не зависящую от тела - жизнь, которая будет длиться, несмотря на разрушение тела. Вторая степень, которую называют сознанием "Я есмь", есть сознание единства с мировой жизнью, родства и постоянного соприкосновения со всей жизнью, выраженной и невыраженной. Эти две степени сознания Я приходят ко всем, кто ищет "пути". К некоторым это сознание приходит внезапно, у других появляется понемногу, как свет зари; к очень многим оно приходит при помощи упражнений и практических работ "раджа-йоги".
Истинное Я человека оно бессмертно, вечно, неразрушимо и непобедимо. Оно обладает в себе силой, мудростью и реальностью. Но, подобно ребенку, который содержит в себе будущего человека, ум человека не знает о своих скрытых и потенциальных свойствах, не знает самого себя. Когда истинное Я начинает пробуждаться, он отделяет от себя вещи, которые являются только его атрибутами, но которые оно в своем полупробужденном состоянии рассматривало, как Я. Откидывая сначала одно, затем другое, он постепенно отделяет от себя все не-Я, оставляя истинное Я свободным от всех его цепей и принадлежащих ему атрибутов. Затем он возвращается к отброшенному и начинает пользоваться им, как вещами, принадлежащими ему, но не составляющими его самого.
Рассматривая вопрос "что есть истинное Я?", необходимо прежде рассмотреть, что человек обычно разумеет, когда он говорит "Я".
Животные не обладают чувством Я; они сознают внешний мир, свои желания, чувства и стремления, но их сознание не достигло степени самосознания, они неспособны думать о себе, как об отдельных существах, и размышлять о своих мыслях. В человеке низкого уровня много оболочек закрывают ее от света, но тем не менее она всегда есть. Она спит в уме дикаря и, постепенно раскрываясь, начинает бросать свой свет. В человеке, начинающем стремиться к знанию, она уже борется с окружающей темнотой, и ее лучи стараются проникнуть через материальные покровы. Когда истинное Я начинает пробуждаться от своего сна, его сновидения постепенно уходят от него, и оно начинает видеть мир, как он есть, и узнавать самого себя, как оно есть в действительности, а не в тех искаженных образах, какие ему показывали его сны.
Дикарь или варвар плохо сознает свое Я; он стоит только немного выше животного в отношении сознательности, и его Я почти исключительно поглощено сознанием нужд и потребностей тела, удовлетворением вожделений и страстей, достижением личной безопасности, стремлением к примитивному проявлению власти. В диком человеке Я находится в низкой части инстинктивного ума, и если бы дикарь мог анализировать свои мысли, он сказал бы, что Я - это его физическое тело, причем его тело имеет чувства, нужды и желания. Я такого человека есть физическое Я, тело представляет форму и вещество этого Я. И это верно не только относительно дикаря, но даже среди так называемых цивилизованных людей нашего времени мы видим очень многих на этой стадии развития.
Посвящение заключается в том, что человек переходит с чисто умственной плоскости на духовную плоскость. Он ощущает при этом, что его истинное Я - есть нечто, стоящее выше тела и ума, и что это Я может пользоваться и телом, и умом, как своими орудиями или принадлежностями. Этого знания нельзя достичь чисто интеллектуальными рассуждениями, хотя подобные усилия ума часто бывают необходимы, чтобы содействовать духовному развитию, и учителя-йоги отводят и им определенное место. Но подлинное знание является, как особая форма сознания. Человек вдруг в самом себе узнает свое истинное Я, и достигнув этого сознания, он тем самым уже переходит в ряды посвященных. Когда посвященный переходит ко второй степени сознания и начинает ясно сознавать свое родство с целым, тогда он начинает ощущать истинное расширение своего Я и находится на пути к совершенному знанию".
Итак, пути раджа-йоги и Гурджиева ведут к раскрытию и осознанию своего "я".