Вы, возможно, уже ознакомились с путями действия, описанными в этом разделе, и, может быть, подобно гоголевскому учителю "сведений нахватали тьму". Теперь же, я сообщу самое сокровенное знание: знание без опыта действия ни к чему реально полезному не приведет.
Тем не менее, я могу привести некоторые впечатления и соображения, которые возникали у меня на пути действия и которые, возможно, помогут встать вам на этот путь. Этих впечатлений, как и соображений, за разные годы эпизодического следования пути действия набралось уже очень много и я приведу лишь небольшую часть из них.
Мой путь – путь познания. Так я определил его для себя когда-то много лет назад. Его принцип: новое знание – новое желание, новое желание - новое действие, новое действие - новый опыт, новый опыт – новое знание. Одно порождает другое без самопринуждения. Путь удобный для безвольного или слабовольного человека. Но не все гладко на этом пути.
Короче говоря, предполагаемой идиллии относительно того, что новое знание само побудит меня к действию без всякого самопринуждения, не получилось. После чего я и вступил на путь действия.
Если продолжаешь следование пути действия, то "открытия" все время как-то обновляются в тебе. Но если забрасываешь путь, то от многих записей для тебя остается только поверхностный смысл – истинный, внутренний смысл уже забывается. В какой-то мере эти записи действительно можно рассматривать как уроки. Уроки для пытающегося начать следовать по выбранному пути. Но человек, при этом следовании, текуч и предмет его внутренних проблем меняется. Поэтому многие из вчерашних рекомендаций сегодня не только не полезны, а даже вредны, так как попытки их использования возвращают тебя в состояние, которое было для тебя проблемой вчера. В моих тетрадях по этому поводу есть афоризм: "Не оглядывайся в прошлое – останешься в нем".
Все блестящие "открытия", на которые я потратил время и силы – это, в основном, все тот же знакомый самообман, отвлекающий от пути действия. Конечно, самоанализ в какой-то минимальной мере необходим и на пути действия. Но сверх минимума - это соблазн, лживый помысел, обманщик, обольститель и враг.
После того, как по настоящему попытался взять себя в руки и перейти к действию, вдруг обнаружил, насколько до безобразия сумел себя размагнитить. Причем почти незаметно для себя. Это еще одна заметка на будущее, о том, что заниматься следует РЕАЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЕМ, искренним и серьезным, а не рассуждением по поводу того, как лучше такое действие организовать. И заканчивая этот абзац, позволю себе напомнить принцип: "НЕ ЗАМЕНИ ДЕЙСТВИЕ РАССУЖДЕНИЕМ О НЕМ".
Это очень тонкий требующий осознания момент. Да, ты уже решил, ты намереваешься отключаться от всяких посторонних мыслей и предаться действию. Но весь фокус в том, что ты собираешься это сделать не в ДАННЫЙ МОМЕНТ, а через секунду, или минуту, или через час. В этом вся хитрость самообмана, которую необходимо распознать в себе. ОТЛОЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ПРИ НЕОТЛОЖЕННОМ НАМЕРЕНИИ - вот типичный самообман.
И еще одно открытие на пути действия. Не новое, но в сугубо практическом плане. НАДО БЫТЬ МОРАЛЬНО ГОТОВЫМ К ПОРАЖЕНИЮ. Иначе очередная неудача или непредвиденная помеха на пути действия могут обернуться в катастрофу. Расчет, вернее настрой, на то, что обстоятельства непременно должны быть удачными, мой коренной порок, постоянно выбивающий меня из колеи.
А вот итоговое ощущение: "Главное на пути действия не героизм, а сохранение желание следовать этому пути".
"День сегодняшний отразится в завтрашнем дне". Иногда путь действия получался непроизвольно. Я искал этому объяснения и упускал из виду, что часть причины заключается в наложении программирующих следов, возникших как результат усилий предыдущих дней следования пути.
Прежнее состояние психики пытается сохранить свое устоявшееся равновесие, что проявляется в виде мыслей о том, что попытки перехода в новое состояние едва ли не противоестественны и следует отказаться от них. Подобного рода барьеры встречаются на пути действия всегда - в особенности я ощущал это при попытках освобождения дыхания – раскрепощения дыхания до состояния, когда легко и приятно дышать. Если с подобными мыслями-барьерами не спорить, то процесс перехода в новое состояние идет быстрее, а образ мыслей меняется сам собой. Насколько далеко может зайти подобный процесс? Когда я проводил опыт с освобождением дыхания, то понял, почему описанный Карлосом Кастанедой маг Хуан Матус, мог казаться для обычных людей чудаком. Это не потому, что он в чем-то не нормальный, а по тому, что образ его мыслей отличался от предрассудков обычных людей. Здесь я не хочу сказать, что я готов избавиться от предрассудков, а лишь указываю на некоторые свойства, заложенные в нас. И заодно могу отметить, что при освобождении дыхания заметно лучше работала голова.
Говоря о психотехниках, пути действия и роли желания в них, может быть стоит кратко остановиться на особенностях наших желаний. Успех на пути действия определяется желанием по нему идти. Желание успеха возбуждает желание к действию, но этот стимул может и погубить желание к действию, если оно предпринимается без готовности смириться с поражениями и с тем, что очередной успех будет меньше, чем хотелось бы. Не случайно в Бхагавадгите сказано: "Итак, не плодов ты желай, а деянья, а ради плодов прекрати ты старанья". Я понимаю это как установку на то, что желание действия должно быть определяющим. Желание успеха и надежда на успех стимулируют нас к действию. Но надо знать и то, что они являются причиной мечтаний и разочарований и могут стать первыми препятствиями, которые собьют нас с пути.
Еще я говорил о том, что наш выбор это нечто первичное, а прочее зависит от него. Но проблема не только в том, какой мы делаем выбор, но и в том, насколько мы осознаем его. Мы можем думать об успехе и забыть о действии. Это будет наш выбор, хотя нам может казаться, что мы сделали выбор идти по пути, ведущему к успеху. Человек в своих намерениях часто действует автоматично, и не осознает разницы между желанием успеха и желанием идти к нему. Еще меньше осознается разница между выбором думать об успехе и выбором пути, ведущего к нему. В тетрадях я много говорил об этих вещах, но не очень помог себе и повторял те же ошибки, которые и раньше совершал. Какой же выход? - больше действовать и меньше рассуждать. Этот тезис так или иначе повторялся много раз...
Какие выводы я мог бы извлечь для себя из опыта пройденного пути? Желание на пути действия это такая вещь, которая либо есть, либо ее нет. Если оно есть сейчас, то это не значит, что оно будет через день или через год. А если оно есть сейчас, то может быть самое разумное заключается в том, чтобы понимать его неустойчивость и по возможности избегать действий, разрушающих или истощающих его. Более конкретные рекомендации здесь вряд ли нужны. Человек текуч в своих предрасположениях и рекомендация, полезная на данный момент, завтра может сыграть обратную роль.
Путь действия и его возможные результаты для меня сейчас не самоцель, а средство для чего-то еще. Как, скажем, сон это не самоцель, а средство поддержания здоровья. Какое-то время я настолько увлекался путем блокирования мыслей, что он фактически был самоцелью, хотя прямо об этом я не писал. Мною двигал в основном познавательный интерес. Но через некоторое время мне стало казаться, что этот путь и его возможные успехи ведут в никуда, если они предпринимаются без цели достичь чего-то еще, для чего путь действия – это не более, чем одно из возможных средств. К чему именно может прилагаться это средство, уточнять не буду – могу по нечаянности наврать.
Как относиться к средству, это вопрос выбора и ничего более вразумительного для себя не могу сказать. Я, например, могу понимать полезность зарядки и не делать ее. Кто-то другой может и не задумываться о пользе зарядки, но делает ее...
Я обвинял себя в тетрадях за свои бездействие, непоследовательность и болтовню. Затем обнаруживал, что обвинения это те же бездействие и болтовня. Затем придумывал разные разумные рецепты того, как лучше следовать выбранному пути. Конечно, пробовал и принуждать себя к действию и даже иногда проявлял в этой части героизм. Но принуждение это тоже действие и для него требуется желание принудить себя. И это желание тоже истощалось. Можно ли отсюда заключить, что мои неудачи обусловлены ошибками следования намеченному пути? В какой-то мере это так. Но по большому счету проблема в другом, и здесь я снова повторюсь. На пути действия необходимо желание к действию. Но это желание такая вещь, которая если и есть в данный момент, то из этого не следует, что она всегда будет под рукой.
Теперь выдержки из моих записей по мотивам разных книг. "Йогин не должен отрицать необходимость действия. Отвергнуть нужно не деяние как таковое, а привязанность (заинтересованность) к его результату. Это позволяет концентрировать внимание именно на действии, которое и ведет к результату, а сам результат остается вне круга внимания, не отвлекая его... Йога не отвергает всех желаний. Бескорыстные желания, по мнению йогов, не вызывают "завихрения мыслей"... "Завихрение мыслей", отвлекающее от основной идеи, вызывается (и само ее вызывает) активизацией находящегося в подсознании Желания". К этому добавлю выдержки из Бхагавадгиты:
Итак, не плодов ты желай, а деянья,
А ради плодов прекрати ты старанья.
К плодам не стремись, не нужна их услада,
Однако бездействовать тоже не надо.
Несчастье и счастье - земные тревоги -
Забудь: пребывай в равновесии - в йоге.
Пред йогой ничто все дела, ибо ложны,
А люди, что жаждут удачи, ничтожны.
Где чувства господствуют - там ослепленье,
А где ослепленье - ума угасанье...
Где гибнет познанье, - да ведает всякий, -
Там гибнет дитя человечье во мраке!
А вот И.С. Аксаков написал:
Пошли мне бури и ненастья,
Даруй мучительные дни,
Но от преступного бесстрастья,
И от покоя сохрани.
Так кто же прав – йог или поэт? Каждый из них однозначно прав: йогу не подходит путь поэта, а поэту – путь йогина.
Вспомнил, что на пути действия мне уже приходилось решать для себя проблему отношения к жизни, не повторяя глупостей дураков и глупостей умных людей. Я решил, что это был не мой выбор – приходить или не приходить в эту жизнь. И не мне устанавливать законы, как мне реагировать на нее. Человек – не схема, и реакция на события жизни должна быть нормальной. Но я допускаю, что реакция может нормально меняться при изменении самого человека. Средства, вроде пути действия? - ну если нужно, то где-то, в каких-то дозах почему бы и нет, если это не застывшая система. А что бы я хотел для себя с точки зрения большего совершенства? Точно не решил, но примерно так: нормально реагировать на все, и все же не быть рабом собственных эмоций, а при надобности уметь отключаться от них (или от тех, которые в чем-то мешают мне) предельно глубоко. Путь блокирования непродуктивных мыслей и эмоций, согласно моему опыту, подходит для этого более всего.
А как быть, если мне, к примеру, захочется более кардинально изменить себя? Ну что же, если это будет потребностью, то запрета нет. В конечном счете, все, что мы делаем, мы это делаем согласно своим потребностям – это еще Энгельс установил. А пока не хочется давать каких-то зароков, даже дневнику. Это будет преднамеренная или непреднамеренная ложь. Но в данный момент я не отказываюсь от пути действия, хотя и плохо следую ему...
На пути действия не обязательно что-то понимать, потому что именно действия идут в зачет и они, в конце концов, находят для себя и ответы, и нужный путь. Но действия могут быть более и менее эффективными. И здесь я снова и снова подхожу к тезису, что на пути действия, нужно действие, но ПОНИМАНИЕ и здесь, если не обязательный, то очень полезный элемент.
... Подобного рода ощущения встречались на пути действия не раз, и об этом уже писал. Наступает момент и ты чувствуешь, что подходишь к какому-то внутреннему барьеру. И ты стоишь перед выбором: пытаться перешагнуть барьер или отказаться от подобных попыток, оставив все как есть. Можно еще пытаться искать какой-то компромиссный обходной путь, но это уже детали с не очень ясным для меня смыслом и я не буду о них говорить... А впрочем, что кривить душой? Я подозреваю, что "малая кровь" это только способ вести игру – в данном случае, затяжную игру. А конечный исход тот же – в "крови большой". Может быть не стоит принуждать себя к кардинальным переменам – это вопрос выбора. Но установка на то, что можно что-то изменять в себе не меняясь, это самообман. Впрочем, и драматизировать эту ситуацию не стоит. Хотя бы потому, что когда забрасываешь путь действия, то снова становишься таким, как был. Или хуже, когда возраст вносит и свои коррективы...
Но вот я начал освобождать дыхание и во мне нарастает какой-то внутренний протест: я дорог себе такой, какой я есть, со своими страхами и т.д. Спорить с этим почти бесполезно – В ЗАЧЕТ ИДЕТ ТОЛЬКО ДЕЙСТВИЕ (в данном случае, действие освобождения дыхания). Если ты решил освобождать дыхание, то надо его освобождать. А рассуждения здесь скорее не помогут, а навредят. Потому что ложь в своих намерениях - это тоже своего рода действие, которое идет в зачет. Дело здесь, конечно не в мистике, а в том, что нарабатывается навык: принимать решение и не выполнять его.
Бывают ли на пути действия не обычные, скажем так, впечатления? Бывают. Например, такие:
"Только что вернулся с прогулки. Отключался от мыслей, хотя и не качественно. Но интересно другое. Я как-то необычно увидел закат и облака. Не просто смотрел на них, а взгляд, если так можно выразиться, инстинктивно притягивался к ним. Затем по-особому "увидел" вечерний воздух. Описать это трудно. Можно только сказать, что такое восприятие было обычным для меня в детстве, когда еще внешний мир не был отгорожен от меня его моделью, заключенной в моей взрослой голове".
Такие или более интересные впечатления – каждый, при желании, может получить их сам.