Как научиться решать проблемы

Как научиться решать проблемы? Такой, вот, почти риторический вопрос. Однако попробуем все же что-то по этому поводу сказать. Первое, с моей точки зрения, в любой проблеме, в том числе и обозначенной в приведенном вопросе, надо выделить какие-то безусловные элементы. И здесь я опираюсь на исследования физиологов, которые определили, что любая функция упражняется и совершенствуется в результате ее применения.

 

Вы, возможно, скажете, что это утверждение тривиально и новой информации не несет. Однако знать и понимать – это не одно и то же. Иначе сказать, есть разные уровни понимания. Можно знать, например, что калина лечит от сорока болезней, но это знание как-то никак не колышет. Так что знание на уровне понимания, что данное знание безусловно, - это уже приобретение, направляющее нашу мысль на то, что следует упражнять себя в решении проблем.

 

Еще один безусловный элемент обсуждаемого знания заключается в том, что упражнение в решении проблем выполняет две полезные задачи: а) тренирует нужные функции в направлении их энергетических возможностей - подобно тому, как тренировки увеличивают физическую силу; б) тренирует наши навыки решения проблем – подобно тому, как ребенок обретает навыки ходьбы, а слесарь – навыки обращения с инструментом.

 

Если вы примете эти аргументы как безусловно справедливые, то далее из них должно следовать какое-то осознанное решение: например, с нынешнего момента непосредственно заняться решением проблем или отложить это занятие до лучших времен.

 

Еще один момент, мало кому известный и почти никому не известный как безусловный, заключается в том, что интеллектуальная часть нашего существа начинена огромным количеством алгоритмов решения проблем. Эти алгоритмы формируются едва ли не с первого дня рождения и затем переходят на какой-то верхний уровень абстракции, скрывающейся в подсознательной части нашего интеллекта. По этой причине, некоторые психологи и исследователи интеллекта утверждают, что учеными и гениями не рождаются и что те и другие решают свои проблемы на основе алгоритмов, сформировавшихся в их "обычной" жизни.

 

Я, с вашего позволения, не буду уточнять что следует понимать под обычной жизнью. Скажу только, что алгоритмы решения проблем формируются всю жизнь. Часть их находится в сфере сознания, а большая их часть используется подсознательно или интуитивно. В любом случае, полезно пытаться осмысливать свои собственные алгоритмы и дополнительно их приобретать.

 

Перед нами такая, вот, простая задача:

      

Требуется заполнить пустые ячейки, обозначенные символом Х, таким образом, чтобы сумма в вертикальных, горизонтальных и диагональных рядах была равна 21.

 

Первый шаг нашего алгоритма, который мы уже вытащили из нашего интуитивного багажа и который следует нам следует закрепить на сознательном уровне, заключается в том, чтобы попытаться определить какое действие в решении нашей проблемы будет безусловно верным. Таких действий оказалось два: заполнить пустую клетку в ряду 3, 7, Х по диагонали и заполнить пустую клетку в ряду 5, 7, Х по вертикали.

 

Символом "Х" я обозначил пустую клетку. Далее остается только заполнять пустые клетки в тех рядах, где есть только одна из трех пустая клетка. Это ежели конкретно. А в более абстрактном виде мы обозначим клетки с числами символом Ч и будем иметь три ситуации с рядами, которые мы можем заполнить однозначно: Ч-Ч-Х, Ч-Х-Ч и Х-Ч-Ч. Любое из этих сочетаний мы можем считать отвечающим признаку "однозначность".

 

Теперь наш более-менее абстрактный алгоритм можно изобразить следующим образом:

п1. Найти сочетание признаков, отвечающее признаку однозначность.

п2. Заполнить конкретным значением позицию Х.

п3. Продолжить с позиции п1.

 

Этот алгоритм не полный. Например, если все позиции заполнены конкретными значениями, то незачем возвращаться к п1. Однако человек вполне понимает такой алгоритм, потому что в его интуитивном багаже хранятся недостающие здесь элементы, которые как раз и подскажут, что не следует возвращаться к проблеме, которая уже решена.

 

Чтобы наши иллюстрации не выглядели слишком по-канцелярски, введем какие-то более человеческие обозначения. Например, рассмотренную задачу обозначим как проблема Ашка, а решающий ее алгоритм – как Ашик. Или немного более строго: проблема Аша и алгоритм Аш. Если мы научились решать проблему Ашу во всех ее вариантах, то мы можем сказать коротко и просто: проблему Аша мы решаем посредством Аш. После чего можем перейти уже к следующей проблеме. Впрочем, нам не помешают еще некоторые уточнения.

 

Выполненное решение какой-то проблемы – это лишь одно из множества других действий, совершаемых человеком. Так что действие следует как-то назвать, чтобы иметь возможность о нем говорить. Назовем действие по решению описанной задачи, скажем, Реша. Тогда можем записать весьма коротко и формально:

 

Реша = Аш(Аша)

 

т.е. действие Реша есть применение алгоритма Аш к ситуации Аша.

 

Это то, что психологи называют механизмом свертывания ситуации в информационных процессах, протекающих при многократном решении однотипных задач. Таким образом, если проблема включает в себя ряд предполагаемых действий, то, намечая и мысленно просматривая возможный путь ее решения, мы уже не будем задерживаться на ситуации Аша, потому что для нас Аша уже не проблема. Для нас достаточно будет лишь опознать ситуацию Аша с вытекающими из нее последствиями и продолжать поиск продвижения к более общей цели.

 

Я думаю, что суть идеи статьи вам уже понятна. Чем больше в нашем багаже отработанных "свернутых" проблем, тем проще нам будет продвигаться к решению других более сложных проблем.

 

Конкретная же эвристика, обозначенная в данной статье, заключается в том, что в решении проблемы надо, в первую очередь, искать те фрагменты, которые допускают их однозначное решение или трактовку. Тогда и решение остальной части проблемы становится проще. Я, например, прибегаю к обозначенной эвристике довольно часто, даже в обычных, бытовых разговорах.

 

Ну а о способах свертывания информации мы, наверное, еще поговорим в последующих статьях.

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика