Как развить свое мышление

(извлечения из разных источников плюс собственные соображения на этот счет)

В данной небольшой подборке материалов, касающихся развития мышления, представлены сокращенные и немного отредактированные фрагменты из разных источников, отвечающих моим собственным соображениям по данному вопросу.

 

 

Как развить мышление
http://motivation-life.ru/life/samorazvitiye/360-4-luchshih-sposoba-razvit-svoe-myshlenie.html

 

"Тысячи людей живут друг с другом, общаются, но при этом, каждый считает свой образ мышления самым верным и единственно возможным. При этом практически никто даже не задумывается о том, что мыслить можно по-другому. Потому и заключается развитие мышления именно в том, чтобы научиться думать по-разному, сделать свое мышление более гибким.

 

Начать развивать мышление очень просто – возьмите какую-нибудь проблему, которая уже давно вас беспокоит, но вы не можете найти ее решение. Подумайте о ней по-другому, потом еще раз измените точку зрения, а потом еще раз и еще. В конце концов, вы найдете тот путь, который сможет решить вашу проблему.
Но самое важное – не останавливайтесь ни на одном из найденных вами образов мышления, так как каждый из них подходит для успешного решения только определенных ситуаций.

 

Смысл развития мышления состоит не в том, чтобы найти идеальный способ мышления, а в том, чтобы сделать свое мышление более пластичным, максимально разнообразным, ведь чем большее количество образов мышления будет в вас, тем к большему количеству возникающих перед вами проблем, вы будете готовы".

 

 

Развитие мышления. Виды мышления. Как развить мышление?
Автор: Михаил Дата: 2014-01-20
http://www.worldmagik.ru/article/186/1

 

"Виды мышления

 

Логическое мышление – это в первую очередь анализ, синтез и обобщение. Это мыслительный процесс, при котором человек оперирует готовыми понятиями и логическими конструкциями.

 

Аналитическое мышление – это умение анализировать полученную информацию логически. Аналитическое мышление тесно связано с логическим мышлением.

 

Дедуктивное мышление — метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

 

Индуктивное мышление — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему.

 

Творческое мышление основывается на работе воображение, которое в свою очередь помогает увидеть вещи в ином ракурсе. Творческое мышление помогает генерировать идеи, решать проблемы, делать новые открытия.

 

Виды мышления в психологии

• Наглядно-действенное – восприятие предметов во время взаимодействия с ними;
• Наглядно-образное – образы и представления;
• Словесно-логическое – производится при помощи логических операций с конкретными понятиями;
• Абстрактно-логическое – вид мышления, опирающийся на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

 

Как развить логическое мышление?
Ответ прост: решайте задачи, ребусы, кроссворды... Логическое мышление развивается только трудом.

 

Как развить аналитическое мышление?
Аналитическое мышление развивается также как и логическое. Эти два вида мышления тесно взаимосвязаны. Если логика помогает продумывать цепочку развития события, то аналитика помогает анализировать ее результат. В любой проблеме, сначала придумываете план действий, потом анализируете полученный результат. И так по кругу. Аналитический склад ума развивается тогда, когда Вы что-то постоянно анализируете. Читайте статью: «Как развить интеллект?».

 

Как развить творческое мышление?
У большинства людей проблема заключается именно с этим видом мышления.
Чтобы развить творческое мышление, человеку необходимо постоянно что-то придумывать, переделывать под себя, творить и сочинять. Мозги-то на что Вам? Читайте статью – «Как развить фантазию?». Даже если Вы придумаете полную чушь, это лучше чем тупо следовать системе, быть как все, думать как все, делать как все. Успешные и богатые люди потому и стали успешными, так как руководствуются воображением".

 

 

Развитие мышления
Автор статьи: Максим Власов
http://psichel.ru/razvitie-myshleniya/

 

"Одним из наиболее важных показателей действительно развитого мышления у человека, является, нет — не логика, а гибкость его мышления. Умение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам и находить новые, нестандартные решения стоящих перед человеком задач, намного важнее логических выводов. Логику можно сбить с толку, путем предоставления человеку для анализа недостоверной или неполной информации... Так что логика, без правильных знаний, достоверных знаний, имеет низкий показатель полезности.

 

То, что сейчас находится в вашей голове, и что вы считаете истиной, может не являться ею, и вы, хотя бы допустите такую возможность, хоть на мгновение представьте себе, что все ваши убеждения, или хотя бы часть из них — неверны. Допустите вероятность того, что вы можете ошибаться в своих взглядах на жизнь, в своих убеждениях, в своих теориях и рассуждениях, которыми вы руководствуетесь, когда принимаете те или иные решения. Такой подход к содержимому в своей голове, невероятно полезен, поскольку, хотите верьте, хотите нет, но большая часть ваших убеждений, вашими не являются.

 

Ну и теперь, самое наверное главное, что вы от меня ждете, и что я вам обязательно должен дать. Рецепт того, как развить свое мышление, он ведь вам нужен, не так ли? В общем-то, никакого такого особого рецепта, в этом вопросе нет. Напрягая свои мозги, путем постоянного поиска ответов на свои вопросы, путем решения различных задач, путем общения с умными людьми, которые обязательно должны быть умнее вас, вы будете способствовать развитию вашего мышления. Запомните главное – мозг необходимо напрягать, без этого он развиваться не будет. Работайте активно своей головой, думайте, мечтайте, решайте различные проблемы, ищите новые ответы, даже на уже изъеденные вопросы, и ваш мозг не завянет, он будет постоянно развиваться".

 

 

Как развить интеллект
Николай Перов
http://nperov.ru/razum/kak-razvit-intellekt/

 

"Кто-то думает что быть умным в какой-то одной области, значит быть умным вообще. Однако какие-то индивидуумы обладают большими познаниями в области гуманитарных наук или бегло умеют охватить мыслью основную идею какой-нибудь мудреной концепции, но испытывают сложность когда приходиться считать мелочь в магазине, а кто-то наоборот быстро решает математические задачи но теряется при анализе жизненных ситуаций или при оценке людей.

 

Вернемся к описанию способностей интеллекта, они бывают следующие:

 

• Аналитические: умение проводить всесторонний анализ информации, делить ее на смысловые и логические блоки, определять взаимосвязи, сравнивать и сопоставлять между собой различные фрагменты информации


• Логические: логическое ядро рассудка, включает в себя способность рассуждать, мыслить и анализировать не нарушая принципов формальной логики, умение делать верные, логичные и последовательные выводы


• Дедуктивные: качества, способствующее тому чтобы выуживать общую идею из большого массива информации и грамотно формулировать ее, способность к дедукции и обобщению, умение группировать частности в нечто общее, находить закономерности


• Критические: способность к мысленной критической оценке информации, умение отсеивать неправильные выводы, отметать ложные идеи, качество, позволяющее противостоять влиянию и внушению


• Прогностические: умение позволяющее планировать наперед, формировать в уме модель будущих событий и одновременно удерживать в голове варианты решения различных альтернатив


• Способности к абстрактному мышлению: позволяют проникать умом в сложные абстрактные идеи (как математические, логические так и философские) и удерживать в мышлении сложные концепции и системы


• Способности к образному мышлению: способствуют возможности сопоставлять в уме разные по смыслу вещи, подводя их под общий условный знаменатель, умение формулировать сравнения, метафоры что помогает упрощать понимание сложных идеи, переводя их на более доступный уровень понимания, хорошее восприятие художественных образов


• Способность концентрироваться, удерживать внимание: наверное в большей степени относиться к проявлению воли чем к работе разума, но тут считаю необходимым упомянуть, так как это во многом определяет эффективную работу интеллекта.

 

Поддерживает во всем этом нас наша память. На ней не буду останавливаться, думаю, итак понятно какую функцию она несет, но считаю нужным выделить один из типов памяти, важных для работы рассудка


• Оперативная память: умение удерживать в уме одновременно несколько промежуточных операций и находить их решение. Попробуйте перемножить в голове в столбик несколько двузначных чисел: вам придется удерживать в памяти промежуточный результат умножения (то что учителя в школе называли «в уме») для того чтобы получить результат конечный.

 

Вот, собственно, те составляющие нашего разума, которые я выделил в какой-то степени условно, но и сама структура мышления и связей в мозге не однозначна: там все взаимосвязано и одно может дублировать другое в функциональных аспектах, что придумано эволюцией для обеспечения надежности мышления и предотвращения его сбоев.

 

Что же улучшает наши умственные качества?
• Логические и интеллектуальные игры.
• Занятия математикой, точными науками.
• Чтение художественной литературы.
• Изучение других языков.
• Обучение. Уникальная способность нашего мозга — это возможность обучения новым навыкам получения знаний и их применения в своей жизни. В процессе обучения мы учимся учиться!
• И последнее... Познание нового".

 

По поводу последнего (познание нового) напомню. В Бхагавад-Гите (древнеиндийском эпосе) сказано: "Где гибнет познанье, да ведает всякий, там гибнет дитя человечье во мраке". И это при том, что "...удача подобна потере, что горе и счастье равны в полной мере".

 

И еще о том, что, как сказано в статье Перова, структура мышления и связей в мозге не однозначна. Не только структура мышления, но и само сознание человека не привязано однозначно к некоему единому центру. Например, при операции лоботомии возникают два параллельно проявляющиеся сознания в одном человеческом существе.

 

 

Метод Шерлока: как развить наблюдательность, дедукцию и гибкость мышления
Наталия Киеня 28 апреля 2015
http://theoryandpractice.ru/posts/8697-dumat-kak-sherlok

 

"Шерлок Холмс — одна из неувядающих иллюстраций привлекательности острого ума. Навыки, которыми обладал этот персонаж (и которые он позаимствовал у своего прототипа Джозефа Белла, блистательного врача и наставника Конан Дойла), пригодятся в любой профессии, от диагностики до журналистики.

 

Дедукция и индукция
Когда разум окажется подготовленным и насыщенным различными полезными сведениями, можно переходить к упражнениям для развития логического мышления: дедуктивного и индуктивного. Ведь персонаж Конан Дойля пользовался обоими методами, — что, увы, показано в сериале BBC «Шерлок» слабее, чем в книгах Артура Конан-Дойля.

Дедукция —

это метод, при котором частное логическим путем выводится из общего: «Все металлы проводят ток. Золото — это металл. Значит, золото проводит ток». Индукция, напротив, общее выводит из частного: «Я москвич и помню, что снег выпадал каждую зиму. Значит, в Москве зимой всегда идет снег». Шерлок Холмс, осматривая место преступления или оценивая окружающих, нередко шел от частного к общему и обратно, свободно перемещаясь в обоих логических направлениях: «У Джона военная выправка, загар на руках только до рукавов, психосоматическая хромота, — значит, побывал на войне. Где были военные операции в последнее время? В Афганистане. Значит, на войне в Афганистане».

 

Натренировать внимание к деталям можно также, взяв в привычку наблюдение за незнакомыми людьми: на работе, на улице, в социальных сетях. В этом случае важно оценивать человека с разных ракурсов, давая по несколько вариантов ответа на вопросы о том, какой профессией он может заниматься, каково его семейное положение, характер и привычки. Это позволит развить гибкость мышления и перестать каждый раз довольствоваться единственным вариантом ответа, который может оказаться неправильным с большей долей вероятности.

 

Однако главный секрет дьявольской наблюдательности, кажется, заключается не в количестве тренировок, а в наличии сильного интереса. Ведь с повышением эмоциональной ценности предмета изучения и появлением достаточного для автоматизации действий опыта работы у человека возникает так называемое постпроизвольное внимание, фокус которого может не ослабевать часами. Именно постпроизвольное внимание позволяло Шерлоку Холмсу раскрывать преступления. Оно же помогает ученым совершать открытия, писателям — находить наилучшие формулировки и т.д."

 

Да, довольно-таки не мало сейчас находится умников, которые стремятся "переплюнуть" своим интеллектом метод Шерлока Холмса, критически высказываясь на сей счет, в то время как гораздо продуктивнее для развития их мышления было бы не критиковать этот метод, а его тщательно изучать.

 

 

Восприятие и мышление
http://azps.ru/handbook/v/vosp458.html

 

"Между решением перцептивной проблемы и решением умственной проблемы есть и сходство, и различие. В обоих случаях приходится искать гипотезу, которая объяснила бы наблюдаемые факты, в обоих случаях решение часто приходит неожиданно, как внезапное озарение. Однако перцептивное решение проблемы обычно происходит сверхбыстро, оно неосознанно и не выражается словесно и, наконец, решение перцептивной проблемы приводит к восприятию, а не к идее.

 

Восприятие - активный процесс, включающий в себя обучение. Охотники могут узнавать птиц с невероятных расстояний по полету, они умеют использовать небольшие различия для определения объектов, которые для других людей выглядят одинаковыми. То же самое наблюдается у врачей, рассматривающих рентгенограммы или микроскопические препараты, чтобы найти признаки патологии. Нет сомнения в том, что и в этом случае имеет место перцептивное обучение, однако мы до сих пор не знаем точно, как далеко распространяется влияние обучения на восприятие".

 

Действительно, опытный охотник, как я уже говорил в одной из своих статей, не разгадывает следы, подобно новичку-следопыту, а попросту читает и опознает их смысл. То же самое происходит в конечном счете и при решении любых других повторяющихся задач или проблем.

 

 

Сходства и различия научного метода решения проблем в интерпретации Джонсона и Мескона.
(Из реферата)

 

"В процессе формулирования и решения проблемы особое значение имеет постановка вопросов. Вопросы могут быть ясно выражены или не высказаны, четко определены или подразумеваться. Постановка проблемы есть, прежде всего, процесс поиска вопросов, которые, сменяя друг друга в процессе решения проблемы, приближают исследователя к наиболее адекватной фиксации неизвестного и способов превращения его в известное. Это важный и непременный момент в постановке и процессе решения проблемы".

 

От себя добавлю, что человек мыслит прежде всего моделями, а не как-то еще. Последние научные исследования это подтверждают. Наша жизнь и решение любых возникающих в ней проблем или задач – это сплошное моделирование ожидаемых ситуаций. Именно в направлении предвидения ситуаций и следует развивать свои способности решения проблем. Например, даже в такой игровой ситуации, как решение судоку, вы не сможете решить сложную задачу, если не научились и не пытаетесь предвидеть, к какому результату может привести тот или иной выбираемый мыслительный ход. То же верно и относительно любых других решаемых проблем.

 

Решение проблем разворачивается по принципу явно или неявно формулируемых вопросов, задаваемых собственному подсознанию с последующими оценкой отклика подсознания и формулированием новых вопросов. От того как: какие именно и в каком порядке, задаются самому себе вопросы категорически зависит их полезный результат.

 

Можно ли осознавать процесс собственного мышления, его внутренние механизмы? Для этого надо уметь видеть себя и свое мышление со стороны. Психологи и философы нередко отрицают такую возможность: мол, сознание не может осознавать самое себя. Это верно, но только при одном условии, что сознание у каждого из нас едино. Однако мистик и психолог Гурджиев полагает, что в каждом из нас присутствуют десятки разных "я". Это, конечно, более чем неочевидно, но при определенных практиках можно заметить в себе подобный эффект: скажем, не десятки, но до десятка разных "я" можно в себе определить. В силу этой вполне реальной множественности сознания, и, опять же, при определенной практике возможно из некоторой точки выбранного "я" наблюдать и свой мыслительный процесс. Кстати, попытки самоанализа себя и своих мыслительных процессов уже сами по себе являются очень мощным методом развития мышления. Ну а о некоторых приемах моего собственного мышления я попытался рассказать в данном подразделе сайта, используя для этого в качестве иллюстрации решение некоторых игровых задач.

 

Конкретные приемы или алгоритмы мышления – это пока и в значительной мере не раскрытый современной наукой предмет. Психологи нередко утверждают, что даже самые выдающиеся ученые используют те же алгоритмы и способы мышления, которые у них сложились в процессе обычной жизни – то есть, еще до того, как они стали такими учеными. Однако о том, какие именно бывают алгоритмы и способы мышления – об этом, за несущественными или очень малыми исключениями, ничего не говорят.

 

У каждого человека в процессе его жизни складываются собственные алгоритмы и способы мышления. Если бы эти способы и алгоритмы удалось формализировать и описать, то мышление всех людей, стремящихся к его совершенствованию, стало бы намного эффективнее.

 

Я пытался в некоторой мере восполнить этот допущенный наукой пробел, но пока что посещений по части этой тематики на нашем сайте не многим более чем ноль по неизъяснимой прихоти поисковых систем. Так что и мое желание, долго работавшее на холостом ходу, уже устало продуцировать новые попытки на сей счет.

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика