Для того чтобы решать проблемы надо сначала определиться с тем, что такое есть проблема. Я, с вашего позволения, постараюсь пользоваться простым языком.
Итак: проблема – это когда есть поставленная цель и не ясно как ее достигнуть. Проблемы могут быть большие и маленькие, научные и бытовые и т.д.
Психологи определили, что учеными, инженерами и даже гениями сразу не рождаются. Сначала накапливается опыт решения обычных, так сказать бытовых, проблем, затем на основе приобретенного жизненного опыта решаются и прочие проблемы. Так что в самый раз было бы обратиться нам к примеру бытовой проблемы.
Например, такому:
Где найти бы мне такого
Не хромого, не рябого,
Что б не пил и не курил,
Бранных слов не говорил,
На работу провожал,
Тещу мамой называл.
"Где найти бы мне такого" – это пока не известные действия, которые следует предпринять для достижения цели. Далее следует описание цели, которое, однако, делается на основе более широкого описания – описания молодого человека. Это описание имеет несколько закрепленных позиций, отвечающих перечисленным требованиям. Если требование выполнено, ставим "1", иначе – ставим "0". Структура описания может быть разной, например табличной. В первой колонке проставляем значение признака хромоты: единица, если оцениваемый молодой человек не хромой, и ноль – ежели он все же хромой. Во второй колонке проставляем аналогичным образом признаки ряботы: ноль, если рябой, и единица если с этим все в порядке. С остальными колонками (они же позиции) аналогично.
Для конкретного или просто предполагаемого молодого человека получается его описание в виде строки, содержащей нули и единицы. Если таких молодых людей несколько, то получим несколько строк описаний молодых людей. Цели отвечает строка, где во всех позициях стоят только единицы.
Справа от таблицы можно добавить еще одну колонку действий, где указывается какое действие следует предпринять при том или ином сочетании значений признаков в строке. Но можно добавить и отдельную таблицу, где перечислен целый список конкретных действий, которые могут выполняться (проставляется единица) или не выполняться (нуль), в зависимости от сочетания значений признаков в строке описания молодого человека.
В реальности, мы обычно не ограничиваемся только двумя значениями признака: ноль или единица. Например, значение 0,5 в позиции употребления крепких напитков может означать в переводе на более обычный язык: пьет, но умеренно.
Первая таблица описаний – это своего рода обобщенный образ молодого человека, а вторая таблица – обобщенный образ действий. Смею заметить, что по аналогичной схеме создаются все элементы нашего внутреннего мира, обеспечивающего нашу ориентировку и, в частности, возможность решения проблем в мире внешнем. Даже, скажем, зрительные образы формируются по подобной схеме: каждому воспринимаемому признаку цвета, формы и т.д. отвечает своя позиция – т.е. свой ответственный за передачу данного признака канал. Значение признака передается не интенсивностью сигнала, а частотой прерывистых сигналов – при их озвучивании в исследовательской лаборатории это звучит как барабанная дробь. Прерывистые сигналы можно сосчитать, а счет – это уже операция с числами. В общем, наш внутренний мир – это сплошная математика и алгоритмистика, даже если мы не склонны с этим соглашаться или это замечать.
Правда, сказанное не означает, что можно однажды поднатужиться и переложить все внутренние алгоритмы на компьютер. Каждая клетка мозга – это подобие некоторой фабрики с многочисленными функциями и связями. В целом это образует нечто несоизмеримо более сложное против любых мыслимых возможностей нынешних технических систем.
Но принципы решения проблем понять можно. У каждого человека на этот счет есть свои наработанные в течение жизни алгоритмы решения проблем. У кого-то этих алгоритмов больше, у кого-то – меньше. Алгоритмы отрабатываются на каких-то простейших ситуациях, затем они обобщаются применительно к схожим ситуациям и переходят в сферу подсознания. Далее, встречая уже знакомую ситуацию, подсознание опознает ее подобно тому, как мы непроизвольно узнаем чье-то знакомое лицо. И заодно, так же непроизвольно подсознание выдает образ возможных действий с этим "лицом": то ли обнять знакомого человека, то ли применить отработанные правила к знакомой области задач.
В более сложной ситуации включается перебор разных способов решения задач и подзадач.