Работоспособность мозга

Работоспособность мозга – это не только способность мозга работать долго, не уставая, но и способность мозга генерировать мощные информационные потоки внутри своих структур. Для решения интеллектуальных проблем второй из названных факторов работоспособности мозга, пожалуй, важнее, хотя оба эти факторы необходимы в решении любых проблем.

 

Работоспособность мозга в плане его информационной мощности позволяет охватить большое количество информационных связей и выявлять в кладовых подсознания нужные фрагменты и полезные средства решения проблем.

 

Работоспособность мозга в плане продолжительности его без усталостной работы – это не просто количество времени, когда вы заняты проблемой. Здесь важным фактором является реальное количество времени, когда мозг занимается именно заданной проблемой, а не чем-то иным. В этом отношении, важным фактором работоспособности мозга является качество наших желаний и эмоций. Неупорядоченные желания, возникающие во внутреннем мире человека, переключают мозг на обслуживание этих желаний. В результате эффективность работы мозга в отношении решаемой проблемы падает, а как усугбляющее следствие возникают эмоции недовольства и включение борьбы с собственными желаниями, которые быстро истощают энергию мозга и понижают его работоспособность.

 

Сила желания – является фактором интенсивной составляющей работоспособности мозга. Именно желание вызывает взаимосвязанные энергетические и информационные потоки, направленные на решение проблем. Мощное желание дает энергию не только за счет собственного возбуждения, но и за счет подавления очагов возбуждения других "паразитных" желаний. Но мощь желания, если она есть в наличии, требует аккуратного с ней обращения. Иначе "героическое" желание может очень быстро истощиться или истощить мозг, снизив работоспособность переутомившегося мозга до нуля.

 

Опять же, именно качество желания является одним из важных факторов работоспособности мозга. Так, желание работать в направлении достижения цели – это положительный фактор, проявляющийся в хорошей работоспособности мозга, а желание конечного результата работы – может отвлечь мозг от его реальной работы в решении проблем. Не случайно в индийском эпосе – Бхагавад Гите – сказано: "Итак, не плодов ты желай, а деянья, а ради плодов прекрати ты старанья".

 

Поддержание работоспособности мозга без его усталости обеспечивается своевременным отдыхом, отключением от решаемой проблемы. Дейл Карнеги в одной из своих книг описывает как грузчик Шмидт сумел в четыре раза повысить свою работоспособность только за счет организации своевременных перерывов на отдых. Такой же подход, своевременных перерывов на отдых, эффективен и для поддержания устойчивой работоспособности мозга.

 

Во время перерывов можно делать физическую разминку, но не до ощущения физического утомления. Весьма эффективна в таких перерывах гимнастика эмоций. Это когда стоишь перед зеркалом и демонстрируешь быстро сменяющиеся гримасы эмоций: радость, изумление, отчаяние, сосредоточенность, сонливость и т.п. Все это оживляет умственную деятельность и на какое-то время увеличивает работоспособность мозга. Конкретные упражнения по гимнастике эмоций вы может придумать по собственному вкусу. А я уже описывал в своих статьях такие упражнения для поддержания работоспособности мозга и мне не хочется в очередной раз их повторять.

 

Хорошо отдохнувший мозг способен развивать повышенную работоспособность в отношении решения трудных и ранее не поддающихся решению проблем. Я, лично, использую для достижения эффекта высокой работоспособности, отключение мозга от всех мыслей и даже эмоций на несколько минут или даже часов. Именно последнее наиболее эффективно, потому что мозг, после такого сеанса, обретает способность охватывать большие области информационных связей в подсознании и выходить за пределы круга идей, проторенного до этого уставшим или "заезженным" мозгом.

 

Чтобы не досаждать вам излишне собственными соображениями о повышении работоспособности мозга, могу рекомендовать вам обратиться к подробным разработкам на этот счет, описанным в книге "Общая психология" Зоткина Н.В.

 

Подбор методик, как утверждается, основывался на выводе о том, что оптимальная работоспособность зависит от высокой мотивации, способности к адаптации и способности выдерживать эмоциональные (психологические) и физические нагрузки. Методики отбирались из большого количества описанных в литературе по критериям эффективности, простоты выполнения и минимального времени выполнения. Оценка соответствия критериям также основывалась на данных из литературных источников (в основном, на утверждении авторов об экспериментальном или эмпирическом подтверждении их эффективности).

 

Для активации интеллектуальной (когнитивной) сферы используется методика «Интеллектуальной саморегуляции» С.Е. Злочевского. Перед сном суммируются результаты дневной интеллектуальной и практической работы и производится планирование содержания, объема и порядка выполнения работы на следующий день (время выполнения 1-2 минуты).

 

В соответствии с рекомендациями Ф. Перлза: «Зевание и потягивание восстанавливают рабочий тонус мышц. Чтобы увидеть зевание и потягивание в наиболее благоприятной форме, понаблюдайте за кошкой, когда она просыпается после полуденной жары". Здесь, добавлю от себя, зевание эффективно и для улучшения умственной деятельности и восстановления работоспособности мозга. Согласно известному мистику Гурджиеву, при зевании происходит переток накопленной энергии в центры мозга, ответственные за его работоспособность и решение проблем.

 

Дыхательное «бодрящее» упражнение для поддержания работоспособности мозга рекомендуется делать каждый час: несколько раз повторить медленный вдох и резкий выдох - и «восстанавливающее» упражнение: на счет шесть - вдох, на шесть - задержка дыхания, на шесть - выдох (время счета постепенно удлиняется при последующих упражнениях). Нечто подобное для улучшения работы мозга есть и у йогов: очищающее дыхание с интенсивным выдохом через сложенные в трубочку губы.

 

В общем, не буду повторять всего того, что вы можете найти сами по части повышения работоспособности мозга в названной книге. При желании вы найдете ее или статьи о ней в интернете. А я напомню о том, что данная, т.е. моя, статья – одна из серии статей, касающихся повышения наших возможностей в решении интеллектуальных проблем.

Copyright © 2009 - 2022 Алгоритмист | Правовая информация
Сделано в JustCreative | Карта сайта
Яндекс.Метрика