Средства решения проблем – решаем сложные судоку

Средства – это первое и главное условие того, что позволяет нам достигнуть целей в решении стоящих перед нами проблем. Сегодня я приступаю к изложению возможно самой сложной для понимания своих статей о средствах и способах решения задач судоку, а вернее, оговорюсь в очередной раз, о средствах и способах решения проблем с использованием для этого судоку, как моделирующий проблемы пример.

 

В предыдущей статье я привел два примера решения задач судоку, когда в клетку (ячейку) таблицы полагалось вписывать не более одной цифры. Все прочие варианты с числами и возможными заполнениями цифрами пустых клеток следовало держать в голове. Эти два примера были относительно простыми, хотя они и брались из списка экстремальных судоку http://www.graycell.ru/sudoku.html. Простыми в том смысле, что не требовалось держать много данных в голове и можно было обойтись без записи каких-то вариантов и заметок на бумаге или прочем носителе.

 

Требование записывать не более одной цифры в клетку, держа все прочие варианты в голове, обусловлено тем, что наиболее эффективная часть решения проблем протекает именно в операциях, производимых в уме. Об этом достаточно подробно излагалось в предыдущей статье, поэтому не буду здесь длинно повторяться, а просто скажу о том, что, решая сложные судоку без вспомогательных заметок и т.п., вы вскоре столкнетесь с необходимостью держать в своей памяти весьма большие для обычного человека объемы информации.

 

В идеале, нужно достигнуть такого состояния, чтобы помнить всю таблицу, заполненную предельно числами, как в примере задачи приведенной в первой о судоку статье:

 

 

Вы это, надеюсь, помните? А исходная таблица содержала в себе пустые клетки:

 

 

Затем полагалось "вычеркнуть", т.е. удалить из чисел в исходно пустых ячейках лишние цифры, что приводило к варианту таблицы вида:

 

 

Ну так в менее строгом идеале надо достигнуть такого состояния, чтобы помнить такого рода, как эта последняя, частично обработанную таблицу. Назовем ее рабочей таблицей. Но эта рабочая таблица должна быть лишь в уме, а перед глазами – исходная таблица с незаполненными клетками. А далее решать задачу по очень простой технологии, описанной в первой статье по судоку, но удаляя лишние цифры лишь в уме, а исходно пустые клетки так и оставлять пустыми или заполнять их не более чем одной цифрой на одну клетку. Кроме того, в этом идеале нужно обрести умение быстро выделять и как бы сразу умозрительно видеть все допустимые варианты в ячейках блоков ("квадратиков"), строк и столбцов, иначе подобную приведенной выше рабочую таблицу слишком долго придется составлять в уме. Так что две, важные для решения проблем, способности надо развивать:

а) быстро выделять умственно и даже умозрительно видеть фрагменты рабочей таблицы;

б) удерживать эти фрагменты в памяти, расширяя их до объема рабочей таблицы.

 

Практически могут быть разные облегченные варианты достижения этой цели, о которых еще поговорим. Но главное здесь - понять ключевую идею или требование: судоку нужно решать в уме, фиксируя на бумаге или другом носителе лишь заполнение ячеек, отвечающее требованию не более одной цифры в одну пустую ячейку.

 

А вот теперь и начинается самый сложный для объяснения момент. Память и интеллект обычно человека не приспособлены для решения подобных задач с удержанием и прокручиванием больших объемов информации в своем уме. "Фокус" в том, чтобы для начала суметь поставить перед собой такую "сверхзадачу". Расслабьтесь и спросите у себя, что для этого нужно, чтобы суметь решать задачи судоку таким путем. Скорее всего, внутренний ответ (его ощущение) будет таким, что в процессе решения надо расслабляться и одновременно сконцентрироваться на задаче. Но это пока лишь поверхностный ответ подсознания, которое пока еще не знает и не понимает чего от него хотят.

 

Далее идет более жесткое упражнение отключения всех мыслей в вашей голове. Это, как бы подобное кому-то ни показалось странным, вполне возможно. Но сначала надо научиться отключать мысли хотя бы на доли секунды, потом на секунды, потом, уже уловив суть этого внутреннего действия, растягивать отключения на несколько минут и т.д. Не буду расписывать как продолжительно надо проводить подобные "сеансы", потому как это, как и в любви, каждый решает для себя индивидуально. Но если отключения мыслей будут непродолжительными, то и эффект от этого действия будет не большой.

 

Но если вы все же проявите упорство, то... Я увидел заметный полезный эффект через неделю подобных занятий, хотя следовал методу отключения мыслей не очень тщательно, так как отвлекался на мысли о том, как я смогу рассказать об этом методе в статье.

 

Ну что ж, попробую рассказать. Если вы проявите упорство в следовании отключению мыслей, то в подсознании начнут всплывать варианты ответов как перестроить себя так, чтобы решение поставленной задачи оперирования большими объемами информации в уме оказалось возможным. Вы попробуете следовать этим внутренним советам, и поначалу скорее всего неудачно. Но подсознание будет постепенно осознавать свои ошибки и что от него требуется для выполнения поставленной задачи. Параллельно вы можете заметить разные побочные эффекты. Сначала может быть даже ухудшение самочувствия из-за непривычного рода усилий. Потом могут появиться разные полезные эффекты: например, заметите улучшение своего зрения или нормализуется само собой ранее повышенное кровяное давление и т.п.

 

Я этот метод отключения сознания испытывал неоднократно. Год назад я как-то жутко разладился и был на грани перехода в лучший мир. Но через бред и полууснувшее сознание я все же помнил об этом методе, который ранее спасал меня неоднократно. Так вот, я отключал мысли сутками. Постепенно боли стали отступать, сон, который ранее длился лишь по несколько минут удлинился до часов. Ну а потом, хотя и не сразу, все нормализовалось.

 

Так вот, и переход в режим с состоянием повышенной способности оперирования большими объемами информации в уме происходит в чем-то подобно описанному выздоровлению. Отключая мысли, вы перестраиваете себя. В этом нет ничего страшного. Не будете следовать режиму отключения мыслей – все вернется на круги своя. Но если вы все же единожды достигнете успеха, то потом будет гораздо проще его внутренне вспомнить и повторить.

 

Однако поговорим и о том, как можно упростить поставленную задачу. Чтобы облегчить запоминание рабочей таблицы, надо обращать внимание на разные особенности исходной таблицы судоку.

 

Например, рассматривая вышеприведенную исходную таблицу, можно, хотя и не сразу, заметить, что цифры 1 и 8 в ячейках G7 и G8 блока 9 не могут находиться выше в ячейках G4, G5 и G6 шестого блока, зато они обязаны занять остальные две пустые ячейки H5 и I6 этого блока. В результате оставшиеся пустые ячейки G4, G5 и G6 данного блока могут занять лишь числа 567 или, иными словами, лишь цифры 5, 6 или 7. Затем, в оставшихся 4-х пустых ячейках G-столбца могут находиться лишь числа 2349 и т.д.

 

Рассказывать об этом бесполезно – каждый здесь может фантазировать и привязываться к тем или иным особенностям исходной таблицы ради облегчения механической нагрузки на память на свой лад. По мере заполнения части пустых клеток цифрами количество подобных зацепок для памяти будет возрастать, а объем необходимой механически запоминаемой информации – уменьшаться. Собственно, так оно и должно происходить в практическом плане. Потому что запоминание, анализ и попутное упрощение рабочей таблицы – это наиболее эффективный режим в решении судоку. Например, заметив, что ячейки H5 и I6 могут содержать только число 18, можно сразу же обнаружить, в ячейке H5 может разместиться лишь цифра 1, так как восьмерка перекрывается ячейкой F5=1. Далее, в ячейке I6 теперь может находиться только цифра 8 и т.д.

 

Что это дает? Это дает свободу и ощущение свободы в решении задач судоку. Не надо будет утомительным образом предварительно заполнять пустые клетки громоздкими вариантами возможных чисел. Далее резко уменьшается количество рассматриваемых вариантов заполнения пустых клеток, так как действия, выполняемые при этом, обретают более четкий смысл – учитываются не только перекрытия, описанные в предыдущей статье, но и то, как они "вычеркивают" или в них "вычеркиваются" лишние цифры из умозрительно заполненных ячеек. А далее, можно научиться прокручивать в уме даже варианты судоку, где требуется выбрать одну или (это максимум для обычных задач) две цифры простым подбором. Впрочем, может оказаться, что какую-то часть задачи судоку проще решить подбором, даже если есть возможность ее решить иным путем.

 

Ну а главное – возрастет мощность работы вашего мыслительного аппарата.

 

Если вы достигните прогресса в подобном занятии умозрительного решения проблем, то далее будет смысл поговорить и об иных способах решения задач судоку, о чем будет речь в следующей статье.

 

Список и краткий обзор статей, касающихся судоку

Copyright © 2009 - 2022 Алгоритмист | Правовая информация
Сделано в JustCreative | Карта сайта
Яндекс.Метрика