Адекватность – психика и организм

Адекватность – это один из основных механизмов взаимодействия психики, физиологии и в целом функций организма. Идея адекватности заключается в том, что человек - это множество чередующихся состояний. В данный отрезок времени обычно имеется какое-то главное - ВЕДУЩЕЕ - состояние, или впечатление, или представление, настроение и т.п. Короче, просто ведущее состояние. Все психологические, физиологические и др. процессы в человеке взаимосвязаны и по законам адекватности этих процессов они СВЯЗАНЫ АДЕКВАТНО. Это означает, что если в человеке изменяется одно состояние или процесс, то адекватно ему изменяются все остальные состояния или процессы.

 

При возникновении нового ведущего состояния, изменения в психике и в организме человека происходят в направлении адекватности этому состоянию. При плохом настроении у человека меняется тонус мышц, появляется сутулость, ухудшается состав крови и появляется ряд других неприятных следствий, адекватных негативному настроению. Подробности опускаю.

 

Когда я в период практики на пути действия вышел на улицу, то почувствовал, что свободное дыхание (это когда чувствуешь, что дышится легко и приятно), которому я следовал, требует выпрямиться и подтянуться - это будет адекватно ощущениям бодрости и силы, которые, видимо, адекватно связаны со свободным дыханием в состоянии ходьбы.

 

Адекватность во взаимодействии психики и организма проявляется в режиме следования цели. Поставленная перед собой цель организует человека и духовно и физиологически. Это связано с тем, что, представляя свой путь к цели, человек представляет и себя на этом пути. Адекватно этому представлению о себе меняется и общее состояние человека по всем его психическим и физиологическим компонентам.

 

В аватаре-йоге есть такой прием: человек смотрит на себя в зеркало и представляет себя красивым, с сильным телом. И здесь тоже возникает процесс, адекватный такому представлению.

 

Следуя идее адекватности, надо понимать, что мы живем в двух мирах: реальном и воображаемом (модели первого). Все наши мысли, переживания это жизнь во втором мире. Воображаемый мир это не только мир иллюзий и т.п. Он имеет и важную функцию - приспособления к внешнему миру. Когда человек непосредственно не сталкивается с внешним миром, то механизм адекватности адекватным образом приводит в равновесие с внутренним (воображаемым) миром человека его психики и организм.

 

Воображаемый мир фактически состоит из множества отдельных миров и соответственно им мы по разному, т.е. адекватным образом, настраиваемся идя на свадьбу, похороны и т.д. Прежде чем вступить в контакт с внешним миром, человеку нужно пожить какое-то время в адекватном ему воображаемом мире. Простейший пример: перед выходом зимой на улицу надо мысленно побыть на ней, пока не сработают адаптационные механизмы. Тогда вероятность простуды и просто неприятных ощущений станет меньше.

 

Итак, психика и организм человека устроены таким образом, что они способны через механизм адекватности приспособляться к воображаемому миру. Пределы возможностей такого приспособления не известны, но они велики и зависят от продвижения по пути действия.

 

Пожалуй, говоря о механизмах адекватности, следует сказать вот о чем. Чтобы чувствовать себя иначе, надо и вести себя иначе. Возможно ли быть в хорошем настроении одновременно будучи чем-то недовольным? Если возможно, то в каких-то очень ограниченных пределах. А за этими пределами по закону адекватности снова стоит выбор: быть довольным собой, своим положением, этим миром или быть не довольным этим всем.

 

Об этом часто забываешь и это не всегда кажется очевидным если не принимать идею адекватности в расчет. Но, присмотревшись к себе, можно в очередной раз заметить, что если мы выбираем думать о предстоящем действии или о чем угодно, как о чем-то неприятном, то оно и будет таковым. И наоборот. Чтобы быть положительным, надо, по закону адекватности, положительно мыслить.

 

Связь механизма адекватности с психикой и организмом проявляется в позе и осанке человека, что открыто йогой с древних времен. Эту связь адекватности, самочувствия и позы я, как и многие другие, почти не замечал или не осознавал. Но теперь и довольно давно замечаю вполне определенно. Если у тебя действительно меняется настроение, то меняется и осанка. Такую осанку не надо имитировать, вернее, навязывать ее, но и не надо мешать ей.

 

Вот, в плане адекватности, я в какой-то момент медитации непроизвольно выпрямил спину и шею - так показалось мне удобнее. И действительно, при выпрямленной позе всякие посторонние мысли текут как-то менее охотно. А ведь это же положение (прямая линия) спины и шеи рекомендуется в учениях по медитации и, наверное, оно тоже было найдено эмпирически...

 

И вдруг я вспомнил мой давний афоризм, как раз в плане идеи адекватности: "Боимся мы не ситуаций, а нашего поведения в них". Действительно, сначала мы представляем наше поведение в ситуации, а потом это наводит на нас беспокойство или страх. Если присмотреться к себе, то я вообще больше всего боюсь не чего-то другого, а неумения противостоять своим инстинктам и рефлексам. И чаще всего меня больше всего пугает мой собственный страх, который может наброситься на меня в любой момент.

 

"Ведите себя так, словно вы уже счастливы, и вы действительно почувствуете себя счастливыми" - Дейл Карнеги, записавший эти слова, видимо тоже был знаком с идеей адекватности.

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика