Базовые ценности и отношения

Ценность – это нечто значимое для человека (объект, процесс, состояние и т.п.), ради приобретения или увеличения чего человек готов активно действовать и расходовать ресурсы. Ценности бывают базовые, второстепенные, мнимые, ложные. Второстепенные – это малозначимые ценности. Мнимая ценность – это то, что человек лишь считает или называет ценностью, но ради чего он не готов реально действовать и расходовать ресурсы. Ложные ценности, вроде курения и алкоголя, - условные ценности, достижение которых противоречит базовым ценностям. Отношения к ценностям всегда условны, поэтому многие ценности можно, при желании или необходимости, изменить. Однако базовые ценности – это то исходное, что изменить в себе нельзя без того, чтобы жизнь утратила свой смысл.

 

Профессор из университета штата Огайо Стивен Райс вместе со своей аспиранткой Сьюзан Хаверкамп составил список из 328 возможных жизненных целей. Затем они опросили 400 человек разного возраста и социального положения. Полученные результаты были подвергнуты факторному анализу. Оказалось, что всю палитру ценностей можно объяснить действием 16 независимых факторов, которые Райc назвал базовыми потребностями или ценностями, которые в итоге были истолкованы следующим образом:

 

• Авторитет (или власть) - потребность влиять на других

• Независимость - потребность полагаться только на себя

• Любопытство - потребность получать новые знания

• Одобрение окружающих - потребность быть принятым другими людьми

• Порядок - потребность организовать пространство вокруг себя

• Создание запасов - потребность делать накопления

• Честь - потребность быть верным своей семье и предкам

• Идеализм - потребность в социальной справедливости

• Социальный контакт - потребность в компании

• Семья - потребность растить собственных детей

• Статус - потребность иметь высокое общественное положение

• Сведение счетов - потребность быть победителем, мстить за обиды

• Любовь - потребность быть красивым и заниматься сексом

• Еда - потребность в пище

• Физическая активность - потребность в физической нагрузке

• Покой - потребность в эмоциональном спокойствии.

 

Для меня, например, не все из перечисленных ценностей являются базовыми, а к многим из них могу изменить свое отношение в плане оценки их важности для меня или даже отказаться от них или поменять их.

 

В целом, мое понимание базовых ценностей не совпадает с перечнем Райса, как и с классификацией других психологов и ученых. По-разному понимают ценности и обычные люди, не задумывающиеся об условности фактора отношения к ценностям, о философии жизни и т.п.

 

Для кого-то базовыми ценностями являются лишь материальные ценности: деньги, еда, одежда, жилье, а прочее уже менее волнует. Для кого-то приоритетными являются такие базовые ценности, как познание, творчество и творческое саморазвитие, самосовершенствование своей особы, самовыражение или возможность проявить способности, заложенные в себе.

 

Базовые ценности могут относиться и к так называемым общечеловеческим ценностям, из которых можно выделить:

 

• Любовь к самому себе (это не обязательно эгоизм).

• Потребность в хороших взаимоотношениях с людьми.

• Создание домашнего очага.

• Создание семьи, воспитание детей.

• Любовь к своей Родине.

• Работа или общественная деятельность.

• Отдых.

 

Отдельно отмечу цель. Цель является базовой потребностью для большинства людей. Наличие цели – это непременное условие полноценной жизни. Жизнь без цели скучна и однообразна.

 

Вам теперь остается лишь пройти по этим перечням и ответить для себя на следующие вопросы:

 

Что является для вас по-настоящему ценным и чего бы вам по-настоящему хотелось бы в своей жизни достичь?

 

Можно применить и другой подход: определить то, что мы считаем для себя обязанными придерживаться, но что при желании можно поменять. За исключением каких-то базовых элементов.

 

Таким образом, вам, возможно, удастся выявить свои истинные базовые ценности, хотя это не настолько просто, как может показаться на первый взгляд.

 

В своих давних записях я нашел извлечения (откуда они взяты не указано), более-менее близкие к теме отношения к ценностям и базовых ценностей. "Из субъективных факторов следует выделить тот главный, который заключается в ощущении человеком смысла собственной жизни. В душе человека существует в основном неосознанная система ценностей. Эта организованность (структура) ценностей и создает у человека ощущение порядка в душе. Потребность установить этот порядок является инстинктивной и составляет "закон смысла" - фундаментальный принцип, которому подчиняется вся жизнь человека.

 

Действительно, никто не сделает добровольно того, что, с его точки зрения, не имеет смысла. Исчезновение главной цели из-за невозможности или даже в результате ее достижения - означает распад всей системы ценностей. Это воспринимается как хаос, растерянность, утрата смысла и тягостное состояние, порой близкое к невротическому. Но в это же время в душе человека осознанно или неосознанно идет поиск новых ценностей, происходит сотворение нового внутреннего мира". Вот именно, СОТВОРЕНИЕ НОВОГО ВНУТРЕННЕГО МИРА. А еще это одновременно может отвечать попыткам изменить отношение к прежним ценностям, сделать переоценку ценностей или принять НОВУЮ СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ.

 

Да, человек может и делает переоценку ценностей, когда по желанию или под давлением обстоятельств приходится менять свой образ жизни и принять новую социальную роль. Скажем, инженер, относящийся пренебрежительно к профессии продавца, в силу постигшей его безработицы становится продавцом. Отношение его к ценности "быть продавцом" меняется не только осмысленно, но даже рефлекторно – личная философия это наш слуга. Но это еще не все. С бывшим инженером остается его личный набор базовых ценностей. Одна из таких базовых ценностей – реализуется в потребности уважать самого себя. Это функция психики, а не то, что может бывший инженер в себе заменить. Остается только один нормальный выход относительно базовой ценности: продавец обретает уважение к себе за то, что он продавец. То есть, согласно такой психической функции, как базовая ценность самоуважения, продавец уважает себя за то, что он хороший продавец. Аналогичным образом, нищий может уважать себя за то, что он нищий, вор - за то, что он умелый вор, подлец - за то, что он ловкий подлец. А впрочем, об этом я уже писал весьма подробно в одной из своих статей.

 

Человек, при желании, довольно свободно может менять свое отношение к ценностям. По сути, каждый человек, так или иначе, под действием обстоятельств занимается переоценкой своих ценностей всю жизнь. Но базовые ценности остаются с ним.

 

В этом смысле – в плане реализации базовых ценностей - нищий может быть богаче короля. Можно быть богатым и обделенным. Если ты не склонен истязать себя завистью, то важно не то, насколько ты богат, а насколько богатым себя чувствуешь. А в плане отношения к ценностям должен сказать, что с возрастом мы склонны рассматривать наш негатив как некую сверхценность, которой не допустимо изменять. Однако здесь мы должны принять другую точку зрения: негатив - это не ценность, а лишь одно из состояний человека, в котором он может пребывать, но не обязан пребывать.

 

Обстоятельства конечно себя проявляют и воздействуют на нас. Но суть в том, что человек, так или иначе, должен находит и при желании находит интерпретацию своего отношения к жизни, адекватную его внутреннему состоянию, базовым ценностям и внешним обстоятельствам.

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика