Целевой образ и целевая установка

Целевой образ - это средство, с помощью которого человек способен организовать свое стремление к целям как к реальным результатам. Целевая установка – это, прежде всего, готовность к достижению предвосхищаемого результата сообразно целевому образу и поставленной цели. Первое в построении цели – это желание. Желание ищет и находит целевой ориентир и совместно с ним инициирует целевой образ. Целевой образ позволяет сформулировать или четко обозначить цель и, совместно с целью, определить целевые задачи. Целевая готовность – это реальная готовность действовать в направлении достижения цели.

 

Целевой образ и целевая или психологическая установка у психологов имеет несколько толкований. Так, в психологическом словаре установка понимается как готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Д.Н. Узнадзе развил представления о целевой установке как готовности субъекта к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности. Целевой образ - это образ, в котором субъект осознает будущее состояние чего-либо (деятельности, информации, вещества, умений субъекта, его знаний, чувств) как желаемое для себя, которое может быть реализовано благодаря активности человека. Целевой образ так или иначе предшествует цели.

 

Под установкой понимается, также, готовность воспринимать и действовать, понимать и трактовать объект восприятия, мышления или будущих событий определенным образом. Это особое видение в свою очередь является основой целесообразной или нецелесообразной избирательной активности человека, его поведения. Целевая установка и целевой ориентир регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности. Несмотря на то, что психологическая установка порой действует на уровне бессознательного, она формируется по законам, которые вполне доступны пониманию и сознанию человека.

 

Любой создаваемый целевой настрой опирается на какой-то ведущий, целевой образ или ориентир, даже если человек этого не осознает. Прыгающий имеет в своем воображении сформированный образ прыжка. Штангист - целевой образ состояния концентрации силы, которое обеспечит ему успех. Ведущий образ здесь - это внутренний целевой ориентир, удерживаемый в воображении или в подсознании. Это одновременно и целевая психологическая установка, и цель совместно с ощущением готовности движения к цели. И если эта цель поставлена искренне и твердо, но не через силу, то психика в соответствии с целевым ориентиром и целевой психологической установкой сама организует и себя и организм в соответствии с "проектом", заданным целевым образом. Причем поиск средств организации этого соответствия идет автоматически, на подсознательном уровне. Но в большей или в меньшей мере к этому подключается и сознание. В зависимости от того, насколько человек понимает суть этих процессов целевой самонастройки и насколько у него развит самоконтроль.

 

О внутреннем благополучии. Целевого образа этого благополучия у меня, скажем, на данный момент нет. Но уже есть желание его как-то достичь. Начинаю с размышлений и оценки исходной ситуации. Здесь главное, не соврать самому себе. Да я понимаю и осознаю несправедливости текущей жизни и в отношении меня, и в отношении наиболее симпатичных мне людей. Но, как я уже определился, мне сейчас нужно другое - выбрать более комфортную точку зрения на себя и на этот мир. И подключенный этим желанием внутренний поиск ищет нужный целевой ориентир и постепенно все более находит для этого желания опору, причем каким-то непредвзятым путем. Я как бы заново из некоторой наличности возможностей ВЫБИРАЮ СЕБЯ, выбравшего жить. В каком-то смысле я ничего не придумывал, а просто находил и принимал во внимание аргументы, которые раньше во внимание не принимал. И сопутствующие этому внутреннее усилие, внутренний поиск я часто воспринимал, как необходимость и попытку понять нечто такое, чего раньше не понимал. Так я констатирую процесс, а результат его пока условен – целевой образ обретает лишь единичные нечеткие признаки и пока не определен.

 

Итак, в своем формировании целевого образа внутреннего благополучия я как бы заново из некоторой наличности возможностей ВЫБИРАЮ СЕБЯ, выбравшего жить.

 

Дальнейший итог внутренней работы (во многом не осознанной) по формированию целевого образа подводит к тому, чтобы в качестве целевого ориентира принять неизбежность, не как нонсенс, который ты не приемлешь, а как нечто естественное, как то, что и должно быть. Если считаешь, что он (мир) не "норма", то в ответ получаешь внутренний разлад. Осознанно или нет, но я, следуя целевому ориентиру, стремился привести мир в "норму". Ну а далее пытаюсь уже и действовать волевым путем, побуждая себя к позитиву. Каждый имеет способность подобное сделать. Это как в старой песне: "Давай, Серега, смотреть на жизнь повеселей".

 

В результате волевого воздействия в направлении позитива меняется целевой образ и сам собой меняется строй мыслей. Исходя из подобных наблюдений, я делаю вывод о том, что в целом внутреннее состояние, достигнутое действием, определяет "философию", а не наоборот, и, насколько я мог заметить, внутреннее состояние само, через осуществляемый на уровне подсознания внутренний поиск, подбирает себе целевой образ, а с ним и подходящую "философию" (если в ней возникает нужда), используя для этого интеллект. Изменить свою философию только посредством размышлений либо невозможно, либо это будет очень длинный, а порой, как у меня уже бывало, и очень мучительный путь.

 

Не следует забывать, что целевой образ и новое психическое состояние достигаются, прежде всего, через внутренний поиск на внесловесном уровне через механизмы работы подсознания, а не посредством рассуждений и "дискуссий" с теми аргументами, к которым прежнее состояние успело найти повод себя привязать (не надо отождествлять себя с тем, что мешает тебе). Чем чище новая целевая установка, тем короче путь к целевому образу и цели.

 

Как я приходил к решению сложных эмоциональных и/или интеллектуальных проблем? Посредством погружения в состояние безмыслия, которое уже имел случай в статьях этого раздела не однажды описать. Сначала инициируешь какой-то целевой образ того, что желаешь получить. Порой эта операция протекает долго и упорно - скажем, день или более того. Потом в конце концов появляется специфическое ощущение того, что что-то зреет внутри. Не надо пытаться своими торопливыми словами это ощущение "обогнать" этот процесс - получится неточно и установка на внутренний поиск тоже будет искажена. Вот, пожалуй, все. Но можно добавить фрагмент из дневника:

 

"Ты тот, каким себя сумел представить". Суть действия принципа в том, что психика и организм подстраиваются под собственное представление о том, каков ты есть или станешь. Это представление, в данном случае, служит для подсознания внутренним целевым ориентиром.

 

В описанной технологии применения целевых образов и ориентиров надо различать собственно несовершенства нашего психического аппарата и несовершенство того, как мы используем его.

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика