Ценности, отношения - базовые и условные

Ценности, отношения – то, что мы считаем для себя обязанными придерживаться, но что при желании можно поменять. За исключением немногих базовых элементов.

 

22.02.92. "Устаешь не столько от работы, как от своего отношения к ней".

 

... Человек может быть положительным и отрицательным. Это известно из йоги. На языке отношений это означает, что человек выбирает свое отношение к миру и к себе. Переоценка ценностей это тоже выбор отношений. Порой она происходит непроизвольно, иногда сознательно. Принятие для себя морали дворянина или йога это тоже выбор отношений.

 

28.10.91г. В своих давних записях я нашел извлечения (откуда они взяты не указано), более-менее близкие к теме. "Из субъективных факторов следует выделить тот главный, который заключается в ощущении человеком смысла собственной жизни. В душе человека существует в основном неосознанная система ценностей. Эта организованность (структура) ценностей и создает у человека ощущение порядка в душе. Потребность установить этот порядок является инстинктивной и составляет "закон смысла" - фундаментальный принцип, которому подчиняется вся жизнь человека.

 

Действительно, никто не сделает добровольно того, что, с его точки зрения, не имеет смысла. Исчезновение главной цели из-за невозможности или даже в результате ее достижения - означает распад всей системы ценностей. Это воспринимается как хаос, растерянность, утрата смысла и тягостное состояние, порой близкое к невротическому. Но в это же время в душе человека осознанно или неосознанно идет поиск новых ценностей, происходит сотворение нового внутреннего мира". Вот именно, СОТВОРЕНИЕ НОВОГО ВНУТРЕННЕГО МИРА. А еще это одновременно может отвечать попытке принять НОВУЮ СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ.

 

7.03.99. 9-40. Продавец уважает себя за то, что он продавец. А Саша Симененко явно не осуждает себя, а напротив доволен был собой за то, что смог с удовольствием выслушать то, как хорошо их, "гербалайфщиков", послали. Нищий может уважать себя за то, что он нищий, вор - за то, что он умелый вор, подлец - за то, что он ловкий подлец. А рекламист может уважать себя за то, что он хороший телерекламист, хотя мне бывает и тошно на таких "людишек" смотреть. Наконец, богач уважает себя за то, что он богач, а философ уважает себя за то, что ему наплевать на те ценности, за которые уважает себя богач. Истинный бродяга уважает себя за то, что он бродяга, а не человек, привязанный к вещам.

 

11.03.99. 6-45. Зацикленность внимания на собственной персоне, не срабатывание механизма переключения внимания - это болезнь. Но в своих блужданиях вне "философической" комнаты я реже или чаще, но неизбежно возвращаюсь в нее. Это, со всеми вытекающими последствиями, комната "выбравшего жить" и, как бы редко она ни навещалась, она должна, как часть психического аппарата, свои функции выполнять и иметь соответствующие составляющие, чтобы эти функции выполнять. С этой точки зрения, а она, возможно, не единственная относительно сути свойств человеческого существа, и пойдет дальнейший разговор.

 

Итак, у меня нет выбора не иметь потребностей. Аналогичным образом, у меня нет выбора ни с каким имиджем себя не отождествлять. Вопрос только в выборе имиджа. После его "принципиального" выбора необходимо заполнить "анкету" - матрицу имиджа, где должны быть перечислены потребности с учетом их значимостей и ценностей вместе со списками выбранных "предметов", отвечающих выбранным потребностям, должны быть указаны ситуации, отвечающие стандартным способам реагирования на них (обида, страх и т.д.) и, помимо прочего, должны быть указаны собственные свойства, которые могли бы быть основанием для того чтобы быть довольным собой и иметь уважение к себе. Акцентируемся на последнем.

 

За что можно себя уважать? Шут может уважать себя за то, что он шут, подлец - за то, что он ловкий подлец и т.д. А за что может уважать себя человек, который, в отличие от меня, не является "живущим на нижнем этаже"?

 

Ученый или исследователь может уважать себя за объективность, непредвзятость, за любовь к истине вне зависимости от того "горькая" она или нет, за свою способность видеть мир с научной точки зрения, за стремление к познанию и далее что-нибудь в таком же роде.

 

"Артист" может уважать себя за любовь к искусству, музыке, стихам, за способность к творчеству, за способность чувствовать красоту природы, картин и т.д.

 

Мудрец может уважать себя за способность к самоуничижению, за способность не поддаваться низменным стастям...

 

Йог... надо спросить у йога.

 

Маг, вроде дона Хуана, может уважать себя за то, что он не привязан к распорядкам и вещам, за то, что не имеет чувства собственной важности и не считает себя более значимым против растения или жука, за то, что он с легкостью может менять бытовые имиджи, не придавая значения ни одному из них.

 

Каждой названной позиции отвечает свой имидж, а уважать себя можно даже за то, что ты, в отличие от прочих двуногих, обладаешь способностью не уважать себя. Это не шутка и не пердергивание. Структура, реализующая функцию уважение к себе, должна существовать и она должна быть задействована, но аргумент для активации этой функции может быть разный, в том числе и такой "странный" аргумент.

 

13.03.99. 13-50. "Надо быть довольным тем малым, что у меня есть". Эта мысль возникла на уровне ощущения и похоже, что иного не дано. Нельзя быть недовольным и одновременно быть в хорошем настроении. Поскольку это эмпирически найденная установка, то я ее оформлю в таком виде: "Надо добиться ощущения, что ты доволен тем малым, что у тебя есть на данный момент".

 

18-15. "Не навреди" - заповедь на пути действия. Потому как в новом импульсе хорошего настроение я уловил момент бескорыстия, к которому предыдущая установка если и подходит, то не во всех смыслах. Это настроение беззаботно смотрящего на огонь костра или что-то в этом роде, когда все суетное остается где-то позади.

 

Наверное, это нормальная способность - отходить временами от всего суетного. А отсутствие ее - это, может быть, уже обделенность или болезнь.

 

В каком-то смысле нищий может быть богаче короля. Можно быть богатым и обделенным. Если ты не склонен истязать себя завистью, то важно не то, насколько ты богат, а насколько богатым себя чувствуешь. А моя главная проблема не только или даже не столько в малом количестве ценностей, которые предоставляет жизнь, как в том, что я не использую многие из них или использую, но не бываю этим доволен.

 

22.11.00. 12-40. С возрастом мы склонны рассматривать наш негатив как некую сверхценность, которой не допустимо изменять. Однако здесь мы должны принять другую точку зрения: негатив - это не ценность, а лишь одно из состояний человека, в котором он может пребывать, но не обязан пребывать.

 

10.04.91. Сдвиг какой-то есть: в работе и, небольшой, в медитации. Более четко выявился еще один фактор, мешающий работе, о котором я упоминал уже 7.04.91. Это - НЕИСКРЕННЕЕ ОТНОШЕНИЕ К САМОЙ РАБОТЕ.

 

6.05.91. 23-25. Кстати, подумал о готовности к неудачам и настроение улучшилось НЕПРОИЗВОЛЬНО. И вспомнил свой собственный, доселе казавшийся умозрительным афоризм: "Человек боится не ситуаций, а своего отношения к ним".

 

30.11.91. "Чувствуем мы не только то, что испытываем, но и наше отношение к нему". Это не просто предположение. Мне не раз удавалось без особых раздумий и усилий, правда на сравнительно короткое время, чувствовать холод на улице, но не чувствовать, что он чем-то неприятен. А навык не чувствовать какое-то время неприятность холода сохранился у меня еще с армии и детства.

 

22.02.92. "Устаешь не столько от работы, как от своего отношения к ней".

 

2.10.96. 11-40. Еще по мотивам тетрадей... То, что человек считает своим "Я", это субъект. То, на что он обращает внимание и делает предметом анализа, это объект. Поскольку человек может анализировать и самого себя, то соотношение между субъектом и объектом может меняться в широких пределах. Соответственно меняется и отношение к себе.

 

11.10.96. 11-50. Чтобы успокоиться, надо либо решить мешающие спокойствию проблемы, либо, по меньшей мере, определить свое отношение к ним.

 

12.10.96. 14-25. Вспомнил, что на пути действия мне уже приходилось решать для себя проблему отношения к жизни, не повторяя глупостей дураков и глупостей умных людей. Я решил, что это был не мой выбор - приходить или не приходить в эту жизнь. И не мне устанавливать законы, как мне реагировать на нее. Человек не схема и реакция на события жизни должна быть нормальной. Но я допускаю, что реакция может нормально меняться при изменении самого человека.

 

14.10.96. 17-50. Вот, скажем, закат, доселе безразличный, стал красив. Можно ли это выразить в терминах изменения отношений, психологических установок и т.п.? В одном состоянии я понимаю свои столкновения с миром в терминах, вроде отношений. В другом - восприятий.

 

6.11.96. 13-50. Обстоятельства конечно себя проявляют. Но суть в том, что человек, так или иначе, находит интерпретацию своего отношения к жизни, адекватную его внутреннему состоянию и внешним обстоятельствам.

 

Анонсы тем

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика