Эмоциональное реагирование проявляется в разных формах. Неосознанная эмоциональная реакция — это тот первый порыв, который возникает в ответ на событие. Такая эмоциональная реакция происходит молниеносно и стихийно. Особенно в стрессовых ситуациях. Шаблон эмоциональной реакции — это образец, который применяется для упрощения реагирования в типичной ситуации. То есть, применяя шаблон, человек действует не рассудочно, а эмоционально, как он привык действовать в подобных ситуациях. Осознанная или полусознательная эмоциональная реакция, в отличие от неосознанной, всегда возникает как ответ не столько на реальное событие, сколько на то, как мы его интерпретируем.
О том, что плохо или хорошо, мы в своих обычных эмоциональных реакциях судим не просто так, а по шаблону, по которому выбрали судить. Этот шаблон эмоционального реагирования можно назвать мудростью, недоразумением или чем-то еще, но важно знать то, что он есть. И наше "плохо-хорошо" зависит от шаблона. Когда обстоятельства, возбуждающие эмоциональные реакции, выглядят невыносимыми по данному шаблону, то мы иногда меняем шаблон того, на что мы можем претендовать, успокаивая себя "снизу" (мы заслужили то, что есть, и это справедливо) или "сверху" (мир он лишь такой, какой он есть), но чаще остаемся со своим шаблоном эмоционального реагирования, требуя от мира, чтобы и он под него подходил. Лично я пока не пропустил ни одной из этих трех позиций.
Откуда берутся эти шаблоны, направляющие эмоциональные реакции человека? Наши сограждане дарят их нам каждый день. А мы им платим тем же. В. Леви пишет, что мы - автоматы. Настолько мы напичканы межличностными шаблонами, моделями эмоционального реагирования и чем-то еще. Правда, Леви утешает, что автомат, осознавший свою автоматичность, - уже не автомат. Хотя вряд ли этот положительный тезис подтверждается относительно эмоций в случае проявления наших неосознанных реакций.
Если есть положение, из которого следует выбираться в части избавления от некритично организованных эмоциональных реакций, то надо это положение как-то понимать и оценивать его. С этой точки зрения надо понимать, что шаблон эмоционального реагирования - это лишь шаблон, а не церковный канон. Правда, это здравое соображение не означает того факта, что лично я свободен от шаблонов и что какой-то из шаблонов не может быть по-прежнему и близок, и дорог мне.
Я пытался разобраться со своими проблемами эмоционального реагирования в критический период моей жизни и развала СССР. Задавал себе, своему подсознанию, вопросы и в зависимости от характера вопроса возникали разные эмоциональные реакции: Мир стал хуже? - Да, я это чувствую на себе. - Мир не хорош и не плох? - Тоже верно, все имеет свойство быть таким, каким оно есть.
В зависимости от настроения, предрасположенности и т.п. я могу выбрать ту или иную эмоциональную оценку, т.е. определенную эмоциональную реакцию, каждая из которых, со своей собственной точки зрения, будет верна. Не буду повторяться о том, что йог и поэт - каждый из них может быть абсолютно правым в рамках его собственных предрасположенности, представлений и шаблонов эмоционального реагирования.
Мир не меняется от того, что я или кто-то иной выберем для него ту или иную эмоциональную оценку. Но сам я - мои настроение, психика, интеллект и, конечно, мои эмоциональные реакции - от такого выбора вполне зависят.
Тогда, в плане эмоционального реагирования, возникает вопрос: полезно ли для меня представление о мире не как о справедливом или не справедливом, а как о мире неких закономерностей и свойств? - В критический период жизни это полезно, иначе "праведный гнев" будет все время давить не на мир, а на самого меня посредством моих неорганизованных эмоциональных реакций. - А есть ли аргументы для оправдания такой точки зрения? - Есть. Я ведь всегда был, мягко говоря, не чужд аналитическому подходу. Почему бы не поэксплуатировать эту программу, заложенную во мне.
Думать о том, что мир объективно несовершенен, это, кажется вроде бы и нормальной эмоциональной реакцией после описанных рассуждений о нем. ... Когда мне раньше довелось заняться подобным анализом, и когда я перебрал свои обиды и основания к ним, возник вопрос: а почему мы глупо обижаемся, когда это глупо? Мы можем в своих эмоциональных реакциях глупо обижаться, когда разумных оснований для этого нет. В каких-то пределах нам нравится обижаться, беспокоиться, страдать. Обижаться - это может быть даже и более комфортно, чем взять ответственность за выход из положения на себя. Нам ведь очень дорог наш негатив, даже когда желаем избавиться от него.
А ведь по сути дела мы, в плане своих некритических эмоциональных реакций, являемся "мешками" предвзятых представлений о том, что считать хорошим или нехорошим, приятным или не совсем таким. Любому проявлению мы навязываем опережающий его шаблон эмоционального реагирования, не задаваясь мыслью, насколько он оправдан, и еще менее задумываясь над тем, что можно поменять шаблон. Ну а ежели я пришел к мысли, что мне придется пересматривать проект дальнейшей жизни, то, видимо, логичной будет мысль и о том, чтобы какие-то шаблоны поменять. Ну, например, шаблон эмоциональной реакции относительно того, что телереклама должна мною восприниматься как нечто весьма неприятное для меня.
Вот еще фрагмент из моего дневника, который, хотя и косвенно, но подтверждает эту мысль относительно некритичных эмоциональных реакций:
Вчера прочел труд Дейла Карнеги. Согласно Д. Карнеги, глупо изматывать себя негативными реакциями на пустяки. Глупо обижаться на неблагодарность людей и вообще на то, что мир и люди не таковы, как нам бы хотелось. И вообще надо учиться радоваться тому, что есть в данный момент, взамен склонности чего-то ожидать. Оговорюсь, что слово "глупо" в характеристике эмоционального реагирования употребил не Карнеги, а я.
Учитесь улыбаться и быть счастливым – пишет Дейл Карнеги по поводу наших неконтролируемых эмоциональных реакций. По утверждению Шекспира, ничто не является хорошим или плохим, - все зависит от того, как мы смотрим на вещи. Суть этих тезисов применительно к обсуждаемому вопросу о шаблоне эмоционального реагирования в том, что какого-то абсолютного значения своему текущему настроению действительно НЕ СЛЕДУЕТ придавать.
Тот факт, что однажды на пути действия (эксперименты по самосовершенствованию) мне удалось изменить свое настроение принудительным путем буквально за два дня с попутной "перетряской" собственных "родных" эмоциональных реакций, сделал представление об этих тезисах более предметным. То что можно поменять, как, например, перчатки, действительно не очень похоже на то, с чем следует себя отождествлять. Как бы то ни было, но похоже, что "себя" я не изменял, а изменял нечто другое, чему придавал завышенное значение, против того, что следовало придавать. А изменял я модели своего эмоционального реагирования, т.е. СВОИ ШАБЛОНЫ.
Касаясь вопроса нашего эмоционального реагирования, я уже писал о том, что позитивный и негативный взгляды на мир и события равноправны, в том смысле, что, вне каких-то личных предпочтений, один взгляд не умнее, чем другой, и каждый волен выбрать для себя и таскать с собой свой собственный шаблон эмоциональных реакций. Вот только щепка не выбирает, а качается по воле волн. Я, в критический момент своей жизни в отличие от нередких тогда самоубийц, выбрал жить. Поэтому дальнейший выбор в пользу негатива или позитива я делал, исходя из позиции выбравшего жить. Да, много есть равноправного "вообще". Наверное равноправны лошадь и верблюд. Но если, скажем, я выбрал жить в русской деревне, то моему благополучному существованию подходит больше лошадь, чем верблюд. С подобной точки зрения мне, в плане эмоционального реагирования, предпочтительнее позитив. Я бы не стал объяснять всех этих умных глупостей, если бы тот во мне, кто взял себе обыкновение быть мрачным в своих эмоциональных реакциях, не требовал, чтобы я ему все это объяснил "интеллектуально", а не как "жизнерадостный кретин". (Чтобы понять эти строки, надо представить, что они относятся к критическому моменту моей жизни, когда инерция мрачного восприятия факта моего существования в этом мире была очень сильна.)
Шаблоны эмоционального реагирования вне нас не существуют и верны настолько, насколько мы верим или насколько выбираем верить им. Это соображение ориентирует нас на то, что мы можем, при желании, корректировать свои эмоциональные реакции, выбирая подходящие для этого аргументы. Эти аргументы или шаблоны эмоционального реагирования, которые мы имеем возможность выбирать, могут быть разными. Например, такой философский шаблон эмоционального восприятия своего бытия: "Я пришел в этот мир ни с чем. Поэтому в нем у меня нет и не может быть потерь. Есть только большие или меньшие приобретения, имеющие более или менее временный вид".
В любом случае, желаю вам хорошего настроения вместе с успехами в изменении своих некритических эмоциональных реакций в позитивном направлении!