Готовность – это внутреннее ощущение, информирующее нас о том, что мы приобрели возможность приступить именно к тому действию, которое намеревались совершить. Отсутствие такого ощущения говорит о том, что мы не разобрались во внутренней ситуации и пока не собираемся выполнять действия в направлении цели, к которой предполагалось идти. В условиях кризисной ситуации (см. приведенные ниже извлечения) готовность – это элемент психологической устойчивости, требующий работы над собой. Один факторов готовности – доверие к самому себе, которое возникает только в результате накопленного опыта осуществления своих намерений и решений.
6.05.91. 23-25. Кстати, подумал о готовности к неудачам и настроение улучшилось НЕПРОИЗВОЛЬНО. И вспомнил свой собственный, доселе казавшийся умозрительным афоризм: "Человек боится не ситуаций, а своего отношения к ним".
1.12.91. Как я готовил себя к принятию холодного душа? Представлял себе, что я УЖЕ под холодным душем и "ЖДАЛ" пока почувствую, что привыкаю к нему.
Как доктор Ханнес готовил себя переплыть в одиночку океан? Видимо он представлял себя УЖЕ в океане, мысленно проходил через все возможные ситуации и "ждал" пока появится ощущение готовности плыть через океан.
Я УЖЕ в ожидаемом мире, с воздействиями которого наверное столкнусь. Я удерживаю или прокручиваю эти представления и "жду" ощущения, что в моем воображаемом мире задуманное уже удается.
1.10.96. 10-15. Сначала обозначение, уже употреблявшееся не раз. ПБ это путь блокирования всех или непродуктивных мыслей и/или эмоций. ПБ без специальных оговорок обычно подразумевает вариант полного блокирования мыслей.
Теперь небольшой эксперимент. Я пытаюсь войти в ПБ на несколько секунд. Это дается очень легко без внутреннего протеста. Но вот пытаюсь остаться в ПБ на более длительный срок. И тут ощущаю внутренний толчок - заявляющий о том, что есть нерешенные проблемы, которые надо торопиться решать. Далее у меня возникают четыре возможности дальнейших действий:
- отказаться от ПБ и переключиться на волнующие проблемы;
- продолжать блокировать провоцируемые внутренним беспокойством мысли;
- блокировать само беспокойство;
- изменить отношение к предмету, беспокоящему меня.
Обычно я не пытался использовать четвертую возможность и входил в ПБ без готовности отказаться от своих соблазнов и проблем на сколько-нибудь длительный срок. Вообще, за исключением какого-то небольшого периода, к практическому следованию ПБ я прибегал в основном лишь эпизодически. Преимущественно тогда, когда обстоятельства как-то прижимали меня - например, когда болел. Но быстро забрасывал его, как только обстановка хоть немного разряжалась.
10.10.96. 8-20. Говоря о психотехниках пути действия и роли желания в них, может быть стоит кратко остановиться на особенностях наших желаний. Успех на пути действия определяется желанием по нему идти. Желание успеха возбуждает желание к действию, но этот стимул может и погубить желание к действию, если оно предпринимается без готовности смириться с поражениями и с тем, что очередной успех будет меньше, чем хотелось бы. Не случайно в Бхавагадгите сказано: "Итак, не плодов ты желай, а деянья, а ради плодов прекрати ты старанья". Я понимаю это как установку на то, что желание действия должно быть определяющим. Желание успеха и надежда на успех стимулируют нас к действию. Но надо знать и то, что они являются причиной мечтаний и разочарований и могут стать первыми препятствиями, которые собьют нас с пути.
13.10.96. 8-25. В попытках следования ПБ есть моменты, с которыми следует примиряться.
Примиряться с тем, что не зафиксировав полезную мысль, ты можешь безвозвратно потерять ее. Я об этом уже говорил, как о необходимости жертвовать своими соблазнами. Неважно, что фактически ты при этом скорее всего ничего не потеряешь - ценная мысль при следовании ПБ обычно возвращается, если она действительно ценная. Важно то, что надо сознательно примириться с худшей возможностью - с тем, что не зафиксированная мысль действительно может потеряться.
Надо примириться с возможностью неудач в попытках следования ПБ и с тем, что могут возникнуть разные внешние помехи, которые помешают ПБ. Об этом тоже говорил.
Теперь новый момент. Если я не ставлю себе цель примириться с ситуацией, тревожащей меня, то я должен примириться с тем, что, не разрешая себе постоянно думать о ней, я возможно утеряю лучший выход, который мог бы найти, думая о своей тревоге постоянно.
В общем, в попытках следования ПБ надо быть готовым примиряться с упущениями, ошибками и прочими нежелательными последствиями своих решений. И не жалеть о подобных последствиях, когда они произошли. Идеальных преимуществ не бывает и ЗА ВСЕ НАДО ЧЕМ-ТО ПЛАТИТЬ. Маг Хуан Матус в книге Карлоса Кастанеды называл эту готовность готовностью принимать ответственность за свои действия на себя:
- Взгляни на меня. У меня не бывает ни сомнений, ни сожалений. Все, что я делаю, я делаю по собственному решению, и принимаю на себя всю полноту ответственности за это. Самое простое действие, например, прогулка с тобой по пустыне, может означать для меня смерть. И если во время нашей прогулки мне предстоит умереть в пустыне, то я должен там умереть.
2.11.96. 8-25. Это подобно мысленной адаптации к холодному душу, о чем уже писал. Мысленно ставишь себя в ситуацию и... Все плохие ситуации, которые могут ожидать меня, это либо ситуации, относительно которых не чувствую в себе готовности справиться с ними, либо ситуации, с которыми, как мне кажется, вообще не смогу справиться даже, если очень этого захочу. Но если относительно холодного душа я могу сказать, зачем это нужно мне, то все указанные ситуации представляются беспросветными, бесперспективными и бессмысленными с точки зрения моего существования в них. Даже попытки как-то думать об этих ситуациях стали казаться, чем-то противоестественным. Но потом возникла другая мысль о том, что готовность к худшим вариантам может быть или не быть (это вопрос пока остается без внутреннего обсуждения), а понимание ситуации все равно должно быть... Отключаться от мрачных мыслей мне уже удавалось, но проходить через них - это нечто другое. Вчера настроение к концу для стало просто безобразным. Причем, чем хуже работает мозг и хуже видишь ситуацию, тем больше она беспокоит тебя.
3.11.96. 8-50. Мои компьютерные дела снова застопорились.
Мой психический аппарат тоже как бы думает на своем психическом языке - языке желаний, ощущений и эмоций. Он раньше меня понял, что творческий компонент работы уже съедается, а все остальное - это ЗА ЧТО И СКОЛЬКО ЧЕМ-ТО ПЛАТИТЬ... И в дальнейшем мне следует ожидать, что в моих компьютерных делах, если они продолжатся, будет нарастать нетворческий компонент. На этом верблюде мне тоже придется ехать, а я еще толком и не подумал о том, как мне его придется подгонять.
Так что, как подсказывает ощущение, прежде всего мне надо понять подобную реальность и обрести внутреннюю готовность и к такого рода работам: не то, чтобы совсем не творческими - работать головой придется, порой даже крепко, - но по сути уже и не являющими таковыми. Если такая готовность уже есть, тогда и плата, наверное, меньше. Платить сложнее тем, чего еще нет. Логично? - вроде бы так. Опять же подобная готовность не выпадает из схемы работы над собой. Едва ли не моя неготовность к подобного рода действиям больше всего меня и пугает... Эта готовность похожа на денежную наличность, но последнюю я проверяю, а первую нет...
Теперь вопрос о плате несколько трансформируется. На своих компьютерных наработках, пригодятся ли они в дальнейшем или нет, я все же могу проверять свою готовность. И с учетом результатов такой проверки могу предпринимать какие-то дальнейшие шаги или не предпринимать. Но... но я отвлекся, подожду реакцию ПБ...
... Придется смириться с необходимостью такой готовности? Это уже похоже на какое-то непроизвольное самовнушение: вот, скажем, в командировку не хочется готовиться и все же, при необходимости, внутренне готовишь себя к ней. Но здесь несколько иная аналогия: как будто я должен готовить себя не только к одной командировке, а ко всем предстоящим командировкам разом.
Что значит привести себя в готовность? Это мысленно протащить себя через ожидаемые ситуации и адаптироваться к ним и к тому, каким ты хочешь быть в них. Это типичное самовнушение: идя на свадьбу, готовишься веселиться. К чему я должен готовить себя?... К скучной и напряженной работе?.. Сначала я должен добиться, чтобы работа не отталкивала меня?.. Но это не все: я должен добиться большего - работа должна стать из неприятной приятной и это только первый шаг...
Но как добиться выполнения первого шага? - как и всего прочего на пути действия: упражнением, и тебе это не ново, хотя может и не получиться сразу. Сам говорил, главное выбор, а средство найдется... А еще ты должен представить свое рабочее состояние, каким ты должен быть в этой работе. Естественно, доброжелательно настроенным к работе, это должно следовать, как факт выполнения первого шага... Далее пока неясно. Рецепты типа "прокрутить в уме" ? - это повторения...
В чем выражается готовность? Вот мне хочется лежать: "Не дергайте и не тревожьте меня". Но вот мне хочется встать и прошибить стенку лбом. Разница в этих состояниях есть. Но хочу ли и могу ли я эту разницу пройти? Какие я могу представить себе возможные компоненты этой готовности? Готовность льва, отдыхающего перед прыжком, готовность прилежного солдата, отрабатывающего строевой шаг, готовность на мгновение погрузиться в бесконечность, как перед решением трудных задач, готовность рождаемая страхом, когда сам страх уже прошел. Готовность, которая при всем этом не вызывает ощущения внутреннего протеста - может быть это главное? Готовность... пока хватит и этого.
Готовность, наверное, может быть многообразной. Но самое малое, что я могу сейчас сделать, это подтянуться, как в строю. Когда-то я пробовал это проделывать и энергичности прибавлялось. И последнее ощущение: ГЛАВНОЕ В ДОСТИЖЕНИИ ГОТОВНОСТИ, ОЩУТИТЬ В СЕБЕ ЭТУ ГОТОВНОСТЬ. Это всего лишь одно из внутренних усилий. То, что раньше я обозначил, как внутреннее действие ВД. А может быть больше ничего и не нужно?.. Теперь оставим в покое верблюда болтовни.
21-00. Как теоретическая проработка, мне все это нравится, даже весьма. Но готовности к готовности в себе не ощущаю.
Пожалуй, сначала все это надо в себе как-то переварить, но не на уровне слов. Что-то я уже писал и раньше о готовности, о факторе доверия себе, о неотвратимости собственного решения. Но в целом, я вряд ли всерьез задумывался над этими вопросами потому, что задумываться над ними пока не хотел. Наверное, здесь важно качество вхождения в готовность - я имею в виду пусть маленький, но искренний шаг. И, наверное, готовность - это не тот барьер, который надо пытаться сходу брать. Сначала надо посмотреть, за что и как там можно зацепиться.
В чем чувствую я болевую точку? В готовности, как в готовности себя к чему-то принуждать. Я проходил через подобное, как через временный эксперимент. И отказывался от него, заменяя на более мягкий и интеллектуальный принцип: "Надо понимать себя". Но как быть с тем фактом, что ситуации, когда к чему-то надо принуждать себя, однако возникают? И будут возникать...
В общем-то, если не ошибаюсь, у внутреннего сопротивления всего два довода: "Это не то, что более всего сейчас мне надо" и "У меня сейчас на это нету сил". Может быть из этого и надо как-то исходить. Еще бывают мысли не по делу, которым на момент готовности не следовало бы быть. Еще бывает блокировка мысли, когда внутреннего запрета вроде бы и нет, но и не удается запустить нужный мыслительный процесс.
Когда есть логика в сопротивлении, тогда как будто что-то и понятно. Но почему срабатывает такой же механизм, когда не только надо то, что надо, но и когда бессмысленность сопротивления ясна и выбора другого нет? Вот, скажем, надо мне в командировку отправляться и выбора отправляться или оставаться у меня все равно нет, но протест нежелания, протест бессмысленный, все равно есть. Вот эту внутреннюю алогичность, ее мотив и довод я не могу понять. Это что: болезнь? или психический дефект? или за этим стоит что-то еще?.. Я вижу здесь две родственные проблемы: мне надо, но я делать не хочу; мне это придется неизбежно делать, но я это делать тоже не хочу. Я буду возражать без смысла и впустую, я буду терять свою энергию на этом, но все же буду возражать...
Наверное, такое возражение это инстинктивный/рефлекторный процесс. Подобно тому, как неизбежность боли не устраняет протеста против нее. Если это так, то что из этого может следовать в конструктивном плане?. Убеждения бесполезны, нужна только работа над собой?.. Может быть и так, если не иметь в виду, что человек лучше или хуже, но всегда умеет при желании настраивать себя.
Вот, пожалуй, и все. У меня есть свойство возражать себе. И об этом свойстве, как о факте, должен помнить и знать. И еще, что следовало бы мне учесть, в любую игру можно наиграться, а любое желание имеет свойство истощаться. Так, в части компьютерных дел, я уже сумел изрядно истощить его.
И последнее, что мне сегодня пришло в голову: "Готовность - это сестра желания". Думая о первом, надо подумать и о втором.
4.11.96. 8-50. Самый "легкий" утренний вопрос: хочу ли я иметь готовность и умение принуждать к чему-то себя? Нет, потому что чем-то надо будет поступиться в себе. Но вот желание умения быстрее решать свои компьютерные дела у меня есть.
Что касается рутинной умственной работы, то я могу ее делать либо плохо, либо хорошо. Но в любом случае вопрос о нежелании должен оставаться за чертой восприятия и иначе быть не может, если я действительно и качественно следую ПБ. С позиций следования ПБ вопрос о нежеланиях понятен: "В нас расцветает то, что мы питаем" (точнее, с позиций не следования ПБ, а в состоянии ПБ подобный вопрос, согласно определению ПБ, уже не стоит). Однако, даже в случае блокирования непродуктивных эмоций - нежеланий, - остается одна "малость": как сделать, чтобы работа все же выполнялась хорошо? А не на том же уровне, который меня уже не удовлетворяет.
Опять же возвращаюсь к образу рабочего состояния. Но прием вхождения, как в "холодный душ", не очень то подходит. Я не могу предвидеть всех деталей, на которых застопорюсь в процессе умственной работы. Здесь больше подошло бы нечто, вроде "общая готовность". Во всяком случае, это "нечто" наверное бы не помешало. И, в тоже время, что-то конкретное, специфическое в образе рабочего состояния тоже должно быть.
5.11.96. 8-45. Если считать, что одни дела в этом мире гораздо важнее других или наоборот, то жизнь может обратиться в трагедию. Это то, что грозит мне сейчас.
19-30. Ну что же, вновь мои дела застопорились. И неготовность вышла в чистом виде, как нежелание что-либо делать или предпринимать. Это даже не самый медленный сейчас верблюд. Это верблюд, который вовсе не идет...
И первое, что я обнаружил даже с некоторой неожиданностью для себя, это то, что нежелание и неготовность действительно подпитываются представлением о том, что все дела неравнозначны. Стоит только согласиться с этой привычной точкой зрения, и столько найдется поводов и причин для внутреннего недовольства и протеста, что разобраться будет в них, наверное, не проще, чем в хламе старого чердака.
20-50. Всего лишь посмотрел программу "Время" и вот уже я полностью сбит с нужной волны. Нет, с готовность никак не надо торопиться: сначала надо попытаться только-только чуть ее понять. Иначе что-то там внутри может послать тебя подальше. А до того, как сбился с волны, я вроде что-то, как-то понимал. И уже с посылкой равнозначности почти что начал соглашаться. Отсюда следовало, что дело не в готовности только к компьютерным делам (детали опускаю), а в готовности ко многим равнозначным делам. Конечно, субъект с такой готовностью это уже был не образ того размазни, каким я являюсь на данный момент. То был другой образ, импульс к которому уже потерял. Теперь осталось только отступить... Что же я делал? Кажется я представил себя в среде равнозначных дел, как в ожидаемой реальности, и вот почувствовал слабый импульс адаптации к ней. Но не буду фантазировать, надо сначала и может быть иначе начинать... Готовность - это не значит, заставить себя (пока не знаю, так оно или нет), это значит, что силы для готовности надо иметь, а потом не только их использовать, но и сберечь. А вообще-то был момент желания приобрести готовность, вот он и был той нужной волной, которой уже нет... Сначала я как будто промаршировал, не ставя себе цели, и этим как-то подтянулся, а после этого уже пришли желание, идея равнозначности и т.д.
... Вот снова ощутил какой-то слабый нужный импульс, хотя не делал в этом направлении ничего, разве что немного разминался. Наверное, тут главное не переборщить и не напороться на протест: "Все великое совершается медленным ростом"... Но вот внутреннее направление меняется и я уже что-то вроде тигра перед прыжком. Это функция момента, внутренняя фантазия и описывать ее, я думаю, бесполезно: другой раз будет по-другому. Главное в наличии желания и в том, чтобы его удерживать и не вспугнуть, а средства как-нибудь найдутся...
Почему бы просто не заставить себя и даже в этом проявить героизм? В каких-то случаях все надо. Но в общем, героизм - это средство для героев и дураков, которые не герои. Дело же здесь вовсе не в готовности, а в готовности, как сестре желания и норме. Эту готовность надо искать и возбуждать. Это положительная готовность, а не проблема кулака. Пока все.
23-00. Но вот, оказывается, не все. Бывает, что мысль срабатывает у меня как раз в столь поздний час. Минимальной посылкой для готовности является желание иметь готовность. Без этой посылки больше не о чем говорить. Теперь надо иметь ввиду свойство желания. Желания обычного, не героического. Это желание, которое исчезнет, если усилие требующееся для ее реализации превышает некоторую пороговую величину. И это пороговая величина ощущается как внутренний протест. Поэтому перед желанием надо ставить только минимальные задачи, не вызывающие протест, и постепенно продвигать себя вперед. А если протест возникнет, то лучше отступить и поискать другое задание, другой путь. Поэтому выше и не ставилась задача сразу привести себя в готовность - это может оказаться слишком большим усилием и желание не захочет его. Но задача поискать в себе пусть самую малую готовность воспринимается не как насилие, не как барьер: то ли найду, то ли не найду, но поискать не трудно. Но... "Кто ищет, тот всегда найдет". Искать и возбуждать и дальше продолжать. Может быть даже не с этого надо начинать, а с попыток понять ситуацию, осознать ее. Но в любом случае не лезть на забор, с которого можешь свалиться.
Еще можно вспомнить, что возбуждение готовности это тоже внутреннее действие ВД, и психотехника его наращивания здесь может быть такая же, как в ПБ. А может быть надо начинать с попыток привыкания к проблемной обстановке (я и мои действия, когда я готов), и это тоже своего рода ВД. Главное и не давить на себя и не отступать надолго от ВД.
6.11.96. 7-00. Настрой на равнозначность дел помогает снять внутреннюю дискуссию о том, что следует делать и что нет...
Готовность следует проверять, как наличность. Чтобы ты ни собирался предпринять: что-то сделать или расслабляться - не буду массу всевозможных примеров перечислять, - но всегда ты можешь ощутить, есть ли у тебя к этому готовность или нет. Надо только внимание на этот момент обращать. Намереваться что-то делать, не проверив свою готовность, так же разумно, как идти в магазин, не проверив наличность.
Ночью я проверял этот тезис. И расслабление, которое давалось с трудом, вдруг начинало осуществляться легко. Правда, только до некоторого предела.
9-00. Готовность, готовность, готовность: я бодрый, энергичный автомат, готовый врубиться в выполнение любых проблем. Если по большому счету, то сей образ меня не привлекает, хотя мало ли к чему может принудить жизнь? Что-нибудь попроще: я солдат, готовящийся отчеканить строевой шаг. Что-то немного зацепилось, какой-то процесс пошел. Главное не задумываться - процесс мобилизации это не размышление, а действие, но что-то представлять в уме можно. Никаких схем, любые средства равнозначны... Нет, я не автомат, но все же что-то надо делать... и т.д. и т.п.
11-00. Идею мобилизации я вроде кое-как принял, вот только устал. Но ПБ ведет несколько иным путем. Сейчас я внутренне в некотором роде дезориентирован. Как будто очутился в какой-то не очень мне понятной стране. Она и в самом деле стала для меня другой - другие порядки и отношения людей. И вот возвращаются все те мысли, которые записывал в последние дни. Мобилизация и готовность пока только часть их. Но точнее сказать, это не столько мысли, как необходимость как-то прочувствовать самого себя, проставить новые ориентиры... Действительно, прежде чем ставить себе какие-то задачи или цели, надо хотя бы в первом приближении понять, кто ты есть. И понять, и почувствовать. При стабильной жизни такой вопрос себя не выдвигает.
7.11.96. 8-10. Допустим, я полностью и безоговорочно принял всю эту философию, декларированную себе. Но от этого представления страх только разворошился, ибо я мысленно очутился в ожидаемых ситуациях один на один со своей физиологической неготовностью. Физиологически я не готов ни к возможным лишениям, ни к действиям, которые надо будет выполнять. В каком-то смысле, более всего из того, что меня пугает, я боюсь самого себя. Боюсь той неготовности к действиям и дискомфортам, которой я обладаю в данный момент. И в данный момент я пытаюсь понять себя, как свою собственную проблему, безотносительно к тому, чтобы решать ее или не решать.
10-20. ~~~~~~ Готовность с точки зрения ПБ: проблема, которой нет.
11-40. Ну вот, при всех своих кажущихся приобретениях в ПБ и запредельных философиях приходится все начинать с начала: с готовности жертвовать соблазнами на пути ПБ. Возможно, когда-то, вернувшись к этим строкам, покажется, что я искусственно заострил проблему. Нет, это не так. Может быть я могу поступиться чем-то большим, чем раньше, но сам факт возникновения соблазнов от этого не исчезает. А соблазны это как раз то, чем не хочется поступаться в данный момент. И этот, "столь важный" для моей истории, абзац - тоже соблазн (соблазн удариться в болтовню).
8.11.96. 10-00. Мой мир уходит от меня. Многое из того, к чему я был привязан и привык, ушло или изменилось или стало совсем иным.
Да, пожалуй, люди стали несколько иными или я стал несколько иначе представлять себе их, и это как-то следует иметь в виду. Что еще: крушение иллюзий? Да, наверное, переворотов я не совершу, а если и совершу, то этого не заметят. Я не могу довольствоваться меньшим? - насколько меньшим, тут надо еще понять. А еще важно, что компьютер открывает горизонт. До него можно не дойти, но к нему можно идти. Почему я вдруг это перестал понимать - от усталости или страха?.. Да, конечно, все порой надоедает, и компьютер мне поднадоел. Но думать мне не надоело? - значит это охлаждение временное, а не навсегда. Хотя считаться с этим фактом тоже надо - можно ведь и усугубить его. Что еще: меня девушки не любят и не будут любить? - ну эти проблемы я пока оставлю за чертой компьютерных проблем. Что же получилось? - что-то такое, о чем можно сказать, что это и не слишком весело и не слишком грустно, во всяком случае, если на это не слишком мрачно смотреть. Но для конкретного импульса к действию чего-то еще все равно не хватает. Чего же? Внутреннего освобождения - чего же еще?! И немного большей готовности к принятию того, что люди таковы, как они есть.
13.11.96. 8-35. Я пробую новую тактику. Любой протест и вообще негатив я принимаю без возражений и даже, может быть, поощряю его. Но не подчиняюсь ему, а жду, пока он выговорится в полный свой голос, и пока это занятие ему не надоест. Порой собираю в кучу все свои "не хочу", а заодно и печали и тоже даю им поговорить "от души". Все это может возбуждаться соответствующим представлением, связанным с негативом, но многое о себе и само заявляет. А пережидаю "беседу" чувств и нежеланий в состоянии, близком к ПБ. Вообще-то я хотел таким образом войти в рабочее состояния в части компьютерных дел, но что-то пока не получилось, хотя степень протеста и снизилась. Но не только компьютерные дела, а почти любого рода активность вызывает в данный момент у меня внутренний протест.
18-35. Турбина... Это целый мир, так много всего в ней и вокруг нее. Как мне все это разом схватить, как войти в план этого мира? Как вообще входить в планы подобных проблем? Я ведь так внутренне отягощен и малоподвижен для того, чтобы делать это быстро и хорошо... Ну конечно, какая там готовность к быстрому вхождению в планы проблем, если я наглухо занят собой?.. А готовность дать самому себе пинка, чтоб быстрее шевелился, есть? - так, чуть-чуть. Что же меня держит более всего? Пожалуй, отсутствие желания к действию, особенно к интенсивному действию. Иначе говоря, ОТСУТСТВИЕ ЖЕЛАНИЯ И ГОТОВНОСТИ К ИНТЕНСИВНОМУ НАПРЯЖЕНИЮ СИЛ. Кроме того, и обратная сторона - расслабленность и раскованность - тоже нужна разом. Я пытаюсь видеть себя таким, я пытаюсь адаптироваться к этому образу, войти в его состояние. Или просто пытаюсь лучше осознать, что умение входить в подобное состояние нужно мне. Но отдыхать уже тоже пора.
14.11.96. 8-20. Я не против того слабого, беспомощного и пассивного, который есть во мне. Но спасти его можно только умея временами делаться более энергичным и сильным. Сегодня я могу сколь угодно потакать себе и отдыхать.
17-25. Компьютер, конечно, позволяет что-то делать "для души". Но надо отдавать себе отчет в том, что основная часть компьютерных работ перешла для меня в разряд рутинных работ. Иначе говоря, мне надо хорошенько вспомнить, что в моей жизни основную часть ее занимают рутинные работы, естественно, не только компьютерные, но и прочие. Что мне в этом плане не хватает для нормального существования? Ответ: положительной готовности к рутинным действиям. Именно с этим компонентом у меня хуже всего обстоят дела. Сегодняшний день это подтвердил.
18-15. Положительная готовность, что это такое? УПРАЖНЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. Я привожу себя в более или менее хорошее настроение. Затем с таким же настроением и удовольствием протаскиваю себя мысленно через те же ситуации, которые ранее вызывали тоску и протест - командировочные перипетии и прочее, о чем уже немало записал. Сидя в теплой комнате проделать это упражнение не так уж сложно. Главное - понять, что это нужно. УПРАЖНЕНИЕ ПЯТОЕ. Может быть все тоже, что и в первом упражнении, или что-нибудь иное. Но главное: представляю, что нужная готовность у меня УЖЕ есть. УПРАЖНЕНИЕ ШЕСТОЕ: мне все доставляет радость, в том числе и то, что мне "неприятно" и касается лично меня, в том числе и мое неумение отвлечься от неприятностей, не касающихся лично меня, в том числе и то, что это упражнение не получается. Для идущего по пути действия в этих упражнениях нет ничего особенного. Другое дело, что я не далеко ушел, но это не пример, достойный подражания.
Если внутренняя косность слишком велика, для этих упражнений, можно раскачать ее, используя УПРАЖНЕНИЕ СЕДЬМОЕ: парадоксальное реагирование. Оно подобно третьему упражнению, но то, чему следовало бы радоваться, должно печалить. Это неплохое лекарство от мнения о себе, как о чем-то слишком умном и важном.
16.11.96. 9-00. Сегодня я вновь переживаю страх, сродни страху перед ожиданием боли. Это страх перед своей неготовностью к напряжению психических сил. Все мои негативы, о которых шла речь, на 90 процентов замкнуты на этой неготовности. Я тот, который не может рассчитывать на себя, как на помощника в своих делах. Это обостряет все негативные реакции и создает впечатление тупика. Тупик, действительно, есть, но это я сам. Когда я пытаюсь только подумать, что мне надо будет сделать одно, другое, третье, особенно в ближайшее время, то я сразу чувствую протест и неготовность к этому всему. И я, видимо, действительно не в лучшей форме для выполнения активных действий.
18-25. Мыть или не мыть шею, дело выбора, но человек должен понимать, что он ходит с грязной шеей. Точно так же мне следует понимать, что у меня постоянно несвободное дыхание и что у меня почти отсутствует положительная готовность.
25.11.96. 8-30. Адаптация в ПБ - это мне знакомо. Но напряжение не спадает или спадает медленно. Сбросу напряжения мешает самолюбие и связанный с самолюбием страх перед людьми: "Как посмотрят. Что подумают. Что скажут. И как поведут себя в отношении ко мне". Заметил, что если не придавать большого значения возможному (любому из ожидаемых) результату своих действий - попросту стать к нему безразличным, - то напряжение спадает.
... Я говорил о том, что мне не хватает положительной готовности. Эта готовность - не то, что можно мгновенно приобрести. Но присмотревшись к себе, замечаю, что масса этой готовности тратится на преодоление чего-то внутри себя. А именно, страха за самого себя со всеми многочисленными его вариациями и следствиями. Будь этого страха поменьше, моя готовность была бы повыше при прежнем энергетическом потенциале. Какой-то страх за себя конечно должен быть, но почему этот механизм работает столь безобразно?
Может быть, не всегда следует впадать в схему минимума претензий, но надо обладать готовностью при необходимости очень быстро, мгновенно о ней вспоминать.
Ошибка, может быть, начинается с общего представления о том, что мир тебе чем-то обязан, что-то должен, и ты вправе чего-то требовать от него. Что, скажем, выбросить меня на улицу, было бы более, чем свинством, со стороны этого мира. На самом деле, возможно, следует лишь понимать, что есть только вероятность тех или иных событий, вытекающая из свойства мира делать как зло, так и добро. К такому, так сказать, информативному представлению о мире и моем месте в нем я не готов. Герои шли сквозь трудности этого мира - у них, наверное, было то, что я называю положительной готовностью, - а более слабые пытались приспособиться к ним. Мне же не хватает и героизма и рационализма.
30.03.97. 9-50. Признание за другими права меня осудить (в связи с гербалайф) - такова была вчерашняя мысль. Но проблема еще и в том, что это признание должно сопровождаться психологической готовностью к жизни в среде, где кто-то меня может осуждать.
5.04.97. 6-50. Гербалайф мне не нравится. Снова безысходность, тоска, страх. Ухудшается зрение, появляются боли в области сердца.
6.07.98 7-55 Сегодня снова просматриваю свой дневник и по этому поводу есть оценки пройденного, мысли, комментарии и т.п.
О готовности. Готовность это не только готовность что-то сделать - готовность-наличность, но и готовность чем-то поступиться, например, временем и т.п. Есть еще готовность не поддаваться отвлекающим соблазнам, готовность возвращаться к действию после неизбежных неудач, ложная готовность (готовность не жать, а пожинать плоды) и т.д. Готовность-наличность проявляется в некоторой конкурентной внутренней среде. Поэтому качество готовности зависит не только от наличной энергии, но еще и от соответствия готовности приоритетам желаний и т.п. Так, намерение остановить мысль на 1-2 секунды может восприняться легко, а на 1-2 часа - вызвать внутренний протест. Готовность поступиться должна учитывать не только факт наличия ущемляемых конкурентов, но и их полезный или вредный смысл. А это уже вопросы искренности и понимания самого себя.
"Но присмотревшись к себе, замечаю, что масса этой готовности тратится на преодоление чего-то внутри себя".
"И первое, что я обнаружил даже с некоторой неожиданностью для себя, это то, что нежелание и неготовность действительно подпитываются представлением о том, что все дела неравнозначны".
22.03.99. 7-15. Последние дни я не раз отступал в негатив, чтобы видеть свои проблемы в чистом виде. Так вот. Взвинченность и беспокойство - это мой щит, изображающий гипотетическую готовность что-то предпринять или чему-то противостоять. Одновременно эта взвинченность и как-то оправдывает фактически разгильдяйскую нерациональность моего поведения в отношении самого себя. Тем не менее, мысль о равнозначности времени и дел как бы устраняет этот щит и это обостряет разноликий страх, вплоть до ощущения угрозы собственному существованию.
Но вот негатив самопроизвольно несколько ослабевает, я смотрю на успокаивающий вид из окна и одновременно возникает мысль, что я со своей взвинченностью не живу, а тороплюсь.
Однако что можно противопоставить страху. Возможно, готовность принять худший вариант. Хуан Матус называл это готовностью принимать ответственность за свои действия на себя:
- Взгляни на меня. У меня не бывает ни сомнений, ни сожалений. Самое простое действие, например, прогулка с тобой по пустыне, может означать для меня смерть. И если во время нашей прогулки мне предстоит умереть в пустыне, то я должен там умереть.
Если моя неготовность принять худший вариант превышает подобную неготовность других людей, то мне остается только чувствовать то, что и должен чувствовать тревожный человек, - то есть, страх. Неготовность к худшему отравляет жизнь. Во всяком случае, с точки зрения умеренно негативного настроения это видится однозначно. И собственно, эта неготовность более всего мешает приятию идеи о равнозначности времени и дел.
И точно, похоже, что в этих словах ключ. Прежде, чем принять идею о равнозначности времени и дел, надо принять идею готовности подобно Хуану Матусу принять, если потребуется, худший вариант.
8-00. Одно любопытное наблюдение. Мне, как и возможно многим другим людям, легче принять новую идею, если при этом в чем-то прямо или косвенно осудить или обвинить себя. Так, мысль об упомянутой неготовности сама по себе раздражает меня. А вот когда сказал, что этой неготовности у меня больше, чем у других людей (что справедливо), то эта же мысль проглотилась гораздо легче. Кажется это снова как-то проявился "эффект справедливости", о котором я уже писал и который временами весьма существенно мне помогал. Хотя как знать?
29.04.99. 9.00. Неудачное или неэффективное внутреннее действие - это то внутреннее действие, которое требует повторных энергетических затрат. Тонкость же этого вопроса в том, что неэффективность попыток - это, чаще всего, лишь собственный выбор не действовать эффективно. Это то, что можно назвать неискренностью в своих действиях/намерениях, или внутренней бесконтрольностью, или исходной неготовностью (ненастроенностью) к предпринимаемому действию, или неприятием действия при формальном принуждении к нему, или обманом самого себя.
3.06.99. 7-30. Когда создается впечатление одурения и что все "умные" мысли глупы, помогает ПБ. План нахождения в кругу своих мыслей - не единственный и не всегда лучший план.
Чистота (четкость) зрения похоже зависит от чистоты головы.
8-20. Мысли сами по себе не решают внутренние проблемы, а заводят в тупик. Поэтому надо уметь и отключаться от мыслей, особенно тогда, когда они из друзей превращаются во врагов. Когда ты себя чувствуешь перемудрившим, то самая лучшая "философия" - отсутствие философий. А это и есть ПБ.
18-00. Сегодня у меня понос открытий. Когда-то я записал впечатление о том, что мы боимся не ситуаций, а своего поведения в них. Сегодня возникло совершенно отчетливое впечатление о том, что наше настроение зависит не только от обстоятельств, но и от выбора нашего поведения в них. Скажем, я думаю о предстоящей работе, как обычно, и вместо рабочего настроения появляются куча сомнений и обид, но когда удается думать о том же в плане ПБ, то настроение явно становится менее мелочным и более оптимистичным. Или, скажем, я намереваюсь помогать соседу по деревне с кислой миной или с доброжелательной готовностью помочь... Настроение вообще зависит от того каким ты видишь себя впереди. Оно порой повышалось непроизвольно, когда еще только начинал настраиваться на идею бескорыстного приятия ПБ.
18.06.99. 8-30. В записях о ПБ я говорил о том, что настроение и тонус зависят от собственного ожидаемого поведения. Проблема гораздо шире - человек адаптируется к воображаемому миру, в котором он живет (адаптируется вплоть до физиологического уровня). В одном таком мире может быть все ненормально - реклама, мое положение в общежитии, потуги иметь хорошее зрение и т.д. и т.п., в другом - все наоборот. Кроме адаптации через "философию" - собственные представления о мире и о себе, - возможно прямое инициирование. Так, я в определенных пределах могу инициировать решимость, готовность или хорошее настроение.
27.11.00. 14-20. Следую ли я ПБ? И да, и нет. Нет, потому что какой-либо систематичности в отношении ПБ у меня и близко нет. Да, потому что время от времени я все же в той или иной мере прибегаю к ПБ. Примерно то же я мыслил относительно "следования" ПО+ПБ и в этом плане провел более или менее удачный эксперимент. Но при более серьезном подходе к следованию ПО на первый план выступает не частный случай удачи или не удачи эксперимента, а сам факт выбора в пользу позитива в качестве преобладающей линии внутреннего поведения или стиля жизни, а не временной игры. Я позволю себе представить некоторые, так сказать, теоретические моменты этого выбора так, как они видятся мне на данный момент.
Выбор, помимо собственно акта выбора, является психологической установкой, от качества которой зависит последующий результат. Это качество можно охарактеризовать степенью приятия выбора или, иначе говоря, степенью внутреннего согласия относительно этого выбора с самим собой.
Неприятие характеризует неискренний, неуверенный или "чуждый" (вызывающий внутренний протест) выбор, который и обусловливает некачественный результат. Полному приятию отвечает "идеальный" выбор, при котором нужный режим действия включается без борьбы мотивов, сомнений и т.п. Неискренность проявляется как неготовность следовать формально принятому выбору или как внутренняя борьба, когда одновременно с осуществлением выбора сохраняются и не снятые доводы, направленные против него.
30.11.00. 8-20. Если я, скажем, взял себя в руки, то глупо продолжать описывать ситуацию в терминах, которые были "до того". Это просто впечатление. Но какие-то мгновения мне кажется, что в "руки" я себя взял.
... Какой-то момент я почувствовал себя настолько довольным собой, что ощутил даже готовность принять холодный душ. Не важно, насколько это в самом деле так. Я просто подозреваю положительную корреляцию между удовлетворенностью и способностью противостоять рефлексам. В этом нет ничего особенного, если вспомнить, что заставить себя принять холодный душ для меня не было весьма большой проблемой. Сейчас я может быть несколько приблизился к своей норме и только-то.
24.12.00. 9-00. Проснулся, вспомнил об обстоятельствах своей жизни и непроизвольно вернулся негатив. Но, присмотревшись к себе, заметил, что в момент переключения на положительные мысли, воспоминания или образы во мне присутствует позитив. Такой вот совершенно примитивный механизм. Потом придумал обращать внимание на внешние предметы. Эффект аналогичный. Словами это объяснять почти бесполезно. А эксперимент, повторенный несколько раз, уже в чем-то убеждает.
Маленький опыт. Я смотрю на подоконник и замечаю, что процесс внимания у меня расстроен. Я почти не воспринимаю (не беру во внимание) то, на что смотрю, а смутно вижу это сквозь другой находящийся в поле внимания занимающий меня предмет. Например, сквозь мысли о том, что я запишу в этот дневник. В такой же неэффективной манере я часто пытаюсь и делать свою рутинную работу на компьютере, хотя внимание весьма необходимо для нее.
Снова смотрю на подоконник и обнаруживаю, что начинаю этот эксперимент с какой-то ложной установки. Начинать надо с приведения себя в готовность выполнить согласно намерению задуманный эксперимент. В этом почти всегда моя типичная ошибка, - начинать какое-то дело, минуя начальный этап, т.е. начинать дело без того, чтобы позаботиться о своей готовности к нему. Кстати, может быть в этом и есть тайна "выбора себя". Без хотя бы минимальной готовности лучше ничего не начинать, чтобы не развивать умения обманывать себя.
5.01.01. 5-50. Возможно, обнаруживаемые закономерности не всегда совпадают даже в сходных ситуациях. Но сейчас создалось впечатление, что беспокойство, нетерпение и недовольство (вся и всем) имеют одну первопричину - программу собственной важности (об этом я, пожалуй, уже писал). Сегодня очередное приобщение к ПО продвигалось, мягко говоря, не блестяще. Зато заметил, что повышение настроения подавляет рефлекс собственной важности, причем не косвенно, а напрямую. Но если не попытаться осознанно уменьшить этот рефлекс, то он может поставить барьер для дальнейшего продвижения в ПО.
(Напомню, что однажды, следуя ПО, я заставил себя чувствовать довольным своим положением и прежде всего самим собой. Через какое-то время после этого я почти непроизвольно ощутил в себе готовность принять холодный душ.)
Ощущения холодного душа... Эти ощущения ведь могли и не измениться. Просто я сумел заставить себя иначе воспринимать их. Так сказать, переключил свой психофизический аппарат на какой-то другой режим. Допустим, сейчас на подобный подвиг я не способен. Но все равно остается вопрос: что заставляет меня придавать какое-то суперзавышенное значение самому ощущению "неприятно"? Неприятно - и хрен с ним. Можно хотя бы меньше внимания на некоторые дефектные реакции своего психофизического аппарата обращать. Я же, напротив, весьма склонен втягиваться во всякие дискуссии с самим собой.
Опять же. На примере с холодным душем можно понять, что я - это не мои дефектные реакции, а скорее тот, кто смог им противостоять. Эта мысль не нова. Но вопрос в ее актуальности. Переделывать себя как-то явно не хочется. А идея о том, чтобы переделывать что-то другое, а не себя, проглатывается уже легче.
28.10.01. 7-30. Сегодня проснулся с повторившимся ощущением разочарования в отношении ПД. Потом вспомнил свою полузабытую рекомендацию: "Запомнить и забыть". С одной стороны мне хочется как-то закрепить собственные уроки, с другой - не хочется крутить одну и ту же пластинку по много раз.
10-30. Я еще не закончил просматривать свой файл, но уже с некоторым удивлением заметил, что через сегодняшние "новые" проблемы, проблемы внутренней неопределенности, я уже, пожалуй, проходил - средствами ПБ. Конечно, некоторые - или, пожалуй, даже многие - нюансы не совпадают, но сейчас я понимаю, что нюансы не имеют такого значения, какое я им раньше придавал.
... Закончил просматривать этот файл. Да, если начинать действие не сходу, а с ощущением готовности к нему, то оно будет более эффективным. Если к этому добавить еще и внутренний контроль, то может и вообще исчезнуть иллюзия разницы между сложным и простым. Но желание может быть слишком слабым для всего этого, и тогда есть вариант "мягкого" ПД. Однако часто дело не в слабости, а в неуверенности (неопределенности) желаний, и тогда на помощь может прийти ПБ. Все эти коллизии мне приходилось проходить не однажды и они описаны в моем дневнике. Иногда даже можно проследить как меняются впечатления и внутренняя оценка ситуаций и своих возможностей в процессе следования ПД.