Искренность – это один из механизмов работы нашей психики, ответственный за адекватную работу внутреннего управления процессами в организме и эффективность функционирования интеллекта. В отсутствие искренности, человек начинает забывать, где правда, а где ложь... Хуже всего то, что индивид теряет базу для сравнения истины и лжи. Необходимо осознать, понять всю глубину вреда потери искренности, а в тех случаях, когда приходится прибегать к так называемой "лжи во спасение", отдавать себе отчёт в том, что он делает, и не врать самому себе. "Солгав себе, вы не сможете доискаться многих истинных причин того, что с вами происходит, от чего портится ваше здоровье, от чего вас преследуют несчастья" – предупреждает Д. Бейнс.
Одна из причин утраты психикой механизма искренности в том, что многие наши желания, которые кажутся нам нашими собственными, отнюдь и далеко не наши собственные. Они незаметно (или с нашего согласия) проникли внутрь вас в форме чьих-то установок. Очень много ложных желаний навязывается извне, человек тратит уйму времени и сил на осуществление этих чужих желаний, у него практически не остаётся возможности услышать голос своего истинного желания и помочь его осуществлению.
Ложное желание может настолько срастись с вашей сущностью, что очень походит на истинное. Но выполнение ложного желания требует добавочных больших усилий, а истинные желания осуществляются без протеста. Обычно труднее всего дается реализация намерения на изменение самого себя. Здесь искренность, как важный механизм психического согласия, выходит на первый план. Наше согласие на то, чтобы измениться, задевает наше эго, которое считает, что мы и так хорошие и нас просто незаслуженно обижают. Поскольку эго является первым и самым главным защитником нашего текущего психического состояния и нашей текущей личности, то такая реакция с его стороны вполне уместна.
Довольно трудно определить искренность как таковую. Но можно понять её через её противоположность. Что же будет противоположностью искренности? Может, корысть? Не обязательно, ведь человек может быть искренне корыстным и не скрывать этого. Противоположностью искренности будет, вернее всего, сокрытие истинного намерения, его маскировка, чтобы оно выглядело как другое, нечто правдоподобное и социально приемлемое. Здесь тоже включается один из механизмов психики - защитный механизм, посредством которого человек пытается оправдать самого себя в собственных глазах. В такой ситуации, считают некоторые психологи, мы как бы сталкиваемся с выбором – либо укрепиться в уютном самообмане, застряв в личном развитии, либо выбрать личную ответственность, правду и присущий им душевный рост.
Элемент искренности особенно актуально проявляется на пути действия, когда человеку надо в чем-то изменить самого себя. В моих попытках в блокировании непрошеных мыслей и эмоций, успех бывал весьма скромный из-за дефицита искренности. Внешне, причин тому несколько: недостаточная твердость намерений, постоянное забывание о том, что следует отгонять посторонние мысли и т.п. Но главное, пожалуй, неискренность намерений, с которой, при не упражняемом механизме искренности, очень трудно бороться.
Если цель поставлена искренне и твердо, но не через силу, то психика сама организует и себя и организм в соответствии с "проектом", заданным целью. Но все же повторюсь еще раз. Конечно, внутренний энергетический потенциал (тонус) всему голова. Но есть и другие причины, почему так туго может решаться возникшая проблема. Одна из причин у меня бывает та, что я не четко обозначил, то чего хотел добиться. Однако главное то, что я был неискренен в отношении своей проблемы. Подсознательно, а порой и сознательно, я хотел заниматься чем-то иным. Я не был искренним в отношении проблемы и проблема платила мне тем же.
К искренности вряд ли стоит себя принуждать - ИСКРЕННОСТЬ ЭТО ВОПРОС СКОРЕЕ ПОНИМАНИЯ, ЧЕМ ДЕЙСТВИЯ. Частая причина моих неудач - неискренность желаний. Но почему мои желания бывает не искренни, порой очень трудно понять. Может быть потому, что я предпринимаю действия, не понимая толком для чего мне они нужны? Может быть и так, но это лишь проблески в понимании себя. Психика не любит принуждения, а навязываемые ей схемы и принуждения снижают и искренность и интеллект. Главное понять, а потом вновь: "Начни, как в первый раз". Потому что искренность видит задачу конкретно, без навязанных ей схем и с восприятием текущей новизны. Не искренность - это борьба с собой, когда вроде бы пытаешься сделать надлежащий выбор и, вместе с тем, оставляешь себе лазейку, чтобы не делать его.
Выбор, помимо собственно акта выбора, является психологической установкой, от качества которой зависит последующий результат. Это качество можно охарактеризовать искренностью приятия выбора или, иначе говоря, степенью внутреннего согласия относительно этого выбора с самим собой.
Неприятие характеризует не искренний, неуверенный или "чуждый" (вызывающий внутренний протест) выбор, который и обусловливает некачественный результат. Полному приятию отвечает "идеальный" выбор, при котором нужный режим действия включается без борьбы мотивов, сомнений и т.п. Дефицит искренности проявляется как неготовность следовать формально принятому выбору или как внутренняя борьба, когда одновременно с осуществлением выбора сохраняются и не снятые доводы, направленные против него.
Для распознания неискренности в действиях или намерениях может быть использован способ "присмотрись к себе" – обратить внимание на свои желания, предрасположенности и т.п. Для устранения неискренности потребуются попытки "понять себя". Здесь надо знать, что искренность, если она достигнута, подтверждается ощущением готовности к действию. Готовность же предшествует исполнению выбора и этот элемент искренности желательно понять как условие реализации выбора, а, приступая к действию, проверить наличность искренности и готовности, как проверяют наличность прежде чем пытаться что-то за эту наличность приобрести.
Простая истина заключается в следующем: чтобы чего-то добиться, надо сначала этого РЕАЛЬНО захотеть. Делать что-то неискренне мало смысла, потому что заранее ясно, что это будет сделано плохо. Но уметь делать искренне это тоже проблема. С другой стороны, не обязательно все делать хорошо, если к этому нет настроения. Главное, все же, не обманывать себя относительно истинного состояния своих желаний.
Соглашение с собой – это момент искренности в работе механизма психики. В отличие от принудительного выполнения действия, соглашение с собой предполагает какое-то обращение к самому себе. Обращение к себе с некоторыми аргументами, а порой и вовсе без аргументов, как своего рода напоминание себе о возможности действовать в согласии с собой. Словами точно этого не объяснишь, но безусловно то, что любое искренне совершаемое действие или реализуемое намерение должны иметь понятный личностный смысл. Проще говоря, истинность в действии или намерении проявляется тогда, когда до конца ясно зачем предстоящее действие нужно именно мне.