Приятное и неприятное – это реакции на соответствие или не соответствие событий нашим ожиданиям и на физиологические ощущения комфорта, холода и т.д., происходящие в текущие моменты жизни. Тонкость понимания этого обстоятельства в том, что мы живем в своем внутреннем мире и большинство из наших "неприятное" мы сами и создаем. Об этом уже говорилось раньше, но об этом, видимо, следует сказать много раз, чтобы на реальном, а не на кажущемся уровне понимания отобразился смысл приятного и неприятного, о котором идет речь.
Моя исходная ошибка на пути действия (эксперименты по самосовершенствованию) в восприятии приятного и неприятного заключалась в том, что я не видел свою жизнь, как жизнь, состоящую из мгновений, поэтому я так или иначе упускал положительный контроль. При моей склонности решать любую проблему в глобальном плане я забываю о возможности решать ее в каждый текущий момент.
Вот, скажем, текущая работа. В оперативном плане я не знаю как сделать так, чтобы она не была неприятной мне. Но проконтролировать свои реакции на уровне отдельных моментов времени я все же могу, если... если сделать это захочу.
Приятное и неприятное... Я не рассматриваю какие-то крайние состояния, вроде испуга или творческого подъема и т.д. Но в остальном... в остальном при всей суперсложности проблемы "приятное и неприятное" можно заметить, что на самом деле наша жизнь состоит из простых мгновений. И в эти достаточно простые мгновения мы достаточно простыми способами делаем каждое текущее мгновение приятным или отравляем его. Если мы занимаемся последним, то в конечном итоге получаем весь комплекс негативных последствий неприятного, о которых уже много раз говорил.
Очень сложным может оказаться решение проблемы "приятное-неприятное" на уровне большого отрезка времени. Но на уровне мгновения сложность уже не столь велика. Если речь идет о лечении собственного психического аппарата, то этот процесс тоже будет протекать через мгновения, а не как-то вообще. Я думаю, идея в общем понятна и ее предмет обозначен, а далее не буду тратить длинных слов. С точки зрения "философии" оптимизма положительная идея состоит в том, что:
"Улучшая мгновения, мы улучшаем свою жизнь".
У меня не было также в сколько-нибудь существенном объеме предметного опыта или представления о том, что многие вещи, обстоятельства и дела приятны или неприятны не только сами по себе, но и в зависимости от мыслей, к которым себя приучил. Действительно, правильно ли считать собаку злой только потому, что она рычит, когда бросаешь в нее камень? Так и наши неприятности возрастают от того, что мы заставляем себя думать о них.
Мы живем в двух мирах: реальном и воображаемом (модели первого). Все наши мысли, переживания вместе с нашими "неприятно" и "приятно" - это жизнь во втором мире. Воображаемый мир это не только мир иллюзий и т.п. Он имеет и важную функцию - приспособления к внешнему миру. Когда человек непосредственно не сталкивается с внешним миром, он приходит в равновесие со своим внутренним (воображаемым) миром. Простейший пример: перед выходом зимой на улицу надо мысленно побыть на ней, пока не сработают адаптационные механизмы. Тогда вероятность простуды и просто неприятных ощущений станет меньше.
Это происходит потому, что чувствуем мы не только то, что испытываем, но и наше отношение к нему. Это не просто предположение. Мне не раз удавалось без особых раздумий и усилий, правда на сравнительно короткое время, чувствовать холод на улице, но не чувствовать, что он чем-то неприятен. Этот навык восприятия приятного и неприятного можно тренировать и развивать.
Вот взять мое хреновое текущее состояние – записал я как-то в дневнике. Что происходит? Скажем, раз в две недели я узнаю очередную неприятную новость. Это восприятие сообщения заканчивается за короткий срок, но остается в моем внутреннем мире. И все громадное оставшееся после сообщения время меня истязает уже мой психический аппарат. В моменты такого видения, вполне здравой представляется мысль, что подобный безобразный психический аппарат было бы целесообразно поменять. То есть, перестроить его в части восприятия и реакций на приятное и неприятное.
По сути дела мы являемся "мешками" предвзятых представлений о том, что считать хорошим или нехорошим, приятным или неприятным и т.п. Любому воспринимаемому, или даже мысленно представленному, проявлению мы навязываем опережающий это восприятие шаблон. Этот шаблон можно назвать мудростью, блажью, стереотипом, установкой, предрассудком, предрасположением или чем-то еще, но важно то, что он есть. И наше "плохо-хорошо", как и "приятно-неприятно" зависит от шаблона, по которому выбрали судить.
Оптимист посмотрел на стакан и увидел его "еще наполовину полным". Пессимист увидел стакан "уже наполовину пустым". Каждый применил к видению стакана свой шаблон предрасположенности в отношении приятно или неприятно. И каждый из них был прав в том смысле, что он имел право применить выбранный им шаблон.
Положительный аргумент для "живущего на негативном этаже". Радио, телевидение, разговоры окружающих, собственные беды - это все как бы создает непрерывный негативный фон. Но на самом деле, негатив составляет лишь незначительную часть реальной жизни, а остальное время живущий на негативном этаже мысленно или подсознательно воспроизводит избирательно неприятные моменты, не вспоминая о приятном. Если этого воспроизведения не делать, то от негатива в общем-то не останется почти ничего. А раз негатив реально отвечает только небольшой части нашего существования в этом мире, то и не следует придавать ему такого же большого значения, как если бы негатив по своему объему составлял весь полный мир. Если, скажем, на моем "этаже" сотня "комнат", которые возможно посещать, а негатив - это лишь одна из этой сотни комнат, то и не стоит комнате негатива придавать такое же значение, как если бы она составляла весь этаж.
Значит, реальная наша проблема приятного и неприятного не столько в негативе, как в том, что мы не умеем и не учились отключаться от него. Проблема не в том, что весь мой этаж плох, а в том, что я пребываю только в плохой комнате этого этажа, где есть только это "неприятно" и отсутствует "приятно". Умно ли все время быть в одной такой комнате, когда есть и другие? - Нет. Но настроенный на неприятность человек берет себе в обыкновение быть только в одной из подобных комнат. Хотя и есть физическая возможность в ней почти не бывать.
Итак, если присмотреться к себе, то в большинстве случаев можно заметить то, что реально неприятные мгновения занимают лишь ничтожную часть общего времени, если эти неприятные мгновения своим воображением не воспроизводить. И между этими реально неприятными, или просто пустыми, мгновениями всегда есть мгновения, для которых можно найти какой-нибудь положительный ход, - в конце концов, хоть петухом покричать. Вот только надо не забывать о существовании мгновений и обращать внимание на них. Наполняй свои мгновения чем-то приятным, иначе они наполнятся неприятным хламом или барахлом.
Вот когда я спускался до уровня контролируемого использования мгновений, то мог вдруг обнаружить, что психика - это какой-то странный самообманщик. Потому что на этом уровне самоконтроля может оказаться, что реально неприятных мгновений и вовсе нет, есть только те неприятные мгновения, которые ты выбрал создавать. Например, уборку в комнате мне делать неприятно. Но если я взялся контролировать мгновения в положительном ключе, то вполне могу обойтись без неприятных впечатлений.
"Приятно и неприятно". Как-то мне предстояла одна весьма неприятная встреча, но я продолжать решать в уме одну технологическую проблему и это изрядно отвлекло меня от мыслей о встрече. А встреча оказалась и не такой уж неприятной. То есть, даже в состоянии неполного самоконтроля я смог переключить мысль о неприятном на что-то еще, подобно опытному солдату перед боем, который занимается текущими делами, не думая о том, что может его ждать впереди.
Итак, с точки зрения философии оптимизма идея изменения соотношения приятного и неприятного состоит в том, что: "Улучшая мгновения, мы улучшаем свою жизнь".