Внутренняя напряженность, ее психологические причины

Ключевые моменты. Негативная установка. Собственная значимость и конфликтность. Негативные эмоции и мышечные напряжения. Не бегите от страха. Внутреннее усилие: "Все как надо". Путь пародоксального реагирования. Уровни спокойствия. Барьеры на пути действия. Дежурная глупость и дежурный страх. Чувство собственнй значимости. Отношение к проблемам. Не отождествляй себя с тем временным, что есть в тебе. Признать, что в своих бедах виноват ты сам. Контроль мгновений. Жажда плодов. Переключение внимания. Беды зависят от значимостей, которые им придаешь. Подсознание ничего "своего" не содержит, мы сами делаем себя. Опережающее отображение и выбор. Соглашение с собой.

 

11.04.91. Раньше, в возрасте, который можно было назвать молодым с гораздо большим основанием, чем сейчас, работа моя носила преимущественно творческий характер, требовавший значительного напряжения сил.

 

20.04.91. Человек вольно или неосознанно задает себе правила как следует реагировать на события и окружающий мир. Это определяет его настроение больше, чем сами внешние обстоятельтсва.

 

12-07. "Я" это то, с чем мы себя отождествляем. Чем меньше отождествлений, тем больше возможностей для самоанализа и самоконтроля.

 

15-30. Кто-то сказал, что "Негативная установка признак слабого ума".

 

... Снова о "Я". Стоит лишь снизить собственную значимость и сразу же снижается уровень притязаний и конфликтности с внешним миром.

 

1.10.96. 12-00. Все функции надо тренировать, чередуя напряжение и отдых.

 

9.10.96. 16-30. Негативные эмоции реализуются через напряжение связанных с дыханием мышц. Когда человек сбрасывает это напряжение, он успокаивается. Но когда обычный человек считает, что он спокоен, то это еще далеко не то спокойствие, когда дыхание полностью освобождено.

 

11.10.96. 7-30. Сегодня, проснувшись, я вновь ощутил свою беспомощность перед собственными психическими реакциями. Они навязывали мне непродуктивное беспокойство, страх перед тем, что может ожидать меня. Помогла переориентироваться фраза из книги Поля Брегга "Нервная сила": "Не бегите от страха, анализируйте его и воспринимайте его не более чем физическое чувство". Я сделал усилие и взглянул на свое состояние под несколько иным углом: как ученый на букашку или что-то вроде этого. Но до глубокого расслабления пока более чем далеко. В тетрадях у меня есть много рассуждений о страхе и его проявлениях. Но, думаю, достаточно привести выдержку из этой же книги. "Большинство людей, если спросить, чего они боятся, ответят "ничего". Это неверно, потому что каждый человек в то или иное время является жертвой одного из шести страхов: страх бедности, болезни, старости, потери любви, осуждения и смерти. Страх подрывает инициативу, энтузиазм, душит воображение. Страх порождает жадность, подлость, злобу и раздражительность в отношении к другим". Поль Брегг предлагает прогнать трех демонов: страх, жалость к себе, беспокойство со спешкой. А маг Хуан Матус предлагал даже избавиться от чувства собственной важности и значимости... В юности я, помнится, как-то попытался снизить уровень своего самолюбия и вдруг ощутил себя раскованным и стал болтать с девушками. Но... уже пора прекращать болтать.

 

12.10.96. 9-20. Проснулся с тревожным ощущением жжения в груди. Потом несколько успокоил себя.

 

Осталось ли что-то в тетрадях, чего нет в компьютерном дневнике? Да, есть вещи, о которых мне не хотелось говорить. И все же.

 

Я пробовал чувствовать себя удовлетворенным тем, что у меня есть, и так, как будто сверх этого мне ничего не надо. Пробовал сказать себе, что всего желаемого я уже достиг и я доволен собой. Такое состояние внутренней удовлетворенности я назвал "Все как надо". Это не было чем-то вроде самоубеждения по рецепту Д. Карнеги. Это было просто какое-то внутреннее усилие (внутреннее действие), переводящее меня в состояние "Все как надо". Можно подозревать, что человеку не так уж трудно дается сказать себе, что он молодец, если захочет это сделать.

 

Когда я ездил в командировки в Астрахань, я оказывался в вокзальной сутолоке и состоянии тревоги в связи с проблемами приобретения билетов. В таком же состоянии толклась вокруг меня масса других людей. Я был в тревоге и был участником этой кутерьмы. Потом я заметил, что при некотором усилии я способен изменить точку зрения и стать не участником кутерьмы, а наблюдателем ее и своих действий в ней. Психологическая нагрузка при этом стала меньше.

 

Но самое мощное средство, радикально менявшее настроение, было то, которое я обозначил Пп - путь парадоксального реагирования. Это самое бескомпромиссное средство, но я скажу о нем смягченно, как записано в третьей тетради. "Пп - путь парадоксального реагирования, когда с удовольствием воспринимаешь недомогания и головную боль и улыбаешься своим печалям. Но суть здесь не в парадоксальности, а в технике осознания нецелесообразности многих эмоций и реакций, направленных во вред самому себе. Суть, проще говоря, в осознании собственной глупости и предрассудков". В части следования Пп у меня были только кратковременные эксперименты. Но почему-то этот путь давался мне легко - легче, чем, например, путь освобождения дыхания. Помнится ложился я как-то спать с болезненным недомоганием, головной болью и с Пп, а наутро встал без неприятных ощущений.

 

17-00. Сейчас я в некотором смысле в новой точке. До меня вдруг дошло, что образ человека с нормальными реакциями и, вместе с тем, не являющегося рабом собственных эмоций, о котором я выше написал, соответствует образу человека, следующего ПБ (путь блокирования непреодуктивных мыслей и эмоций или просто ни о чем не думать). Но это не эксперимент, не "путь в Х-ландию", а норма такого человека, часть его. Также, как норма это быть здоровым, а не больным.

 

14.10.96. 9-05. Мой недостаток в неумении переключаться и предрасположении решать все дела и проблемы не по очереди, а разом.

 

17-10. Давление тревог продолжает ослабевать. Иногда кажется, что еще один шаг и я очнусь нормальным человеком. Когда-то для меня быть беззаботным было более нормальным, чем это бывает у других людей.

 

17-50. Вот, скажем, закат, доселе безразличный, стал красив. Можно ли это выразить в терминах изменения отношений, психологических установок и т.п.? Мир как бы стал немного шире, и напомнил, что в нем есть что-то еще, кроме замкнутого на себя внутреннего мира, в котором порой нет ничего, кроме сожалений, страхов, раздражения и тоски.

 

... "И кто я есть? - подумалось мне сейчас, - мерзкий городской тип". А облака плывут и несут с собой свою тайну... Это я воспроизвел свою запись от 2.05.91г.

 

16.10.96. 8-00. Иногда мне удается достигнуть первого уровня спокойствия. Объясню, что это такое. Когда мне кажется, что я уже спокоен, и присматриваюсь к себе, то замечаю, что это только мой обычный предел. На самом же деле я зажат и это проявляется в стесненном дыхании, скованности мышц шеи и живота. Можно и не заметить это мышечную скованность, но зато можно обнаружить, что тебя держит в напряжении твой дежурный страх. Даже если конкретно ничего не угрожает, этот страх не забывает, что жизнь устроена так, что любой момент тебе может на голову свалиться кирпич. И страх неослабно ждет этого кирпича. За страхом следует ощущения ответственности перед жизнью, долгов и что-то еще. Все эти сковывающие моменты более, чем естественны и уместны - ЭТО САМ НЫНЕШНИЙ Я.

 

9-00. Какой-то момент я заметил, что кроме прочих напряжений, есть напряжение в голове. И что это напряжение сравнительно легко удается сбрасывать, если обратить на него внимание.

 

10-45. Вот я начал освобождать дыхание и во мне нарастает какой-то внутренний протест: я дорог себе такой, какой я есть, со своими страхами и т.д.

 

18.10.96. 8-20. Проснувшись обнаружил, что не умею нормально лежать. Все тело полно паразитных напряжений, которые не отключаются по моему желанию. Когда все же начал пытаться это сделать, "подал голос" мой ангел-хранитель, имя которому - дежурный страх. Он предупредил, что я, своим расслаблением, воздействую на него, а без его охраны я не проживу. Где-то, как-то, в каком-то смысле он прав.

 

19.10.96. 11-15. Проснулся и долго сбрасывал напряжение мышц. Через какое-то время появилось ощущение, что у подобного расслабления есть какая-то связь с ПБ и хорошим настроением. Мой ангел-хранитель (страх) долго молчал, потом он и кто-то еще "возразили", что дальнейшее расслабление это уже будет чересчур.

 

6.11.96. 7-00. Настрой на равнозначность дел помогает снять внутреннюю дискуссию о том, что следует делать и что нет...

 

13-50. Обстоятельства конечно себя проявляют. Но, как это часто бывает на пути действия, возникли барьеры, и внутренний поиск стал искать способы их преодолевать.

 

Одну такого рода спасительную мысль я уже обнаруживал в себе: "Мы то, с чем себя отождествляем". Действительно, я - это не стол и не компьютер, это только мой выбор того, что подразумевать под "я". Когда мне хреново, меня вдруг может осенить, что мой психический аппарат это не я, а нечто приданное мне. Поэтому это "хреново" происходит не со мной, а это лишь реакции моего психического аппарата. Такая интерпретация, наверное, также правомочна, как и любая другая.

 

16-40. Сейчас я вернулся с прогулки, без "философий". Но какие-то мгновения у меня стали повторяться впечатления будто мой психический аппарат есть что-то отдельное от меня, что можно подкорректировать подобно тому, как можно что-то поменять в машине, чтобы в ней было удобнее ездить, или в доме, чтобы в нем было лучше жить. Это воспринималось вовсе не как некая философия, а как логическое видение своей внутренней жизни, в другие моменты скрытое от меня.

 

10.11.96. 10-00. Ну да, нам не хочется оценивать ситуацию с каких-то разумных позиций. Как никак это требует и усилий. Проще держать при себе своих ангелов хранителей: дежурную глупость и дежурный страх. В нужный момент они, не затрудняя нас, среагируют за нас. Правда, они реагируют всегда, а не только в нужный момент. Но они же дежурные и это их постоянная работа.

 

11.11.96. 8-20. У меня очень развился рефлекс отталкивания.

 

Иногда мне кажется, что я уже почти выхожу из своего внутреннего мира, и приходит понимание, что такие состояния должны как-то присутствовать в моей жизни, без них я не нормальный человек. Состояния, когда забываешь всякие дела и видишь то, что тебя окружает в реальности, а не в мыслях. Человек, который не умеет выйти из собственного внутреннего мира совершенно не защищен перед самим собой. Такая вот гипотеза получилась.

 

20-30. Вернулись мысли, оставленные было в прошлых днях.

 

Чувство собственной сверхзначимости создает разные невеселые проблемы. Действительно, мои беды не имеют того громадного значения, которое я им порой придаю, и которое закрывают тогда собою буквально все. Сейчас только что я более или менее почувствовал смысл слов Хуана Матуса и я привожу их: "Пока ты чувствуешь, что наиболее важное и значительное явление в этом мире - это твоя персона, ты никогда не сможешь по-настоящему ощутить окружающий мир. Точно зашоренная лошадь, ты не видишь в нем ничего, кроме себя".

 

23-50. Действительно. Мое чувство значимости напугано и уязвлено. А искреннее облегчение чувствуешь только тогда, когда пытаешься эту значимость уменьшить.

 

12.11.96. 7-30. Я смотрю на этот мир, придуманный не мной, и начинаю наделять его кое-какими свойствами от себя. Я придаю себе значимость, я придаю всему смысл. Это мое дело сколько, чего и чему придать. Но какой-то момент замечаю, что мое занятие напоминает ситуацию: я бросаю палки в собаку, а собака бросается на меня.

 

13.11.96. 14-10. Придавать чему-то смысл, о чем говорилось раньше, это, так сказать, глобальное действие. А еще, в более оперативном плане, мы умеем придавать значимость: "Ну подумаешь, укол - укололся и пошел". После прогулки прилег отдохнуть. Но не выполненная задача беспокоила меня - до тех пор, пока не придал ей меньшую значимость.

 

15.11.96. 9-00. Когда делаю восьмое упражнение и вообще как-то повышаю настроение, то в голове происходит что-то вроде просветления и разрядки. Я почти чувствую, что негативы держат какие-то центры в голове в напряженном состоянии и они, тем самым, блокированы для полезной деятельности.

 

16.11.96. 9-00. Сегодня я вновь переживаю страх, сродни страху перед ожиданием боли. Это страх перед своей неготовностью к напряжению психических сил. Все мои негативы, о которых шла речь, на 90 процентов замкнуты на этой неготовности. Я тот, который не может рассчитывать на себя, как на помощника в своих делах. Это обостряет все негативные реакции и создает впечатление тупика. Тупик, действительно, есть, но это я сам. Когда я пытаюсь только подумать, что мне надо будет сделать одно, другое, третье, особенно в ближайшее время, то я сразу чувствую протест и неготовность к этому всему. И я, видимо, действительно не в лучшей форме для выполнения активных действий.

 

25.11.96. 8-30. Адаптация в ПБ - это мне знакомо. Но напряжение не спадает или спадает медленно. Сбросу напряжения мешает самолюбие и связанный с самолюбием страх перед людьми: "Как посмотрят. Что подумают. Что скажут. И как поведут себя в отношении ко мне". Заметил, что если не придавать большого значения возможному (любому из ожидаемых) результату своих действий - попросту стать к нему безразличным, - то напряжение спадает: "Итак, не плодов ты желай, а деянья". Ну а если и при этом понимании я все же волнуюсь, то это значит, что я придаю чрезмерную значимость и важность собственной персоне.

 

29.03.97. 7-50. Я боюсь того, что произойдет со мной. Я боюсь мнения людей о себе, я боюсь того, как они реагируют на мое поведение, мой вид.

 

9-30. Люди - это существа со свойством осуждать других, но не себя.

 

Наблюдение: когда мне удается сказать о чем-то откровенно, мне становится как-то лучше. Откровенность - это вроде оценки действительности такой, какова она на самом деле есть, и в какой-то мере это принятие действительности, примирение с ней. Во всяком случае, если я внутренне примиряюсь с правом людей осуждать меня, то этим я как бы адаптируюсь к такой ситуации, снижаю значимость и боязнь осуждений со стороны людей.

 

7.07.98. 9-30. Обида, недовольство, зависть и даже, может быть, страх вызываются расхождением между тем, что у тебя есть или может быть, и тем, на что ты претендуешь. Принятие ответственности за действия на себя, снижение собственной значимости и т.п. работают в этом ключе. Я так или иначе, прямо или косвенно убеждал себя снизить уровень притязаний. Чем выше "норма" притязаний, тем более вероятен отрицательный исход и больше поводов для негатива. Конечно, все это не ново. Но знать что-то умозрительно - одно, а чувствовать это - другое.

 

10-10. (Продолжая просматривать дневник.)

 

"Чтобы успокоиться, надо либо решить мешающие спокойствию проблемы, либо, по меньшей мере, определить свое отношение к ним" - это все о том же.

 

"Найти смысл - это не сочинить очередную философию, это больше похоже на выбрать для себя какой-то смысл" - выбрать смысл, адекватный тому положению, в каком ты есть.

 

12-00. Человек, когда он в норме, находится в психическом равновесии с собой и внешней средой. Если обстоятельства изменились в худшую сторону, но человек "отпускает" себя, как я делал в ПБ, то его психический аппарат сам ищет и подбирает способ найти новое равновесие с внутренней и внешней средой, а интеллект призывается для осознания и закрепления новых связей. Это свойство психического аппарата, работа которого переживается как поиск новой философии и т.п.

 

"Ошибка, может быть, начинается с общего представления о том, что мир тебе чем-то обязан, что-то должен, и ты вправе чего-то требовать от него."

 

"Чтобы адаптироваться к изменившейся текущей жизни надо признать, что она есть НОРМА, а не нонсенс, крушение и т.п."

 

"Жил я глупо. Но я следовал своим иллюзиям, а значит жил."

 

"Мы адаптируемся не только к жизни, но и к нашему представлению о ней."

 

10.08.98. 21-40. Недовольство миром зависят от претензий к оному. Снижение уровня собственной значимости автоматически приводит к снижению уровня претензий и к большей удовлетворенности миром в расширенных смыслах. В самом деле, большой человек по большому обижен. А маленький не обижен - он все равно большего не заслужил...

 

1.03.99. 7-00. Сегодня понял, что одна из моих внутренних установок: "Я тороплюсь". Эта установка стала для меня "родной", а гонят ее мои нетерпение и дежурный страх.

 

То что дежурный страх гонит мою торопливость, - это лишь способ говорить. Верно и обратное: представление о том, что куда-то нужно торопиться, провоцирует дежурный страх.

 

7.03.99. 11-25. Очередной барьер все тот же - чувство собственной значимости. Я настолько важен, что даже наедине с самим собой радоваться неприлично.

 

11-45. Сейчас я перечитываю свой дневник. Может быть самым существенным и полезным на будущее результатом является вытекающее из опыта понимание того, что зависимость от своего плохого настроения, а может быть и от собственных негативных свойств и взглядов, является не настолько жесткой, как кажется до тех пор, пока не попытаешься этому сколь-нибудь серьезно противостоять.

 

8.03.99. 7-40. Когда, против своей воли, ты чувствуешь себя слишком важным и тяжелым, а потому тревожным, попробуй посмеяться и скорчить по поводу своей важности или просто так несколько рож. Тогда поводов для самопроизвольного провоцирования важности останется меньше. Можно еще и поуважать себя за подобное действо.

 

Не отождествляй себя с тем временным, что есть в тебе.

 

14-00. А почему были люди, которые оставались спокойными перед боем? Потому что они делали все, что угодно, но только не переключали свое внимание на предстоящий бой. А еще оставались спокойными люди, которым полагалось видеть предстоящий бой в информационном плане, чтобы этим боем руководить. То же касаемо врачей, оперирующих под бомбежкой.

 

10.03.99. 7-40. О "молитвах", помогающих без борьбы с собой.

 

Как ни странно, но если признать, что в своих бедах виноват ты сам, то это не только снижает уровень осознанных и неосознанных обид, но даже чувство собственной значимости и страх.

 

13-40. Что меня беспокоит? - То что значимо. - А что значимо для меня? - То, с чем я себя отождествляю.

 

11.03.99. 6-45. Зацикленность внимания на собственной персоне, не срабатывание механизма переключения внимания - это болезнь.

 

Злоба, зависть, обида и т.п. относятся к сфере межличностных отношений и зависят от степени отождествления себя с "противостоящей" стороной: "На дураков не обижаются", "Прости их, Господи, ибо не ведают, что творят", "Воина можно ранить, но не обидеть", а также от степени важности, которую себе придаешь: "Большой человек по большому обижен" и т.п. Беспокойство, страх, отчаяние и т.п. более похожи на реакции животного уровня, степень зависимости от них зависит от степени отождествления себя с предметами, вызывающими эти негативные реакции.

 

12.03.99. 7-30. Однако это наблюдение стоит того, чтобы на нем внимание заострить: "В условиях, когда есть ощущение несправедливости, работу трудно выполнять".

 

13.03.99. 18-15. "Не навреди" - заповедь на пути действия. Потому как в новом импульсе хорошего настроение я уловил момент бескорыстия, к которому предыдущая установка если и подходит, то не во всех смыслах. Это настроение беззаботно смотрящего на огонь костра или что-то в этом роде, когда все суетное остается где-то позади.

 

Наверное, это нормальная способность - отходить временами от всего суетного. А отсутствие ее - это, может быть, уже обделенность или болезнь.

 

18.03.99. 16-20. Вспоминая пройденный путь. Во всех своих начинаниях предыдущих лет я отождествлял себя со своей текущей "философией". Поэтому я никогда не был готов изменить "себя", а мои эксперименты были игрой, но не работой над собой в том смысле, в каком, например, велась работа 20-21.02.99г. Даже если случался успех, то он все равно не закреплялся, потому что он был не адекватен "философии", которую я не собирался менять. Я тогда не представлял себе, в реальном плане, что может быть несколько равноправных "философий", ни одна из которых не является собственно тобой. С этой точки зрения многие мои проблемы являлись надуманными в том смысле, что они относились к разряду "не хочу", а не к разряду "не могу". Правда, элемент "не могу" тоже присутствовал по той причине, что у меня небыло того предметного опыта, который появился после 20-21.02.99г.

 

У меня не было также в сколь-нибудь существенном объеме предметного опыта или представления о том, что многие вещи, обстоятельства и дела приятны или неприятны не только сами по себе, но и в зависимости от мыслей, к которым себя приучил.

 

19.03.99. 9-00. Если присмотреться к себе, то в большинстве случаев можно заметить то, что реально неприятные мгновения занимают лишь ничтожную часть общего времени, если эти неприятные мгновения своим воображением не воспроизводить.

 

Но когда спускаешься до уровня контролируемого использования мгновений, то можно вдруг обнаружить, что психика и в самом деле какой-то странный самообманщик. Потому что на этом уровне самоконтроля может оказаться, что реально неприятных мгновений и вовсе нет, есть только те неприятные мгновения, которые ты выбрал создавать.

 

11-10. Да, действительно, такое со мной случается нередко - мог бы "поразвлекать" себя уборкой в комнате, да вот не захотел.

 

Прокрутив мысленно разные элементы жизни, я вижу, что она состоит из каких-то приоритетных моментов и ЖЕРТВ. Тут не надо обманывать себя и жертвы неизбежны. И не надо рассматривать жертвы и потери - реальные и ожидаемые, как нечто неприемлемое и как повод портить себе жизнь. И по такой же причине у меня сейчас не хватает терпения, чтобы, скажем, читать стихи.

 

20.03.99. 22-30. Секрет прошлого довольно прост. Я по возможности поддерживал и защищал ту жизнь, которая для меня имела смысл, а именно, - творческую жизнь. Все прочее - лишь частные моменты.

 

Если защита этой жизни выглядела гипертрофированной, значит такое же значение я и своей особе придавал.

 

21.03.99. 8-40. Да, действительно, жажда плодов и представление о неравнозначности плодов деяний возбуждает импульс нетерпения, а угроза разрушения установки, направленной на получение приоритетных плодов, вызывает протест. Но если переключить свое внимание на деяния, то выяснится, что отношение к плодам все же не единственная часть того, что может сделать действие приятным или неприятным.

 

11-30. Я, например, не принял "философию" о том, что надо жить, а не постоянно заглядывать вперед и торопить куда-то себя. Спешка и нетерпение - это характерные моменты моего состояния в прошлом и теперь. Потому что я жаден до результатов и придаю большое значение как их накопительству, так и плодам.

 

Моя мать тоже предпочитает торопиться и заглядывать вперед, и нервничает, когда ее слишком долго отрывают от текущих дел. В этом отношении мы очень с ней похожи, хотя обычно я считаю, что мои интеллектуальные проблемы важнее ее бытовых проблем. А вот ее подруга по возрасту Софья Павловна предпочитает не заглядывать в будущее и получать удовольствие от текущего момента.

 

Ну а дефект мой заключается не только в упомянутой "жадности", но и в представлении о завышенной важности своей особы, принуждающем меня слишком беспокоиться во всех микро- и макроситуациях за себя или за свой успех в очередных делах.

 

18-30. Рассуждения (шаблоны) в духе СВ. Я пришел в этот мир ни с чем. Поэтому в нем у меня нет и не может быть потерь. Есть только большие или меньшие приобретения, имеющие более или менее временный вид.

 

(Но вот однажды я вспомнил, что 80% своей более молодой внутренней энергии я растрачивал бесцельно, - на мечты, фантазии и т.п. Так что повышенная склонность к "жадности" в отношении своего "сверхдрагоценного" времени уживалась со столь же повышенной склонностью не ценить его.)

 

22.03.99. 14-15. "Философия зависит от конкретных обстоятельств, если ее назначение в том, чтобы приспособиться к ним" - из дневника.

 

"Найти смысл - это похоже на выбрать для себя какой-то (подходящий) смысл" - из моего дневника.

 

Вот именно, не философия должна нас выбирать, а мы должны выбирать ее. Противоположная мысль - это лишь вредный предрассудок.

 

24.03.99. 7-30. Вспомнил, что однажды во время горя мне пришлось в силу необходимости, переламывая себя, действовать весьма активно. Внимание настолько переключилось на действие, что на ощущение горя его уже не хватало.

 

1.05.99. 7-20. Решил, что снова пора приподымать свое настроение. Идти путем "Я заслужил то, что имею" не стал. Но заметил другое - не новое: если считать свои проблемы (и проблемы, которые волнуют) очень важными и большими, то оснований радоваться жизни действительно нет. Стоит только представить эту важность, и сразу происходит автоматическое зацепление с набором непроизвольных реакций, при которых психический аппарат переходит в положение "негатив".

 

Наверное это самые типичные мысли - "Со мной обошлись несправедливо" и "Мои проблемы очень важны", порождающие негатив.

 

И действительно. Если присмотреться к себе, то масса негативных реакций, например, даже просто на шум в соседней комнате, как сейчас, укладывается в стандартную схему: мои интересы несправеливо ущемили и эти интересы очень важны, как важен и я сам. Логика этого механизма? - Раз мои интересы ущемили, то это прямой повод возмущаться (про себя). И возмущаться сильно, потому что эти интересы очень важны. И еще сильнее нужно возмущаться потому, что ущемляются интересы важного, или заслуженно важного, человека - т.е. меня. Мир дает массу поводов возмущаться подобным образом буквально на каждом шагу. Дон Хуан своего ученика, проявившего такого рода реакции, назвал напыщенным индюком.

 

5.05.99. Еще раз упомяну о чувстве важности своей особы и того, что происходит с тобой. Беды зависят от значимостей, которые им придаешь. Чем больше "масса" таких значимостей, тем меньше поводов и оправданий для того, чтобы радоваться тому, что в этой жизни есть, и в чем-то находить в ней интерес.

 

Когда я говорил о том, что в основном два рода представлений - "Со мной обошлись несправедливо" и "Мои проблемы очень важны", порождают истощающий энергию негатив, то тут важно вспомнить что за этими словами стоит. Реклама, идущий навстречу человек, курящая девушка и т.д. и т.п. - все при дефектном настроении пробуждает твое "заслуженное право" возмщаться тем, что "несправедливо ущемляет" тебя.

 

Подсознание ничего своего, в смысле "философии", не содержит. Мы сами делаем себя. Механизм человеческого существа устроен так, что мы инстинктивно отождествляем себя со своим подсознанием, хотя в нем лишь то, что мы успели набросать.

 

1.06.99. 11-30. Внешние обстоятельства могут способствовать комфорту. Но сам комфорт находится внутри, а не вне нас.

 

3.06.99. 18-00. Сегодня возникло совершенно отчетливое впечатление о том, что наше настроение зависит не только от обстоятельств, но и от выбора нашего поведения в них.

 

8.06.99. 9-40. Дефектное настроение... Моя излюбленная предрасположненность - нетерпеливо торопиться. Это рефлекс понукания самого себя. Пробую замедлиться и сразу же получаю вполне ощутимый положительный эффект. (Момент замедления я обнаруживал всегда, когда случался положительный эффект.)

 

9.06.99. 9-30. "Свежее впечатление", "усталость" - что может за этим стоять? Когда меня увлекала работа на компьютере, то это давало мне энергию работать едва ли не по шестнадцать часов подряд. Неинтересное утомляет, интересное может вызвать подъем. Но сейчас я только вспомнил о работе на компьютере и она меня уже начинает утомлять. "Устаешь не от работы, а от своего отношения к ней". Может быть я аналогичным образом, ничего не делая, устаю не только из-за возраста, но и от своего отношения к жизни? Похоже на то.

 

17.06.99. 14-45. В одном настроении я вижу согретые солнцем облака, в другом - просто замечаю факт их существования. Это тоже имеет отношение к теме нормально-ненормально.

 

18.06.99. 14-00. Хочу повторить одну идею, которая сейчас мне кажется правдоподобной. Страх/беспокойство стимулирует в юношеские годы, но в моем состоянии действует более наоборот.

 

27.06.99. 16-00. Идея (замедления) работает, если удается пройти психологические барьеры и физиологический барьер оцепенения, вызванный, по-видимому, недостатком сил. Временами это занятие создавало впечатление возвращения от беспокойной и мелочной торопливости к норме, а временами оно было похоже на войну бесстрашия и страха или войну с самим собой. Помогали идеи малозначимости происходящего и любви к поражению.

 

20-21.08.99. Перечитывал Карлоса Кастанеду (без очков).

 

"Философия" - это как бы неотъемлемая часть моего "я" и этого я не могу в полной мере отрицать. Но однажды я заметил, что "философия" - это и внешняя величина, которую можно выбирать и приспосабливать как оружие самозащиты от внешних обстоятельств и от самого себя.

 

Настроение зависит от того на что направлено внимание в данный момент. Но по большому счету настроение - это эмоциональное отображение модели мира и обстоятельств, существующей во мне в данный момент. Изменить настроение может означать изменить себя. Однако с другой точки зрения я изменяю не себя, а нечто более внешнее - взгляды, с которыми я до этого изменения отождествлял себя. В любом случае изменение настроения связано с изменением интерпретации элементов бытия и иного не дано, хотя само изменение может происходить разным путем.

 

От каких-то "внешних" приоритетов мне, наверное, уместно отказаться. Но жизнь без такого приоритета, как познание и создание чего-то нового (для себя и/или других), теряет личностный смысл, хотя любая ситуация не исключает возможности аргументов для оптимизма. Таковы общие соображения по части приоритетов.

 

22.08.99. 7-50. Сегодня собираюсь в дорогу - в Курск, затем в Азаровку. Видимо поэтому записанное вчера воспринимается несколько иначе. Я как бы забыл, что кроме философии есть физиологические реакции, и когда с ними сталкиваешься, то они, а не "философия", выходят на первый план. Но в общем многие моменты описанные в дневнике повторяются. Настроение зависит от того на что направляешь внимание. Скатывание к негативу происходит самопроизвольно, а к позитиву надо себя в той или иной мере принуждать. Вот пока все...

 

18.06.00. 13-40. Внимание занято тем, что наиболее значимо на данный момент, и, соответственно, не занято тем, что менее значимо на данный момент. Такова "физиология" интереса. Выбирая интерес к проблемам собственной персоны, мы выбираем отсутствие интереса к тому, что при этом остается за бортом.

 

24.11.00. 9-00. На какое-то время возникло впечатление, что мои философские построения не имеют собственного смысла. В них только тот смысл, который я им придаю.

 

1.12.00. 8-00. Положительное восприятие и расслабление часто соседствуют. Как часто, не знаю. Может быть всегда. Утром пытался расслабиться (снять "дежурное" напряжение) и заметил, что во мне работает какой-то довольно примитивный механизм. Если я предстоящие соприкосновения с этим миром (например, встречи на кухне) воспринимаю в положительном, доброжелательном ключе, то чувствую, что внутреннее напряжение ослабевает, и наоборот.

 

Допустим, мне надо выйти по каким-то делам. Но прежде, чем я это сделаю, в мыслях возникает ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОТОБРАЖЕНИЕ того, что может произойти. (Примечание: об этом есть у Узладзе, но нашел лишь отрывок в моих записях: "Возвращаясь к "предстартовому напряжению", отметим, что грузинский психолог Д.Н.Узладзе и его ученики показали: прежде чем совершить поступок, прежде чем воспринять окружающий мир, прежде чем действовать и созерцать, человек имеет определенную модель: как он это воспримет, как будет действовать. Такое своеобразное предвосхищение результата помогает человеку сосредоточить свои усилия, сконцентрировать свое внимание на определенных способах деятельности – "Шофер мысленно жмет на газ" и т.п."). И я выбираю думать примерно следующим образом: вот этого типа я должен осудить, с этим нежелательно встречаться, этот постарается что-то от меня извлечь. И т.д., и т.п. Я мог бы выбрать думать и иначе - более положительным образом, если бы задался такой целью, но почему-то выбираю реагировать описанным образом в этих ожидаемых "мелочах". Именно подобные мысли в отношении ожидаемого и возвращают мою внутреннюю напряженность. Я борюсь с ней, преодолеваю ее каким-то положительным усилием, но потом в очередной раз сам же возвращаю ее.

 

Что я должен сказать о конкретном видении ситуации в данный момент? Заглянув в себя, я снова обнаруживаю, что мое текущее состояние (настроение) - это ВСЕГО ЛИШЬ ОТОБРАЖЕНИЕ моего планируемого поведения. Того поведения, которое применительно к ожидаемым ситуациям я для себя избрал.

 

9.12.00. 13-00. Отдельные положения записи из файла vvv:

 

1) Мой негатив возбуждается представлением об ущемлении или угрозе относительно того, с чем я отождествляю себя. То, с чем я себя отождествляю, ощущается также и как внутреннее препятствие при попытках следования ПД.

 

2) Ощущение нормы и обыденности - это признак адаптации и одновременно нормальной работы функций, задействованных в данный момент.

 

3) Опережающее отображение - это предваряющие наше поведение мысли, которые мы выбираем полупроизвольно, наказывая этим выбором себя или обеспечивая наш внутренний комфорт.

 

15.12.00. 4-00. И снова по теме выбора ненасильственного обращения с собой. Во мне живет, так сказать, дежурное опережающее отображение. Это уровень притязаний. Он создает внутреннюю напряженность и недовольство. Снижение этого уровня действует в пользу расслабления и позитива.

 

16.12.00. 14-20. Да, но что же получается? Получается, что не столько мой "несовершенный психический аппарат" наказывает меня, как это делает тот мир, который я себе нарисовал. И я говорю об этом не как об очередной гипотезе, а как о том, что я обнаруживал экспериментальным путем.

 

17.12.00. 18-10. Присмотревшись к себе, я едва ли не с удивлением обнаруживаю, что собственно неприятных рутинных дел в моем репертуаре на данный момент вроде бы и нет. Они неприятны не сами по себе, а косвенно. Тем, что на них требуется тратить время и силы, нужные для каких-то более важных, на мой взгляд, дел. Конечно, это очень уж не ново и не раз об этом писал. Но одно дело читать записанное, а другое - почувствовать, что это так.

 

18.12.00. 7-30. Неприятие - это опережающее отображение отрицательного образа того, к чему намереваешься прийти.

 

9-40. А подводя итог, хотел бы сказать так. Мы живем в своем внутреннем мире гораздо больше, чем во внешнем. Наш мир нам кажется чем-то абсолютным и единственно возможным. Но опыт действия показывает, что это все-таки не так. Мир, который мы имеем в эмоциональном плане и который через наше воображение обрушивается на нас, - это не то, что мы получаем, а то, что мы создаем. Мы рисуем наш внутренний мир, сами наделяя его свойствами, которые нас могут радовать или убить.

 

23.12.00. Отмечу также, что нетерпение - это моя глобальная черта и причина сверх половины моих "неприятно", "не хочу".

 

24.12.00. 9-00. Чувство собственной важности это то, в чем находит свою опору негатив.

 

26.12.00. 8-00. Все оно, конечно, так. Но надо еще раз напомнить, что уровень претензий (к себе, ко всем и в отношении всего с чем сталкиваешься или ожидаешь) - первопричина большинства затронутых проблем (проблем негатива). (Кстати, уровень претензий тоже во многом инициируется программой важности самого себя.) Однако можно жить и действовать не под давлением своих претензий, а по правилам, по которым выбрал жить.

 

5.01.01. Возможно, обнаруживаемые закономерности не всегда совпадают даже в сходных ситуациях. Но сейчас создалось впечатление, что беспокойство, нетерпение и недовольство (вся и всем) имеют одну первопричину - программу собственной важности (об этом я, пожалуй, уже писал). ПО продвигалось, мягко говоря, не блестяще. Зато заметил, что повышение настроения подавляет рефлекс собственной важности, причем не косвенно, а напрямую.

 

Ощущения холодного душа... Эти ощущения ведь могли и не измениться. Просто я сумел заставить себя иначе воспринимать их.

 

Опять же. На примере с холодным душем можно понять, что я - это не мои дефектные реакции, а скорее тот, кто смог им противостоять.

 

6.01.01. 9-30. Мой негативный мир негативен не только потому, что я не хочу накачивать себя в части ПО, но и потому, что я рисую его способом, некритическим даже с точки зрения самого негатива.

 

8.01.01. 9-00. Протест возникает тогда, когда ты не уверен, что будешь следовать собственному намерению.

 

29.07.01. 20-00. Все более приходит осознание, что борьба с собой это и в самом деле глупость. Надо просто следовать своему намерению и ни в коем случае не думать о том что тебе мешает специально (не позволять вниманию это воспринимать). Это и есть внутренний контроль.

 

26.10.01. 9-00. Об этом часто забываешь, это не всегда кажется очевидным, и не всегда есть желание принимать это в расчет. Но, присмотревшись к себе, я в очередной раз замечаю, что если я выбираю думать о предстоящем действии или о чем угодно, как о чем-то неприятном, то оно и будет таковым. И наоборот.

 

9.11.01. "Зри в корень!" Многие "не приятно" и "не интересно" происходят из-за зацикливания на самом себе.

 

28.05.05. 13-40. Не сработало доброжелательное поведение как один из элементов качественного следования ПО. Из-за того, что некоторая весьма "удачная" часть из моего окружения склонна воспринимать эту дображелательность с точностью до наоборот. То есть, негативно и даже резко негативно. Прокол и в отношении женщины, как элементе внутреннего комфорта (где-то у меня была запись на этот счет).

 

13.11.05. 16-20. Насчет "изрядно мерзких существ" применительно к ПО ситуация сводится к тому, что лучший вариант это не пытаться решать интеллектуально не решаемые проблемы интеллектуальным путем. Просто надо в очередной раз "поднатужиться" относительно следования ПО.

 

25.04.06. 16-40. Подсознательное психическое давление, за ним - хроническая усталость. Меньше потакаешь самолюбию, меньше усталость. Внутренне замедляешься, "погружаешься в вечность" - такой же эффект. Утром посмеялся, покричал петушком и в голове прояснилось. А "классическое" принуждение к позитиву более утомительно и менее оперативно против названных средств.

 

1.05.06. 15-50. Если я так или иначе борюсь с собой, то это признак не следования ПБ. Признак того, что я не блокирую посторонние эмоции и мысли.

 

2.05.06. 7-45. Проснулся с внутренним напряжением. Ощущение подсказало, что ПБ, ПО и ПОД здесь в оперативном плане не помогут. Действительно, попробовал применить ПБ. Напряжение, от которого я "отгородился", осталось как бы рядом, бомбардируя меня требованиями ответить на какой-то актуальный, но отложенный вопрос. Тогда я попробовал внутреннее замедление типа: "Мне некуда спешить". И напряжение спало. Если считать напряжение непродуктивной эмоцией, то внутреннее замедление, как фактор ее блокирования, можно считать одним из средств ПБ.

 

Однако блокирование и даже подавление "вредной" эмоции это все же некий, так сказать, обходной маневр. Он не дает ответа на вопрос о причине внутренней напряженности. Причина же внутренней напряженности - страх. Страх за себя. И главным проявлением этого страха за себя, как мне представилось, является давление самолюбия: подсознательный страх перед ожидаемым ущемлением своего самолюбия. Так или иначе, но стоит ослабить это давление угрозы ущемлению самолюбия и внутреннее напряжение спадает само собой.

 

Теперь вопрос в том, как ослабить давление самолюбия. Самый радикальный способ это изменить свое поведение и реакции в контакте с людьми. Даже просто планирование своего измененного поведения, если это сделано не формально, может действовать быстро и радикально.

 

16.10.06. 9-00. Соглашение с собой. Попробую пояснить это на примере. Вчера занимался волевой/энергетической накачкой, но без ПО (путь оптимизма, инициирование положительного настроения). Проверить средство в чистом виде, отвечало моему предрасположению к однозначному эксперименту и это было моим соглашением с самим собой. Сегодня попробовал подключить и ПО, но почувствовал внутреннее сопротивление, потому что продолжало действовать вчерашнее соглашение. Тогда я начал как бы говорить самому себе: "Вот видишь, чистая накачка заметного эффекта не дала. Есть резон задействовать и ПО. Не забывай, что ПО это ведь тоже элемент энергетической накачки, установка на более высокий энергетический потенциал. Давай примем более благодушное настроение и будем на все смотреть повеселей". В отличие от механического следования ПД, соглашение с собой предполагает какое-то обращение к самому себе. Обращение к себе с какими-то аргументами, а порой и вовсе без аргументов: просто некоторое напоминание себе о возможности принятия иного предрасположения или переключения какого-то вектора внутри себя.

 

Анонсы тем

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика