Планы бытия – состояния взаимодействия с внешним и/или внутренним миром, которые, при желании, можно выбирать: план погружения в межличностные отношения, обиды и т.п., план включения в анализ и решение сложной задачи; план переключения на впечатления от объектов природы, план пребывания в отпуске в деревне после суетных городски дел, план внутренней отрешенности и бездумного созерцания пламени костра... и т.д., и т.п.
3.05.91. 16-40. Снова вспомнил о планах бытия. Телевизор, сутолока, работа, газеты - это один план бытия. Сейчас, когда я смотрю в окно, - это другой план бытия. Что естественно для одного плана, то представляется (или может представляться) неестественным для другого. И мне сейчас совершенно не кажется странным или ненормальным то, что есть люди, которые не любят смотреть телевизор - коробку, начиненную всякой чушью. Забаву для больных и инфантильных. - Этим я передал свое текущее впечатление, а не устоявшееся мнение.
19.10.96. 12-00. 13-45. Еще раз о том же... Кажется, нет ничего естественнее состояния беспокойства, когда обстоятельства ему отвечают, а все другое при этом предстает уже чем-то противоестественным. Но вот появляются доселе подавленные признаки отношения к работе по моделированию турбин в некотором, так сказать, научном (уточнять не буду) плане и настроение становится другим - я как бы вхожу (вернее, пока только пытаюсь войти) в другой, чем бытовое беспокойство, план. И что же, изменение настроения воспринимается как нечто противоестественное? Нет. Напротив, появляется впечатление, что я возвращаюсь к себе. Ведь такого себя я знал гораздо большее время, чем то подавленное бытовыми неурядицами существо, которым я был (и, наверное, пока в изрядной мере остаюсь) в последние дни. В каком-то смысле МЫ ПУТЕШЕСТВУЕМ НЕ ТОЛЬКО ВО ВНЕШНЕМ МИРЕ, НО И ВНУТРИ СЕБЯ.
2.11.96. 11-20. Сейчас есть несколько странное двойственное ощущение будто я существую в двух планах. Сильное ощущение заключается в том, что я сейчас нахожусь в разных смыслах в состоянии кризиса. Слабенькое ощущение говорит о том, что кризиса по сути и нет, есть только вариант восприятия этого мира. В каком-то смысле вторая точка зрения понятна, но для ее принятия явно требуется гораздо большее мужество против того, что есть у меня.
12.11.96. 11-25. Да, если занимаешься собой, то наступают моменты, когда видишь, что твоя психика это то, что тебе принадлежит. Видишь не в мистическом и не философском плане, а в самом что ни есть бытовом. Принадлежит подобно тому, как может принадлежать испорченный телевизор: что-то кажет, но кажет не то. Да еще и обладает собственной волей крутить какие-то свои программы, не очень считаясь с тем, нравятся ли тебе такие телепредставления или нет.
13.11.96. 11-30. Моя проблема, наверное, в том, что я слишком жалею себя. Жалею не в разумном смысле, а слепо, не осознавая тех моментов, когда этой жалостью делаю хуже для себя. Но сейчас я пытаюсь хотя бы в мысленном плане открыть себя неприятностям. Это уже, наверное, больше, чем ничего.
18-35. Турбина... Это целый мир, так много всего в ней и вокруг нее. Как мне все это разом схватить, как войти в план этого мира? Как вообще входить в планы подобных проблем? Я ведь так внутренне отягощен и малоподвижен для того, чтобы делать это быстро и хорошо... Ну конечно, какая там готовность к быстрому вхождению в планы проблем, если я наглухо занят собой?.. А готовность дать самому себе пинка, чтоб быстрее шевелился, есть? - так, чуть-чуть. Что же меня держит более всего? Пожалуй, отсутствие желания к действию, особенно к интенсивному действию. Иначе говоря, ОТСУТСТВИЕ ЖЕЛАНИЯ И ГОТОВНОСТИ К ИНТЕНСИВНОМУ НАПРЯЖЕНИЮ СИЛ. Кроме того, и обратная сторона - расслабленность и раскованность - тоже нужна разом. Я пытаюсь видеть себя таким, я пытаюсь адаптироваться к этому образу, войти в его состояние. Или просто пытаюсь лучше осознать, что умение входить в подобное состояние нужно мне. Но отдыхать уже тоже пора.
8.07.98. 19-40. Значит, единственное, о чем я могу толковать применительно к цели достижения внутреннего равновесия, - это то, как достичь понимания и ощущения, что все, с чем я сталкиваюсь, есть, по большому счету, норма, а не нонсенс, несправедливость или прочий негатив. Частности я опускаю, а в остальном мой выбор может быть только в том, какую из этих двух точек зрения или из этих двух психологий принять.
Впрочем... одна стоящая частность все же есть. Это вечерние облака, которые я вижу из своего окна. Когда я проделываю эту процедуру (смотрю на облака), то я перемещаюсь в другой план, где проблемы, о которых здесь писал, не существуют. Как это понять? В информационном плане, мы имеем дело с такой первичной категорией, как множества. Множество может быть множеством огурцов, или множеством проблем и т.д. В юности я как-то заинтересовался: что же такое множество. В популярной книжке были даны примеры. Оказалось, что крокодил не входит в множество вещественных чисел. Это было понятно, потому что был нарисован мешок с вещественными числами и рядом крокодил. Мешок был завязан и крокодил не мог туда войти. Ну, в общем, в отношении плана ситуация аналогична той, что с крокодилом.
А еще... а еще есть план действия, а не болтовни о таковом.
7 и 8.07.98. Аргументы - не единственное, что составляет сей бренный мир. Можно принимать во внимание воздух, облака. Это не установка и не поучения. Когда я проделываю эту процедуру (смотрю на облака), то я перемещаюсь в другой план, где проблемы, о которых здесь писал, не существуют.
27.02.99. О том, что "Важен не успех или неуспех следования правилу. Важно - выбрал я это правило или нет." Если я выбрал его, то наработка внутреннего материала так или иначе произойдет. А сегодняшнее "теоретизирование" оправдываю лишь тем, что попытался сделать, чтобы подобная наработка легче произошла.
Итак, полезность восприятия единства внешних противоположностей на уровне практических действий и полезность большего, чем я практиковал, разнообразия средств, - это то, что я пытался сегодня понять в смысле ощутить и осознать, как дополнение к тому более существенному материалу, который я до этого имел и который должен был в указанном смысле понять. Понять не для того, чтобы увеличить выход рассуждений, а чтобы убавить число ложных установок, возникающих в виде помех или препятствий на практическом пути. Впрочем, я не чувствую сейчас, что преуспел в этот намерении, хотя бы потому, что следование "философии" выводит из плана следования пути.
6.03.99. 9-20. Моя исходная ошибка заключается в том, что я не вижу свою жизнь, как жизнь, состоящую из мгновений, поэтому я так или иначе упускаю положительный контроль. При моей склонности решать любую проблему в глобальном плане я забываю о возможности решать ее в каждый текущий момент.
Вот, скажем, моя работа. В оперативном плане я не знаю как сделать так, чтобы она не была неприятной мне. Но проконтролировать свои реакции на уровне отдельных моментов времени я все же могу, если... если сделать это захочу.
8.03.99. 14-00. А почему были люди, которые оставались спокойными перед боем? Потому что они делали все, что угодно, но только не переключали свое внимание на предстоящий бой. А еще оставались спокойными люди, которым полагалось видеть предстоящий бой в информационном плане, чтобы этим боем руководить. То же касаемо врачей, оперирующих под бомбежкой.
...Когда мне удается "вспомнить", что мир - это мир объективно присущих ему свойств, то это формальное представление тоже как-то успокаивает меня. Но по большому счету, дело здесь не в аргументах, а в операторе объективности, который я каким-то образом сумел включить. Ведь врачи, делавшие операции под бомбежкой, тоже может быть не "философствовали", а переключались на нужный план.
14.03.99. 7-45. Итак. Пункт первый: не позволяй себе делать ложный выбор и не поощряй в этом отношении себя. Твое текущее занятие является естественным и обычным, а вектор внимания направлен вперед и не дергается туда сюда, как бычий хвост, возвращаясь к плану волнений, от которого ты должен был откреститься и о котором должен был уже забыть. Потому что твой план тот, который впереди, а не тот о котором ты мнишь, что он все еще дорог тебе, а пока будешь выбирать для себя "действие" думать о прошлом, ты не избавишься от него. Пункт второй: нить внутреннего действия должна быть по возможности непрерывной, что, кстати, автоматически обеспечивает первый пункт.
5.05.99. При всей, реальной или кажущейся, сложности этого вопроса, факты, описанные в двух предыдущих файлах, говорят о том, что настроение оказывается возможным выбирать и стратегически, и в отдельные моменты, из которых собственно и состоит жизнь.
Наконец, настроение зависит от плана, в котором ты живешь. Можно пребывать только в мире межличностных отношений, а можно также помнить, что есть и мир природы и многое еще.
Жить по правилу это должно быть эффективно, особенно в части освобождения от негативных проблем. Но многие проблемы имеют лишь иллюзию присутствия и существуют только пока ты думаешь о них. Например, в плане математической задачи или рыбной ловли нет неразрешимых внутриличностных проблем.
Подсознание ничего своего, в смысле "философии", не содержит. Мы сами делаем себя. Механизм человеческого существа устроен так, что мы инстинктивно отождествляем себя со своим подсознанием, хотя в нем лишь то, что мы успели набросать.
Когда создается впечатление что все "умные" мысли глупы, помогает ПБ. План нахождения в кругу своих мыслей - не единственный и не всегда лучший план.
9.06.99. 19-20. Перечитал файл и он напомнил мне о моей болезненной склонности пребывать лишь в одном из планов жизни, забывая о существовании природы и т.д.
20-20. Не буду вспоминать всего, что я ранее писал по поводу планов, но в общем это своего рода психологическое переключение. Когда я, скажем, беру за правило забывать о заботах перед сном, то этим я пытаюсь переходить в другой, отличный от дневного, план. Когда вместо межличностных отношений объектами моего внешнего и внутреннего внимания на прогулке становятся деревья, воздух, облака, то таким образом я тоже перемещаюсь в другой план. Когда мне удалось восстановить нормальное зрение много лет назад, то я это сделал погружаясь в план отслеживаемой глазами карандашной линии, где объектами внимания были только изгибы и прочие неравномерности линии, по которой продвигался взгляд.
Внутреннее внимание здесь ключевой момент. Он проявляется, например, тогда когда не просто смотришь на объекты, но и думаешь о них. Если же я, "любуясь" природой, продолжаю думать о своих заботах, то я не переключаюсь в другой план. Конечно, обстоятельства и возраст сбивают ранее привычные ориентиры, но обстоятельства - это не личности, и ничто, кроме моих предубеждений, не обязывает меня делать выбор лишь в пользу того плана типа "поехала крыша", в котором я последнее время нахожусь.
Подобная мысль уже не раз возникала, но потом снова ускользала от меня. Однако в данный момент само представление о возможности переключения в другой план бытия, где нет бесконечных и в общем-то неразрешимых для псевдофилософского плана проблем, вызывает некоторое просветление в моей голове.
22.06.99. 7-50. В зависимости от того, каким образом мне удается смотреть на мелкий текст, четкость его видения (вернее отдельных слов) может меняться в несколько раз. Идею легкого ("отдыхающего") взгляда я поймал в результате вчерашних попыток контролируемых засыпаний.
18-45. Более активный вариант - это отслеживание глазами линии, нарисованной карандашом. Идешь глазами по линии, погружаешься в план линии, внимание неотрывно на неровностях линии - во внимание принимает каждая доля миллиметра, и в голове тоже только "мысли"/представления о неровностях линии, которые как-то пытаешься запоминать и в памяти воспроизвести. Подобным образом я когда-то уже восстановил нормальное зрение изрядное количество лет назад. Этот вариант можно объединять с предыдущим и т.д.
22.08.99. 7-50. Сегодня собираюсь в дорогу - в Курск, затем в Азаровку. Видимо поэтому записанное вчера воспринимается несколько иначе. Вчера мне эта запись, не смотря на сделанные в ней оговорки, все же представлялось как нечто глобальное, сегодня в этом видится что-то похожее на срез одного из планов жизни - скажем плана жизни сидящего и размышляющего в кабинете. Я как бы забыл, что кроме философии есть физиологические реакции, и когда с ними сталкиваешься, то они, а не "философия", выходят на первый план. Но в общем многие моменты описанные в дневнике повторяются. Настроение зависит от того на что направляешь внимание. Скатывание к негативу происходит самопроизвольно, а к позитиву надо себя в той или иной мере принуждать. Вот пока все...
P.S. Все же опять потянуло на теорию. "Настроение зависит от того на что обращаешь внимание". В этой фразе есть некий глобальный аспект, который я в своих прежних "супертеориях" так и не переварил. Объект внимания может находиться и вне и внутри нас и мы чаще всего сами выбираем его. Можно обратить внимание на то, что стакан уже наполовину пуст или на то, что он еще наполовину полный. Можно обратить внимание на свой шкурный интерес, а можно обратить внимание на то, что у меня еще что-то осталось сделать "для души". Выбирая объекты внимания мы выбираем свои приоритеты, философию и т.д. и т.п. Даже когда я просто инициирую положительное настроение, я как бы выбираю своим вниманием реальные или "виртуальные" объекты, имеющиеся внутри меня. Под объектами внимания можно понимать очень многое и это тема не для пары слов. Но это теория так сказать не только дальнего, но и ближнего порядка, потому что и в данный конкретный момент я могу это констатировать; "Настроение зависит от того на что обращаешь внимание".
Правда, и это наблюдение - лишь срез какого-то одного плана. Потому что мы не только выбираем объекты внимания, но и они нас тоже порой выбирают помимо нашей воли, а еще мы адаптируемся к ним. На все это уже были потрачены длинные слова. Но может быть лучше обходиться короткими словами. Объекты внимания надо выбирать, а к оптимизму надо себя принуждать. Если же это занятие надоело, то можно не делать ни того, ни другого.
18.10.96. Я не хочу однозначно осуждать негатив. В моей жизни он наверное играл и положительную роль. Но в молодости я мог от него переключаться непроизвольно, уходя в другой план, а сейчас он застревает в подсознании и "по доброй воле" уже не освобождает его. Все, что может найти повод для негативной реакции (а поводы, как известно, можно найти всегда), возвращает мысли и переживания на заезженный негативный круг, а все, что не подпадает под негативную схему, не вызывает интерес. И это, видимо болезненное, состояние представляется самому себе единственно разумным и уместным, а попытка поменять свои взгляды может восприняться как посягательство на самого себя. Но не обязательно начинать с борьбы с собой. Можно просто обращать внимание на что-то положительное и т.д. и т.п.
23.10.00. 9-30. В состоянии негатива мысль рефлекторно притягивается к проблемам негатива, очень значимым для него, и все прочие аспекты бытия как бы исчезают. Поэтому не просто разорвать этот негативный круг. Даже не понятно, что следует разрывать, если представляется, что кроме негатива ничего вокруг тебя и в текущей жизни нет.
Состояние ПБ порой переводит проблемы негатива в менее эмоциональный и более информационный план и возникает идея нормы: "Жизнь - это процесс, имеющий свои свойства, а не нонсенс, предмет для обид и т.п." Правда, "отдохнувший" в ПБ негатив может накатываться еще острее, что у меня и случалось (может быть потому, что плохо следовал ПБ).
Позитив, пусть даже насильственный, позволяет заметить, что кроме проблем негатива существуют и другие планы бытия. Механизм рефлекторного возвращения мысли к проблемам негатива ослабевает и о них даже можно на какое-то время забывать, что, видимо, для свойств здоровой психики нормально. Для генетически мужественного человека такое забывание, наверное, более типично, но кролик тоже может радоваться солнцу и т.п.
26.11.00. 7-00. ...Впрочем, можно добавить, что сейчас, когда уже закончил было эту запись, я обнаруживаю в себе два неустойчивых плана реагирования на жизнь - позитив и негатив. Первый план - это не моя сегодняшняя заслуга, а просто отражение прошлых попыток преодолевать негатив. Однако лучше не пытаться прибивать к дневнику случайные впечатления гвоздями неуместных слов
16.12.00. 16-50. Снова возникло впечатление, что еще одно усилие и я почувствую себя нормальным. В данном случае это ощущение интерпретируется как то, что я выйду из состояния пребывания в плане межличностных отношений, из которого уже давно не выхожу, даже если, как мне кажется, смещаюсь в позитив. Дело тут не в декларациях, а в способности выходить из этого плана, которой я когда-то непроизвольно обладал. Сейчас же я нахожусь в плане, где я вроде бы как обязан мысленно (или без явных мыслей, но подсознательно) оправдываться перед кем-то во вся и во всем. И даже в своих находках с "опережающим отображением" я не выходил из этого плана, а только делал его более для себя благоприятным. Возможно, что этот не прерывающийся однообразный план - просто болезнь, усугубленная возрастом и обстоятельствами жизни. Факт заключается в том, что я следовал отрицательным инстинктам. Следовал под давлением возраста, обстоятельств и внушений со стороны людей. Непрерывность этого следования привела к устойчивости внутреннего плана жизни, в котором я сейчас нахожусь. Если акт "усовершенствования" этого плана можно рассматривать с разных, одобрительных и неодобрительных, сторон, то в факте постоянного пребывания в этом плане никакой "святости" нет. Это, еще раз повторюсь, более похоже на болезнь. Однако пока ты больной, то, вопреки всем написанным словам, вряд ли можно понять, что ты больной. Потому что нельзя увидеть течение, в котором ты плывешь.
23.12.00. Мир, который мы имеем в эмоциональном плане и который через наше воображение обрушивается на нас, - это не то, что мы получаем извне, а то, что мы сами создаем.
13.03.99. 18-15. "Не навреди" - заповедь на пути действия. Потому как в новом импульсе хорошего настроение я уловил момент бескорыстия, к которому предыдущая установка если и подходит, то не во всех смыслах. Это настроение беззаботно смотрящего на огонь костра или что-то в этом роде, когда все суетное остается где-то позади.
Наверное, это нормальная способность - отходить временами от всего суетного. А отсутствие ее - это, может быть, уже обделенность или болезнь.