12.04.91. Любой создаваемый настрой опирается на какой-то ведущий или ключевой образ, даже если человек этого не осознает. Прыгающий имеет в своем воображении образ прыжка. Штангист - образ состояния концентрации силы, которое обеспечит ему успех. Ведущий образ это внутренний ориентир, удерживаемый в воображении или в подсознании. Это цель. И если эта цель поставлена искренне и твердо, но не через силу, то психика сама организует и себя и организм в соответствии с "проектом", заданным целью. Причем поиск средств организации этого соответствия идет автоматически, на подсознательном уровне. Но в большей или в меньшей мере к этому подключается и сознание. В зависимости от того, насколько человек понимает суть этих процессов самонастройки и насколько у него развит самоконтроль.
11.10.96. 7-30. Сегодня, проснувшись, я вновь ощутил свою беспомощность перед собственными психическими реакциями. Они навязывали мне непродуктивное беспокойство, страх перед тем, что может ожидать меня.
... Вместо работы я переключился на такую мысль. С неизбежным надо мириться - есть такой тезис и возможно даже, я хочу следовать ему. Но какой в этой возможности "смириться" хотя бы теоретически мыслимый предел? Допустим, я способен смириться со смертью. Но я все равно боюсь боли, лишений и даже самого страха. Иначе говоря, я боюсь ситуаций, с которыми, как я знаю или как мне кажется, не справлюсь. После этих рассуждений возникла другая мысль: а почему бы не смириться с тем, что у меня будут или могут быть ситуации, с которыми я не справлюсь. Почему бы не смириться с тем, что я такой есть, и с тем, что может меня, такого как я есть, ожидать. Но это только мысль, а не мой героизм.
А почему возникла такая мысль? Чтобы успокоиться, надо либо решить мешающие спокойствию проблемы, либо, по меньшей мере, определить свое отношение к ним. Поскольку я пытался успокоиться, то внутренний поиск и подсказал подобную "утешительную" мысль. Внутренний поиск в каком-то смысле работает за нас, а мы лишь осознаем и описываем словами то, что он выдает. Волнение может подгонять этот поиск своим пинком, но и отвлекает его.
18.10.96. 9-00. Надо сказать, что по мере следования ПБ, начинаешь лучше видеть себя и свою внутреннюю жизнь, и темп "открытий" нарастает. Но фактическая надобность в том, чтобы фиксировать их в качестве уроков самому себе, уменьшается. Внутренний поиск работает более качественно и выдает более уместные, чем взятые из уроков подсказки о том, что следует делать в данный текущий момент. А что-то начинает выполняться уже непроизвольно.
21.10.96. 10-00. Я кажется немного ухватил этот ускользающий элемент. Не присматриваясь к себе, мы не отдаем отчета себе о самом себе и не замечаем момент, когда упускаем контроль над собой.
Для применения рекомендации желательно иметь внутреннюю подсказку о том, что именно данная рекомендация нужна. И только, если внутренний поиск ничего не предложил, тогда только есть резон пытаться использовать рекомендации наобум.
8.11.96. 10-00. Мой мир уходит от меня. Многое из того, к чему я был привязан и привык, ушло или изменилось или стало совсем иным. Я осознаю, что это неизбежность, а не только стечение обстоятельств, и мне не весело от этого понимания.
Сегодня я себе задал вопрос об "интересе для души" - не специально задал, но так получилось, - и внутренний поиск стал представлять мне текущую ситуацию уже несколько с иной стороны. Смысл поиска сейчас я представляю так: понять текущую ситуацию и как-то адаптироваться к ней. Когда-то жил без радио, а теперь и телевидение меня возмущает... Логически следует, что, по большому счету, все мои проблемы надуманные, кроме одной, - страха за себя. Впрочем, это не совсем так. Есть еще иллюзии и надежды, которые прошли со мной через мою жизнь, и часть из них уже ушла...
6.07.98 7-55. Сегодня снова просматриваю свой дневник и по этому поводу есть оценки пройденного, мысли, комментарии и т.п.
О внутреннем благополучии. Да я понимаю и осознаю несправедливости текущей жизни и в отношении меня, и в отношении наиболее симпатичных мне людей. Но, по большому счету, мне сейчас нужно другое - выбрать более комфортную точку зрения на себя и на этот мир. И внутренний поиск постепенно все более находит для этого опору, причем каким-то непредвзятым путем. Я как бы заново из некоторой наличности возможностей ВЫБИРАЮ СЕБЯ, выбравшего жить. В каком-то смысле я ничего не придумывал, а просто находил и принимал во внимание аргументы, которые раньше во внимание не принимал. И сопутствующие этому внутреннее усилие, внутренний поиск я часто воспринимал, как необходимость и попытку понять нечто такое, чего раньше не понимал. Так я констатирую процесс, а результат его пока условен.
7.07.98. 12-00. Человек, когда он в норме, находится в психическом равновесии с собой и внешней средой. Если обстоятельства изменились в худшую сторону, но человек "отпускает" себя, как я делал в ПБ, то его психический аппарат сам ищет и подбирает способ найти новое равновесие с внутренней и внешней средой, а интеллект призывается для осознания и закрепления новых связей. Это свойство психического аппарата, работа которого переживается как поиск новой философии и т.п. В глобальном же плане мудрость одна - быть положительным более разумно, чем быть отрицательным. А частные решения, если они найдены, лишь отвечают этой общей установке.
6.07.98. Я как бы заново из некоторой наличности возможностей ВЫБИРАЮ СЕБЯ, выбравшего жить.
Главный итог внутренней работы (во многом не осознанной) подводит к тому, чтобы принять неизбежность, не как нонсенс, который ты не приемлешь, а как нечто естественное, как то, что и должно быть. Если считаешь, что он (мир) не "норма", то в ответ получаешь внутренний разлад. Осознанно или нет, но я стремился привести мир в "норму".
4.03.99. Человек имеет два языка - слов и ощущений. Слова и ощущения не эквивалентны и этих эквивалентов тем меньше, чем дальше продвигаешься на пути действия ПД. Знание на уровне ощущений не воспринимается безотносительно к состоянию человека. То, что было откровением вчера, сегодня, при другом состоянии, может восприниматься как общие, абстрактные слова. Точно также и новые знания, переданные посредством слов, не будут поняты, если на уровне ощущений не готов воспринять их.
Исходя из подобных наблюдений, я делаю вывод о том, что в целом внутреннее состояние, достигнутое действием, определяет "философию", а не наоборот, и, насколько я мог заметить, внутреннее состояние само, через осуществляемый на уровне подсознания внутренний поиск, подбирает себе подходящую "философию" (если в ней возникает нужда), используя для этого интеллект. Изменить свою философию только посредством размышлений либо невозможно, либо это будет очень длинный, а порой, как у меня уже бывало, и очень мучительный путь.
Не следует забывать, что новое состояние достигается через внутренний поиск на внесловесном уровне, а не посредством рассуждений и "дискуссий" с теми аргументами, к которым прежнее состояние успело найти повод себя привязать (не надо отождествлять себя с тем, что мешает тебе). Чем чище новая установка, тем короче к ней путь.
17.03.99. 8-40. Пытаюсь ввести себя в рабочее состояние. Просто нахожусь в ПБ и чего-то жду. Пока подобная психотехническая операция успехов не приносила. Но одна из причин неуспеха видимо была в том, что я настраивался не на вхождение в рабочее состояние, а на то чтобы это вхождение описывать в дневнике. Увы: "Если тебе нужен баран, то не следует искать козла". Подмена целевого образа без отрицательных последствий не проходит. Минимальное требование здесь должно быть видимо таким же как и в ПД: если что-то и записывать в дневник, то не ранее, чем появится соответственный наработанный действием (или подсознанием) внутренний материал. А не появится этот материал, то так и надо будет после сказать и не морочить голову ни себе, ни дневнику.
Почему я стал чего-то "ждать"? Это подсказка внутреннего ощущения, но может быть это и самообман, связанный с нежеланием работать - этого я не знаю в данный момент. Это похоже и на какое-то осмысливание работы, но без употребления слов, и на изменение эмоционального отношения к ней. Похоже, что в этом и заключается процесс накопления внутреннего материала. И еще это похоже не на навязывание какого-то подхода, а на внутренний поиск, поставленный на автоматизм. Если нет впечатления, что внутренний поиск как-то работает, то и незачем чего-то ждать в ПБ. Но "ждать" - это не схема, а свобода. Можно при этом делать какие-то движения, если такое желание возникло, или что-то еще. Но вряд ли стоит пытаться, как я это раньше делал, процесс внутреннего поиска каким-то образом (включая и записи в дневник) понукать. После этих вредных для текущего момента, но может быть полезных на дальнейшее, отступлений попробую вернуться, хотя и с некоторыми потерями, к ПБ. Возвращаюсь и "жду". Минимум, что у меня сейчас есть, это (установка/желание) быть в отношении своей работы более эффективным.
... Раньше я мог любую задачу представить так, что она выглядела нетривиальной и увлекала меня. О чем-то подобном я уже писал в дневнике. А сейчас память попыталась как-то напомнить само это состояние, когда подобные операции над задачами я умел или имел силы производить. Конечно, это было и состояние большего, чем сейчас, внутреннего комфорта. А чего же я еще хотел получить? В том прежнем состоянии присутствовали любовь к проблеме и бескорыстный интерес. И это, право же, здорово наполняло мою жизнь. А теперь я погряз в своих тревогах о себе. А еще, я раньше себя чувствовал сильным и уверенным в себе. Не вообще, а в отношении решаемых задач, а прочее особого значения не имело. Вот именно это ощущение силы и уверенности в себе, а затем и заинтересованности в задаче пытается подсказать моя память в данный момент... Вот тебе и "теория", - я перестал любить жизнь и это повлекло целый ворох следствий, которые имею теперь.
Еще и еще раз возвращаюсь к впечатлению, что я утратил внутренний комфорт, а вместе с ним и бескорыстный интерес, а вместе с тем и другим и вовсе всякий интерес. Тот, кто не наполнен, тот пустой. А если наполнен чем-то не тем, так это и того хуже. Так что все нормально - как и должно быть. И я имею то, что заслужил и должен иметь в данный момент. То есть, я своими действиями причастен к неэффективному состоянию, наработанному во мне. Вот пока только такие "подарки" преподнес сегодня мне ПБ.
22.03.99. 19-10. Как я приходил к мыслям последних дней? Посредством погружения в ПБ, которое уже имел случай в этом файле описать. Сначала инициируешь какой-то целевой образ того, что желаешь получить. Порой эта операция протекает долго и упорно - скажем, день или более того. Потом в конце концов появляется специфическое ощущение того, что что-то зреет внутри. Не надо пытаться своими торопливыми словами это ощущение обогнать - получится неточно и установка на внутренний поиск тоже будет искажена. Вот, пожалуй, все. Но можно добавить фрагмент из дневника:
"19.04.91. "Ты тот, каким себя сумел представить". Суть действия принципа в том, что психика и организм подстраиваются под собственное представление о том, каков ты есть или станешь. Это представление служит для них внутренним ориентиром."
30.04.99. 8-40. Последняя идея заключалась в том, что надо ориентироваться не на поверхностный, а потому и ложный, признак - расслабление глаз, а на достижение состояния, для которого это расслабление является самопроизвольным (адекватным). Вчера вечером, следуя упомянутой идее, пытался снять ощущение усталости глаз. В результате заснул, что и раньше в подобного рода упражнениях случалось множество раз.
Для поискового внутреннего действия нужна установка (ориентир). Как искать - это уже во многом вопрос, лежащий вне области слов. Вот я на мгновение посмотрел, как-то бездумно, в окно (день, кстати, пасмурный, не раздражающий глаза), потом снова смотрю на экран компьютера - напряжение ослабло и буквы вижу четче. Можно просто заметить и вскоре забыть этот случайный и малозаметный эффект, а можно попытаться осознать и воспроизвести состояние, стоящее за ним. Примеров с подобными микроэффектами еще можно много приводить, и, наверное, я еще способен подобным образом чего-то достичь. Вот только не в моем нетерпеливом обыкновении довольствоваться тем, чтобы чайной ложкой наполнять четырехведерный бидон. Однако в моих действиях есть и стратегическая ошибка: я часто провоцировал переутомление глаз вместо того, чтобы стараться во время заметить и избежать его.
10.06.99. 10-50. "Идея хороша только до тех пор, пока внутренний поиск соглашается с ней". Множество раз я обнаруживал, что первоначально продуктивная идея начинает мешать мне. Правда, внутренний поиск, подобно внутреннему голосу, может отражать текущее настроение, которое бывает и дефектным. Тем не менее, мысль о согласии с внутренним поиском надо иметь ввиду:
"Правильная идея - эта та идея, которая продуктивна в данный момент".
5.05.00. 8-45. Скатывание к негативу происходит самопроизвольно, а к позитиву надо себя в той или иной мере принуждать:
Драматическим тоном дон Хуан заявил, что внутреннее благополучие - это достижение, к которому надо стремиться, которое нужно искать. Он сказал, что я знаю только как сбивать себя с толку в поисках внутреннего неблагополучия, смятения и неразберихи. И "самоотверженный" труд моей жизни не прошел даром.
- Ты должен с полной ответственностью отнестись к пребыванию в этом чудесном мире. Здесь - в этой чудесной пустыне, сейчас - в это чудесное время. Моя задача - убедить тебя в этом.
Хуан Матус говорил, что сделать из себя что-то стоящее не сложнее, чем сделать из себя какую-то дрянь. Потому, как в обоих случаях объем работы одинаков. Вопрос в том, на что эту работу направлять.
26.11.00. 7-00. Однажды я записал, что в отношении ПД (путь действия) два взаимоисключающих утверждения могут быть оба верны. За этим стоит реальный смысл, заключающийся в том, что один раз может сработать одно средство, а другой раз противоположное ему. А в отношении схем, что я создавал, я однажды записал, что их надо: "ЗАПОМНИТЬ И ЗАБЫТЬ".
Сейчас я в подобных тезисах нахожу некоторый экстремизм. Но главное то, что они заключают в себе и некий ненадуманный смысл. Для меня он заключается в том, что если я придумал какую-то полезную схему, то я не должен следовать ей постоянно и как автомат, выключая естественный внутренний поиск, иначе это занятие мне надоест и может получиться обратный желаемому эффект. Однако можно действовать и по жесткой схеме, причем даже более эффективно, чем без нее. Все это зависит о наличности желания и сил.
А у тезиса "запомнить и забыть", как я только что вспомнил, есть и тот смысл, что если человек идет по пути действия, то его состояние меняется и внутренний поиск ведет его вперед. Рекомендации полезны тем, что помогают повторить достижения внутреннего поиска. Но в процессе ПД рекомендации в той или иной мере, но неизбежно устаревают. Поэтому родилась рекомендация: "Запомнить и забыть". Да и сама, пусть и неявно, но предполагаемая рекомендациями идея отказаться от внутреннего поиска в пользу уже придуманных рекомендаций порой наводит на меня тоску.
30.11.00. Ответ придет, либо не придет, изнутри (в режиме ожидания в ПБ – при отключенных мыслях). Это заманчиво - пытаться решать проблемы умозрительным путем. Но самая большая ошибка бывает когда пытаешься опередить внутренний результат.
14.12.00. 13-00. Снова возникло впечатление, что того монстра, которого часто приходилось с изрядными трудностями преодолевать при попытках следования ПД, попросту не существует. Вернее, есть лишь тот монстр, которого я сам же и создаю. Я вроде бы сначала рисую перед своим мысленным взором препятствие (своего рода опережающее отображение), а потом пытаюсь его преодолеть. Это прячущийся от осознания момент, но так работает мой психический механизм. Возможно, так бывает не всегда, но так бывает часто или почти всегда.
Сейчас я еще раз повторяю себе, что надо различать собственно несовершенства моего психического аппарата и несовершенство того, как я использую его.