Психическая напряженность или внутреннее психическое напряжение, по мнению психологов, не есть лишь следствие внешних обстоятельств. Внутреннее психическое напряжение - это привычка, которая вырабатывалась у нас с детства и закреплялась не без помощи окружающих. Нам подавали пример психического напряжения и мы видели, что внутренняя психическая напряженность нам порой бывает кстати.
Но, зачастую, мы свою психическую напряженность практически не осознаем. И поэтому в нас всегда присутствует внутреннее психическое напряжение. Оно уходит только тогда, когда мы очень осознанны, когда мы очень четко видим, что сейчас с нами происходит, когда мы можем спокойно рассуждать про себя, анализировать: «Мне нравится это или не нравится? Чего я хочу на самом деле?» Поэтому, только очень пристальное внимание к себе помогает реально снизить постоянно присутствующую в нас психическую напряженность.
В каждом из нас живет, так сказать, дежурное опережающее отображение нашей жизни. Это наш уровень притязаний. Он создает внутреннюю психическую напряженность и недовольство. Снижение этого уровня действует в пользу расслабления и позитива.
Обида, недовольство, зависть и даже, может быть, страх – эти компоненты психической напряженности вызываются расхождением между тем, что у тебя есть или может быть, и тем, на что ты претендуешь. Принятие ответственности за действия на себя, снижение собственной значимости и т.п. работают в ключе снижения психического напряжения. Я, находясь на пути действия (эксперименты самосовершенствования), так или иначе, прямо или косвенно убеждал себя снизить уровень притязаний. И мог отчетливо заметить: чем выше "норма" притязаний, тем более вероятен отрицательный исход и больше поводов для негатива и для связанного с ним психического напряжения. Конечно, все это не ново. Но знать что-то умозрительно - одно, а осознавать и чувствовать свою психическую напряженность - это другое.
Недовольство миром, провоцирующее психическое напряжение, зависит от претензий к таковому. Снижение уровня собственной значимости автоматически приводит к снижению уровня претензий и к большей удовлетворенности миром в разнообразных смыслах, а, тем самым, и к непроизвольному спаду внутренней психической напряженности. В самом деле, большой человек по большому обижен. А маленький не обижен - он все равно большего как бы не заслужил...
Чувство собственной сверхзначимости создает разные невеселые проблемы. Действительно, мои беды не имеют того громадного значения, которое я им порой придаю и которое закрывает тогда собою буквально все осмысливаемое пространство бытия заслоном своей психической напряженности. Однажды я не только понял, но и почувствовал смысл слов Хуана Матуса (в книге Карлоса Кастанеды), касающиеся этого аспекта внутреннего психического напряжения: "Пока ты чувствуешь, что наиболее важное и значительное явление в этом мире - это твоя персона, ты никогда не сможешь по-настоящему ощутить окружающий мир. Точно зашоренная лошадь, ты не видишь в нем ничего, кроме себя".
Действительно. Большое внутреннее психическое напряжение возникает, когда наше чувство собственной значимости напугано и уязвлено. А искреннее облегчение и спад психической напряженности чувствуешь только тогда, когда пытаешься эту значимость уменьшить.
Чрезмерная зацикленность внимания на собственной персоне и не срабатывание механизма переключения внимания с воображаемых объектов внутренней психической напряженности - это болезнь.
Психическая напряженность или внутреннее психическое напряжение зависят от образа мыслей, которыми мы привыкли эти психические проявления побуждать. Злоба, зависть, обида и т.п. относятся к сфере межличностных отношений и зависят от степени отождествления себя с "противостоящей" стороной: "На дураков не обижаются", "Прости их, Господи, ибо не ведают, что творят", "Воина можно ранить, но не обидеть", а также от степени важности, которую себе придаешь: "Большой человек по большому обижен" и т.п. Беспокойство, страх, отчаяние и т.д. – эти компоненты психической напряженности более похожи на реакции животного уровня, степень зависимости от них зависит от степени отождествления себя с предметами, вызывающими такие негативные реакции.
Наверное это самые типичные мысли: "Со мной обошлись несправедливо" и "Мои проблемы очень важны", порождающие негатив и сопровождающую его психическую напряженность.
И действительно. Если присмотреться к себе, то масса негативных реакций психического напряжения, например, даже просто на шум в соседней комнате, как сейчас (в момент записи в дневнике), укладывается в стандартную схему: мои интересы несправедливо ущемили и эти интересы очень важны, как важен и я сам. Логика этого механизма психической напряженности? - Раз мои интересы ущемили, то это прямой повод возмущаться (например, про себя). И возмущаться сильно, потому что эти интересы очень важны. И еще сильнее нужно возмущаться потому, что ущемляются интересы важного, или заслуженно важного, человека - т.е. меня. Мир дает массу поводов возмущаться подобным образом в состоянии психического напряжения буквально на каждом шагу. Дон Хуан своего ученика, проявившего такого рода реакции, назвал напыщенным индюком.
И еще раз упомяну о чувстве важности своей особы и того, что происходит с тобой в плане гнетущей психической напряженности. Беды зависят от значимостей, которые им придаешь. Чем больше "масса" таких значимостей, тем меньше поводов и оправданий для того, чтобы радоваться тому, что в этой жизни есть, и в чем-то находить в ней интерес.
По поводу причин психического напряжения и возможности снижения внутренней психической напряженности у меня сохранился ряд записей в моем дневнике: "Чтобы успокоиться, надо либо решить мешающие спокойствию проблемы, либо, по меньшей мере, определить свое отношение к ним"; "Чтобы адаптироваться к изменившейся текущей жизни надо признать, что она есть НОРМА, а не нонсенс, крушение и т.п." А также: "Мы адаптируемся не только к жизни, но и к нашему представлению о ней."
Ну да, нам не хочется оценивать ситуацию с каких-то разумных позиций. Как никак это требует и усилий, в том числе и вызывающих психическое напряжение. Кажется, что проще держать при себе своих ангелов-хранителей: дежурную глупость и дежурный страх. В нужный момент они, не затрудняя нас, среагируют за нас. Правда, они реагируют всегда, а не только в нужный момент. Но они же дежурные и это их постоянная работа... возбуждать психическую напряженность.
Еще раз скажу о том, что предопределенная привычка мыслить о событиях вызывает внутреннюю психическую напряженность. Об этом часто забываешь, это не всегда кажется очевидным, и не всегда есть желание принимать это в расчет. Но, присмотревшись к себе, можно в очередной раз заметить, что если мы выбираем думать о предстоящем действии или о чем угодно, как о чем-то неприятном, то оно и будет таковым. И наоборот.
Как возникают психической напряжение или внутренняя психическая напряженность в отсутствие прямой угрозы интересам нашего существа. Вот, скажем, я смотрю на этот мир, придуманный не мной, и начинаю наделять его кое-какими свойствами от себя. Я придаю себе значимость, я придаю всему смысл. Это мое дело сколько, чего и чему придать. Но какой-то момент замечаю, что мое занятие напоминает ситуацию: я бросаю палки в собаку, а собака бросается на меня. Палки – это мои негативные мысли, собаки – возбуждаемые мыслями эмоции, которые "бросаются" на мой внутренний мир, усиливая по законам обратной положительной связи мою психическую напряженность.
Психологи многое связывают с фактором подсознания, в том числе и нашу психическую напряженность. Но подсознание ничего своего, в смысле "философии", не содержит. Мы сами делаем себя. Механизм человеческого существа устроен так, что мы инстинктивно (не осознанно) отождествляем себя со своим подсознанием, хотя в нем лишь то, что мы успели туда набросать. Внешние обстоятельства могут способствовать комфорту и снятию психического напряжения. Но сам комфорт находится внутри, а не вне нас.
В механизме психической напряженности надо учитывать тот факт, что наше внимание занято тем, что наиболее значимо для нас на данный момент, и, соответственно, не занято тем, что менее значимо на данный момент. Такова "физиология" внимания и интереса. Выбирая интерес к вызывающим психическое напряжение проблемам собственной персоны, мы выбираем отсутствие интереса к тому, что при этом остается за бортом.
Положительное восприятие и расслабление, как внешний признак спада психической напряженности, часто соседствуют. Как часто? - может быть всегда. Однажды утром я пытался расслабиться (снять "дежурное" напряжение) и заметил, что во мне работает какой-то довольно примитивный механизм психического напряжения. Если я предстоящие соприкосновения с этим миром (например, встречи с соседями) воспринимаю в положительном, доброжелательном ключе, то чувствую, что внутреннее психическое напряжение ослабевает, и наоборот.
Еще пример относительности поводов в механизме психического напряжения. Допустим, мне надо выйти по каким-то делам. Но прежде, чем я это сделаю, в мыслях возникает ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОТОБРАЖЕНИЕ того, что может произойти. И я выбираю думать примерно следующим образом: вот этого типа я должен осудить, с этим нежелательно встречаться, этот постарается что-то от меня извлечь. И т.д., и т.п. Я мог бы выбрать думать и иначе - более положительным образом, если бы задался такой целью, но почему-то выбираю реагировать описанным образом в этих ожидаемых "мелочах". Именно подобные мысли в отношении ожидаемого и возвращают мою внутреннюю психическую напряженность. Я борюсь с этим психическим напряжением, преодолеваю его каким-то положительным усилием, но потом в очередной раз сам же, своими мыслями, возвращаю привычную психическую напряженность.
Что я должен сказать о конкретном видении ситуации в данный момент психического напряжения? Заглянув в себя, я снова обнаруживаю, что мое текущее состояние (настроение и психическая напряженность) - это ВСЕГО ЛИШЬ ОТОБРАЖЕНИЕ моего планируемого поведения. Того поведения, которое применительно к ожидаемым ситуациям я для себя избрал.
Теперь возвратимся к вопросу о том, как ослабить давление самолюбия – главный фактор нашего психического напряжения. Самый радикальный способ - это изменить свое поведение и реакции в контактах с людьми. Даже просто планирование своего измененного поведения, если это сделано не формально, может действовать быстро и радикально в плане снижения психического напряжения.
Наша психическая напряженность часто возникает из-за нашей склонности идеализировать мир взамен того, чтобы воспринимать его в откроенном плане, т.е. объективно. Мы, например, желаем справедливости и забывает о том, что люди – это всего лишь существа со свойством осуждать других, но не себя.
Когда мне удается сказать себе о чем-то откровенно, мне становится как-то лучше, спадает внутренняя психическая напряженность. Откровенность - это вроде оценки действительности такой, какова она на самом деле есть, и в какой-то мере это принятие действительности, примирение с ней и, как следствие, устранение психического напряжения. Во всяком случае, если я, например, внутренне примиряюсь с правом людей осуждать меня, то этим я как бы адаптируюсь к такой ситуации, снижаю значимость и боязнь осуждения со стороны людей.
Причины внутренней психической напряженности многообразны. Однажды я понял, что одна из моих внутренних установок: "Я тороплюсь". Эта установка стала для меня "родной", а гонят ее мои нетерпение и дежурный страх, провоцирующие психическое напряжение.
То что дежурный страх гонит мою торопливость, - это лишь способ говорить. Верно и обратное: представление о том, что куда-то нужно торопиться, провоцирует дежурный страх и соответствующую ему психическую напряженность. Во всяком случае, моя излюбленная предрасположненность - нетерпеливо торопиться. Это рефлекс понукания самого себя. Пробую замедлиться, и сразу же получаю вполне ощутимый положительный эффект. Момент внутреннего замедления темпа спешки я обнаруживал всегда, когда случался положительный эффект снижения психического напряжения.
Психологи порой объясняют психическую напряженность нашим неумением жить в настоящем моменте. Действительно, если присмотреться к себе, то в большинстве случаев можно заметить то, что реально неприятные мгновения, провоцирующие нашу психическую напряженность, занимают лишь ничтожную часть общего времени. Прокрутив мысленно разные элементы жизни, я вижу, что, кроме массы нейтральных моментов, она состоит из каких-то приоритетных моментов и ЖЕРТВ. Тут не надо обманывать себя и жертвы неизбежны. Но не надо рассматривать жертвы и потери - реальные и ожидаемые, - как нечто неприемлемое и как повод портить себе жизнь в каждый конкретный ее момент, заполняя ее непродуктивным внутренним психическим напряжением.
Даже большое внутреннее напряжение можно снять переключением внимания - усилием воли или под давлением обстоятельств. Я вспоминаю, как однажды во время горя мне пришлось в силу необходимости, переламывая себя, действовать весьма активно. Внимание настолько переключилось на активное действие, что на ощущение горя его уже просто не хватало.
С силой воли или, вернее, с ее недостатком связаны внутриличностные конфликты, проявляющие себя в протестах нежелания делать задуманное и провоцирующие психическую напряженность. Протест возникает тогда, когда ты не уверен, что будешь следовать собственному намерению. При тренированной воле подобного рода ситуации психического напряжения обычно не возникают.