Психология выбора

Психология выбора отвечает на вопросы о разнице выбора и действия и почему так трудно порой нам дается выбор. Один из моментов психологии выбора: чем больше вариантов – тем труднее выбор. Но, осознав личностную цену выбора и свои внутренние приоритеты, мы можем его изменить. Или оставить все, как есть, но уже с готовностью к последствиям и возлагая всю ответственность за выбор на себя.

 

Ответственность в психологии выбора – это готовность принять на себя статус причины того, что произошло в результате выбора с вами или с кем-нибудь другим (по определению Д.А.Леонтьева). Признание того, что причина происходящий событий – это результат нашего собственного выбора.

 

Одним из сложных моментов в психологии выбора является то, что на каждое «да» всегда приходится множество «нет». Выбирая один вариант, мы закрываем перед собой другие. Таким образом, делая свой психологический выбор, мы неизбежно приносим одни возможности в жертву другим. И чем больше возможностей – тем тяжелее делать выбор: «надо» и «хочу», «хочу» и «хочу», «надо» и «надо» и т.д.

 

С точки зрения психологии выбора, выбор – это то, что следует за намерением, а за уже сделанным выбором с неизбежностью следует действие, которое будет совершено в последующий момент. Если намерение и действие не совпадают, то это тоже наш реальный выбор, который мы совершили в данный момент.

 

С психологической точки зрения, в основе выбора лежит потребность. Если частный выбор, проявляющий себя как "помеха", не отвечает предыдущему выбору или намерению, то порождающую сей непродуктивный выбор потребность надо вывести из игры. Какие есть для этого пути?

 

- удовлетворить потребность;

- отказаться от нее;

- блокировать ее.

 

Первый психологический выбор бывает часто не в наших возможностях. Второй - бывает нужным, но только тогда, когда отказ от потребностей делается ради других потребностей, имеющих больший приоритет. Третий - то, что ближе к пути действия, когда человек старается в чем-то себя изменить.

 

В психологическом плане, выбор у нас ограничен: или мы меняем обстоятельства, которые нас не устраивают, или пытаемся что-то изменить в себе, или оставляем все как есть. В любом случае, за этим стоит наша психология выбора и это наш выбор, а кого можно винить за свой выбор, кроме себя?..

 

Итак, согласно психологии выбора, у нас нет выбора не иметь потребностей. Аналогичным образом, у нас нет выбора ни с каким имиджем себя не отождествлять. Вопрос только в выборе имиджа. После его "принципиального" выбора необходимо заполнить "анкету" - матрицу имиджа, где должны быть перечислены потребности с учетом их значимостей и ценностей вместе со списками выбранных "предметов", отвечающих выбранным потребностям, должны быть указаны ситуации, отвечающие стандартным способам реагирования на них – обида, страх и т.д. Во всяком случае, такая схема психологии выбора может быть принята, если человек решил переосмыслить свою жизнь и в чем-то себя изменить.

 

Однако самый важный момент психологии выбора заключается в том, что наш выбор это нечто первичное, а прочее зависит от него. Причем проблема здесь не только в том, какой мы делаем выбор, но и в том, насколько мы его осознаем.

 

Особенность нашего восприятия в психологическом отношении заключается в том, что многие вещи приятны или неприятны не только сами по себе, но и в зависимости от выбора способа думать о них. Это может относиться к мыслям, ощущениям - к чему угодно. Так, в определенных рамках мне удавалось, чувствовать холод на улице, но не чувствовать, что он чем-то неприятен мне, - навык, который сохранялся с армии и детства.

 

Еще один пример, касающийся психологии выбора. Скажем, хожу по комнате, а пол скрипит. Мне это по разным причинам не нравится. А что, в данном случае я тоже не могу обходиться без негативной реакции? Оказывается, все же могу, но к этому себя не приучаю.

 

Практическая психология выбора заключается в том, что в каждый текущий микромомент негативного настроения мы почти сознательно выбираем для себя возможность беспокоиться и переживать. При обращении внимания на текущий момент это даже становится очевидным. Сначала выбираем эту возможность, затем следуем ей или даже "подталкиваем" ее. Раскачиваем в себе то, что и без того чрезмерно раскачено, и можем не замечать, что вся эта кажущаяся неуправляемость нашей внутренней жизни на самом деле есть наш собственный выбор. Пусть это верно не на все сто процентов, но верно на изрядную их часть.

 

Есть ключевые моменты в психологии выбора, которые у меня вроде бы открываются в моменты "просветления", но и в то же время не полностью доходят до меня. Это внутренняя искренность и мой внутренний выбор. То ли их непонимание, то ли какое-то почти инстинктивное нежелание их понимать являлись изрядной причиной моих неудач, когда я, следуя путем действия, пытался себя в чем-то изменить.

 

Еще один практический момент психологии выбора. Когда-то я записал в своем дневнике впечатление о том, что мы боимся не ситуаций, а своего поведения в них. Когда следуешь путем действия, то порой возникает совершенно отчетливое впечатление о том, что наше настроение зависит не только от обстоятельств, но и от предваряющего мысленного выбора нашего поведения в них. Это есть то, что в психологии называется опережающим отражением. Это предваряющие наше поведение мысли, которые мы выбираем полупроизвольно, наказывая этим выбором себя или обеспечивая наш внутренний комфорт.

 

Можно ли не вести себя иначе и при этом чувствовать себя иначе? Во всяком случае, это сложно. Но не менее важно в психологии выбора понимать то, что именно наш психологический выбор положительного поведения в повседневной жизни прежде всего отражается на нас и через опережающее отображение обусловливает и углубляет положительный внутренний фон подсознания в текущем плане и, что еще важнее, меняет в подсознании накопившийся наш дефектный подсознательный багаж, который порой непроизвольно (часто во время сна) возвращает нас в прежний негатив. Можно сколько угодно раз проверить на себе и снова десятки и сотни раз убедиться, что как только поведение по отношению к людям становится более положительным (например, более доброжелательным или веселым), так это поведение и даже мысли о подобном поведении положительным образом отражаются на нас. Можно проверить и убедиться, что подобный механизм срабатывает не только по отношению к людям, но и вообще по отношению к любым объектам, в том числе и по отношению к самому себе.

 

С одной стороны текущее состояние порождает определенный строй мыслей. С другой, - если присмотреться к себе, то мы сами каждый раз выбираем наши мысли и именно наш выбор отражается на нас. Так, негативные мысли, в психологическом плане, отражаются на нас и нашем самочувствии негативно.

 

Как бы то ни было, дефекты в нашей психологии выбора проявляются в том, что в каждый текущий момент мы обращаем внимание лишь на некоторые негативные признаки вещей и не принимаем во внимание другие. Так полупустой стакан обладает признаками быть еще на половину полным и уже наполовину пустым. Выбор принимаемых во внимание признаков отношений провоцирует определенное настроение. Но верно и обратное - волевое инициирование положительного настроения изменяет нашу склонность и способность принимать во внимание положительные признаки ситуации взамен других, негативных. Многие древние учения учат видеть мир в положительном свете. Я тоже с позиций психологии выбора старался отразить этот момент личного благополучия взамен преувеличения значимости собственных бед.

 

Психология отношения к выбору – это то, что мы назначаем себе. По этому поводу я однажды записал в своем дневнике: "Правило выбора не является безусловным, но оно должно быть. ХОРОШО ТОЛЬКО ТО, ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ВЫБОР, ДАЖЕ ЕСЛИ С ДРУГОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЫ ОТ ЭТОГО ВЫБОРА ПРОИГРАЛ".

Главное в понимании психологии выбора это первичность выбора, а средство, обеспечивающее сделанный выбор обязательно найдется... Позитив, поддерживаемый вопреки давлению негатива, это не только выбор, но и признак некоторой положительной культуры.

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика