Оптимизм – нераскрытые тайны психики

Данная статья составлена в качестве конкретизированного дополнения к статье "Настроение и здоровье", которая, в свою очередь, написана как дополнение к статьям о путях здоровья по Амосову, Микулину и Залманову. Эти исследователи достигли личных впечатляющих успехов, однако такой мощный фактор, как воздействие настроение на здоровье, оказался без должного освещения. В статье "Настроение и здоровье" отражены общие моменты и приведены достаточно убедительные примеры взаимосвязи настроения и здоровья, а в данной статье сделана попытка раскрыть методику инициирования положительного настроения. Освоение этой методики начинается с осознания того факта, что приданным нам психическим аппаратом можно и должно научиться управлять. В особенности это понимание важно для тех, кто некритически увяз в болоте негатива.

 

Главное здесь, конечно, сам выбор следовать положительному настроению, а средств для этого может быть масса и я зачастую в этих средствах не повторяюсь – не люблю делать одно и то же. Можно представлять себя танцующим в группе веселых людей, что-то напевать про себя веселое. Можно заставлять себя время от времени смеяться и улыбаться, но так, чтобы это сочеталось с ощущением искренности этого занятия. Очень четко воздействует установка на собственное поведение. Если ты планируешь вести себя как веселый человек, с шутками, юмором и т.п., то сразу же наступает импульс перестройки под это задание. Но однажды с этим у меня случился прокол – в моем окружении были неадекватные люди и мое хорошее настроение они воспринимали как повод для того, чтобы устроить скандал.

 

Можно на мгновение представить себя сердитым, печальным или положительным с разными оттенками: довольным, веселым, радостным и т.д. Во всех этих случаях можно уловить импульс специфического внутреннего действия. Это и есть мой излюбленный прием перехода от негатива к позитиву. Запоминаю позитивное внутреннее действие, а затем воспроизвожу его по принципу: делай и не рассуждай. Ну и прочие упомянутые выше приемы тоже при этом эпизодически применяю. Непросто все это объяснить словами тому, кто не пытался идти подобным путем действия. Но, основываясь на своем многократно проверенном опыте, могу однозначно утверждать, что переход от состояния негатива в позитив возможен, хотя подобный переход поначалу может представляться абсолютно невозможным, неуместным и т.п. Но в том-то и смысл пути действия, что надо прежде всего действовать, а не рассуждать. Тогда действие неизбежно внесет свои коррективы в текущее состояние психики и организма, и ранее "невозможное", т.е. положительное настроение, воспримется как нечто обычное – такое, которое в норме и должно быть.

 

Теперь еще несколько фрагментов о путях действия по материалам из моего дневника:

 

ПБ - путь блокирования непродуктивных (или всех) мыслей или мыслей и эмоций. ПБ может быть также и способом накопления энергии перед решением каких-то проблем. В любом случае, полезно поупражняться в остановке чехарды мыслей перед инициирование положительного настроения.

 

ПО - путь оптимизма. Он включает в себя волевое инициирование положительных восприятий и ощущений (принуждение к хорошему настроению и оптимизму), положительное расслабление (с признаками погружения в блаженство), а также выбор положительного поведения и положительного отношения к внешнему миру и к самому себе.

 

Можно ли не вести себя иначе и при этом чувствовать себя иначе? Во всяком случае, это сложно. Можно сколько угодно раз проверить на себе и снова десятки и сотни раз убедиться, что как только поведение по отношению к людям становится более положительным (например, более доброжелательным или веселым), так это поведение и даже мысли о подобном поведении положительным образом отражаются на нас. Можно проверить и убедиться, что подобный механизм срабатывает не только по отношению к людям, но и вообще по отношению к любым объектам, в том числе и по отношению к самому себе.

 

ПВ - путь воли или волевых, в т.ч. интенсивных и требующих большой концентрации внимания, действий. Можно отметить, что в момент совершения волевого действия ощущение неприятности вытесняется из поля внимания. Иначе говоря, волевое действие выводит из под удара обстоятельств. Даже в крайне негативной ситуации негативные ощущения могут вытесняться при необходимости интенсивных волевых действий. Я это испытал. Сочетание ПВ с ПО может существенно ускорить процесс вхождения в позитив.

 

ПД - путь действия, который может, в частности, включать в себя любой из названных здесь вариантов действий.

 

Вот еще записи в дневнике по теме позитива:

ПО – путь оптимизма. Он включает в себя волевое инициирование положительных восприятий и ощущений – принуждение к хорошему настроению и оптимизму. Поначалу может показаться, что подобное просто невозможно, однако практика показывает, что это возможно, особенно, если уже есть опыт следования ПБ.

 

В копилку "позитив без принуждений" можно добавить "мягкий" вариант ПО. Не вдаваясь в философии и не пытаясь менять текущий строй своих мыслей, в т.ч. негативных (т.е. не пытаясь спорить и провоцировать дискуссию с самим собой), я накладываю на все это "механические" действия ПО. Эффект (положительный) проявляется довольно быстро, а при более частом обращении к "механическим" действиям "мягкий" вариант смещается к довольно жесткому варианту следования ПО. Если я, скажем, обращаюсь к действию ПО, то я автоматически ухожу от негатива. "Клетка" внимания не может удержать в себе двух разнородных зверей разом.

 

Как может выглядеть ПО в конкретный момент? Как угодно. Конкретика значения не имеет и может меняться хоть каждую минуту. Главное, чтобы внутреннее пространство было заполнено чем-то положительным - действием, представлением, ощущением, - но не наоборот. И вообще, когда ты действуешь, а не размышляешь об этом, то ПД похож на просто обычную жизнь. Наверное, даже правильнее будет сказать, что это и есть обычная жизнь, только из нее ты выбрасываешь некоторые глупости, которые делал до сих пор.

 

...Когда ПО не получается, можно попробовать прием "радоваться чему-то": любому движению, ощущению, прикосновению, событию, в т.ч. не обязательно радостному.

 

Второй прием: "ПБ с пристрастием": сконцентрировавшись, в любом ощущении можно заставить себя найти что-то приятное. Иногда такой прием срабатывал даже в критической ситуации, например, когда у меня были спазмы в солнечном сплетении.

 

Теперь более конкретные записи по теме из моего дневника. Это своего рода протокол перехода из негатива в позитив в несколько сокращенном против исходного варианта виде:

20.02.99. 8-15. Сегодня пытался принудить себя к более веселому и радостному внутреннему расположению. Впечатление такое, как будто я пытался сдвинуть с места груженый состав. Потом этот "состав" все же несколько ослабил свой вес. Сначала подобное занятие воспринималось типично - как нечто противоестественное, затем проскользнуло и параллельное ощущение или мысль - вспомнилась чья-то фраза: "Негативная установка - это болезнь". В моем дневнике наверное найдется немало больных мыслей и сейчас я тоже может быть болен. Болен страхом перед жизнью, неудовлетворенностью и т.д. и т.п. Я стал ощущать себя жертвой, загнанной в угол своим возрастом, беспомощностью, обстоятельствами и т.д. Теперь - это как бы "родные" мои ощущения и мысли, оправданные и настроением окружающих меня людей. Вернее, они выглядят такими, когда я нахожусь в течении подобных мыслей и чувств, кстати, не очень типичных для того меня, каким я когда-то был.

 

12-00. Промелькнули разного рода "сверхполезные" мысли, но вспомнилось: "Не замени действия рассуждением о нем". Да и что тут рассуждать - я всего лишь настраиваю свой психический аппарат. А может быть это и есть контролируемая глупость по Карлосу Кастанеде: сначала позволить себе свалиться в задницу, а потом все же попытаться выбраться из нее. Ну а желаемый результат сегодняшних усилий - привести в рабочее состояние и себя свой аппарат, что пока не удается, - не вижу стимула, который бы "зажег" меня.

 

21.02.99. 9-50. С утра было обострение отрицательных реакций. Они "отдохнув" стали более отчетливо показывать текущий негатив. Было обычное желание все понять, осудить или оправдать. Потом эти "завихрения" несколько улеглись. Но я все равно оставался в круге внутренних впечатлений, где ничего положительного по большому счету не находил. Потом "придумал" (слова, как всегда, неточны), что можно обращать внимание на что-то внешнее (собственные движения, ощущения тела, погоду и т.д. и т.п.) и искать в этом что-то приятное. Тогда отражение внимания на настроение будет происходить от положительного объекта.

 

Что еще? Набирая этот текст, я не сразу осознал, что делаю это без очков. Что касается моих внутренних переживаний, то какие-то моменты создается впечатление, что их вроде бы и не было никогда. Так или иначе, но грубый метод принуждения к положительному настрою сработал лучше, чем "интеллектуальный" подход. И, что характерно, никаких особых психотехник при этом я не применял.

 

22-25. Моментами возникает вполне отчетливое впечатление, что вчера и даже сегодня утром я был просто больным человеком. То, что кажется "родным" с точки зрения одного состояния в другом настроении может выглядеть противоестественным.

 

Вчера я говорил о настройке психического аппарата, сегодня это уже более походило на чисто физиологический эффект, как если бы, скажем, с утра была простуда, а потом она вдруг прошла. Но употребленные здесь слова большого значения не имеют. Можно было бы об этом же сказать как-то еще, по другому. Например, так: вчера я вел борьбу с самим собою, а сегодня уже мог по своему выбору собою управлять. Сам факт положительного сдвига безусловен, а насколько он устойчив не могу сказать. Сегодня это выглядело так, как будто бы акт положительного сдвига определялся только активным желанием поддерживать и усиливать его, а "философия" была бы неуместной и могла бы только навредить. Еще Козьма Прутков сказал: "Если хочешь быть счастливым, будь им". Но с другой стороны, случившееся создает впечатление, что ничего особенного я с собой не делал, а со мной все это само произошло. Истина, наверное, посредине – что-то я пытался делать, а что-то уже происходило само собой.

 

Факты случились и я их записал. Записал не преувеличивая их и не обещая себе, что на подобное я буду способен всегда. Мог ли я достичь большего? Применительно к сегодняшнему дню похоже, что это так. Почему этого не сделал? - как всегда проявил непоследовательность и лень.

 

22.02.99. 6-40. Под утро приснился не очень хороший сон и плохое настроение (но не настолько плохое, как когда проснулся вчера) снова стало естественным для меня. Но пока писал эти строки, оно частично растворилось само по себе. Еще "для истории" могу сказать, что "внутренний голос" не всегда одинаково говорит: в одном настроении он говорит одно, в другом - нечто совершенно не похожее на то, что раньше говорил. У каждого настроения свой "внутренний голос". Можно еще сказать (вернее, повториться), что с какого-то момента выбранное настроение начинает само заявлять свои права и поддерживать себя. А еще может быть настроение, которое говорит, что любое философничание, в том числе и о том, что здесь записал, - это чушь.

 

Как бы то ни было, но можно отметить тот факт, что настроение можно выбирать (во всяком случае, иногда это удается). И умному человеку, исходя из этого знания и наблюдения, какого-то абсолютного значения своему текущему настроению действительно не стоит придавать. Вот об этом, если не ошибаюсь, и сказал последний "Внутренний Глас". И на какое-то мгновение я как будто осознал, что мой ВНУТРЕННИЙ ПЛЕН и моя зависимость от собственных несовершенств не столь уж жестоки, как до сих пор я это представлял.

 

Сегодня спал не более шести часов ("помешала" данная ранняя запись). Зрение как будто не стало лучше, чем вчера. Вот такие случились наблюдения над собой.

 

14-00. А впрочем... я доволен, что все это записал. Потому как быть довольным, - это мой сегодняшний крест. Может быть именно такого рода эксперимент дон Хуан и называл "неделанием" себя (это из книг Карлоса Кастанеды). Идея "делания" и "неделания" до сих пор еще, кажется, не доходила до моего понимания. Пока мы занимаемся переживанием и т.п., мы "делаем" себя. Например, я "делал" себя такого, каким я стал сейчас, но на пару дней я прекратил такое "безобразие" и этим "неделаю" себя. Те переходы из одного настроения в другое, что я проделал и испытал, сделали идею "делания-неделания" более очевидной. По Хуану Матусу своим "деланием" мы создаем не только себя, но и этот мир. Я бы сказал помягче : Своим "деланием" мы создаем описание того, как видим мир. Однако факт состоит в том, что то что мы "делаем" воздействует на нас.

 

О том, что есть "родное" или не "родное" для меня, я написал уже немало в "пасмурных" страницах дневника. Но возможность узнавать что-то новое - это, может быть, ведущая опора из генетически заложенных в меня опор. Сам факт приобретения нового знания это еще одна зацепка для оптимизма, которую "преподнес" сегодняшний день.

 

А в общем психика оказалась даже более парадоксальной "дамой", чем я ожидал. Я попробовал принудить себя к оптимизму, не требуя интеллектуальных объяснений, оправданий, мотиваций и т.п. А она в ответ все же "умудрилась" выдать свои аргументы и зацепки, на которые можно навесить оптимизм.

 

О "зацепках" и прочее я написал для "истории" и потому, что мне все это интересно, а не потому, что чувствую себя так, будто в данный момент они мне нужны. Впрочем, был непродолжительный момент, когда черное настроение вновь захватило меня. Так что "враг" мой не ушел, а спрятался внутри меня. Осталось еще сказать, что в нынешней истории возможно есть и "механистический" аспект работы мозга, отдохнувшего от психического давления, не прекращавшегося до сих пор.

 

Так произошло, и я это описал...

 

Еще запись, которую привожу в сокращенном варианте:

17.06.99: "11-00. Раньше я говорил о том, что окружающее не должно восприниматься как некий нонсенс и т.п. Сейчас я могу высказать более общее впечатление. Ощущение необыденности с отрицательным знаком, в чем бы это ни выражалось, - признак потери нормального функционирования человеческого существа, чему, при желании, возможно противостоять.

 

В одном настроении я вижу согретые солнцем облака, в другом - просто замечаю факт их существования. Это тоже имеет отношение к теме нормально-ненормально.

 

17-10. НЕ БУДУ НАВЯЗЫВАТЬ СЕБЕ СВОЙ ВЫБОР. Но для продолжения пути действия, если у меня будет к этому стремление, я вижу для себя на данный момент два варианта: принуждение к оптимизму и ПБ. То и другое желательно без длинных слов.

 

А пока для "ясности" избранную пару обозначим как ПО и ПБ. ПО и ПБ - путь оптимизма и путь блокирования. Вместе ПО+ПБ - это состояние без размышлений, но с положительными ощущениями.

 

19-50. Первое, что надо понять, это то, что ПО+ПД - не философия, не война с собой и даже не выбор отношения к этой жизни и т.д., и т.п., а лишь СОСТОЯНИЕ ПО+ПД. Как, скажем, сон это не философия и прочее, а только состояние сна. Что касается "улучшения" философии, то эта задача не исключается, но она не входит в собственные цели состояния ПО+ПБ. Всякие философствования в этом состоянии неприемлемы, чем бы они ни оправдывались или объяснялись, иначе это можно будет считать интеллектуальным действием, но не состоянием ПО+ПБ.

 

24.11.00. 8-10. Я пытался следовать ПО+ПБ, но не достиг состояния ПО+ПБ. И все же этой ночью меньше напоминал о себе дежурный страх и меньше было окрашенных в негативный цвет снов.

 

9-00. На какое-то время возникло впечатление, что мои философские построения не имеют собственного смысла. В них только тот смысл, который я им придаю.

 

13-30. Один из барьеров в следовании ПО+ПБ - "внутренний голос", порожденный состоянием, которое еще не ушло. Сложность в том, что какое-то время правота этого "голоса" кажется абсолютной, а попытки действовать вопреки ему - бессмысленными. Это впечатление, похоже, вызывается тем обстоятельством, что "внутренний голос" оперирует только той ограниченной наличностью аргументов, которая имеется в поле внутреннего видения в текущий момент.

 

Жесткость установки "делай и не рассуждай" возбудила вчерашний страх перед ПО+ПБ, о чем я упоминал. Сейчас этот страх ослаб, но что-то внутри еще противится принятию идеи "антифилософского" употребления ПО+ПБ. При попытках глубокого расслабления я тоже испытывал подобный страх. Так, в опытах со зрением я замечал, что именно "дежурный" страх устанавливал тот предел, до которого я мог расслаблять себя.

 

Я порой использую расслабление, чтобы углубить ПО, ослабив сковывающий страх, и наоборот. Но если страх способен устанавливать пределы для моих возможностей в расслаблении, то может быть он подобным образом устанавливает пределы и для всего функционирования моего существа?..

 

19-10. "Внутренний голос" уже несколько сменил свой скептический тон на обратный. В остальном сценарий в чем-то напоминает историю следования ПБ.

 

Еще одна короткая запись:

На какое-то время я вновь вернулся в ПО+ПБ. Как я это делаю? На принуждение это в данный момент не похоже. Это более похоже на расслабление. Но в общем-то это совершенно не важно на что это похоже. В другой момент все может выглядеть иначе. Важен лишь факт обращения к действию. И в этом самая важная тайна для идущего вперед. А не идущий может болтать о том как это действие совершать.

 

На этом заканчиваю данную статью. На пути действия, подчеркну это еще раз, самый важный фактор – само действие. В том числе это верно и при переходе из состояния негатива в позитив. Этому обстоятельству отвечает уже упоминавшийся ключевой афоризм из моего дневника: "Не замени действия рассуждением о нем".

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика